Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 18:09, реферат
Цель: Ознакомить студентов со становлением научной педагогики, дать знания об объекте, предмете и функциях педагогики, сформировать представления о системе педагогических наук и о ее связи с педагогической практикой, формировать навыки учебного труда.
Педагогика как наука о воспитании
Цель: Ознакомить студентов со становлением научной педагогики, дать знания об объекте, предмете и функциях педагогики, сформировать представления о системе педагогических наук и о ее связи с педагогической практикой, формировать навыки учебного труда.
План:
Базовые понятия: педагогика, объект педагогики, предмет педагогики, функции педагогики, педагогический процесс, система педагогических наук, категории, понятия.
Изучение курса педагогики следует начать с краткого исторического обзора ее возникновения и развития с осмысления того предмета, исследованием которого она занимается.
Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - «дитя» и «аго» вести. В дословном переводе слово педагогика означает детовождение. Педагогом в Древней Греции называли раба, который брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу и из школы.
Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять его духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей.
Такое
понимание педагогики сохранилось
вплоть до середины 20 века. И только
в последние десятилетия
Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современной педагогики – это наука о воспитание человека. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие.
Элементы педагогики появились с зарождением воспитания на раннем этапе развития общества. Возникли педагогический заповеди как результат оформления педагогической мысли.
Вначале педагогические знания являлись элементами философии. Первые педагогические идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности появились в трудах древнегреческих мыслителей Сократа (469-399 гг. до н.э), Платона (427-347 гг.до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» древнеримского философа и педагога Марка Квинтилиана (35-96 гг.)
В период средневековья воспитание носила религиозную направленность т.к. было велико влияние церкви. И хотя среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы, такие как Августин (354-430), теолог Фома Аквинский (1225-1274) и др., создавшие педагогические труды, педагогическая теория незначительно обогатилась новыми идеями.
Значительный этап в развитии педагогической мысли связан с эпохой Возрождения (14-16 вв.) В это время происходит поворот педагогической мысли к освоению наследия античности, к возрождению античной культуры. Педагогика эпохи Возрождения была нацелена на восстановление классического образования, на новую оценку человека, его возможностей, способностей. Гуманисты эпохи Возрождения полны веры в безграничные возможности человека. Согласно их точке зрения человек – центр вселенной, свободное, самостоятельное существо, творец своей судьбы и самого себя.
Одна
из ключевых идей педагогики Возрождения
– естественность земных радостей
и чувственных наслаждений
Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов. Большой вклад в углубление педагогической мысли внесли голландец Эразм Роттердамский (1466-1536), итальянец Витторино да Фельтре (1378-1446) французы Франсуа Рабле (1494-1553) и Мишель Монтень (1533-1592), англичанин Томас Мор и др., которые систематизировали знания о том, как обучать и воспитывать детей, высказывались за всеобщее, равное общественное воспитание, за всестороннее развитие личности и соединение обучения с трудом.
На развитие
педагогической мысли большое значение
начинают оказывать зарождающиеся
капиталистические общественные отношения.
Потребности капиталистического производства
коренным образом изменили отношение
людей к науке, познанию и образованию.
Знания рассматривались как
В 12 веке английский
философ и
Выделение
педагогики из философии и оформление
ее в самостоятельную науку
Английский философ и педагог Джон Локк (1632-1704) сосредоточил главное внимание на теории воспитания. Отрицая наличие врожденных качеств у детей, он уподобляет их «чистой доске», на которой можно писать что угодно, указывая тем самым на большую силу воспитания. В работе «Мысли о воспитании» он излагает взгляды на воспитание джентельмена – человека уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, твердость нравственных убеждений с изяществом манер.
Передовые французские мыслители Д.Дидро (1713-1784), К.Гельвеций (1715-1771), П.Гольбах (1723-1789), Ж-Ж Руссо (1712-1778), швейцарский педагог И.Г.Пестолоцци (1746-1827) вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой в педагогике, выдвинули положения о решающей роли воспитания и среды в формировании личности.
Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) , Адольф Дистервег (1790-1886) – немецкие педагоги, занимавшиеся исследованием педагогических проблем воспитания и обучения.
В конце 19-начале
20 в. Интенсивные исследования педагогических
проблем начаты в США, куда постепенно
смещается центр педагогической
мысли. Были сформулированы общие принципы,
выведены закономерности человеческого
воспитания, разработаны и внедрены
эффективные технологии образования,
обеспечивающие каждому человеку возможность
сравнительно быстро и достаточно успешно
достичь запроектированных
Виднейшие представители американской педагогики – Джон Дьюи (1859-1952) и Эдвард Торндайк (1874-1949).
Педагогика советского периода пошла по пути разработки идей воспитания человека в новом обществе. С.Т.Шацкий, П.П.Блонский, А.П.Пинкевич, Н.К.Крупская А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский.
Теоретические поиски Н.К.Крупской концентрировались вокруг проблем формирования новой советской школы, организации внеклассной воспитательной работы, зарождающегося пионерского движения. А.С.Макаренко выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, методики трудового воспитания, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. В.А.Сухомлинский сосредоточил свои исследования вокруг моральных проблем воспитания молодежи.
В
70-80 годы активная разработка проблем
начального образования велась в
научной лаборатории под
Перестройка,
начатая в СССР в 80 годы, затронула
все сферы человеческой деятельности,
в том числе и образование.
Главное в перестройке
Главных направлений развития педагогической мысли два - авторитарное основывается на авторитете власти взрослого и подчинении ребенка, и гуманистическое, признающее права и свободы воспитанника. Между ними – большой спектр сочетаний этих течений. Прогрессивная мировая педагогика сделала гуманистический выбор.
В конце 80-х годов началось движение за обновление и перестройку школы. Это выразилось в возникновении педагогики сотрудничества. Среди ее видных представителей имена известных ученых-педагогов и самобытных творческих учителей Ш.А.Амонашвили, С.Л.Соловейчика, В.Ф.Шаталова, Н.П.Гузика, Н.Н.Палтышева, В.А.Караковского и др.
Современная педагогика быстро прогрессирует.
В последние десятилетия
Вывод: Возникновение и развитие педагогики как науки определило повышение роли воспитания в общественной жизни. Педагогика прошла длительный и сложный путь развития и превратилась в научно-обоснованную систему знаний, а на практике – в искусство обучения и воспитания многих поколений людей. Творческое взаимодействие теории и практики превращает педагогику в науку и искусство.