Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 14:24, реферат
Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил и производственных отношений; история – как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики; психология – в связи с изучением становления личности развивающегося человека. Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего, наличием особого, собственного предмета исследования, наличием такого предмета, который специально не исследуется никакой другой научной дисциплиной.
История педагогики Педагогика как наука Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил и производственных отношений; история – как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики; психология – в связи с изучением становления личности развивающегося человека. Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего, наличием особого, собственного предмета исследования, наличием такого предмета, который специально не исследуется никакой другой научной дисциплиной. В общей системе наук, в общей
системе «вещей и знаний» педагогика
выступает как единственная наука,
имеющая своим предметом Изучение всякой науки начинается с уяснения таких вопросов: как воз-никла и развивалась эта наука и какие специфические проблемы она исследует? В самом деле, каждая наука имеет
свою историю и достаточно определённый
асект природных или Без этого оно не могло развиваться. Поэтому растёт количество образовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных школ, дающих необходимую подготовку детям, открываются специальные учебные заведения по подготовке учителей и начинает преподаваться педагогика как особая научная дисциплина. Всё это давало большой толчок развитию педагогической теории. Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более становятся наукой об общих закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов. Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педагогика» обозначается целая система педагогических наук. Педагогика как наука 1. Общая педагогика, исследует основные
закономерности воспитания 2. Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания людей на различных этапах возрастного развития; она подразделяется на предлых (профессионально-технического, высшего образования и др.); 3. Специальная педагогика – дефектология, изучающая особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей, которая в свою очередь распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и обучения глухонемых и глухих детей занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика, детей с расстройствами речи при нормальном слухе – логопедия; 4. Частная методика, исследующая
специфику применения общих 5. История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и практики воспитания в различные исторические эпохи. Этапы развития педагогики Интенсивно развиваются, как самостоятельные, такие отрасли педагогической науки, как педагогика профтехобразования, педагогика высшей школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика. Складываются такие части педагогики, как школоведение, педагогика семейного воспитания, педагогика детских и юношеских организаций, педагогика культурно-просветительной работы. Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны к жизни растущими потребностями общества в создании специальных учебно-воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и обобщении стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития. Вот почему на определённой ступени развития человеческого общества и, в частности, в более поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделятся в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых стало обучение и воспитание детей. Это имело место во многих древних странах, но более или менее достоверные сведения о школах для мальчиков дошли до нас из Египта, стран Ближнего Востока и античной Греции. ДРЕВНИЙ МИР Уже в древнем мире многие общественные деятели и мыслители хорошо сознавали и указывали на огромную роль воспитания, как в развитии общества, так и в жизни каждого человека. Из античной Греции ведёт своё происхождение и термин «педагогика», который закрепился в качестве названия науки о воспитании. В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу и из школы, нести учебные принадлежности, а также совершать с ними прогулки. Греческое слово «пейдагогос» (пейда – ребёнок, гогос – вести) обозначает «детоводитель». В дальнейшем педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием детей, и для которых педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука о воспитании стала называться – педагогикой. Надо сказать, что из Древней Греции ведут своё происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например, школа, что, означает «досуг», гимназия - общественная школа физического воспитания, а впоследствии просто средняя школа, и др. Значительное место занимали вопросы воспитания также в трудах древне-римских философов и ораторов. Демокрит (460 – 370 до н.э.) Демокритсчитал, что воспитание ведёт к обладанию трёмя дарами: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать». Он считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее, его руками действует природа, ибо человек – её часть «микрокосмос». Он отмечал важность необходимости родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей. Процесс воспитания и обучения – тяжкий, но благодарный труд, который преобразует природу человека, утверждал Демокрит. Он полагал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта. Демокрит предлагал использовать метод принуждения в процессе воспитания. Идеи Демокрита оказали влияние на взгляды учёных-софистов. (V-IV до н. э.) Сократ(469 – 399 до н.э.) Платон(427 – 347 до н.э.) Аристотель(384 – 322 до н.э.) Софисты «мудрецы» расширили программу
образования за счёт изучения грамматики,
диалектики, обучению искусства спора.
Затем были добавлены ещё четыре: арифметика,
геометрия, астрономия и музыка, что составляло
в целом семичастную «эн-киклос-пацдейу»( Крупнейшим представителем философии софистов являлся Сократ. Его главное дидактическое достижение – майэвтика«повивальное искусство» - диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов. Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей должно быть нравственное самосовершенствование. По Сократу, человек является обладателем разумного сознания, направленного на добро и истину. Он один из основоположников учения о доброй природе человека. Природные способности человека Сократ связывал с правом на образование. Сократ – родоначальник Согласно Платону, достижение знания и истины, - мучительный труд избавления от привычных пут и предрассудков. Он открыл связи между воспитанием и общественным устройством. Педагогическая проблематика присутствует в трактатах «Диалоги», «Государство», «Законы». Основанное им в Афинах учебное заведение – Академия– просуществовало более 1000 лет. Педагогические суждения Платона выросли из его философского видения человека и мира. По Платону, земная жизнь – преходящий этап движения человека к «истинному бытию – неким умопостигаемым и бестелесным идеям». Земная жизнь должна готовить человека к слиянию человека с «истинным бытием». Приобретение знаний, следовательно, является процессом воспоминания о бестелесном мире идей, откуда вышел и куда уйдет каждый человек. Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека: «В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь». Воспитание надо начинать с раннего возраста, так как «во всяком деле самое главное – это начало, в особенности, если это касается чего-то юного и нежного». По мысли Платона, воспитание должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. Осуществлять подобное воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет. В трактате «Государство» Платон выделил два длительных цикла – 10 и 15 лет. Речь шла, таким образом, о фактически пожизненном воспитании. В программу включались: риторика, геометрия, астрономия, музыка. В трактате «Законы» Платон изложил
свои педагогические воззрения, особенно
выделив социальный функции воспитания
– «сделать совершенным гражданином,
умеющим справедливо Ближайший ученик ПлатонаАристотель в своих педагогических трудах развил идеи учителя, но вместе с тем во много занял противоположную точку зрения («Платон мне друг, но истина дороже»). Он создал в Афинах учебное заведение «Ликей», которым руководил 12 лет. Ликей – символ всей последующей деятельности Аристотеля. Он полагал, что человек обладает одновременно душой растительной, и нуждается в питании и обречена на разложение, душой животной(чувства, ощущения) и душой разумной– чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной. Наиболее системно он изложил свои взгляды на воспитание в трактате «Политика». Аристотель придавал первостепенное
значение государственному воспитанию.
Он допускал домашнее воспитание до 7-го
возраста под присмотром отца. Однако,
настаивал о необходимости Марк Квинтилиан(35 – 96 г.г.) Главный труд Квинтилиана– «Ораторское образование». Из его 12 книг трактата наиболее известны: «О домашнем воспитании мальчика» и «О риторическом обучении». Чтобы достичь хороших результатов, считал Квинтилиан, необходимо соединить природную доброту человека и воспитание. Вслед за Плутархом Квинтилиан говорил, что воспитание должно формировать свободного человека. Ребенок – «драгоценный сосуд», с которым надо обращаться бережно и уважительно. Цель воспитания он видел в подготовке молодого человека к исполнению его гражданских обязанностей. Идеалом он считал Перикла. Он отдавал предпочтение организованному школьному обучению перед домашним. Вершиной образования Квинтилиан считал овладение искусством оратора. Тертуллиан(160 – 222 г.г.) Августин(354 – 430 г.г.) Аквинат(1225 – 1274 г.г.) Идеологи раннего христианства иначе, чем представители Античной мысли, трактовали сущность человека и его воспитание. Если одной из основных идей Античности являлся постулат «Что полезно для человека, то должно быть сделано», то христианское учение исходило из иного императива: «Что справедливо, то должно быть сделано». Таким образом, Античность ставила в центр земное существование, а христианство – вечные общечеловеческие ценности. Августин проявлял интерес к психологии ребёнка. Он утверждал, что античная традиция образования погрязла в «вымыслах», изучении «слов», но не «вещей». Главное место в образовании должно занимать изучение Библии. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ В средние века проблемы воспитания
разрабатывались философами- Эразм Роттердамский (1466 – 1536 г.г.) Витторино де Фельтрэ (1378 – 1446 г.г.) Франсуа Рабле (1494 – 1553 г.г.) Мишель Монтень (1533 – 1592 г.г.) Итальянские гуманисты (Витторино де Фельтрэ) полагали, что наилучший путь воспитания – освоение классической греко-римской культуры. В качестве образца педагогических идей рассматривались идей Квинтилиана. Основной труд Монтеня«Опыты» рассматривает человека как высшую ценность. Ребёнок от рождения обладает первозданной чистотой, которую потом «разъедает» общество. Ребёнок превращается в личность не столько благодаря полученным знаниям, сколько развив способность к критическим суждениям. Монтень осуждал гипертрофированное словесное обучение. В своём главном труде Э.Роттердамский– «О первоначальном воспитании детей»-заявил о необходимости сочетании античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов, выдвинул принцип активности воспитанника (врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд). Определенным шагом вперед были его взгляды на женское образование. Ф.Раблеедко и остроумно обличал пороки средневекового воспитания и обучения и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания, в центре которого – духовное и телесное развитие личности. Я.А. Коменский(1592 – 1670 г.г.) Коменский - отец современной педагогики. «Великая дидактика», вышедшая в Амстердаме в 1654 г. – одна из первых научно – педагогических книг. Она является как бы своеобразным сплавом педагогических идей Нового времени. В ней сформулированы сенсуалистические педагогические принципы. Коменский призывает обогащать сознание ребенка, знакомя с предметами и явлениями чувственно воспринимаего мира. В трактате проводиться мысль о необходимости поставить знания закономерностей педагогического процесса на службу педагогической практике. Взгляды Коменского противоречили догматам Средневековья. Он видел в каждой личности совершенное творение природы, отстаивал право человека на развитие всех его возможностей. Коменский был первым из педагогов, последовательно обосновавшим принцип природосообразности в воспитании. Природосообразность в воспитании означала для чешского ученого признание природного равенства людей. Фундаментальной идеей педагогики Коменского является пансофизм, т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности. У него человек – «микрокосм» Он определил понимание, волю и деятельность воспитанника как основные составляющие педагогического процесса. Классно – урочная система. Выделение из состава философии. Джон Локк(1632 – 1704 г.г.) В трудах Джон Локка – «Мысли о воспитании» и «Об управлении разумом» – ярко выражены важные передовые педагогические устремления того времени. Локк утверждал, что человеческое знания является следствием внешнего чувственного опыта. По его теории у человека нет врожденных представлений и идей. Конечную цель воспитания Локк видел в обеспечении здорового духа в здоровом теле. Он был убежден в целесообразности социальной детерминации школьного образования. СРЕДНИЕ ВЕКА Ж.Ж. Руссо(1712 – 1778 г.г.) В основе педагогических воззрений Руссолежит его дуалистическое, сенсуалистическое мировоззрение мыслителя. Отвергая вероисповедальные религии, философ предполагал наличие внешней силы – творца всего сущего. Центральный пункт педагогической программы Руссо – естественное воспитание. В трактате «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» доказывалось, что человек создан на началах удивительной гармонии, но общество разрушило эту гармонию. Главный педагогический труд – «Эмиль». В нем он выдвинул идею свободного воспитания. Главное и наиболее сложное искусство наставника – уметь ничего не делать с учеником. По Руссо на человека действуют три фактора: природа, люди, общество. Составной частью естественного воспитания является отрицательное воспитание. Иоганн Генрих Песталоцци(1746 – 1827 г.г.) Воспитание униженных и И.Ф. Гербарт(1776 – 1841 г.г.) Гербарт-автор труда «Общая педагогика». Работал в сфере гимназического образования. Центральный тезис рассуждений Гербарта – формирование нравственного человека. Это – ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей. Воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения такой гармонии – управление, обучение и нравственное воспитание. Им определены три универсальных метода обучения – описательный, аналитический и синтетический. А. Дистервег(1790 – 1886 г.г.) Дистервег работал в сфере народной массовой школы. Интерпретатор. Основной педагогический труд – «Руководство к образованию немецких учителей». В нем сформулированы два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания – природосообразность и культуросообразность. Он предлагал в воспитании и обучении следовать природе человека, учитывать индивидуальные особенности ребенка (принцип природосообразности). Принцип культуросообразности означал организация учебно-воспитательного процесса на основе определенной внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя культура – нормы морали, быта, потребления. Внутренняя – духовная жизнь человека. Общественная культура – социальные отношения национальная культура. РУССКАЯ ПЕДАГОГИКА В.Г. Белинский(1811 – 1848 г.г.) А.И. Герцен (1812 – 1870 г.г.) Н.А. Добролюбов (1836 – 1861 г.г.) Н.Г. Чернышевский (1828 – 1889 г.г.) Белинский определил гуманистические и демократические подходы к воспитанию и образованию. Развивал идею народного воспитания. Герцен с демократических Чернышевский вскрывал диалектическую взаимосвязь между политическим режимом, материальным достатком и образованием. Он руководствовался антропологическим подходом к человеку и воспитанию. Добролюбов критиковал ущемления права на образование по сословному, религиозному и национальному признакам. Видел идеальное воспитание в удовлетворении «естественных стремлений» человека. Л.Н. Толстой (1828 – 1910 г.г.) Н.И. Пирогов(1810 – 1881 г.г.) Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bolshe.ru/ |
Тема реферата: Как самки выбирают партнеров |
Как самки выбирают партнеров Какие мужчины нравятся женщинам? Сразу представляешь себе образ Джеймс Бонда - умный, изысканный и бесстрашный. Поместите его в мощный спортивный автомобиль, и получите комбинацию, против которой не устоит ни одна женщина. Но не только у людей самки "клюют" на самых ярких самцов. У многих биологических видов успехом у противоположного пола пользуется том самец, который или крупнее остальных, или ярче окрашен, или отличается напористой манерой ухаживания. Самкам более свойственно Чарльз Дарвин был первый, кто предположил, что состязание за самцов тоже играет важную роль в размножении. В опубликованной в 1871 году работе "Происхождение человека" он выдвинул гипотезу, согласно которой те качества, которые дают самцам преимущества в поиске партнера и оплодотворении, должны распространиться в популяции, так как самец, обладающий ими, оставит более многочисленное потомство. Затем Дарвин предполагает, что некоторые из этих качеств распространяются в популяции благодаря тому, что привлекают внимание самок. Но идея о том, что самки также могут делать, активный выбор, была с самого начала поставлена под сомнение, - возможно из-за того, что сражения между самцами более зрелищны и драматичны. У самок же выбор полового партнера проходит на более тонком уровне. За последние 25 лет был накоплен значительный объем научных фактов, подтверждающих возможность выбора у самок. Это происходит у многих биологических видов, особенно у тех, где самцы менее агрессивны и проявляют индивидуальные различия в других вторичных половых признаках, таких как декоративное оперение или обряды ухаживания. Тем не менее, вопрос о том, как самки выбирают партнеров и как происходила эволюция предпочтений в отборе партнера вызывает дискуссии у многих эволюционных биологов. Перед разборчивыми самками встают две главные задачи по выбору партнера. Во-первых, его поиск. Эта задача усложняется, если популяция рассеяна на большой площади или если опасность нападения хищников не позволяет уделять поиску партнера достаточно времени. Затем, когда встреча уже произошла , самка должна решить, принять или отвергнут самца как полового партнера. У некоторых животных самки могут выбирать партнера из группы кандидатов. Например, самцы полынной куропатки (sage grouse) ранней весной собираются во временное сообщества, называемые токовище (leks), где показывают свои преимущества самкам. Самка обычно наблюдает демонстрации нескольких самцов, перед тем как осчастливить одного из них. Затем она покидает ток, что бы построить гнездо и отложить яйца. Но самцы не всегда выставлены на показ подобно набору шоколадок на витрине. Обычно самки единовременно могут иметь дело лишь с одним самцом. Для самки выбор превращается в этом случает в более сложную когнитивную задачу, которая включает в себя запоминание характеристик различных самцов. Исследования показали, что самки могут располагать по рангу характеристики самцов. Theo C. M. Bakker и Manfred Milinski из University of Bern в Швейцарии показали, что самки three-spined sticklebacks (Gasterosteus aculeatus) связывают выбор партнера с относительной привлекательностью того самца, которого они видят в настоящий момент относительно предыдущего. Больший интерес проявлялся к тем самцам, чья красная брачная окраска ярче, чем у предшественника. Факты указывают на то, что самки
обычно предпочитают самцов, чьи черты
сильнее стимулируют их органы чувств.
Например, при наличии выбора, для
самок зеленой древесной Хотя существуют очевидные свидетельства того, что самки могут активно выбирать партнеров, остается много неразрешенных вопросов. Каково происхождение выбора самок? В чем его преимущества для отдельно взятой самки? В некоторых случаях самки останавливать свой выбор на более громких или ярко окрашенных только потому, что таких самцов проще найти. Уменьшение времени, затрачиваемого на поиск партнера, снижает для самки риск быть убитым хищником. Но у многих животных выбор партнера обусловлен более сложными причинами. Естественный отбор способствует тем самкам, которые выбирают партнера, способного дать им или их потомству некое преимущество. Это может быть пища, безопасное убежище, или даже возможность избавиться от паразитов. При длительных наблюдениях за поведением амбарной ласточки (Hirundo rustica) Anders P. Mшller из CNRS в Париже обнаружил, что самки предпочитают самцов с удлиненными перьями хвоста. Как оказалось, длиннохвостые ласточки в меньшей степени заражены кровососущими клещами, чем их короткохвостые собратья. Так как паразиты могут перепрыгивать от птицы к птице, преимущество самок, выбирающих длиннохвостых самцов, очевидно. Когда самцы не дают таких явных благ, как пища или защита, самки могут выбрать партнера с лучшими генами. Но как им узнать, у какого самца гены лучше? И почему бы самцу не смошенничать, "подделав" у себя те черты , которые для самок ассоциированы с подобными генами? В 1975 году Amotz Zahavi из University of Tel Aviv в Израиле предположил, что самки обращают внимание только на те черты, которые являются честными индикаторами "соответствия" для самцов. Эта гипотеза известна как принцип гандикапа (handicap principle ). Исследуя поведение Мы предположили, что демонстрация бесстрашия перед лицом хищника может привлекать благосклонность самок как надежный индикатор "пригодности". Менее энергичный самец гуппи, который будет пытаться "прикинуться" бесстрашным в присутствии хищника, скорее всего, будет съеден. Используя специальные контейнеры, которые позволяли закреплять положение самцов гуппи на разном расстоянии от хищника, мы обраружили, что самки действительно отдают предпочтение наиболее "отважным" с их точки зрения самцам. Оказалось, что их "отвага" коррелирует с окраской, - самцы, которые подплывали ближе к хищнику, обычно были ярче окрашены. Как только самки начинают отдавать предпочтение определенным характеристикам, начинается процесс, названный неудержимой селекцией (runaway selection). Эта модель, впервые предложенная эволюционным биологом Рональдом Фишером в 1958 году, предполагает, что некая характеристика самца и предпочтение этой характеристики самками коэволюционируют. Например, самки предпочитающие спариваться с большими самцами, произведут на свет больших сыновей или же дочерей, которые отдают предпочтение большим самцам. Следствием этого может стать преувеличенное развитие этой характеристики у самцов и предпочтение этой черты всеми самками. Этот механизм был подтвержден многими биологами на примере оранжевой окраски самцов гуппи. Но еще более убедительный пример неудержимой селекции был недавно представлен Жеральдом Уилкинсоном и Полом Рейло из University of Maryland в их исследованиях одного из видов мух (stalk-eyed fly , Cyrtodiopsis dalmanni). У этого биологического вида самки предпочитают самцов с большой поверхностью глаз. Путем селективного выращивания мух в течение 13 поколений, Уилкинсон и Рейло смогли получить две линии мух, отличающиеся размером стеблей глаз (? Eyestalks) у самцов. Они обнаружили, что самки каждой линии предпочитают те характеристики у самцов, по которым проводилась селекция в их линии, - то есть самки из линии с большими стеблями глаз предпочитают самцов с наибольшим размером стеблей глаз, и наоборот. Предпочтения самок коэволюционировали параллельно с развитием этой черты у самцов. Но что послужило толчком для развития этих предпочтений? В некоторых случаях у самок существует склонность к определенной характеристике только потому, что эта характеристика привлекает их внимание. Например, самки рыбы-меч (swordtails, Xiphophorus heller), отдают предпочтение самцам с длинными "мечами" на хвостах. И хотя у самцов рыб другого вида - platyfish Xiphophorus maculates, меч вообще отсутствует, Alexandra L. Basolo из University of Nebraska обнаружила, что если привязать пластмассовый меч к их хвостам некоторых из них, самки этого же вида немедленно начинают благосклонно относиться именно к самцам с таким протезом. Другими словами, у самок platyfish есть склонность к большим "мечам", хотя наличие этих мечей не дает самцам platyfish никаких реальных жизненных преимуществ. Все эти модели предполагают, что предпочтения самок генетически детерминированы. Последние исследования, однако, доказывают влияние социальных факторов, таких как подражание. Некоторым парням достаются все девушки. На переполненном токe у куропаток, например, самый лучший самец может получить 80 процентов возможностей для спаривания. Действительно ли он настолько неотразим. Или просто самки принимают в расчет выбор друг друга? В начале девяностых годов группа скандинавских исследователей под руководством Jacob Hцglund подробно исследовала этот вопрос на примере черных куропаток (Tetrao tetrix). Используя чучела куропаток для имитации повышенного интерес к самцу со стороны противоположного пола, исследователи показали, что самки предпочитали самцов с максимальным количеством самок на своей территории. Зачем подражать? Возможно, это связано с обучением. В серии экспериментов с гуппи мы обнаружили, что молодые самки обычно копируют поведение старших, более опытных, в большей степени, чем наоборот. Кроме того, подражание экономит время. Возникает следующий вопрос: какая часть выбора самок основана на инстинкте и какая на подражании? Для измерения относительного вклада генетического и социального фактора в выбор партнера у гуппи один из авторов этой статьи (Dugatkin) провел эксперимент по поведенческому "титрованию". Во-первых, самку гуппи был предоставлен выбор между двумя самцам, который отличались насыщенностью оранжевой окраски тела. Как и ожидалось, предпочтение было отдано более яркому претенденту. Затем была инсценирована возможность подражания, - подопытной самке гуппи было позволено наблюдать, как другая самка выбирает менее яркого самца. Какого самца теперь она выберет? Помните, что ее гены "толкают" ее к более яркому самцу, а опыт, связанный с подражанием, к более тусклому. В конечном итоге оказалось, что выбор зависит от разницы в насыщенности окраски. Когда самцы в паре отличались по этому параметру не более чем на 25 процентов, самки постоянно выбирали тусклого, то есть стремление к подражанию перевешивало предпочтения, заложенные в генах. Если же разница в насыщенности окраски превышала 40 процентов, самки игнорировали плохой совет и выбирали более яркого самца. Заключение. Хотя люди сложнее, чем куропатки и гуппи, многие из этих принципов можно применить и к ним. Женщины проводят различия между мужчинами на основе многих характеристик: некоторые мужчины нахальнее, некоторые ярче, у некоторых крупнее банковский счет. Конечно, эволюционная теория никогда не сможет объяснить все разнообразие и сложность человеческого поведения. Даже у животных параметры выбора партнера меняются у различных биологических видов, в различном окружении и даже в разное время суток. В любом случае, если даже у таких простых животных как рыбы существуют множество причин, определяющих выбор партнера, вообразите себе, сколько факторов нужно анализировать при рассмотрении поведения человека. И в заключение выпуска хочу предложить вам немного статистики. Ее источником является сайт www.undp.org/hdro . На нем вы можете найти массу любопытной информации по теме "Показатели человеческого развития", которая интересна в первую очередь социологам, хотя и для читателей рассылки приведенные цифры могут служить неплохой пищей для размышления. Как вы считаете, почему такие параметры, как количество самоубийств, так сильно отличаются для разных стран и народов, у мужчин и у женщин? Какие социальные и биологические факторы могут оказывать влияния на это? |