Педагогическое внушение как средство повышения эффективности спортивной подготовки юных самбистов 12-14 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

^ Цель исследования: выявить, определить и обосновать возможность применения педагогического внушения как средства повышения эффективности спортивной подготовки юных самбистов.
^ Объект исследования: процесс спортивной подготовки юных самбистов 12-14 лет.
Предмет исследования: возможности педагогического внушения как средства повышения эффективности спортивной подготовки юных самбистов.

Файлы: 1 файл

Актуальность темы исследования.docx

— 114.24 Кб (Скачать файл)

 
Динамика показателей  психического состояния юных самбистов  экспериментальной группы (16 человек) с применением педагогического  внушения перед выполнением упражнений на развитие силовых качеств  

 
психическое состояние /ЧСС

 
Исход.

 
Конеч.

 

 
увелич

 
t

 
P

 
X1±m1

 
X2±m2

 
«Настроение»

 
47,2±1,8

 
79,9±2,1

 
41,1 

 
12,1

 
<0,01

 
«Желание соревноваться»

 
48,5±1,7

 
80,2±1,8

 
39,6 

 
12,5

 
<0,01

 
«Готовность к высшим достижениям»

 
46,1±1,9

 
80,9±1,9

 
43,1

 
12,9

 
<0,01

 
«Значимость предстоящей деятельности»

 
47,8±1,7

 
79,8±2,1

 
40,2

 
11,9

 
<0,01

 
«Уверенность в себе»

 
49,5±1,7

 
81,8±1,9

 
39,5

 
12,3

 
<0,01

 
ЧСС. уд. в мин.

 
12,5±0,2

 
12,7±0,2

 
2,1

 
1,1

 
>0,05


 
 
«Настроение» до внушающего воздействия  было 47,2 ± 1,8, после - 79,9±2,1 при значимом различии (р<0,01). Компонент «желание соревноваться» увеличился с 48,5±1,7 до 80,2±1,8 после внушающего воздействия (р<0,01). «Готовность к высшим достижениям» имела значение до внушающего воздействия - 46,1±1,9, после внушающего воздействия - 80,9±1,9. Эти изменения также значимы (р<0,01). В компоненте «значимость предстоящей деятельности» выявлена следующая динамика. До внушающего воздействия оценка была 47,8±1,7, а после - 79,8±2,1 при значимом различии (р<0,01). «Уверенность в себе» у спортсменов увеличилась с 49,5±1,7 до 81,8±1,9 (р<0,01). Частота сердечных сокращений изменилась с 12,5±0,2 уд. мин. (за 10 секунд), до 12,7 ±0,2 уд. мин. (р>0,05). 
 
Психическое состояние изменяется в положительную сторону в субъективных компонентах перед тестовыми упражнениями, направленными также и на проявления выносливости скоростных и координационных способностей, что говорит в пользу педагогического внушения в процессе подготовки юных самбистов. 
 
Для анализа нервно-психического напряжения мы использовали опросник Т.А. Немчина, который позволял оценить выраженность НПН со стороны нервно-психической, сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной, дыхательной, выделительной систем, опорно-двигательного аппарата и других органов и функций организма. Результаты самонаблюдения спортсмена сравнивались с результатами наблюдений тренера. 
 
Распределение участников эксперимента по группам в зависимости от показателей НПН отражено в таблице 6.  
 
Таблица 6 
 
^ Показатели влияния педагогического внушения 
 
на нервно-психическое напряжение юных самбистов 12-14 лет (%) (экспериментальная группа-16, контрольная группа-18 человек) 

 
Степень НПН

 
Экспериментальная группа (n=16)

 
Контрольная группа (n=18)

 
Исход.

 
Конеч.

 
Исход.

 
Конеч.

 
Данное состояние отсутствует

 
12,5

 
25

 
11,1

 
11,1

 
Низкая выраженность НПН

 
25,0

 
43,8

 
27,8

 
22,2

 
Средние показатели НПН

 
56,3

 
25,0

 
50

 
38,9

 
Выраженность НПН выше среднего

 
6,2

 
6,2

 
11,1

 
16,7

 
НПН максимально выражено

 
-

 
-

 
-

 
11,1


 
 
После 8 месяцев тренировок с использованием разработанной методики педагогического внушения в структуре тренировочных занятий у юных самбистов экспериментальной группы обнаружены достоверные значительные изменения в сравнении с показателями контрольной группы в степени выраженности НПН. Кроме того, в контрольной группе нами было зафиксировано значительное увеличение НПН в предсоревновательный период, а также при проведении контрольных тренировок по модели соревнований, что позволяет говорить о недостаточном уровне подготовленности к предстоящей деятельности 
 
Таким образом, мы можем заключить, что применение в процессе спортивной подготовки приемов преднамеренного педагогического внушения способствуют формированию таких качеств юного самбиста как самообладание, эмоциональная устойчивость, способность длительное время сосредоточиваться, быстро принимать правильные решения.  
 
Положительные качественные и количественные изменения в уровне спортивной подготовки юных самбистов, произошедшие в результате экспериментальной работы, позволяют предположить, что разработанная нами методика применения педагогического внушения в тренировочном процессе показала себя достаточно результативной.  
 
В заключение диссертации сформулированы выводы: 
 
1. Содержание формул словесного гетеровоздействия, содержащихся в педагогическом внушении, подбирается в соответствии со структурой и содержанием учебно-тренировочного занятия, содействует мотивации и позитивному психическому состоянию юных самбистов; 
 
2. Реализация педагогического внушения в учебно-тренировочном процессе юных самбистов 12-14 лет, позволяет существенно оптимизировать психоэмоциональное состояние занимающихся, что создает дополнительные резервы для роста их спортивно-технических результатов; 
 
3. Наиболее целесообразным и эффективным представляется нам использование в учебно-тренировочном процессе юных самбистов 12-14 лет структуры словесного гетеровоздействия, включающей две части. Первая часть вербального воздействия направлена на создание необходимого психофизического состояния, вторая часть - на готовность спортсмена выполнять предстоящую задачу; 
 
4. Формулы педагогического внушения необходимо синтезировать с психологическими методиками: идеомоторной тренировкой, самовнушением; 
 
5. Применение методов педагогического внушения, самовнушения, идеомоторной тренировки в процессе спортивной подготовки юных самбистов 12-14 лет, позволяет значительно повысить их уровень физической подготовленности, физической работоспособности и психической устойчивости; 
 
6. Целенаправленное использование педагогического внушения в процессе спортивной подготовки юных самбистов 12-14 лет способствует автоматизации технических действий, влияет на качество оценки выполняемых бросков во время тренировок и соревнований, что благоприятно сказывается на росте спортивных результатов; 
 
7. Проведенный нами корреляционный анализ указывает на тесную взаимосвязь педагогического внушения с ростом физической и технической подготовленности, что говорит о высоких потенциальных возможностях использования педагогического внушения в учебно-тренировочном процессе юных самбистов 12-14 лет.  
 
Данное исследование не исчерпывает полноты решения проблемы, и дальнейшее исследование может быть сосредоточено на разработке комплексного применения педагогического внушения, на более глубоком изучении его влияния в соревновательной деятельности в целях развития личности спортсмена.


Информация о работе Педагогическое внушение как средство повышения эффективности спортивной подготовки юных самбистов 12-14 лет