Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 17:23, лекция
Отечественную педагогику XX века невозможно представить без деятельности Станислава Теофиловича Шацкого (1878-1934). Он по праву является одним из самых признанных деятелей народного образования, более того - самых любимых. По большому счету можно сказать, что С. Т. Шацкий - это совесть российского учительства, хранитель и продолжатель его лучших традиций.
Педагогика среды С.Т. Шацкого
Отечественную
педагогику XX века невозможно представить
без деятельности Станислава Теофиловича
Шацкого (1878-1934). Он по праву является
одним из самых признанных деятелей
народного образования, более того
- самых любимых. По большому счету
можно сказать, что С. Т. Шацкий - это
совесть российского
Впервые идеи Шацкого получили свою реализацию в «Сетлементе» - культурном поселке, созданном им вместе с группой единомышленников в Москве в 1906 году. После того как его деятельность была прервана, Шацкий с друзьями создал в 1908 году новое общество «Детский труд и отдых», а в 1911 году в рамках общества открылась детская летняя колония «Бодрая жизнь». Здесь С. Т. Шацкий вместе со своими сотрудниками в опытной работе проверял идеи связи трудовой, эстетической и умственной деятельности, взаимоотношения воспитателей и воспитанников, динамики развития детского сообщества.
Как
известно, сам Шацкий крайне негативно
воспринял Октябрьскую
Деятельность станции получила большой резонанс как в отечественной, так и в мировой педагогике. Известна высокая оценка, которую дал Д. Дьюи, посетивший Шацкого в конце 20-х годов: «Я не знаю ничего подобного в мире, что могло бы сравниться с этой колонией».
Однако в 1932 году во исполнение партийных постановлений о школе опытная станция была расформирована. Шацкого, по его выражению, «с кровью оторвали от любимого дела».
Станислав Теофилович был назначен ректором Московской консерватории. Но Шацкому было неуютно там: не имея законченного высшего музыкального образования, он не был искушен в вопросах теории музыки, между тем в его подчинении находились выдающиеся музыканты. Неудовлетворенность работой, систематическая травля в печати, потеря смысла жизни привели к катастрофе. 30 октября 1934 года во время подготовки консерватории к революционному празднику Шацкий скоропостижно скончался.
Главная
заслуга Шацкого состоит в
том, что он впервые в России целостно
рассмотрел влияние условий среды
на социализацию ребенка. Ему также
принадлежит первенство в разработке
таких вопросов, как самоуправление
школьников, лидерство в детском
сообществе и, конечно, главное - функционирование
школы как комплекса