Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 12:57, реферат
17.1. Понятие качества образования
17.2. Особенности педагогического контроля усвоения содержания образования и оценка результатов образовательного процесса
17.3. Психологические отличия учебной оценки и отметки
17.4. Содержание, формы, методы и виды контроля качества образования (текущего, рубежного, итогового)
17.5. Психолого-педагогические особенности и проблемы проведения контрольных процедур
17.6. Рейтинговая система оценки достижений обучающихся
17.7. Педагогическое тестирование, преимущества и недостатки тестового контроля знаний
Представления об
эффективности педагогической
Когда говорят о социально-специфическом характере педагогической оценки, имеют в виду два обстоятельства:
Во-первых, то, что в условиях различных культур в системе обучения и воспитания отдается предпочтение разным видам педагогических оценок. В одном случае, например в современных обществах североамериканского и западноевропейского типа, наиболее действенными являются материальные стимулы; в условиях азиатских культур исламского направления - морально-религиозные стимулы; в некоторых других странах, например в Японии, социально-психологические стимулы (кроме традиционных материальных). Это же относится и к развиваемым у детей мотивам учения и воспитания.
Во-вторых, социально-специфический характер педагогической оценки проявляется в том, что такая оценка может быть различной по своей эффективности в зависимости от социальной ситуации, в которой она дается. Различные педагогические оценки, предлагаемые в разных ситуациях, могут обладать неодинаковой валентностью (ценностью, значимостью для ребенка) и с разной степенью вероятности вести к удовлетворению актуальных для него потребностей. Та педагогическая оценка, которая обладает в данной ситуации наибольшей валентностью и обеспечивает наивысшую вероятность достижения успеха, является предпочтительной в этой ситуации.
Следует помнить, что персональная значимость педагогической оценки со временем может меняться. Это происходит по крайней мере по двум причинам.
Прежде всего потому, что от ситуации к ситуации изменяется иерархия человеческих потребностей по мере их удовлетворения. Кроме того, с возрастом происходят существенные личностные изменения детей, и те оценки, которые раньше были значимыми для них, теряют свою стимулирующую роль, а вместо них на первое место выходят другие, которые более соответствуют возрастным интересам ребенка. Наконец, существуют индивидуальные различия между детьми, в силу которых то, что является стимулом для одного ребенка, может не быть им для другого.
Особое внимание
необходимо уделять повышению
роли социально-
Значимость социально-
Педагогическая оценка,
ее выбор и эффективность
Основные тенденции
возрастного изменения
С возрастом, во-первых, растет понимание необходимости приобретения новых знаний, умений и навыков.
Во-вторых, в детстве из года в год увеличивается значимость обладания определенными качествами личности.
В-третьих, по мере взросления, особенно в школьные годы, возрастает роль социально-психологических стимулов.
Наконец, в-четвертых, намечается тенденция постепенного перехода от ориентации на внешние к учету внутренних стимулов.
1. Педагогическая оценка как
фактор стимулирования учебно-
2. Виды педагогической оценки.
3. Социально-психологический характер педагогической оценки.
17.6. Рейтинговая
система оценки достижений
Особенности рейтинговой системы оценки знаний
Основные принципы системы рейтинговой оценки знаний
Особенности рейтинговой системы оценки знаний
Изменение образования в соответствие с современными запросами общества должно сопровождаться изменением стратегии обучения, и, соответственно, способов оценки достижений обучающихся. Другими словами, сегодня необходимо создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия.
Рейтинговая система
оценки знаний может
Данная система позволяет
возможность определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса;
возможность получить объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за все время обучения;
дифференцировать значимости оценок, полученных обучающимися за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, тренинг, домашняя, творческая и др. работы);
отражать текущей и итоговой оценкой количество вложенного учеником труда;
повысить объективность оценки знаний;
К НАЧАЛУ ПУНКТА
Основные принципы системы рейтинговой оценки
Рассмотрим основные принципы системы рейтинговой оценки.
Относительность оценки рейтинга: общее количество баллов по теме определяется в зависимости от отведенного на ее изучение часов, а также значимости данной темы по сравнению с другими.
Для определения рейтинга вводятся
обязательные и дополнительные баллы:
обязательными баллами
Рейтинговая система оценки знаний особенно хорошо работает в средних и старших классах средней школы, когда учебу школьники начинают рассматривать как способ проявить себя, выделиться, обратить на себя внимание. С помощью рейтинга всегда виден "статус-кво" данного ученика на фоне всего класса, и легко определить, как "близко" или "далеко" в данный момент времени до оценки в четверти или в году, на которую ученик рассчитывает.
Такая система
оценки позволяет ученику быть
более активным в учебной
В отечественной
педагогике этот метод
Демократизация и
гуманитаризация современного
Проблемы для обсуждения:
1. Возможности рейтинговой
2. Принципы рейтинговой оценки знаний.
К НАЧАЛУ ТЕМЫ
17.7. Педагогическое тестирование,
преимущества и недостатки
Тестирование как одна из форм контроля знаний
Виды тестового контроля знаний
Тестирование как одна из форм контроля знаний
Одна из важных задач квалиметрии
- быстрая и надежная оценка знаний
человека. Теория педагогических тестов
рассматривается как часть
Тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества. В этом смысле ни одна из известных форм контроля знаний учащихся с тестированием сравниться не может. Но и абсолютизировать возможности тестовой формы нет никаких оснований.
Применение диагностических
тестов в зарубежных школах
имеет давнюю историю.
1. Период поисков
(1900-1915 гг.). На этом этэпе происходило
осознание и первоначальное
2. Последующие 15 лет - годы "бума" в развитии школьного тестирования, когда было разработано и внедрено множество тестов. Это привело к окончательному осмыслению роли и места тестирования, возможностей и ограничений.
3. С 1931 г. начинается
современный этап развития
После известного
постановления ЦК ВКП(б) "О педологических
извращениях в системе
В школах развитых
стран внедрение и
К НАЧАЛУ ПУНКТА
Виды тестового контроля знаний
При подготовке материалов для тестового контроля необходимо придерживаться следующих основных правил:
Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися.
Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными.
Информация о работе Педагогический контроль и оценка качества образования