Педагогический такт как основа педагогического общения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 13:25, реферат
Описание работы
Цель реферата - раскрыть сущность понятия педагогического такта. Структура реферата состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. Во введении обосновывается актуальность темы реферата и его основные параметры. В основной части раскрывается тема реферата. В заключении приведены основные выводы реферата.
Содержание работы
Введение……………………………………………………………………….2I Педагогический такт и его сущность .…………………………………..3-5 1.1Педагогический такт на уроке. .…………………..................................5-6 1.2Признаки и элементы педагогического такта………………………... 6-7 II Стиль общения педагога как выражение педагогического такта…………………………………………………………………………8-9 2.1Функции и структура педагогического общения……………………9-12 Заключение…………………………………………………………………..13 Список литературы………………………………………………………….14
Стиль общения педагога
с учащимися — это категория социальная
и нравственная. Он формируется под воздействием
многих факторов и зависит:
-от психического склада
человека,
-его ценностных ориентации,
-уровня образования
и общей культуры,
-влияния ближайшего
социального окружения (семья, друзья),
-авторитета людей
(более опытных педагогов), оказавших наибольшее
воздействие на процесс становления педагога.
Традиционно выделяют
три основных стиля управления и общения:
авторитарный, демократический, либеральный.
Попытаемся кратко воссоздать портрет
педагога каждого типа, увидеть плюсы
и минусы его общения с учащимися.
Авторитарный стиль
подразумевает:
- взгляд на ученика
как на объект педагогического воздействия,
а не как на равноправного партнера по
общению,
- стремление утвердить
в жизни детского коллектива законы нормативного
поведения,
- все функции в управлении
ученическим коллективом сосредотачивает
в своих руках,
- отсутствие гибкости,
веры в возможности гуманной педагогики,
- предпочитает такие
методы воздействия, как приказ, инструкция,
выговор, угроза, благодарность.
Следствие: учащиеся
постоянно испытывают эмоциональный дискомфорт;
тратят свои силы на психологическую защиту
от педагога, а не на учебный процесс; в
коллективе существует двойное общественное
мнение, отсутствует доверительность.
Отрицательный нравственный опыт учащихся,
который является результатом авторитарного
стиля общения педагога, не могут перестроить
даже самые отзывчивые педагоги. Воспитанники
теряют веру в справедливость своих наставников.
Либеральный стиль:
-такой учитель слабо
адаптируется к педагогическому труду,
- неорганизованность,
неуверенность в принятии решений, отказ
от волевых решений,
- почти полное невмешательство
педагога в организацию воспитательного
процесса,
- ограничивается убеждениями,
отсутствие должной требовательности.
Следствие: в коллективе
образуются группировки, порой негативно
настроенные друг к другу; отсутствует
сплоченность в ученическом коллективе,
эмоциональная удовлетворенность от общения.
Демократический стиль:
- наиболее благоприятен
для организации воспитательно-образовательного
процесса;
-высокая культура
педагогического общения (в учениках ценит
нравственную направленность: ответственность,
честность, добросовестность, доброжелательность);
-интерес к познанию
учащегося (изучение его склонностей,
способностей);
-умеет понять проблемы,
настроения, стремления и ориентации воспитанников;
-отдает предпочтение
таким методам, как поощрение, убеждение,
авансирование личности, успокаивающее
замечание и др.
Следствие: учащиеся
приобретают веру в себя, в свои возможности;
формируются верные нравственные ориентиры;
в коллективе складывается благоприятный
психологический климат, учащиеся доброжелательно
относятся друг к другу.
Педагог в процессе
учебной деятельности всегда вырабатывает
индивидуальный стиль общения с учащимися.
Представители «чистых» стилей встречаются
крайне редко. В зависимости от ситуации
педагог может менять стилевой рисунок
своего поведения, но в целом он сохраняет
тот стиль, который формировался у него
на протяжении ряда лет педагогической
деятельности. От выбранного стиля поведения
часто зависит этика педагогического
общения, а, следовательно, и педагогический
такт.
2.1Функции
и структура педагогического общения.
Каждый, кто выбирает
профессию педагога, берет на себя ответственность
за тех, кого он будет «учить» и «воспитывать»,
вместе с тем отвечая за самого себя, свою
профессиональную подготовку, свое право
быть Педагогом, Учителем, Воспитателем.
Достойное выполнение профессионального
педагогического долга требует от человека
принятия ряда обязательств: объективно
оценивать собственные возможности; владеть
общей культурой интеллектуальной деятельности
(мышления, памяти, восприятия, представления,
внимания), культурой поведения, общения;
уважать, знать и понимать ученика, являясь
организатором учебной деятельности обучаемых,
выступая в качестве партнера и человека,
облегчающего педагогическое общение.
Сущность и особенности
педагогического общения раскрываются
в трудах педагогов и психологов А.А. Бодалева,
А.А. Леонтьева, Н.В. Кузьминой, В.А. Кан-Калика,
Я.Л. Коломинского, II.А.Зимней, А.А. Реана
и других.
Профессионально-педагогическое
общение, как утверждает Д.А. Лобанов, представляет
собой взаимодействие учителя-воспитателя
со своими коллегами, учащимися и их родителями,
с представителями органов управления
образованием и общественности, осуществляемое
в сфере его профессиональной деятельности;
оно выходит за пределы контакта «учитель—ученик»
и предполагает взаимодействие педагога
с другими субъектами педагогического
процесса.
«Педагогическое общение,
— отмечает А.А.Леонтьев, профессиональное
общение преподавателя с учащимися на
уроке или вне его (в процессах обучения
и воспитания), имеющее определённые педагогические
функции и направленное (если оно полноценное
и оптимальное) на создание благоприятного
психологического климата, а также на
другого рода психологическую оптимизацию
учебной деятельности и отношений между
педагогом и учащимися и внутри ученического
коллектива».
Педагогическое общение,
по утверждению М.В. Булановой-Топорковой,
это совокупность средств и методов, обеспечивающих
реализацию целей и задач воспитания и
обучения и определяющий характер взаимодействия
педагога и учащихся.
Таким образом, педагогическое
общение — это специфическая фирма общения,
имеющая свои особенности и в то же время
подчиняющаяся общим психологическим
закономерностям, присущим общению как
форме взаимодействия человека с другими
людьми.
В педагогическом процессе
реализуются коммуникативная, интерактивная
и перцептивная функции, несущие в себе
основные черты человеческого общения.
Функции
общения:
Педагогическое общение,
по утверждению А.А. Лобанова, выполняет
практически все основные функции общения,
реализующиеся в повседневной жизни человека,
и в то же время функции педагогического
общения имеют только им присущие отличительные
особенности.
Информационная функция заключается
в передаче через общение определенной
информации житейского, учебно-методического,
поискового, научно-исследовательского
и иного характера Реализация этой функции
способствует трансформации накопленного
жизненного опыта, научных знаний, обеспечивает
процесс приобщения личности к материальным
и духовным ценностям общества. В процессе
обучения учитель выступает перед, учащимися
как один из основных источников учебной
информации в конкретной области науки,
литературы, искусства или практической
деятельности. Поэтому общение с учителем
способствует трансформации соответствующей
информации учащимся.
Воспитательная функция педагогического
общения занимает центральное место в
деятельности педагога, она предполагает
приобщение учащегося к системе духовных
ценностей, культуре общения с людьми.
Познание людьми друг друга.
Педагогу необходимо знать индивидуальные
качества; свойства физического, интеллектуального,
эмоционального и нравственного развития
каждого ученика, мотивацию к учению и
труду; отношение к людям и самому себе.
Но и учащимся также небезразлично, кто
работает с ними, что представляет собой
учитель как специалист и человек. Для
них важно, кто и как общается с ними. Ведь
именно через общение и совместную деятельность
педагог и воспитанники познают друг друга.
Организация и обслуживание
той или иной предметной деятельности:
учебной, производственной, научной, познавательной,
игровой. Вплетенное в конкретный вид
деятельности общение выступает способом
ее организации. Через него педагог получает
информацию об эффективности организации
познавательной практической деятельности
учеников. Поэтому в педагогическом процессе
общение играет особую роль: даже обслуживая
какую-либо главную деятельность и как
бы выполняя вспомогательную роль, оно
существенно влияет на качество этой деятельности.
Реализация потребности в контакте
с другим человеком. Люди ищут в общении
возможности снять с себя психическое
напряжение, вызываемое состоянием одиночества
и разобщенности, поделиться с другим
человеком своими радостями или заботами.
Приобщение партнера к опыту
и ценностям инициатора общения. Это особенно
характерно для общения родителей и детей,
учителей и учащихся, преподавателей и
студентов. Миссия родителей и педагогов
заключается в том, чтобы помочь детям
и ученикам приобщиться к их взглядам,
убеждениям, нравственным норам, т.е. к
тому, что является ценностями жизни взрослых.
Современные школьники порой лучше взрослых
знают радиотехнику, владеют иностранными
языками, умеют работать на персональном
компьютере, добиваются высоких результатов
в спорте и искусстве. В силу этого они
способны поделиться со своими наставниками
специальными знаниями и умениями, соответствующим
опытом, передать им свою систему ценностей.
Мудрые родители и педагоги с большим
интересом принимают на себя роль учеников
своих детей, понимая, что благодаря этому
между ними возникают дополнительные
«точки соприкосновения».
Приобщение инициатора общения
к ценностям партнера. Данный процесс
представляет собой самовоспитание, т.е.
это процесс самоформирования инициатора
общения, процесс созидания собственного
«Я» через ориентацию на ценности другого
человека.
Открытие ребенка на общение
— эту функцию педагогического общения
выделяют в своих работах по педагогической
технологии В. Ю.Питюков и Н.Е.Щуркова.
Она проявляется в том, чтобы пробудить
у ребенка желание к общению, снять психологические
зажимы, избавить его от страха перед неизвестностью,
повысить самооценку и уверенность в себе,
а также убедить в положительном отношении
к нему другого человека, в частности учителя.
Реализация этой функции
связана с умением педагога «подать с
детям, продемонстрировать свое расположение
к ним, убедить в своих мирных намерениях
и благородных помыслах.
Функция соучастия
помогает поддерживать партнера (в частности,
ученика) в его выходе на общение. Важно
уметь проявить интерес к ученику, научиться
слышать своего собеседника, предложить
ему свою помощь. Через соучастие учителю
удается лучше понять внутренний мир ученика,
для которого порой приходится раскрывать
свой внутренний мир, транслировать ему
свое «Я».
Возвышение личности
ученика. Реализация этой функции предполагает
оказание такого влияния на воспитанника,
которое способствует его восхождению
к духовным новообразованиям. В результате
общения с педагогом у школьника должно
появиться желание стать добрее, решительнее,
внимательнее к окружающим людям, стремление
обладать многими другими положительными
качествами и чертами характера.
Таким образом, в общении
реализуется множество различных функций,
каждая из которых имеет важное значение
в профессиональной деятельности педагога.
Заключение:
Изучив педагогический такт
как основу педагогического общения, можно
сделать следующие выводы:
1. Педагогический такт
является многоплановым процессом,
включающим в себя множество различных
компонентов, таких как педагогическое
общение, организация педагогической
деятельности, личностные качества педагога,
его умения, знания и навыки, эмпатичность
к
учащимся, моральные нормы педагога
и т.д.
2. Одними из существенных
компонентов педагогического такта
является отношение к ученику как к субъекту
деятельности. Восприятие ученика как
личности, заслуживающей уважения и принятия
педагогом.
3. Успешность в приобретении
мастерства педагогом, непосредственно
связана с тем, насколько педагог
придерживается педагогического такта,
поскольку педагогический такт подразумевает
под собой следование моральным нормам
и эффективным качествам педагога.
4. Рассмотрев различные
виды педагогических стилей, можно
сделать
вывод, что наиболее приемлемым
в педагогическом такте является демократический
стиль общения педагога с учениками.
5. Таким образом, педагогическим
тактом является чувство меры
в поведении и действиях учителя, включающее
в себя высокую гуманность, уважение достоинства
ученика, справедливость, выдержку и самообладание
в отношениях с детьми, родителями, коллегами
по труду.
Список литературы:
1.Азаров Ю.П. Тайны педагогического
мастерства: учебное пособие. – М., 2004.
2.Андриади И.П. Основы педагогического
мастерства: учебное пособие для студентов
средних педагогических учебных заведений.
– М.: Академия, 1999.
3.Леонтьев А.А. Педагогическое
общение. – М.: Школа, 1997.
4.Педагогика : учебное пособие
для студентов педагогических учебных
заведений / под ред. В.А. Сластенина. –
М.,1998.
5.Борисова Л.В., Коджаспирова Г.М. (ред.)
Педагогическая практика в начальной
школе. М.: Академия, 2008. 272 с.
3. Сластенина В.А. Профессиональная
культура учителя. М.:Владос, 2007. 321 с.
4. Смирнов С.А. Педагогика
педагогические теории, системы, технологии.
М. Академия. 2009. 209 с.
5. Ушинский К. Д. Педагогические
сочинения: В 6 т. М.: Педагогика, 1989.
6. Харламов И.Ф. Педагогика.
М.: Гардарики, 1999. – 520 с.