Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 04:23, курсовая работа
Все мы целенаправленно или неосознанно воспитываем или поучаем кого-нибудь: своих близких, коллег по работе, в крайнем случае, хотя бы самих себя. В жизни можно встретить людей, которые испытывают потребность и имеют привычку постоянно поучать. В этом случае о человеке говорят, что «он любит воспитывать». Подобные люди могут справедливо полагать, что они и есть самые настоящие учителя и воспитатели. Значит, воспитание и образование человека - один из видов человеческой деятельности. Однако всегда ли такой человек отдает себе отчет в сути процесса и по окончании обучения другого? Почему это происходит? Когда эта деятельность становится сознательной? Когда работа по образованию и воспитанию человека превращается в искусство?
Введение…………………………………………………………………3
1 Педагогика и ее место в системе наук……………………………….6
2 Значение и задачи педагогики в современном обществе………….16
Заключение……………………………………………………………...24
Библиографический список……………………………………………25
Современные требования обучения таковы, что школа должна учить мыслить, развивать учащихся во всех отношениях. В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:
двусторонний характер;
совместная деятельность ученика и учителя;
руководство со стороны учителя;
специальная организация и управление;
целостность и единство;
соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;
управление развитием и воспитанием учащихся.
В жизни встречаются различные педагогические проблемы – формирование гуманного и гармонично развитого человека, выработка эффективных приемов адаптации к изменяющимся жизненным условиям, подготовка школьника, стремящегося к новым знаниям.
Педагогическая проблема - это объективно возникающий в педагогической теории и практике вопрос или комплекс вопросов относительно процессов обучения и воспитания человека.
Педагогическую деятельность определяют как решение педагогических задач. Главная особенность педагогической деятельности состоит в специфике ее объекта. В том, что объектом и субъектом деятельности всегда является человек. Поэтому профессию педагога относят к системе «человек-человек».
Педагогическая задача возникает всегда, когда нужно подготовить переход человека от состояния «незнания» к состоянию «знания», от «непонимания» к «пониманию», от «неумения» к «умению», от беспомощности к самостоятельности.
То есть педагогическая задача - это результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике. У человека как субъекта и объекта взаимодействия с педагогом в процессе решения педагогической задачи в результате должно появиться новообразование в форме знания, умения или качества личности.
Задачи педагогики:
научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания;
исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса;
выявление закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания людей;
разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления;
разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания людей;
исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования развития его профессионального мастерства;
разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.
Поскольку каждый человек неповторим, постольку решение педагогической задачи сложно и неоднозначно. Поэтому существуют различные способы перевода человека от одного состояния к другому.
Все педагогические задачи делятся на два больших класса — задачи по обучению и задачи по воспитанию человека. Каждый из основных классов подразделяется на группы задач.
Например, задачи обучения - это изложение материала о млекопитающих, проверка на знание таблицы умножения, использование различных способов пересказа книги, отработка навыка работы с компьютером в программе Internet.
Задачи воспитания способны пробудить у человека веру в успех, в положительную сторону изменить его отношение к коллективу, стимулировать ответственные поступки, выработать творческое отношение к учебно-познавательной и трудовой деятельности.
Педагогическая ситуация определяет комплекс условий, при которых решается педагогическая задача. Эти условия могут, как способствовать, так и препятствовать успешному решению задачи. Однако для человека большую ценность представляют ситуации педагогической помощи, а именно поддержка в процессе адаптации к новым условиям и в состояниях и ситуациях, сопровождающих данный процесс: растерянности и депрессии, конкуренции, возникающего конфликта и эмоционального взрыва, а также при достижении успеха.
В современном мире все чаще говорят о кризисе образования. Но несмотря на это, развитие образования продолжается, приспосабливаясь к новым условиям жизни.
Рассмотрим тенденции мирового развития образования. Они имеют особенности и носят очень разветвленный и разнообразный характер, но так или иначе отражаются на развитии системы образования в большинстве стран мира. Наиболее существенными из них являются следующие:
все большая заинтересованность общества в приобщении населения к более высокому уровню образования как предпосылки социального и морального прогресса;
расширение сети государственных средних общеобразовательных и профессиональных школ, а также высших учебных заведений, которые обеспечивают бесплатное образование. В США, например, 90% школ являются государственными. Это открывает возможность получить необходимое образование всем желающим гражданам, независимо от их имущественного положения;
продолжает сохраняться тенденция платности образования в частных средних общеобразовательных и профессиональных школах, а также в отдельных высших учебных заведениях. В США плата за обучение в частной школе составляет от 7 до 10 тыс. долларов в год, плата за воспитание в детском саду от 40 до 500 долл. в месяц. В элитных университетах она достигает 17-20 тыс. долл. в год, что заставляет многих студентов зарабатывать средства на свое содержание и работать;
возрастает финансирование системы образования за счет средств государственного бюджета. В США, например, на нужды образования, выделяют из федерального бюджета 12% средств. В других странах этот процент значительно меньше, что, безусловно, не может не отражаться на школьном образовании и сдерживает рост качества учебно-воспитательной работы;
привлечение на нужды образования и школы средств из различных источников. В США 10% средств, выделяемых на развитие среднего образования, составляют расходы федерального правительства, 50% - правительства штата и 40% поступает от налогов на частную собственность;
расширение принципа муниципального руководства школой. Федеральное правительство США обеспечивает равные возможности всем школам, оказывая финансовую и техническую помощь, но не направляет и не контролирует их деятельность;
расширение разнотипных школ и их структурное разнообразие. Эта тенденция основана на том, что учащиеся имеют различные склонности и способности, которые на более поздних ступенях обучения в школе определяются довольно четко. Естественно, всех одинаково по одним и тем же программам было бы нецелесообразно. Здесь имеют значение особенности региона, в котором находится школа, а также потребности местного производства. Вот почему в большинстве стран мира существует разветвленная сеть школ различных типов со своеобразной внутренней структурой;
разделение изучаемых предметов на обязательные и предметы, изучаемые по выбору самих учащихся. Во многих школах США в IX-XII классах в качестве обязательных являются два предмета - английский язык и физическое воспитание. Так, в школе «Ньютон Норе» на выбор учащихся предлагается около 90 предметов;
сочетание школьных занятий с самостоятельной рабо той учащихся в библиотеках, учебных кабинетах. В вышеназванной школе «Ньютон Норе» учебные занятия в неделю составляют 22 часа (по субботам занятия в школе не проводятся). Это позволяет учащимся на протяжении 1-2 часов ежедневно работать в библиотеке, самостоятельно приобретать или углублять свои знания;
преемственность образовательно-воспитательных учреждений и непрерывность образования. Эта тенденция все более пробивает себе дорогу. Она обусловлена тем, что быстрое развитие науки и техники, коренные усовершенствования технологии производства, появление его новых отраслей требуют от производителей более глубоких знаний, овладения новыми научными достижениями и непрерывного повышения своей профессиональной квалификации.
Принципы построения системы образования в современной России следующие:
связь образования с конкретными условиями и целями государственной политики в условиях перехода к рыночным отношениям. Используя традиционные общие требования, предъявляемые к школе, дополнительно вносятся коррективы в содержание образования, организационно-управленческую структуру всей системы образования, условия ее финансирования, права и гарантии граждан на получение образования;
сохранение основных положений, сложившихся в Российской школе, а именно: приоритетность образовательной сферы, светский характер образования, совместное обучение и воспитание лиц обоего пола, сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм образовательного процесса;
профессиональное самоопределение молодежи с учетом социальных потребностей, региональных, национальных и общекультурных традиций народов России, а также способностей, национальных и индивидуальных особенностей молодых людей;
многотипность образовательных учреждений, многообразность форм получения образования в государственных и негосударственных образовательных учреждениях с отрывом и без отрыва от производства;
демократический характер системы образования, выбор обучающимися типа образовательного учреждения и образовательной программы в соответствии с их познавательными потребностями и социальными интересами.
Заключение
В данной работе были рассмотрены этапы развития педагогики и создание ее как науки, цели и задачи педагогики, образовательный процесс.
Многие деятели науки считают, что педагогика как наука находится в кризисном состоянии, однако, по моему мнению, это не так.
Педагогика в современном обществе вследствие мирового прогресса получила новый виток развития. Отмирание старых принципов совершенно не означает кризис педагогики. Приспосабливаясь к новым социальным условиям, используя новейшие достижения науки и техники (особенно Интернет) педагогика делает семимильные шаги в развитии вперед – в будущее.
Использование Интернета позволило создать дистанционное образование (например, школа Аксенова, ныне Региональный финансово-экономический институт). И еще пример: школьники Владивостока во время зимних холодов, когда не могли посещать школу, одними из первых использовали Интернет для связи с учителями и получения домашних заданий.
Доказано, что в настоящее время, скорость научно-технического прогресса настолько велика, что выпускники высших учебных заведений, обучающиеся по пятилетней программе, выходят с запасом уже устаревших знаний. Но это не означает кризиса в педагогике и образовательном процессе. Специалисту необходимо давать базовые знания. Но кроме всего прочего, специалист должен уметь обучаться и переобучаться. Тенденция открытия и закрытия тех или иных видов производства и услуг будет только возрастать. Поэтому необходимо прививать специалисту навыки к самообучению, к восприятию новой информации, даже если эта информация противоречит прошлым знаниям и опыту специалиста. Аналогично должен поступать и педагог.
2