Педагогика среды С.Т. Шацкого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 17:23, лекция

Описание работы

Отечественную педагогику XX века невозможно представить без деятельности Станислава Теофиловича Шацкого (1878-1934). Он по праву является одним из самых признанных деятелей народного образования, более того - самых любимых. По большому счету можно сказать, что С. Т. Шацкий - это совесть российского учительства, хранитель и продолжатель его лучших традиций.

Файлы: 1 файл

Педагогика среды С.docx

— 13.10 Кб (Скачать файл)

Педагогика среды С.Т. Шацкого

Отечественную педагогику XX века невозможно представить  без деятельности Станислава Теофиловича  Шацкого (1878-1934). Он по праву является одним из самых признанных деятелей народного образования, более того - самых любимых. По большому счету  можно сказать, что С. Т. Шацкий - это  совесть российского учительства, хранитель и продолжатель его  лучших традиций. Характерно, что в 20-е годы, когда Станислав Теофилович по рекомендации Крупской вступил в  партию, этот факт был ему «прощен» русской педагогической эмиграцией. Они посчитали, что Шацкий был  вынужден пойти на этот шаг, чтобы  спасти российскую школу от полного  разрушения.

Впервые идеи Шацкого получили свою реализацию в «Сетлементе» - культурном поселке, созданном им вместе с группой  единомышленников в Москве в 1906 году. После того как его деятельность была прервана, Шацкий с друзьями создал в 1908 году новое общество «Детский труд и отдых», а в 1911 году в рамках общества открылась детская летняя колония «Бодрая жизнь». Здесь  С. Т. Шацкий вместе со своими сотрудниками в опытной работе проверял идеи связи  трудовой, эстетической и умственной деятельности, взаимоотношения воспитателей и воспитанников, динамики развития детского сообщества.

Как известно, сам Шацкий крайне негативно  воспринял Октябрьскую революцию. Однако, убедившись, что большевики пришли надолго, Станислав Теофилович в 1919 году принял предложение Наркомпроса  о сотрудничестве. Он создал знаменитую Первую опытную станцию по народному  образованию, которой руководил  вплоть до ее закрытия в 1932 году. Это  уникальное учреждение занимало целый  район в Калужской губернии. В  его состав входили все типы воспитательных заведений: ясли и детские сады, четырнадцать начальных школ, две средние, школа-колония  «Бодрая жизнь», клуб-читальня. Действовала  структура, обеспечивающая научно-педагогические исследования. Работали педтехникум, летние курсы для учителей.

Деятельность  станции получила большой резонанс как в отечественной, так и  в мировой педагогике. Известна высокая  оценка, которую дал Д. Дьюи, посетивший Шацкого в конце 20-х годов: «Я не знаю ничего подобного в мире, что  могло бы сравниться с этой колонией».

Однако  в 1932 году во исполнение партийных постановлений  о школе опытная станция была расформирована. Шацкого, по его выражению, «с кровью оторвали от любимого дела».

Станислав Теофилович был назначен ректором Московской консерватории. Но Шацкому было неуютно  там: не имея законченного высшего музыкального образования, он не был искушен в  вопросах теории музыки, между тем  в его подчинении находились выдающиеся музыканты. Неудовлетворенность работой, систематическая травля в печати, потеря смысла жизни привели к  катастрофе. 30 октября 1934 года во время подготовки консерватории к революционному празднику Шацкий скоропостижно скончался.

Главная заслуга Шацкого состоит в  том, что он впервые в России целостно рассмотрел влияние условий среды  на социализацию ребенка. Ему также  принадлежит первенство в разработке таких вопросов, как самоуправление школьников, лидерство в детском  сообществе и, конечно, главное - функционирование школы как комплекса учреждений, реализующих преемственность и  целостность в воспитании.


Информация о работе Педагогика среды С.Т. Шацкого