Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 14:40, курсовая работа
^ Цель исследования: выявить, определить и обосновать возможность применения педагогического внушения как средства повышения эффективности спортивной подготовки юных самбистов.
^ Объект исследования: процесс спортивной подготовки юных самбистов 12-14 лет.
Предмет исследования: возможности педагогического внушения как средства повышения эффективности спортивной подготовки юных самбистов.
Динамика показателей
психического состояния юных самбистов
экспериментальной группы (16 человек)
с применением педагогического
внушения перед выполнением упражнений
на развитие силовых качеств
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Настроение» до внушающего воздействия
было 47,2 ± 1,8, после - 79,9±2,1 при значимом
различии (р<0,01). Компонент «желание соревноваться»
увеличился с 48,5±1,7 до 80,2±1,8 после внушающего
воздействия (р<0,01). «Готовность к высшим
достижениям» имела значение до внушающего
воздействия - 46,1±1,9, после внушающего
воздействия - 80,9±1,9. Эти изменения также
значимы (р<0,01). В компоненте «значимость
предстоящей деятельности» выявлена следующая
динамика. До внушающего воздействия оценка
была 47,8±1,7, а после - 79,8±2,1 при значимом
различии (р<0,01). «Уверенность в себе»
у спортсменов увеличилась с 49,5±1,7 до 81,8±1,9
(р<0,01). Частота сердечных сокращений
изменилась с 12,5±0,2 уд. мин. (за 10 секунд),
до 12,7 ±0,2 уд. мин. (р>0,05).
Психическое состояние изменяется в положительную
сторону в субъективных компонентах перед
тестовыми упражнениями, направленными
также и на проявления выносливости скоростных
и координационных способностей, что говорит
в пользу педагогического внушения в процессе
подготовки юных самбистов.
Для анализа нервно-психического напряжения
мы использовали опросник Т.А. Немчина,
который позволял оценить выраженность
НПН со стороны нервно-психической, сердечно-сосудистой,
желудочно-кишечной, дыхательной, выделительной
систем, опорно-двигательного аппарата
и других органов и функций организма.
Результаты самонаблюдения спортсмена
сравнивались с результатами наблюдений
тренера.
Распределение участников эксперимента
по группам в зависимости от показателей
НПН отражено в таблице 6.
Таблица 6
^ Показатели влияния
педагогического внушения
на нервно-психическое
напряжение юных самбистов 12-14 лет (%) (экспериментальная
группа-16, контрольная группа-18 человек)
|
|
| ||
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
После 8 месяцев тренировок с использованием
разработанной методики педагогического
внушения в структуре тренировочных занятий
у юных самбистов экспериментальной группы
обнаружены достоверные значительные
изменения в сравнении с показателями
контрольной группы в степени выраженности
НПН. Кроме того, в контрольной группе
нами было зафиксировано значительное
увеличение НПН в предсоревновательный
период, а также при проведении контрольных
тренировок по модели соревнований, что
позволяет говорить о недостаточном уровне
подготовленности к предстоящей деятельности
Таким образом, мы можем заключить, что
применение в процессе спортивной подготовки
приемов преднамеренного педагогического
внушения способствуют формированию таких
качеств юного самбиста как самообладание,
эмоциональная устойчивость, способность
длительное время сосредоточиваться,
быстро принимать правильные решения.
Положительные качественные и количественные
изменения в уровне спортивной подготовки
юных самбистов, произошедшие в результате
экспериментальной работы, позволяют
предположить, что разработанная нами
методика применения педагогического
внушения в тренировочном процессе показала
себя достаточно результативной.
В заключение диссертации сформулированы выводы:
1. Содержание формул словесного гетеровоздействия,
содержащихся в педагогическом внушении,
подбирается в соответствии со структурой
и содержанием учебно-тренировочного
занятия, содействует мотивации и позитивному
психическому состоянию юных самбистов;
2. Реализация педагогического внушения
в учебно-тренировочном процессе юных
самбистов 12-14 лет, позволяет существенно
оптимизировать психоэмоциональное состояние
занимающихся, что создает дополнительные
резервы для роста их спортивно-технических
результатов;
3. Наиболее целесообразным и эффективным
представляется нам использование в учебно-тренировочном
процессе юных самбистов 12-14 лет структуры
словесного гетеровоздействия, включающей
две части. Первая часть вербального воздействия
направлена на создание необходимого
психофизического состояния, вторая часть
- на готовность спортсмена выполнять
предстоящую задачу;
4. Формулы педагогического внушения необходимо
синтезировать с психологическими методиками:
идеомоторной тренировкой, самовнушением;
5. Применение методов педагогического
внушения, самовнушения, идеомоторной
тренировки в процессе спортивной подготовки
юных самбистов 12-14 лет, позволяет значительно
повысить их уровень физической подготовленности,
физической работоспособности и психической
устойчивости;
6. Целенаправленное использование педагогического
внушения в процессе спортивной подготовки
юных самбистов 12-14 лет способствует автоматизации
технических действий, влияет на качество
оценки выполняемых бросков во время тренировок
и соревнований, что благоприятно сказывается
на росте спортивных результатов;
7. Проведенный нами корреляционный анализ
указывает на тесную взаимосвязь педагогического
внушения с ростом физической и технической
подготовленности, что говорит о высоких
потенциальных возможностях использования
педагогического внушения в учебно-тренировочном
процессе юных самбистов 12-14 лет.
Данное исследование не исчерпывает полноты
решения проблемы, и дальнейшее исследование
может быть сосредоточено на разработке
комплексного применения педагогического
внушения, на более глубоком изучении
его влияния в соревновательной деятельности
в целях развития личности спортсмена.