Педагогическое значение подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 13:43, контрольная работа

Описание работы

В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представления перевести в игровые действия. Игра не только закрепляет уже имеющиеся знания и представления, но и является своеобразной формой активной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями, служит хорошим средством подготовки детей к школе. В педагогике существует различные взгляды на классификацию подвижных игр. И конечно же, важным моментом является руководство подвижными играми, используемыми в работе с детьми дошкольного возраста, со стороны педагога.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа подвижные игры.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

Введение.

Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста имеет большое значение для всестороннего развития ребенка.

Игра – это отражение детьми взрослого, реального мира. Она таит в себе большие возможности для обучения детей в дошкольном учреждении.

В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представления перевести в игровые действия. Игра не только закрепляет уже имеющиеся знания и представления, но и является своеобразной формой активной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями, служит хорошим средством подготовки детей к школе. В педагогике  существует различные взгляды на классификацию подвижных игр. И конечно же, важным моментом является руководство подвижными играми, используемыми в работе с детьми дошкольного возраста, со стороны педагога.

 

Глава 1. Педагогическое значение подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста.

Игра – самая любимая, увлекательная деятельность детей, удовлетворяющая их насущную потребность действовать.

 Большую группу игр составляют подвижные игры, в основе которых лежат разнообразные движения.

 С помощью подвижных игр воспитатель упражняет детей в ходьбе , беге, прыжках, метании и других движениях, развивает произвольное внимание детей, волевые качества, смелость, ловкость, находчивость, умение действовать в коллективе.

Подвижные игры, как и другие виды игр, являются формой организации жизни детей в группе. В эти игры дети редко играют в одиночку: чаще всего играет группка детей, объединенных общими интересами, вступающих в определенные взаимоотношения, обусловленные ходом игры.

Большая роль в воспитании организованного поведения детей принадлежит правилам игры. Они определяют ход игры, взаимоотношения играющих, последовательность их действии. Начиная играть, дети договариваются, что считать ошибкой и что не считать.

В каждой возрастной группе игры подобраны по принципу  преобладающего вида движений: бег, прыжки, лазание.

По каждому виду движений игр подобраны по принципу преемственности от одной возрастной группы к другой согласно требованиям программы.

Подвижные игры проводятся ежедневно в разные периоды дня. Продолжительность игры примерно 8-12 мин. Воспитатель старается не нарушать игровые замыслы детей, выбирает наиболее подходящий момент для предложения поиграть. Для игры лучше всего объединять детей группками по 5-6 человек.

 

 

Глава 2. Понятие подвижная игра, ее структура, специфические особенности и место в педагогическом процессе дошкольного учреждения

Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующая точным и своевременным заданием, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Подвижная игра  является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Специфика подвижной игры состоит, в мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!»,»Стой!» Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально – волевых качеств. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры.

  Подвижные игры занимают большое место в жизни детей: дети играют в помещении и на воздухе во время прогулки. Основное место прогулки – участок детского сада. Для каждой группы выделяется свой участок, на котором располагается постоянное и переносное оборудование.

 Для игр с лазаньем упражнений в равновесии нужны специальные пособия: заборчики, ступеньки, трибунки.

При проведении игр с мячом в средней и старшей группах нужно иметь сетки для перебрасывания и забрасывания мяча.

Прогулка может проходить не только на участке, но и на лугу, в лесу на полянке. И там должны проводиться подвижные игры: сюжетные, спортивного характера и с моторными игрушками.

Для игр с бегом, лазаньем, прыжками можно использовать горки, канавки, поваленные деревья, пеньки.

В играх с метанием – камешки, шишки- целью может служить, обруч, привязанный к дереву.

При проведении игр как в помещении, так и на воздухе необходимо чередовать игры, требующие интенсивных движений, с более спокойными. Летом, в жаркие дни, подвижные игры проводятся в прохладном, затененном месте участка или на опушке леса. Зимой во время прогулки нужно всячески стимулировать движения.

В каждой возрастной группе есть дети, отставшие в развитии по тем или иным причинам от своих сверстников.

Детям, робким, неуверенным в движениях, нужно помогать в преодолении трудностей: опустить пониже веревочку во время прыжков, поставить поближе корзинку при забрасывании мяча ,поддержать во время хождения на равновесие.

Дети, легко возбудимые, излишне подвижные, также требуют к себе внимания воспитателя: их надо чаще привлекать к играм, организующим движения, способствующим развитию тормозных процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1 Первая младшая группа ( от двух до трех лет )

 

В первой младшей группе подвижные игры рекомендуется проводить ежедневно. Продолжительность их в среднем 6–8 минут. Она зависит от характера игровых действий, количества играющих, их настроения, условий проведения игры.

 

Наиболее целесообразно проводить подвижные игры на свежем воздухе в разное время прогулки. Формы включения в подвижную игру очень различны. Некоторые дети испытывают полное удовлетворение от наблюдения за игрой, оставаясь лишь косвенным соучастником. Они эмоционально переживают ход игры, пританцовывают, хлопают в ладоши, взмахивают руками, выражая свое соучастие.

 

Кругозор детей этого возраста мал, внимание неустойчиво, поэтому для них рекомендуются игры с простым и доступным сюжетом, со знакомыми действующими лицами из повседневной жизни (кот, птички) или с которым легко познакомить малышей, используя игрушку, сказку (медведь, лиса, заяц). Правила в этих играх очень просты и тесно связаны с сюжетом. Большое место в этой группе занимают игровые упражнения. Такие игры не имеют сюжета, в них включаются простые двигательные задания: принести флажок, позвонить в колокольчик, догнать мяч и другое.

 

В играх с пением и небольшим художественным текстом слова и ритм речи подсказывают детям движения и заменяют правила игры («Зайка беленький сидит», «Мой веселый звонкий мяч»). Для проведения игры воспитатель должен подобрать пособия и мелкие предметы, расположить «домики», «гнездышки», кого из детей привлечь на ведущую роль и пр.

 

Маленькие дети довольно долго усваивают все тонкости игры и овладевают необходимыми навыками. Поэтому воспитатель может часто повторять с ними одну и ту же игру.

 

При повторении подвижных игр с малышами, важно следить, чтобы дети чрезмерно не утомились, не возбуждались.

 

Важно активизировать и направлять общение детей между собой. В результате внимательного, тактичного напоминания, требования поиграть совместно, оказать помощь или уступить друг другу между детьми складываются хорошие дружеские взаимоотношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Вторая младшая группа ( от трех до четырех лет )

 

У ребенка 4-го года еще более возрастает стремление действовать самостоятельно. В то же время внимание не устойчиво, он отвлекается и часто переходит от одной деятельности к другой. Поэтому большая роль взрослого в организации поведения ребенка сохраняется.

 

Подвижные игры во второй младшей группе проводятся ежедневно, продолжительность от 6 до 10 минут. Проводятся в разное время дня. Утром- индивидуальные или мало групповые игры спокойного характера. После занятий, во время прогулки воспитатель побуждает разнообразную двигательную деятельность детей, проводит сюжетные подвижные игры с правилами и игровые упражнения с активными движениями (с бегом, прыжками, ловлей и бросанием мяча и др.)

 

Сюжеты подвижных игр в связи с расширением кругозора и двигательного опыта детей становятся более разнообразными. Основным содержанием продолжает оставаться воспроизведение действий животных, птиц, движение транспорта различных видов, предметной деятельности людей.

 

Важно, чтобы содержание игровых действий было понятно и привлекательно для детей. Это повышает их активность в игре и придает действиям яркую, эмоциональную окраску.

 

Подготовка к игре воспитателя и детей имеет большое значение для успешного ее проведения. Важно предварительного ознакомления с условиями игры, если эти условия новы и неизвестны. Воспитатель обдумывает ход игры, расположения и возможные перемещения детей, распределение ролей и т. д., готовит игровой материал.

 

Основными требованиями являются воспитание, умения действовать сообща, сдерживать себя, начинать и заканчивать действия по указанию и в соответствии с сюжетом игры, двигаться определенным способом в заданном направлении, обращать внимание на выразительность движения (кошка просыпается, потягивается, мяукает). Систематическое повторение подвижных игр ведет к совершенствованию и закреплению необходимых навыков, развитию легкости и непринужденности передвижения в коллективных играх, хорошей ориентации в игровой ситуации, умение быстро и осмысленно действовать в ответ на действия других играющих. Повторное выполнение правил игры помогает развитию мыслительных способностей ребенка, воспитанию его волевых качеств, что особенно важно начиная со второй младшей группы. Воспитательная и образовательная сторона подвижных игр усиливается в том случае, если при повторении игра несколько видоизменяется и усложняется.

 

Воспитатель рассказывает и показывает детям, как должны вести себя персонажи игры, подчеркивает характерные черты движения каждого из них.

 

В этой возрастной группе необходимо требовать и добиваться от детей четкого и точного выполнения условий и правил игры.

 

Непосредственное участие воспитателя в подвижной игре усиливает ее эмоциональность, способствует установлению других контактов между воспитателем и детьми и развитию положительных коллективных контактов между детьми.

 

 

 

 

 

3.3 Средняя группа (от четырех до пяти лет )

 

На развитие всех видов детской деятельности их усложнение начинает оказывать сильное влияние собственные замыслы детей.

 

Ребенок 5-го года жизни владеет в общих чертах всеми видами основных движений. Он стремится к новым сочетаниям движений, хочет использовать свои силы в сложных видах движений и физкультурных упражнений. У детей возникает потребность в двигательных импровизациях.

 

Подвижные игры проводятся ежедневно в разные периоды дня, продолжительность 8–12 минут.

 

Интересы детей 5-го года очень разнообразны. Их занимает совместная деятельность в небольших коллективах, формируется умение играть и действовать сообща.

 

Разнообразие видов самостоятельной деятельности детей, появление устойчивых интересов к определенным видам деятельности повышает требования к организации подвижных игр. Воспитатель старается не нарушать игровые замыслы детей, выбирает более подходящий момент для предложения поиграть.

 

Разнообразие сюжетов подвижных игр связано с растущими представлениями и знаниями детей о широком круге явлений окружающей жизни. Двигательная активность детей в играх во многом обусловлена запасом навыков и умений, хорошей пространственной ориентировкой, стремлению совместно выполнить движения, проявляя выдержку, ловкость, сообразительность.

 

Большинство игр имеют развернутые сюжеты определяющие содержание движений. Во многих играх есть роль ведущего

 

Часть подвижных игр для средней группы не имеет сюжета и ролевого образа.

 

Правила таких игр обычно определяют способ выполнения движения, в них может быть внесен элемент соревнования, стимулирующий качественное выполнение движений («Сбей кеглю», «Школа мяча»).

 

Часто раскрывает и дополняет содержание игр, служит в них сигналом к действию рифмованный текст. Применяется преимущественно хоровое произнесение текста. К приготовлению пособий, материалов воспитатель широко привлекает детей.

 

Участие в подготовке к игре у малоактивных, застенчивых детей вызывает желание играть. Если предстоит разучивание новой игры, детей подводят к игре путем беседы, загадки, показа необходимой игрушки, организованного в природе наблюдения, которое поможет детям лучше представить игровой образ и отразить его действия.

 

Существенное значение имеет объяснение игры. Воспитатель сообщает название игры, извлекает ее содержание, объясняет правила.

 

В средней группе воспитатель только изредка выполняет роль ведущего. Он приучает всех детей быть ведущими, учитывая особенности каждого ребенка. В выборе ведущего начинают участвовать сами дети посредством считалок.

 

Правила в подвижных играх для детей средней группы несколько усложняются. Вводятся ограничения движения – ловить только прикоснувшись, пойманным отходить в сторону и др.

 

Воспитатель повторяет с детьми одну и ту же игру на 2–3 занятиях, затем через некоторое время снова возвращается к ней, усложняя содержание и правила игры, видоизменяя формы организации детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Педагогическое значение подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста