Педагогика как наука о воспитании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 18:09, реферат

Описание работы

Цель: Ознакомить студентов со становлением научной педагогики, дать знания об объекте, предмете и функциях педагогики, сформировать представления о системе педагогических наук и о ее связи с педагогической практикой, формировать навыки учебного труда.

Файлы: 1 файл

Лекция 1.docx

— 19.53 Кб (Скачать файл)

Педагогика как наука о воспитании

Цель: Ознакомить студентов со становлением научной педагогики, дать знания об объекте, предмете и функциях педагогики, сформировать представления о системе педагогических наук и о ее связи с педагогической практикой, формировать навыки учебного труда.

План:

  1. Становление научной педагогики.
  2. Объект, предмет и функции педагогики
  3. Основные категории педагогики.
  4. Система педагогических наук.
  5. Связь педагогики с другими науками.

 

Базовые понятия: педагогика, объект педагогики, предмет педагогики, функции педагогики, педагогический процесс, система педагогических наук, категории, понятия.

 

Изучение курса педагогики следует начать  с краткого исторического обзора ее возникновения и развития с осмысления того предмета, исследованием которого она занимается.

Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - «дитя» и «аго» вести. В дословном переводе слово педагогика означает детовождение. Педагогом в Древней Греции называли раба, который брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу и из школы.

Постепенно  слово «педагогика» стало употребляться  в более общем смысле для обозначения  искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять его духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей.

Такое понимание педагогики сохранилось  вплоть до середины 20 века.  И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном  педагогическом руководстве нуждаются  не только дети, но и взрослые.

Самое краткое, общее и вместе с тем  относительно точное определение современной  педагогики – это наука о воспитание человека. Понятие «воспитание» здесь  употребляется в самом широком  смысле, включая образование, обучение, развитие.

Элементы  педагогики появились с зарождением  воспитания на раннем этапе развития общества. Возникли педагогический заповеди как результат оформления педагогической мысли.

Вначале педагогические знания являлись элементами философии. Первые педагогические идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности появились в трудах древнегреческих мыслителей Сократа (469-399 гг. до н.э), Платона (427-347 гг.до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» древнеримского философа и педагога Марка Квинтилиана (35-96 гг.)

В период средневековья  воспитание носила религиозную направленность т.к. было велико влияние церкви. И  хотя среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы, такие  как Августин (354-430), теолог Фома Аквинский (1225-1274) и др., создавшие педагогические труды, педагогическая теория незначительно  обогатилась новыми идеями.

Значительный  этап в развитии педагогической мысли  связан с эпохой Возрождения (14-16 вв.) В это время происходит поворот педагогической мысли к освоению наследия античности, к возрождению античной культуры. Педагогика эпохи Возрождения была нацелена на восстановление классического образования, на новую оценку человека, его возможностей, способностей. Гуманисты эпохи Возрождения полны веры в безграничные возможности человека. Согласно их точке зрения человек – центр вселенной, свободное, самостоятельное существо, творец своей судьбы и самого себя.

Одна  из ключевых идей педагогики Возрождения  – естественность земных радостей и чувственных наслаждений человека. Задача воспитания – воспитание гармонически развитой личности, в которой бы сочетались физическое совершенство и богатой духовное содержание.

Эпоха Возрождения  дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов. Большой вклад в углубление педагогической мысли внесли голландец Эразм Роттердамский (1466-1536),  итальянец Витторино да Фельтре (1378-1446) французы Франсуа Рабле (1494-1553) и Мишель Монтень (1533-1592), англичанин Томас Мор и др., которые систематизировали знания о том, как обучать и воспитывать детей, высказывались за всеобщее, равное общественное воспитание, за всестороннее развитие личности и соединение обучения с трудом.

На развитие педагогической мысли  большое значение  начинают оказывать  зарождающиеся  капиталистические  общественные отношения. Потребности капиталистического производства коренным образом изменили отношение  людей к науке, познанию и образованию. Знания рассматривались как полезнейшие  инструменты созидания и преобразования мира.

В 12 веке английский философ и естественноиспытатель Фрэнсис Бэкон (1561-1626) в 1623 г. Создал трактат «О достоинстве и увеличении наук». В нем он сделал попытку классифицировать науки и в качестве отдельной отрасли научного знания назвал педагогику, под которой понимал «руководство чтением».

Выделение педагогики из философии и оформление ее в самостоятельную науку связано  с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670гг.) В трудах Я.А. Коменского впервые определены предмет, задачи и основные категории педагогики, сформулирована и раскрыта идея всеобщего обучения всех детей независимо от социального положения родителей, пола, религиозной принадлежности. Его главный труд «Великая дидактика», вышедший в Амстердаме в 1654 г. – одна из первых научно-педагогической книг. Многие из высказанных в ней идей не утратили ни актуальности, ни своего научного значения и сегодня. Предложенные им принципы, методы, формы обучения (классно-урочная система, принцип природосообразности и др.) вошли в золотой фонд педагогической теории.

Английский  философ и педагог Джон Локк (1632-1704) сосредоточил главное внимание на теории воспитания. Отрицая наличие врожденных качеств у детей, он уподобляет их «чистой доске», на которой можно  писать что угодно, указывая тем  самым на большую силу воспитания. В работе «Мысли о воспитании»  он излагает взгляды на воспитание джентельмена – человека уверенного в себе,  сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, твердость нравственных убеждений с изяществом манер.

Передовые французские мыслители Д.Дидро (1713-1784), К.Гельвеций (1715-1771), П.Гольбах (1723-1789), Ж-Ж  Руссо (1712-1778), швейцарский педагог  И.Г.Пестолоцци (1746-1827) вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой в педагогике, выдвинули положения о решающей роли воспитания и среды в формировании личности.

Иоганн  Фридрих Гербарт (1776-1841) , Адольф Дистервег (1790-1886) – немецкие педагоги, занимавшиеся исследованием педагогических проблем воспитания и обучения.

В конце 19-начале 20 в. Интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США, куда постепенно смещается центр педагогической мысли. Были сформулированы общие принципы, выведены закономерности человеческого  воспитания, разработаны и внедрены  эффективные технологии образования, обеспечивающие каждому человеку возможность  сравнительно быстро и достаточно успешно  достичь запроектированных целей.

Виднейшие представители американской педагогики – Джон Дьюи (1859-1952) и Эдвард Торндайк (1874-1949).

Педагогика  советского периода  пошла по пути разработки идей воспитания человека в новом обществе. С.Т.Шацкий, П.П.Блонский, А.П.Пинкевич, Н.К.Крупская А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский.

Теоретические поиски Н.К.Крупской концентрировались  вокруг проблем формирования новой  советской школы, организации внеклассной  воспитательной работы, зарождающегося пионерского движения. А.С.Макаренко  выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства  детским коллективом, методики трудового  воспитания, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. В.А.Сухомлинский сосредоточил свои исследования вокруг моральных  проблем воспитания молодежи.

В 70-80 годы активная разработка проблем  начального образования велась в  научной лаборатории под руководством академика Л.В. Занкова. В результате исследований была создана новая система обучения младших школьников, основанная на приоритетности развития познавательных возможностей учеников.

Перестройка, начатая в СССР в 80 годы, затронула  все сферы человеческой деятельности, в том числе и образование. Главное в перестройке образования  – переориентация от авторитарной к гуманистической педагогике.

Главных направлений развития педагогической мысли два - авторитарное  основывается на авторитете власти взрослого и  подчинении ребенка, и гуманистическое, признающее права и свободы воспитанника. Между ними – большой спектр сочетаний  этих течений. Прогрессивная мировая  педагогика сделала гуманистический  выбор.

В конце 80-х годов началось движение за обновление и перестройку школы. Это выразилось в возникновении  педагогики сотрудничества. Среди ее видных представителей имена известных  ученых-педагогов и самобытных творческих учителей Ш.А.Амонашвили, С.Л.Соловейчика, В.Ф.Шаталова, Н.П.Гузика, Н.Н.Палтышева, В.А.Караковского и др.

Современная педагогика быстро прогрессирует. В последние десятилетия достигнуты ощутимые успехи в ряде ее областей, прежде всего в разработке новых  технологий дошкольного и начального школьного обучения. Отечественная  педагогика движется в направлении  гуманистического личностно-ориентированного воспитания и обучения.

Вывод: Возникновение и развитие педагогики как науки определило повышение роли воспитания в общественной жизни. Педагогика прошла длительный и сложный путь развития и превратилась в научно-обоснованную систему знаний, а на практике – в искусство обучения и воспитания многих поколений людей. Творческое взаимодействие теории и практики превращает педагогику в науку и искусство.


Информация о работе Педагогика как наука о воспитании