Педагогическое общение (коммуникативные, интерактивные и перцептивные компоненты общения)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 07:56, реферат

Описание работы

Общение - одна из распространенных категорий, получивших описание в философской, социологической и психолого-педагогической литературе. Поскольку каждая из этих наук рассматривает феномен общения с различных позиций, то смыслы, которые вкладываются в понятие "общение", могут отличаться. Очевидно, что педагогическое общение как феномен учебно-воспитательного процесса существует столько, сколько существует школа как социальный институт по обучению и воспитанию людей. Везде, где хотя бы один человек начинает взаимодействовать с другим человеком (или группой людей) как учитель - ученик или воспитатель - воспитанник, там непременно возникают проблемы педагогического общения.

Содержание работы

Введение
Общая характеристика педагогического общения
Основные компоненты педагогического общения
Коммуникативная сторона общения
Интерактивная сторона общения
Перцептивная сторона общения
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 30.29 Кб (Скачать файл)

Тема: «Педагогическое общение

(коммуникативные,  интерактивные и перцептивные компоненты общения)»

 

 

Содержание

Введение

  1. Общая характеристика педагогического общения
  2. Основные компоненты педагогического общения
    1. Коммуникативная сторона общения
    2. Интерактивная сторона общения
    3. Перцептивная сторона общения

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Общение - одна из распространенных категорий, получивших описание в философской, социологической и психолого-педагогической литературе. Поскольку каждая из этих наук рассматривает феномен общения  с различных позиций, то смыслы, которые  вкладываются в понятие "общение", могут отличаться.

Очевидно, что педагогическое общение как феномен учебно-воспитательного  процесса существует столько, сколько  существует школа как социальный институт по обучению и воспитанию людей. Везде, где хотя бы один человек  начинает взаимодействовать с другим человеком (или группой людей) как  учитель - ученик или воспитатель - воспитанник, там непременно возникают проблемы педагогического общения.

Однако понятия "педагогическое общение", "профессионально-педагогическое общение" стали предметом специальных  научно-педагогических исследований сравнительно недавно - в 70 - 80-е гг. XX в.

Видимо, "общение" как  житейское понятие и "общение" как психолого-педагогическое понятие  не совпадают по своему значению, что  в определенной степени усложняет  изучение этого феномена.

 

 

 

    1. Общая характеристика педагогического общения

Общение является чрезвычайно  сложным и емким понятием. Часто  оно трактуется как взаимодействие двух и более людей с целью  установления и поддержания межличностных  отношений, достижения общего результата совместной деятельности.  Общение является достаточно многогранным явлением. Оно представляет собой и отношение людей к друг к другу, и их взаимодействие, и обмен информацией между ними, их духовное взаимопроникновение. Аспект личностного отношения - лишь один из компонентов, одна из граней этого явления.

Педагогическое общение - специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе. Часто педагогическое общение определяется в психологии как взаимодействие субъектов педагогического процесса, осуществляемое знаковыми средствами и направленное на значимые изменения свойств, состояний, поведения и личностно-смысловых образований партнеров. Общение - неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения и воспитания.  
          В психолого-педагогической литературе существуют разные трактовки педагогического общения. Приведем некоторые из них. Например,  А.Н.Леонтьев педагогическое общение определяет как "профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива". И.А. Зимняя обращает внимание на то, что педагогическое общение "как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся".[2] 
          Педагогическое  общение является основной формой осуществления педагогического процесса. Его продуктивность определяется, прежде всего, целями и ценностями общения, которые должны быть приняты всеми субъектами педагогического процесса в качестве императива их индивидуального поведения. Можно выделить соответствующие уровни педагогического общения. 
          Основная цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от педагога учащимся, так и в обмене личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом. В общении происходит становление (т.е. возникновение новых свойств и качеств) индивидуальности как учащихся, так и педагогов.

Педагогическое общение  создает условия для реализации потенциальных сущностных сил субъектов  педагогического процесса. 
          Высшая ценность педагогического общения - индивидуальность педагога и учащегося. Собственное достоинство и честь педагога, достоинство и честь учащихся - важнейшая ценность педагогического общения. 

 

    1. Основные компоненты педагогического общения
      1. Коммуникативная сторона общения

Коммуникативный аспект общения, прежде всего, связан с обменом информацией. "Коммуникация есть информационная связь субъекта с тем или иным объектом - человеком, животным, машиной. Она выражается в том, что субъект передает некую информацию (знания, идеи, деловые сообщения, фактические сведения, указания, приказания и т.п.), которую получатель должен всего-навсего принять, понять (правильно декодировать), хорошо усвоить и в соответствии с этим поступать" [1, с. 82].

Однако если мы будем сводить  коммуникацию в общении лишь к  обмену информацией, то тем самым  будем отождествлять человека с  магнитофоном или компьютером, передающим и принимающим определенные порции информации в виде электромагнитных сигналов.

В коммуникативном процессе между людьми происходит не просто движение информации, а активный обмен  ею, при котором особую роль играет значимость того или иного сообщения. Ведь обмен сообщениями происходит не "просто так", а ради достижения каких-то целей, удовлетворения тех  или иных потребностей партнеров  по общению. Например, в процессе обучения учитель стремится не просто послать  информацию своим ученикам, а непременно заботится о том, чтобы эта  информация была интересна и значима  для них, чтобы каждый из сидящих  в классе учеников понял, осмыслил ее и вследствие этого поднялся в  своем интеллектуальном или нравственном развитии на более высокую ступеньку. Эффективность коммуникации определяется именно тем, насколько это удается.

Общение, будучи сложным  социально-психологическим процессом, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный — от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. 

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл общения (при условии высокой степени общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса).

Итак, вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы  человеческую речь. При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование  информации. Коммуникатор в процессе говорения кодирует информацию, а  реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.

Речь приобретает значение, когда включена в систему деятельности. Это включение обязательно дополняется употребление неречевых знаковых систем.

Невербальная коммуникация включает в себя следующие основные знаковые системы: оптико-кинетическую, пара- и экстралингвистическую, организацию пространства и времени коммуникативного процесса, визуальный контакт.   

Оптико-кинетическая    система включает жесты, мимику, пантомимику. Наука мимика изучает движение мышц     лица, жестика исследует жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика изучает моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку и т.д.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков также представляют собой “добавки” к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система — это система вокализации (качество голоса, его диапазон, тональность). Экстралингвистическая система — это включение в речь пауз, других вкраплений (покашливания, плач, смех и т.д.). Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию “околоречевыми” приемами.

Пространство и время организации коммуникативного процесса также выступают в качестве знаковой системы и несут определенную смысловую нагрузку. Наука, занимающаяся пространственной и временной организацией общения, называется проксемика. 

Визуальный контакт или “контакт глаз” является исключительно важным элементом общения. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, их длительность, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т. д.

В невербальной коммуникации вся совокупность средств призвана выполнять следующие      функции: дополнение речи, репрезентация (передача) эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу. 

 

      1. Интерактивная сторона общения

Интерактивный аспект общения представляет собой взаимодействие (и воздействие) людей друг с другом в процессе межличностных отношений. Действие является одним из главных компонентов общения. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг    друга: поступок индивида А, изменяющий поведение индивида В, вызывает со стороны последнего ответные реакции, которые, в свою очередь, воздействуют на поведение А.                                                                                         

Наиболее распространенным является деление всех взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Кроме кооперации говорят также о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т.д. За всеми этими понятиями ясно виден принцип различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются “позитивными” с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе “расшатывающие” совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствие для нее.

Интерактивная сторона общения  проявляется не только через обмен  информацией, но и через усилия людей  по организации совместных действий, позволяющих партнерам организовывать какую-либо совместную деятельность. Например, классный руководитель предлагает учащимся своего класса принять участие в  озеленении территории школы, а затем  вместе с учениками включается в работу: привозит саженцы, высаживает их в землю, поливает.

Совместная деятельность и общение протекает в условиях социального контроля на основе социальных норм. Обращение людей к социальным нормам делает их ответственными за их поведение, позволяет регулировать действия и поступки; оценивая их как  соответствующие или несоответствующие  этим нормам. Ориентируясь на нормы, человек  соотносит формы своего поведения  с эталонами, отбирает нужные и, таким  образом, регулирует свои отношения  с другими людьми. Каждая роль (нормативно одобряемый образец поведения), в  которую вступает субъект, должна отвечать совершенно определенным требованиям  и ожиданиям окружающих.

 

      1. Перцептивная сторона общения

Перцептивный аспект общения включает в себя процесс восприятия и понимания другого человека, формирования его образа. "В повседневной жизни, - отмечает С.Л. Рубинштейн, - общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы "читаем" его, т.е. расшифровываем значение его внешних данных - раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это "чтение" протекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими нас людьми вырабатывается определенный, более или менее автоматически функционирующий подтекст к их поведению".

Впечатление, которое возникает  при этом, играет важную регулятивную роль в общении. В ходе познания другого  человека одновременно осуществляется и эмоциональная оценка, и попытка  понять строй его поступков. На этом основывается стратегия изменения  его поведения и построение стратегии  собственного поведения.

В процесс общения включены, как минимум, два человека, каждый из которых является активным субъектом. При построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в  расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Каждый из партнеров уподобляет себя другому. Анализ осознания себя через другого включает в себя две стороны: идентификацию и рефлексию.   

Идентификация — это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта. Люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на попытке поставить себя на его место.   

Экспериментально установлена  тесная связь между идентификацией и эмпатией. Г. М. Андреева отмечает, что “механизм эмпатии … сходен с механизмом идентификации: там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения,… Однако… если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот другой. Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить совсем по иному”. [1, с.122]   

Рефлексия — это еще один механизм понимания другого человека. В психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

Большое значение для более  глубокого понимания того, как  люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление каузальной атрибуции. В обыденной жизни люди, как правило, не зная истинных причин поведения другого человека в условиях дефицита информации, начинают приписывать друг другу причины поведения. Такое приписывание причин поведения другому человеку и называется каузальной атрибуцией. Г.М.Андреева пишет: “Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения, и тогда это задача научной психологии. Но в обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения или какие-то более общие характеристики” [1,с. 117]

Общение, как было показано, не может быть сведено к простой  передаче информации. Для того чтобы  быть успешным, оно обязательно предполагает обратную связь — получение субъектом  информации о результатах взаимодействия. Отдельные черты физического  облика человека (лицо, руки, плечи), позы, жесты, интонации выступают как  носители информации, которую следует  принимать во внимание при общении. Особенно информативным носителем  сигналов обратной связи оказывается  лицо собеседника или слушателя. Часто достаточно полное представление  о восприятии субъекта дают его поступки.    

Информация о работе Педагогическое общение (коммуникативные, интерактивные и перцептивные компоненты общения)