Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 19:03, доклад
Мария Монтессори - итальянский педагог, врач, философ. Ей еще не было 30 лет, когда она, молодой доктор медицины, ассистент психиатрической клиники Римского университета, профессор антропологии и гигиены, открыла в Риме школу для слабоумных. Применив в ней свои методы воспитания, она достигла поразительных результатов: ее питомцы в своем развитии приблизились к детям нормальных школ. Перенеся этот опыт на здоровых детей, Мария Монтессори и здесь добилась выдающихся успехов.
Педагогика Марии
Монтессори
Мария Монтессори - итальянский
педагог, врач, философ. Ей еще не было
30 лет, когда она, молодой доктор медицины,
ассистент психиатрической клиники Римского
университета, профессор антропологии
и гигиены, открыла в Риме школу для слабоумных.
Применив в ней свои методы воспитания,
она достигла поразительных результатов:
ее питомцы в своем развитии приблизились
к детям нормальных школ. Перенеся этот
опыт на здоровых детей, Мария Монтессори
и здесь добилась выдающихся успехов.
В 1907 году она возглавила "Дом ребенка"
- дошкольное учреждение в одном из бедных
кварталов Рима. Дети рабочих, которых
раньше воспитывала улица, в "Доме"
преображались, светились радостью. Подобные
"дома Монтессори", "детские сады
Монтессори", "школы Монтессори"
стали появляться и в других странах.
В целом педагогика
Монтессори исходит из принципа природосообразности
и идеи свободного воспитания. По своей
природе ребенок активное существо и,
утверждает она, способен без воздействия
извне к самостоятельному развитию, в
том числе и обучению. Задача воспитания
лишь в том, чтобы обеспечить ребенка "пищей",
необходимой для его саморазвития, создавать
для этого соответствующую среду. Такова
исходная позиция Монтессори.
Свое направление в образовании
она строит на нескольких принципах. Антропологический
принцип
Педагогика Монтессори
идет «от ребенка», в центре ее находится
ребенок, образование которого строится
с позиций антропологии и психологии.
Предельно серьезно в этой педагогической
системе отношение к свободе и достоинству
человека уже в детском возрасте. Одно
из основных требований к процессу воспитания
— «уважение, с которым мы должны относиться
к духовной свободе ребенка».
Для Монтессори духовное
развитие человека теснейшим образом
было связано с его психическим и физическим
развитием, она постоянно подчеркивала
важнейшую роль развития восприятия и
органов чувств, двигательной сферы для
развития интеллекта, мыслительных способностей,
общего развития в целом.
Принцип условий
свободы развития ребенка
"Чтобы воспитывать ребенка,
– надо его знать, чтобы его знать, – надо
за ним наблюдать, а чтобы за ним наблюдать,
– надо дать ему свободу".
Под изменением структуры
воспитания Монтессори подразумевала
создание «условий свободы» в процессе
воспитания. Именно поэтому свободный
выбор деятельности и средств для нее
коренным образом отличал организацию
учебного процесса в Монтессори-группах
от традиционной классно-урочной системы
и групповых занятий в обычном детском
саду. Воспитание свободной, самостоятельной,
самоуправляемой и ответственной личности
является главной целью. Отсюда девиз
образования по Монтессори: «Помоги мне
сделать это самому». «Я сам!» — для педагога
это желание ребенка обязательно для исполнения.
Монтессори полагала, что стремление маленького
ребенка к самостоятельности, независимости
должно уважаться взрослыми, подкрепляться
и поддерживаться в процессе воспитания,
для того чтобы вырос самостоятельный
и ответственный человек.
В педагогике Монтессори
свобода ребенка обретает свои границы,
во-первых, в потребностях других детей
и коллектива («Можно все, что не мешает
остальным», «Каждую вещь или предмет
нужно вернуть на место») и, во-вторых,
в необходимости дела («Нельзя ничего
не делать», «Начатое дело нужно обязательно
довести до конца»). Только так можно научиться
быть «мастером самого себя», считала
Монтессори. В ее системе свобода означает:
свободу передвижения ребенка в дидактически
подготовленной окружающей среде, свободу
выбора места для деятельности, свободу
выбора предметов и дидактического материала
для удовлетворения познавательных интересов,
свободу в определении продолжительности
своей деятельности, свободу выбора уровня
образования, свободу коммуникации и объединения
в работе с другими детьми.
В условиях свободной
деятельности ребенок учится оценивать
свои возможности и принимать решения
в связи с выбором материала, места, партнеров
и пр., осознает свою ответственность за
принятое решение, переживает радость
от процесса и результата деятельности,
происходящей по внутреннему, а не по внешнему
побуждению.
Принцип концентрации
внимания
Свободная и самостоятельная
деятельность не возможна без умения сосредоточенно
работать продолжительное время; доводить
начатое дело до конца; внимательно наблюдать
за действиями педагога, когда он показывает,
как работать с материалом; слушать его
пояснения, если они необходимы; заниматься
самостоятельно и контролировать свои
ошибки; не мешать другим. Монтессори называла
это «поляризацией внимания».
Монтессори
пришла к выводу о том, что большая степень
концентрации внимания порождает активность
рук под руководством ума. Детское «экспериментирование»
есть следствие активного исследовательского
обращения с самостоятельно выбранным
предметом, который, в свою очередь, активизирует
внимание, мыслительную деятельность
ребенка и способствует их продолжительному
и эффективному объединению — поляризации.
Благодаря внутренней
концентрации на предмете становится
возможным процесс умственного саморазвития
ребенка. Помимо этого, воспитываются
выносливость, усидчивость и терпение,
необходимые для интеллектуальной деятельности.
Монтессори заметила
также, что концентрация внимания по внутреннему
побуждению не утомительна для ребенка,
как принудительное побуждение к концентрации
внимания извне, со стороны педагога.
«Чем дальше развивается
способность внутренней концентрации,
тем чаще происходит это спокойное погружение
в работу, тем четче становится новый феномен:
дисциплина детей», — писала М. Монтессори.
В дисциплине проявляется улучшение способности
детей уметь поступать по своему усмотрению.
Внутренняя дисциплина становится «обратной
стороной свободы».
Принцип специально
подготовленной обучающей среды
При создании окружающей обучающей
среды обязательно учитываются физические
возможности ребенка. На легкодоступных
полках предлагается множество дидактического
материала, тщательно продуманного и обладающего
уникальной возможностью всесторонне
развивать обучающегося.
Свойства и качества
Монтессори-материала максимально способствуют
поляризации внимания в процессе упражнений.
Происходит осмысленное проникновение
в суть добровольно выбранной деятельности.
В педагогике Монтессори
уделяется особое внимание активизации
процесса синтеза новых для ребенка сложных
действий из уже известных элементов,
преподнесенных ему в упражнениях с дидактическим
материалом. Монтессори поэтому не учит
письму — письмом, чтению — чтением, рисованию
— рисованием, а предоставляет ребенку
возможность самостоятельно «сложить
из элементов» эти сложные действия, причем
каждому в свое время, в соответствии с
наступлением у него соответствующего
сензитивного периода.
Педагог создает и поддерживает связь
между ребенком и развивающей предметно-пространственной
средой. Он внимательно наблюдает за детьми,
ни в коем случае не навязывая им свою
помощь, но в случае необходимости помогает
ровно столько, сколько помощи просит
ребенок. Если помощь не требуется, педагог
не вмешивается в процесс деятельности
ребенка, позволяя ему совершать ошибки
и самостоятельно находить их, так как
функция контроля заложена в самом дидактическом
материале.
«Никогда не помогай ребенку делать
то, что он, как ему кажется, может сделать
сам»
Для ребенка Монтессори-материалы
— это «ключ к миру», благодаря которому
он приводит в порядок свои хаотичные
представления о нем, структурирует их.
По словам Монтессори, «материал... должен
быть помощником и руководителем внутренней
работы ребенка, иными словами, ребенок
не изолирован от мира, ему дается «орудие»,
с помощью которого можно обладать всем
миром и его культурой».
Принцип сензитивности
Дидактический материал Монтессори
по своей структуре и предметной логике
соответствует сензитивным периодам развития
ребенка. Монтессори выделила шесть основных
сензитивных периодов в развитии детей
до шести лет: сензитивный период развития
речи, сенсорного развития, восприятия
и установления порядка, освоения мелких
предметов, освоения движений и действий,
развития социальных навыков.
Монтессори полагала,
что в раннем детстве ребенок способен
интуитивно получать в своем окружении
целостные представления. При этом он
неосознанно выбирает только то, что необходимо
для формирования его личности в данный
момент, в переживаемом им сензитивном
периоде.
Принцип ограничения
и порядка
Нарушение порядка и восстановление
его — сильнейший мотив детских действий,
считала Монтессори, так как ребенку нравится
видеть предметы своего окружения на одном
и том же месте, он старается восстановить
этот порядок, если его нарушил. Она оценивает
детскую восприимчивость к порядку как
важнейшую и таинственную сензитивную
фазу в развитии ребенка (в возрасте 2—3
лет). Требование порядка взрослыми от
ребенка, установление ими собственных
стерильных форм порядка Монтессори считала
недопустимыми. В установлении и поддержании
порядка необходимо идти от естественной
детской потребности в нем.
Кроме порядка важнейшим
организационным принципом в подготовленной
дидактической среде является ограничение.
Так, каждый материал, пособие, вид работы
должны быть представлены в единственном
экземпляре, чтобы не уменьшать интенсивность
восприятия ребенка, окруженного слишком
большим количеством материалов.
Принцип особого
места педагога в системе образования
Одним из основных отличий
педагогики Монтессори является смещение
центра активности в учебном процессе
с педагога на ребенка. Ребенок не является
слушателем, пассивно воспринимающим
объяснения учителя, а, напротив, в ходе
самостоятельной «экспериментальной»
деятельности обучается в соответствии
с индивидуальными интересами и потребностями.
На первый взгляд представляется,
что роль учителя в учебном процессе принижается.
На самом деле, вопреки бытующим в отечественной
педагогике представлениям, «помощь, которую
должна оказать учительница, состоит в
том, чтобы представить ребенку материал,
чтобы показать, как его используют, как
с ним работают». Педагог всегда показывает
ребенку рациональный способ работы с
материалом, дает образец действий, направленных
на раскрытие свойств и отношений, «заключенных»
в материале.
Процесс воспитания
и обучения Монтессори понимала как помощь
психическому развитию ребенка с самого
рождения, а позднее как помощь в жизни.
Понятие помощь здесь выступает ключевым.
Именно это во многом определяет роль
позиции педагога по отношению к ребенку.
Педагог всегда доброжелательно и ненавязчиво
руководит ребенком, становясь посредником
между ним и подготовленной дидактической
средой. Именно поэтому педагог постоянно
находится рядом с ребенком, не мешая ему,
внимательно наблюдая, обгоняя его в случае
необходимости на шаг и предоставляя свою
помощь и руководство или же отступая
на шаг назад и давая ребенку возможность
полностью насладиться самостоятельной
деятельностью.
Важный эффект такой
организации обучения состоит в том, что
в отличие от обычного занятия или урока
педагог имеет большие временные возможности
в оказании помощи детям, нуждающимся
в ней, не задерживая при этом в продвижении
более быстрых и способных ребят. Каждый
ребенок, таким образом, идет своим «образовательным
маршрутом», со своей комфортной для него
скоростью, получая незамедлительно и
оперативно необходимую для себя помощь.
Принцип социального
воспитания и интеграции.
Индивидуальная работа
и индивидуальный интерес становятся
возможными благодаря учебным средствам,
предназначенным для индивидуальной работы
в группе, которая по возрасту и опыту
является разновозрастной и разной по
опыту и уровню развития.
Монтессори считала,
что объединение детей по возрастному
признаку неестественно и недостаточно
продуктивно для совместной деятельности.
В ее детских садах и школах формируемые
группы включают детей с разницей в возрасте
в три года (например, группа детей 3, 4 и
5-го годов жизни). Смешанные возрастные
группы способствуют развитию ролевой
дистанции, что благотворно сказывается
на нравственном развитии детей. Среди
детей развивается естественная система
взаимопомощи: младшие могут попросить
помощи у старших детей . Они подражают
деятельности старших и перенимают у них
образцы поведения. Старшие дети, показывая
работу с материалом младшим или отвечая
на их вопросы, сами лучше усваивают суть
дела, приучаются оказывать помощь, заботиться
о других.
В подобных группах,
как и в многодетной семье, естественнее
формируются и развиваются социальные
навыки; работа с материалами более старших
детей становится мощным источником интереса
и мотивации такой работы для младших.
В психологическом плане важно то обстоятельство,
что в разновозрастной группе нет оснований
для сравнения детей друг с другом, что
регулярно происходит в обычной школе.
Таковы основные направления
педагогики Монтессори. Она полностью
исключает авторитарность в воспитании
и содержит интересные, подчас удивительные
выводы. Например, о том, что разница между
ребенком и взрослым столь велика, что
большую помощь ребенку может оказывать
тот, кто ближе к нему по возрасту: "чтобы
познать ребенка, надо самому быть ребенком".
Главными результатами обучения в Монтессори
- школе являются "знания, ставшие плотью",
реальные жизненные умения, с которыми
ребенок входит в жизнь. Педагогика Монтессори
- яркий пример талантливого применения
принципа природосообразности в педагогике
сотрудничества.