Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 15:30, контрольная работа
«Педагогика» — слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «деторождение», «детовождение». В России это слово появилось вместе с педагогическим, историческим и философским наследием античной цивилизации и педагогическими ценностями Византии и других стран. Столь обширное наследие было воспринято восточными славянами одновременно с их приобщением к христианскому миру. Русские книжники, знавшие греческий язык, читали труды античных мыслителей в оригинале и внесли в обиход новые слова — «педагог» и «педагогика».
Таким образом следует сделать вывод:
Воспитание спартиатов преследовало основную цель – подготовить члена военной общины. Идеалом спартанского воспитания был физически развитый, сильным духом, разбирающийся в военном деле молодой человек. Государство жестко регламентировало и контролировало систему воспитания детей. Образование получали в агеллах и эфебиях.
Цель афинского воспитания предполагала всестороннее развитие личности как в физическом, нравственном, умственном и эстетическом отношении. По сути, речь шла о всестороннем формировании личности, прежде всего с развитым интеллектом и культурой тела. Образование мальчики получали в школах грамматиста и кифариста, затем – палестрах, гимназиях и эфебиях.
Современные теоретики о воспитании.
К 1920 - 1930-м годам относится
Н. К. Крупская в статье «Воспитание», опубликованной в 1928 г., показала различие между воспитанием в широком и узком смысле этого слова. Под воспитанием в широком смысле слова Н. К. Крупская понимала воспитание в гуще жизни. Под воспитанием в узком смысле слова подразумевалось планомерное, систематическое воздействие взрослого на ребенка и подростка. Н. К. Крупская рассматривала воспитание как органическую часть общественной жизни, как условие формирования нового типа людей, сознательных участников производства, понимающих интересы общества в целом, связь между отдельными отраслями производства, их взаимосвязь. Она показала в своих работах необходимость активной, сознательной позиции воспитуемого в воспитательном процессе. Она считала, что школа должна быть связана многосторонними контактами с жизнью молодежи, взрослых и в первую очередь с жизнью рабочего класса, с тем чтобы установить духовную связь между заводом и школой, духовное родство с рабочим классом. Активизацию позиции ребенка, приобщение его к социально значимой деятельности Н. К. Крупская видела в создании высокоразвитых коллективов, в новой -- отличной от буржуазной -- форме самоуправления, в общественно-политической направленности всей жизнедеятельности школьника, осуществляемой в пионерской и комсомольской организациях. Впервые в советской педагогике Н. К. Крупская дала теоретическую разработку воспитательных возможностей общественно-политических детских и юношеских организаций.
Опираясь на идеи о коммунистическом воспитании, А. В. Луначарский при характеристике сущности процесса воспитания большое значение придавал собственной активности личности в овладении коммунистической нравственностью, соответствующим умениям социального содружества: «... надо развить в человеке гражданина,-- писал он,-- надо развить такую личность, которая умеет жить в гармонии с другими, личность, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально».
Большое значение для развития теории коммунистического воспитания имели работы П. П. Блонского и С. Т. Шацкого. Рассматривая воспитание как целостный процесс, П. П. Блонский видел его основную функцию в стимулировании развития личности. «...Воспитание,-- писал он в статье «О наиболее типичных педагогических ошибках при организации трудовой школы»,-- должно быть не обработкой, не отшлифованием, но внутренним стимулированием развития ребенка». Значение социалистической педагогики П. П. Блонский видел в том, что она воспитывает рабочего -- творца -- строителя, она является культурой активной деятельности, изобретательности и творчества.
По мысли С. Т. Шацкого, главным в воспитательном процессе является его единство. В статье «Грядущая школа» он писал: «...естественно было бы считать, что эти три элемента педагогической деятельности -- метод, программа, организация -- должны быть построены так, чтобы один вытекал из другого и тем самым получилось бы представление о единстве воспитатель ного процесса».
Таким образом, в трудах Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, П. П. Блонского, С. Т. Шацкого большое значение придавалось такой организации педагогического процесса, которая обеспечивает активное взаимодействие воспитателей и воспитуемых.
Теоретические взгляды А. С. Макаренко на коммунистическое воспитание пронизаны гуманистическими идеями, в основе которых лежит сочетание влияний коллектива и развития активности личности, ее гражданских качеств, социальной ответственности, основанной на сознательной дисциплине и чувстве долга. Точное выполнение обязанностей в обществе А. С. Макаренко рассматривал как важнейшую нравственную категорию. И в этой связи он придавал чрезвычайно большое значение само воспитанию: «...нужно так привыкнуть к новым требованиям новой нравственности, чтобы соблюдать эти требования, уже не обременяя наше сознание каждый раз отдельными поисками...».
В. А. Сухомлинский, разрабатывая теорию коммунистического воспитания, обосновал необходимость целостного подхода к всестороннему развитию личности, формированию гражданской направленности ее нравственных качеств. Предрасположенность к воспитанию, готовность быть воспитуемым В. А. Сухомлинский рассматривал как важнейшее условие эффективности воспитательного процесса. Сущность воспитательного процесса отражает внутренние связи и отношения, характерные для данного процесса и проявляющиеся в определенных закономерностях и тенденциях.
Таким образом, в советской педагогике при раскрытии сущности воспитания чаще всего подчеркивают не просто воздействие воспитателей на психологию воспитуемых, а именно целеустремленное взаимодействие воспитателей и воспитуемых, организацию определенных отношений между ними, развитие активности воспитуемых, ведущей к усвоению ими общественно значимого социального опыта.
Заключение.
Итак, какое же значение вкладывают в термин «педагогика»?
Во-первых, выделяют «бытовое» значение педагогики. Каждый человек на протяжении жизни выступает в роли «педагога», т.е. обучает и воспитывает своих детей, членов семьи, сотрудников по работе.
Во-вторых, подчеркивают практическое значение педагогики. Педагогику рассматривают как одну из сфер человеческой деятельности, связанную с передачей жизненного опыта от старшего поколения к младшему. Здесь уместно говорить о взаимосвязи народной (житейской) педагогики с педагогическим мастерством и искусством воспитания. Не случайно высшее проявление педагогической деятельности называют искусством.
В-третьих, педагогика понимается как наука и, одновременно, как отрасль человековедения. Педагогика познает и совершенствует способы влияния на развитие человека в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального. Поэтому педагогические учения, теории, модели, прогнозы и рекомендации строятся только на фундаменте целостного и системного знания о развивающемся человеке; оно «добывается» психологией, философией, историей, социологией и другими науками о человеке.
В-четвертых, педагогика представляет собой учебную дисциплину, включающую в себя теоретический и практический аспекты обучения и воспитания.
В-пятых, значение педагогики как отрасли гуманитарного знания входит в общекультурный контекст современной жизни. Оно выявляется в качестве педагогической культуры человека.
Функция обучения, а в повседневной жизни скорее воспитания, присуща каждому человеку независимо от образования и профессии. Воспитание — это миссия для родителей и для каждого гражданина в отношении молодого поколения.
Следовательно, каждый человек обязан владеть основами педагогической культуры как составляющей общей культуры.
Условно выделяют непрофессиональную деятельность обучения и воспитания человека в отдельных жизненных ситуациях и обстоятельствах и профессиональную деятельность педагога как специалиста в сфере образования.
В общем, педагогическую деятельность понимают как решение педагогических задач двух классов — по обучению и по воспитанию человека. Педагогическая деятельность есть управление деятельностью другого человека, обеспечивающее его развитие. Педагогическая деятельность осуществляется в процессе педагогического общения.
На практике педагогическая деятельность осуществляется в конкретной ситуации. Ситуации, в которых решаются педагогические задачи, называют педагогическими.
Итак, во-первых, педагогика — это наука о педагогическом процессе, обеспечивающем развитие человека в рамках конкретной педагогической системы.
Во-вторых, основными категориями педагогики являются воспитание, обучение, образование.
В-третьих, педагогика — развивающаяся наука, и соответственно совокупность разных ее отраслей представляет собой открытую систему.
В-четвертых, педагогика в системе человекознания представляет собой отрасль гуманитарной науки о способах и путях передачи—получения человеком информации и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы.
В-пятых, педагогика как наука имеет свой предмет и взаимосвязана с областями знания — философией, психологией, физиологией, социологией.
В-шестых, взаимозависимость
В-седьмых, педагогика как наука выполняет три основные функции: теоретическую, прикладную (по отношению к другим наукам) и практическую (по совершенствованию конкретной практики обучения и воспитания человека).
Для того чтобы профессионально обучать и воспитывать, надо знать педагогику как науку. Но одно лишь знание не всегда обеспечивает умение эффективно решать педагогические задачи. Для успеха в деле обучения и воспитания, проявления педагогического мастерства, необходимо органическое соединение научно-педагогических знаний с постоянным личным творчеством человека, выполняющего педагогическую миссию.
Педагогика может
На протяжении всего исторического
развития общества складывались разные
парадигмы образования и
1 Ильина Т. А. Педагогика. Учебное пособие для пед. ин-тов. - М., 1999. С. 239.
2 Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф., История педагогики - М., 2004.С. 175.