Педагогика цивилизации Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 21:38, контрольная работа

Описание работы

Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе древних цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока, зарождение которых относится к пятому тысячелетию до нашей эры.

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 69.50 Кб (Скачать файл)

Педагогические традиции древних государств Двуречья, Индии и Китая в определенной степени повлияли на воспитание и обучение в других цивилизациях – эпох античности и средневековья. [2, 45-50]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные принципы педагогики в эпоху Античности

С возникновением античной цивилизации (VIII в. до н.э. — V в. н.э.) связан важнейший этап истории педагогической мысли. Знаменитая спартанская и не менее известная афинская системы воспитания Древней Греции могут рассматриваться как родоначальницы многих направлений современного образования. Термин «спартанское воспитание»  вошел в современный язык как определение строгого, военно-прикладного стиля, основанного на культивировании выносливости, непритязательности, бытовой скромности, физической выносливости учащихся. Принципы спартанской школы несомненно пережили века и заняли соответствующее место в современной системе воспитания. 

Образование в Спарте было привилегией детей рабовладельцев; мальчиков и девочек в возрасте с 7 до 15 лет обучали по общественному типу, т. е. вне семьи. Важнейшее место у детей обоего пола занимали военно-физические дисциплины, кроме того, детей учили письму, счету. В возрасте от 15 до 20 лет юноши проходили дальнейшее усиленное образование, в частности, наряду с физическим и военным совершенствованием они получали музыкальное образование, обучались искусству точно и кратко формулировать свои мысли, лаконично отвечать на вопросы. По преданию, этими способностями особенно славились жители области Лаконии, откуда и родилось выражение «лаконичность».

После окончания курса обучения юноши сдавали итоговые экзамены, главным из которых было испытание на выносливость. На этом испытании выпускников публично секли у алтаря богини Артемиды. Юноши, достойно прошедшие это испытание, не показавшие страха перед болью, не дрогнувшие и не проронившие ни звука во время экзамена, получали оружие и становились полноправными спартанцами. В одной из многочисленных легенд, свидетельствующих о выносливости спартанцев, говорится о мальчике, который держал на груди под одеждой пойманного лисенка и смог ничем не показать боли, когда лисенок грыз и раздирал его тело.

Спартанское воспитание девушек проходило в более мягком варианте. Тем не менее, девушки, наряду с такими предметами, как домоводство, обучение искусствам, также получали курс военно-физической подготовки, в частности, направленной на укрепление собственного здоровья и здоровья будущих детей. Девушки должны были тренировать свое тело, закаляться, заниматься спортом. [1, С. 58-73]

В отличие от строгого спартанского воспитания афинская школа имела скорее гуманитарную специфику. Первый уровень дети до 7 лет проходили в условиях домашнего воспитания. Далее в условиях частного обучения мальчики обучались основам грамоты, чтения и письма (школа грамматиста); обучались музицированию, пению, декламации (школа кифариста); более старшие подростки в возрасте 12-16 лет занимались пятиборьем (бег, борьба, прыжки, метание копья и диска) и гимнастикой. Следующий уровень образования был связан с занятиями в гимназии, где 16-18-летние юноши из знатных семей приобретали знания в области философии, политики и литературы. Наконец, высшее образование юноши 18-20 лет получали в эфибии, где они более глубоко изучали политику, законы Афинского государства и военную науку.

В V в. до н.э. в Древней Греции назрела необходимость осмысления в рамках философии такого важнейшего явления социальной жизни как воспитание необходимых полису граждан. Эмпирический материал был богат и разнообразен, центры обучения возникли и функционировали почти во всех городах античного мира. Нерасчлененные еще научные знания концентрировались в натурфилософских системах, в содержание которых вплетались и педагогические идеи. . [1, С. 80- 94]

 

Уже в VI в. до н.э. в Древней Греции начали складываться философские школы. В Афинах и других городах Эллады в конце V – начале IV в. до н.э. свои частные школы открывали странствующие учителя мудрости – софисты, сведущие, прежде всего, в области красноречия и логики.  Софисты «мудрецы» расширили программу образования за счёт изучения грамматики, диалектики, обучению искусства спора. Затем были добавлены ещё четыре: арифметика, геометрия, астрономия и музыка, что составляло в целом семичастную «эн-киклос-пацдейу» (энциклопедию), которая оказалась предтечей программы «семи свободных искусств», являвшейся символом образованности вплоть до Нового времени. Первые софисты считали своим основным призванием преподавание красноречия – риторики. По их суждениям, овладевая искусством риторики, человек приобретает умение завоевать на свою сторону мнение большинства, т.е. угадывать смысл общего блага.  Крупнейшим представителем философии софистов являлся Сократ. Его главное дидактическое достижение – майэвтика «повивальное искусство» - диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов. Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей должно быть нравственное самосовершенствование. По Сократу, человек является обладателем разумного сознания, направленного на добро и истину. Он один из основоположников учения о доброй природе человека. Природные способности человека Сократ связывал с правом на образование. Сократ – родоначальник диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов – так называемого сократического метода. Главной задачей наставника Сократ считал пробуждение мощных душевных сил ученика. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании ученика. В поисках истины ученик и наставник должны находиться в равном положении, руководствуясь тезисом: «Я знаю только то, что я ничего не знаю». [2, С. 52-70], . [4, С. 107-189]

С именем Сократа связано становление развивающего, гуманистического подхода в образовании, направленного на изучение и развитие личности, становление эвристического метода обучения, диалогического подхода в образовании .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Укажите, кто является автором педагогического «принципа природосообразности»:

          а) И.Г.Песталоцци;

          б) Ж.Ж.Руссо;

           в) Я.А.Коменский.

Идея  принципа природосообразности зародилась в античный период (Демокрит, Платон, Аристотель). Наиболее глубоко она была обоснована и разработана Я.А. Коменским (Коменский Я.А., 1982). Принцип природосообразности занимал значительное место в педагогических системах Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. А. Дистервега. При различных трактовках самого понятия природы их объединял подход к человеку как к её части и утверждение необходимости его воспитания в соответствии с объективными закономерностями развития человека в окружающем мире.

Я.А. Коменский считал, что порядок школы надо заимствовать от природы и исходить из наблюдений над природными процессами. Согласно Руссо, в воспитании надо следовать природе ребёнка, его возрастным особенностям, создавать условия для естественного развития его врождённых свойств и способностей (Руссо Ж.Ж., 1981). Песталоцци, понимая природосообразность, как и Руссо, подчёркивал, что усилия, свершаемые природой для развития человеческих сил, без помощи человека медленно освобождают людей от "чувственно-животных свойств". Дистервег считал необходимым учитывать процесс естественного развития человека на каждом возрастном этапе (Дистервег Ф.А., 1956).

Принцип природосообразности  в европейской педагогике XVIII-XIX вв. послужил основой различных теорий воспитания, получивших общее название педагогического натурализма, в т.ч. и теории свободного воспитания. Развитие наук о природе и человеке в XX в. существенно обогатило содержание принципа природосообразности воспитания. Особую роль сыграло учение о ноосфере В.И. Вернадского (Вернадский В.И., 1981).

Современная трактовка  принципа природосообразности исходит  из того, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться  с общими законами развития природы  и человека, формировать у него ответственность за эволюцию ноосферы и самого себя. Содержание, методы и формы воспитания должны учитывать необходимость возрастной и половой дифференциации образования, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему. У человека необходимо культивировать стремление к здоровому образу жизни и умение выживать в экстремальных условиях. Особое значение имеют развитие планетарного мышления и воспитание природоохранного поведения.

Развитие человека и  его потребностей необходимо выводить за пределы "Я" и ближайшего социума, помогая осознать глобальные проблемы человечества, ощутить чувство своей сопричастности природе и обществу, ответственности за их состояние и развитие. [3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Жуковский, Г. Е. Очерки по истории античной философии: монография / Г.Е. Жуковский. - М.:  Логос, 1963.-471с.
  2. История педагогики. Часть 1. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII в.: Учебное пособие для педагогических университетов / Под ред. Академика РАО А.И. Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 1997.-192 с.
  3. Институт системной педагогики: Принцип природосообразности воспитания Спирина А.В. – 2004. – (http://www.systempedagogics.ru/text.php?artId=28)
  4. Летурно, Ш. Эволюция воспитания у различных человеческий рас / Пер. с франц. - Спб.: Народная польза, 1900. -500 с.
  5. Флитнер, Н.Л. Культура и искусство древнего Двуречья.- 215 с.
  6. Древнекитайская философия. Собрание текстов. В 2-х т. – Т.2. – М., 1973. 384 с. –

Информация о работе Педагогика цивилизации Востока