Педагогика Антона Семёновича Макаренко — социально-педагогическое открытие ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 15:53, реферат

Описание работы

Антон Семенович Макаренко родился 13 марта 1888 г. в г. Белополье Харьковской губернии в семье рабочего железнодорожных мастерских. В 1905 г. он окончил с отличием высшее начальное училище с одногодичными педагогическими курсами. Бурные события периода первой русской революции 1905 г. сильно захватили способного и активного юношу, рано осознавшего свое педагогическое призвание и страстно увлеченного гуманными идеями русской классической литературы. Огромное влияние на формирование мировоззрения Макаренко оказал М. Горький, владевший тогда умами передовых людей России.

Содержание работы

Жизнь и педагогическая деятельность выдающего советского педагога А. С. Макаренко.
Основные положения системы педагогических взглядов А. С. Макаренко.
Важнейшие принципы педагогической теории и практики А. С. Макаренко
Воспитание в коллективе и в труде.
Воспитание чувства долга и чести, воспитание воли, характера и дисциплины.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

макаренко.doc

— 55.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Забайкальский  государственный университет»

 

 

 

 

 

Социальный  факультет 

 

 

 

 

Реферат

 

Тема: «Педагогика Антона Семёновича Макаренко — социально-педагогическое открытие ХХ века»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Выполнила: магистр 1 курса,

                                                               группы  М 1113 Зимановская Т.П.

                                                              

                                                               Проверила: доктор п.н., профессор

                  Клименко Т.К.

 

 

 

 

 

 

Чита, 2012

 

                                  

План реферата

  1. Жизнь и педагогическая деятельность выдающего советского педагога А. С. Макаренко.
  2. Основные положения системы педагогических взглядов А. С. Макаренко.
  3. Важнейшие принципы педагогической теории и практики А. С. Макаренко
  4. Воспитание в коллективе и в труде.
  5. Воспитание чувства долга и чести, воспитание воли, характера и дисциплины.
  6. Заключение
  7. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жизнь и педагогическая деятельность выдающего  советского педагога А. С. Макаренко

 

«Воспитатель  должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?»

А.С. Макаренко.

Антон Семенович Макаренко родился 13 марта 1888 г. в г. Белополье Харьковской губернии в семье рабочего железнодорожных мастерских. В 1905 г. он окончил с отличием высшее начальное училище с одногодичными педагогическими курсами. Бурные события периода первой русской революции 1905 г. сильно захватили способного и активного юношу, рано осознавшего свое педагогическое призвание и страстно увлеченного гуманными идеями русской классической литературы. Огромное влияние на формирование мировоззрения Макаренко оказал М. Горький, владевший тогда умами передовых людей России. В эти же годы А. С. Макаренко познакомился с марксистской литературой, к восприятию которой он был подготовлен всей окружающей его житью

По окончании  городского училища в г. Кременчуге и педагогических курсов он в 1905 году начал работать народным учителем двухклассного  железнодорожного училища в посаде Крюково (близ Кременчуга). В революционные 1905—1907 годы стало складываться марксистское мировоззрение Макаренко. В школе, где работал Макаренко, учились дети рабочих, и он был тесно связан с революционной пролетарской средой.

В своей работе он стремился  осуществить прогрессивные педагогические идеи: установил тесные связи с родителями учеников, пропагандировал идеи гуманного отношения к детям, уважения их интересов, пытался ввести труд в школе. Естественно, что его настроения и начинания встретили неодобрение со стороны консервативного школьного начальства, которое добилось перевода Макаренко из Крюкова в школу захолустной станции Долинская Южной железной дороги. С 1914 по 1917 г. Макаренко учился в Полтавском учительском институте, который окончил с золотой медалью. Затем он заведовал высшим начальным училищем в Крюкове, где прошли его детство и юность и где ныне открыт музеи его имени. 
В 1920 году Полтавский губернский отдел народного образования поручил А. С. Макаренко организовать вблизи Полтавы колонию для несовершеннолетних правонарушителей и руководить ею. Работу пришлось начинать в очень трудных условиях. Воспитанники, с которыми Антону Семеновичу пришлось иметь дело, были подростками и юношами с уголовным прошлым, недисциплинированными, не привыкшими к труду. 
Макаренко сумел воспитать из этой молодежи горячо преданных социалистической Родине, дисциплинированных, любящих труд и умеющих работать настоящих советских граждан. 
 
А. М. Горький, посетив в 1928 году колонию, писал в очерках «По Союзу Советов»: «Кто мог столь неузнаваемо изменить, перевоспитать сотни детей, так жестоко и оскорбительно помятых жизнью? Организатором и заведующим колонией являлся А. С. Макаренко. Это бесспорно талантливый педагог. Колонисты действительно любят и говорят о нем тоном такой гордости, как будто они сами создали его». И далее А. М. Горький указывает, что А. С. Макаренко «все видит, знает каждого колониста, характеризует его пятью словами и так, как будто делает моментальный фотографический снимок с его характера». 
С июня 1927 года Макаренко участвовал в организации детской трудовой коммуны имени Ф. Э. Дзержинского в поселке Новый Харьков (пригород Харькова), совмещая эту работу с деятельностью в колонии имени Горького. С конца 1928 года Макаренко ушел из колонии и в дальнейшем в течение нескольких лет отдавал все свои силы руководству трудовой коммуной имени Ф. Э. Дзержинского. 
 
В 1935 году А. С. Макаренко оставил работу в коммуне имени Дзержинского. Он был назначен заведующим учебно-воспитательной частью трудовых колоний Украины и переехал в Киев, а затем, поселившись в Москве, целиком занялся по совету А. М. Горького литературной деятельностью — обобщением педагогической деятельности в колонии имени А. М. Горького и коммуне имени Ф. Э. Дзержинского. 
В коммуне имени Дзержинского использовались новые методы трудового воспитания. Раньше, в колонии имени Горького, применялся сельскохозяйственный труд и работа в мастерских (столярной, слесарной, сапожной и др.). В коммуне имени Дзержинского было организовано промышленное производство — здесь впервые в СССР начали изготовлять фотоаппараты марки «ФЭД» (Феликс Эдмундович Дзержинский) и электросверла.

Воспитанники  коммуны работали на предприятиях по 4 часа в день и учились в средней  школе, существовавшей в коммуне, соединяя образование с производительным трудом. По окончании средней школы они успешно выдерживали экзамены в вузы. 
В 1933—1935 годах была напечатана «Педагогическая поэма», в 1937 году появилась в печати «Книга для родителей» — художественно-педагогическое произведение, освещающее вопросы семейного воспитания. В 1938 году было напечатано еще одно художественно-педагогическое произведение Макаренко, изображающее жизнь коммуны имени Дзержинского, — «Флаги на башнях». 
 
Одновременно, в 1933—1939 годах, Макаренко написал ряд рассказов для детей и юношества, помещенных в различных журналах, и много педагогических, литературоведческих и публицистических статей, которые печатались в газетах «Правда», «Известия», «Литературная газета». К Макаренко обращались за консультацией сотни родителей и учителей. Он часто выступал с докладами и лекциями на педагогические темы, горячо пропагандировал достижения молодой советской педагогики. 
Макаренко подверг острой критике буржуазную и мелкобуржуазную педагогику. Он писал, что буржуазная и мелкобуржуазная педагогика металась от муштры детей и подавления их личности к абсолютной свободе детей от обязанностей, от авторитарной педагогики слепого повиновения детей к анархической теории «свободного воспитания». 
В обращении с детьми не нужно сентиментального заласкивания, поцелуев, объятий и т. п., но необходимо «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости». В отношении к детям нужна «требовательная любовь»: чем больше уважения к человеку, тем больше требований к нему. 
Социалистический гуманизм, выраженный в этих словах и красной нитью проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. Макаренко глубоко верит в творческие силы человека, в большие его возможности. 
 
С социалистическим гуманизмом у Макаренко тесно сочетается оптимизм — умение видеть в каждом воспитаннике положительные силы, «проектировать» в человеке лучшее, более сильное, более интересное. Он глубоко верил в творческие силы человека, был убежден, что правильно поставленным воспитанием можно пробудить и развить эти силы.

Макаренко требовал, чтобы педагогическая теория строилась  на обобщении практического опыта  воспитания (такова и была вся педагогическая теория самого А. С. Макаренко). Он критиковал метафизические педагогические теории, построенные умозрительным путем.

Горячо выступал он против извращений в вопросе о  трудовом воспитании. Придавая огромное значение воспитанию в труде, Макаренко  протестовал против непроизводительной затраты мускульной энергии учащихся без связи с воспитательной работой. Макаренко возражал против заимствованного некоторыми педагогами того времени из американской прагматической педагогики неправильного лозунга «труд как центр всей школьной работы», когда в школьной жизни главное внимание уделялось трудовым навыкам в ущерб приобретению систематических общеобразовательных знаний. 
 
Макаренко высоко ценил педагогику, считал ее самой диалектической и сложной наукой. Он с уважением относился к педагогическим идеям виднейших прогрессивных педагогов прошлого и боролся за подлинную марксистско-ленинскую педагогическую науку, остро выступая против антимарксистских извращений в педагогике. 
 
Марксистско-ленинская педагогика определяет цель коммунистического воспитания как подготовку всесторонне развитых людей, строителей коммунистического общества. Макаренко конкретизировал эту цель, перечисляя те качества, которые должно развивать в подрастающем поколении коммунистическое воспитание. 
 
Мы должны воспитать преданных социалистической Родине патриотов, образованных людей, квалифицированных работников; людей, обладающих чувством долга и чести, сознающих свое достоинство, имеющих организационные навыки, дисциплинированных, стойких, бодрых и жизнерадостных. 
 
Умея видеть в каждом человеке его особенности, индивидуальность, Макаренко вместе с тем считал, что личность человека нельзя мыслить вне общества, отдельно от общества. Он рассматривал личность и общество в их диалектическом единстве. Только в нашем, социалистическом обществе, писал Макаренко, созданы все условия для расцвета творческих сил личности. Исходя из этого положения, Макаренко исключительно большое место в своей педагогической системе уделил проблеме воспитания в коллективе и через коллектив. 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Антон Семенович  Макаренко (1888—1939) был талантливым  педагогом-новатором, одним из создателей стройной системы коммунистического  воспитания подрастающего поколения  на основе марксистско-ленинского учения Его имя широко известно в разных странах, его педагогический эксперимент, имеющий, по словам А. М. Горького, мировое значение, изучается повсюду. За 16 лет своей деятельности в качестве руководителя колонии имени М. Горького и коммуны имени Ф. Э. Дзержинского А. С. Макаренко воспитал в духе идей коммунизма более 3000 молодых граждан Советской страны. Многочисленные труды А С. Макаренко, особенно “Педагогическая поэма” и “Флаги на башнях”, переведены на многие языки. Велико число последователей Макаренко среди прогрессивных педагогов всего мира.

 

 

 

Основные положения  системы педагогических взглядов

 А.  С. Макаренко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы 

1. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. – М., 1994.

2. Гавакова Т.  И. А. С. Макаренко как психолог. Творческое использование идей A.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского в формировании педагогического мастерства. / Под ред. B. Е. Лобурца. – Полтава, 1993.

3. Лутошкин А.  Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М., 1998.

4. Макаренко  А. С. Воспитание гражданина. –  М., 1989.

5. Макаренко  А. С. Коллектив и воспитание личности. – М., 1999.

6. Моргун В.  Ф. Психическая и социальная  зрелость личности. А. С. Макаренко  и Полтавщина. / Под ред. И. Ф. Кривоноса. – Полтава, 2006.

7. Мудрик А.  В. Личность школьника и ее  воспитание в коллективе. – М.,2000.

8. Педагогика. / Под ред. П. А. Пидкасистого. – М.: Акалис, 2007.

9. Психология  развивающейся личности. / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1997.

10. Фролов А.  А. Организация воспитательного  процесса в практике А. С.  Макаренко. / Под ред. В. А. Сластенина и Н. Э. Фере. – Горький, ГГПИ им М. Горького, 1996.

11. «Педагогические  сочинения» А. С. Макаренко, 1,5 том Москва «Педагогика» 1993 год.

12.       «Книга для родителей» А.С.  Макаренко. Собрание сочинений  в четырех томах. Том 4. Москва. Издательство «Правда». 1997 год.

13.       «А. С. Макаренко. Биография» Т.  Г. Кроль. Санкт-Петербург. Издательство  «Просвещение». 1994 год.

14.       «История педагогики» Константинов  Н. А.. Москва. Издательство «Просвещение». 1992 год.

15.       «Социальная психология закрытых образовательных учреждений» М. Ю. Кондратьев. Санкт-Петербург. Издательство «Питер». 2007 год.

16.       «Педагогика» И. П. Подласый. 2-й  том. Москва. Издательство «ВЛАДОС». 2004 год.

17 . Л.П. Крившенко. Педагогика. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.-432с.

18. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса.  Педаг. соч.: В 8-и т. М., 1988. Т.1.

19. http://www.portal-slovo.ru

20. http://www.biografia.ru 

 

 

 

 


Информация о работе Педагогика Антона Семёновича Макаренко — социально-педагогическое открытие ХХ века