Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 19:34, лекция
Предметом педагогики является педагогический процесс как фактор развития личности. Педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и функции организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. Целью педагогики как науки является изучение закономерностей, тенденций и перспектив развития педагогического процесса для совершенствования педагогической практики.
1.Педагогика – с греческого «детоводство».
В древней Греции называли педагогом раба,
который отводил ребенка в школу, в школе
раб-ученый. Слово «педагогика» стало
употребляться в более общем смысле для
обозначения искусства вести ребенка
по жизни, т.е. воспитывать и обучать, направляя
духовное и телесное развитие. Педагогика
стала наукой о воспитании и обучении
детей. Такое понимание сохранилось до
середины 20в., и только позднее возникло
понимание того, что в квалифицированном
педагогическом руководстве нуждаются
и взрослые. Сегодня термином «педагогика»
принято обозначать 2 области специфической
человеческой деятельности, направленные
на социальное воспроизведение поколений
людей, образование человека: педагогическая
наука и педагогическая практика.
Объектом педагогики выступает процесс развития
личности, т.е. те явления действительности,
которые обуславливают развитие человеческого
индивида в ходе целенаправленной деятельности
социума. Эти явления получили название
образование. Образование и есть та область
окружающей действительности, которую
изучает педагогика.
Предметом педагогики является педагогический процесс
как фактор развития личности.
Педагогика – наука, изучающая сущность,
закономерности, принципы, методы и функции
организации педагогического процесса
как фактора и средства развития человека
на протяжении всей его жизни. Целью педагогики
как науки является изучение закономерностей,
тенденций и перспектив развития педагогического
процесса для совершенствования педагогической
практики.
Задачи педагогики:
1) изучение социального и личностного
формирования и развития растущего человека
в условии специально организованного
воспитания
2) определение целей и содержания воспитания
3) поиски и научные обоснования методов,
средств и форм организации воспитательной
работы
Значение
педагогики:
1) бытовое
2) практическое
3) отрасли человековедения (используются
знания о развитии личности, которые добываются
психологией, историей и другими науками
о человеке)
4) учебная дисциплина (наука для изучения
педагогических и непедагогических элементов
образования)
5) отрасль гуманитарного знания (имеет
культурное значение, которое определяется
педагогической культурой человека, качеством
полученного образования, уровнем образовательной
сферы в обществе)
Исторический
аспект развития педагогики. Этапы
становления педагогики:
1) эмпирический (первобытнообщинный, рабовладельческий
и феодальный строй). Народные педагогика,
решавшая решающую роль в духовном и физическом
развитии людей. Народ создавал оригинальные
и удивительные жизнестойкие системы
нравственного и трудового воспитания.
Особое место – семейное воспитание. Основные
воспитательные системы – спартанская,
афинская, римская.
2) Формирование педагогики как науки (17-20вв.).
Особого внимания в этот период заслуживает
вклад Яна Каменского. Именно он выделили
педагогику из философии и оформил ее
в научную систему. Его главный труд –
Великая дидактика – одна из первых научно-педагогических
книг. Им были предложены принципы, методы,
формы обучения (классно-урочная система).
Разработка основных принципов дидактики.
Ему принадлежит идея всеобщего обучения,
система связанных ступеней. Он разработал
основные требования к учителю. Им разработаны
требования по оформлению учебников. Не
меньший вклад был сделан Ж.Ж. Руссо, который
работал над вопросами воспитания и говорил,
что мы придаем слишком много значения
словам, «с нашим болтливым воспитанием
мы делаем болтунов». Мировую славу русской
педагогике принес К.Д Ушинский. Его главное
сочинение – педагогическая антропология.
Ведущее место занимали учения о целях,
принципах, сущности воспитания, которые
Ушинский считал основой научной педагогики
и народной школы России. Ему принадлежит
идея демократического образования, идея
народности воспитания. Независимость
от религии. Известность педагогике социалистического
периода принесли работы Крупской, Макаренко,
Сухомлинского.
3) Современный (с 20в.). Данный этап
был ознаменован основным разделением
педагогики:
• Основные принципы дидактики
• Теория воспитания – условия, функции,
принципы воспитания личности
• Общие основы педагогики – руководство
учебно-воспитательным процессом
• Школоведение – система управления
учреждениями образования, структура
административного корпуса
2.Система педагогических
наук составляют следующие отрасли педагогики:
1) общая педагогика, исследующая принципы,
функции и методы обучения и воспитания,
являющаяся основой для формирования
других отраслей
2) возрастная педагогика (дошкольная,
школьная, педагогика взрослых) – изучает
особенности педагогического процесса
с учетом возраста учащихся, основные
аспекты обучения и воспитания. Антропогика
– наука, изучающая принципы, закономерности,
функции и методы обучения взрослых
3) коррекционная – изучает особенности
организации педагогического процесса
с учащимися, имеющими отклонения в развитии
4) сравнительная – изучает закономерности,
особенности функционирования педагогического
процесса в различных странах мира путем
сравнения, сопоставления между собой
5) история педагогики – изучает закономерные
особенности функционирования педагогического
процесса в различных исторических эпохах.
Развитие педагогических идей и практического
воспитания и обучения в прошлом
6) социальная педагогика - изучает закономерности,
особенности организации педагогического
процесса вне учебных заведений. Исследуется
влияние социума на развитие участников
педагогического процесса. Изучаются
возможности общественного, государственного
целенаправленного воздействия на развитие
человека
7) народная – рассматривает традиционные
народные методы обучения и воспитания
8) прикладные – военная, спортивная, семейная,
профессиональная педагогика. Профессиональная
педагогика изучает закономерности и
особенности организации педагогического
процесса, осуществление профессиональной
деятельности в различных видах профессиональной
деятельности.
3.Методы организационного
исследования:
1) комплексный – педагогический объект
как система
2) сравнительный – для изучения педагогических
условий, факторов, для сравнения
3) лангентюдный – способствует выявлению
изменений в течение длительного времени
Методы сбора
данных:
1) педагогическое наблюдение
2) самонаблюдение
3) самоанализ
4) беседа
5) педагогическое тестирование
6) педагогический консилиум
7) сравнительно-педагогический метод
Методы обработки
данных:
• математический
• качественный
Развитие – количественное и качественное
изменение анатомо-физиологических, психологических
и духовной сферы личности. Переход педагога
и учащегося из одного состояния в другое,
более совершенное.
Образование – процесс и результат целенаправленного
развития личности. Элементом образования
является корпоративное
обучение.
Воспитание – целенаправленное создание
педагогических условий.
Педагогические средства – инструмент, совокупность
материальных и духовных предметов, приспосабливающихся
для осуществления профессиональной педагогической
деятельности, организации и осуществления
педагогического процесса.
Педагогические условия – целенаправленно организованная
педагогическая среда, система педагогических
средств, взаимодействующих для решения
педагогических целей и задач
Самообразование – целенаправленная познавательная
деятельность, управляемая самой личностью
Самовоспитание – сознательная целенаправленная
деятельность человека по совершенствованию
положения и преодолению отрицательных
качеств.
4.Термин «методология»
в научной лексике используется в нескольких
значениях:
1) методология – учение о научных методах
познания
2) методология – совокупность методов
исследования, применяемых в какой-нибудь
науке
3) методология – учение о способах организации
и построения теоретической и практической
деятельности человека
Методология – это философское учение о
построении человеческой деятельности,
о методах познания и преобразования окружающей
действительности. 2 уровня:
1) практическая деятельность
2) уровень познания
Функции:
1) познавательная – почему так устроено
2) оценочная
3) преобразовательная
4) рефлексивная
5) нормативное предписание
6) эвристическая
Основные
методологические подходы:
1) системный – анализ внутренних и внешних
связей и отношений объекта, всех его элементов
с учетом их места и функций
2) ориентирована на личность как цель.
Субъект – результат и главный критерий
его эффективности
3) деятельностный – рассмотрение объекта
в рамках системной деятельности ее происхождения,
эволюции, развития
4) диалогический – личность рассматривается
как система характерных для нее отношений,
как носитель взаимодействия и взаимоотношений
в социальной группе
5) ценностный – признание и реализация
в обществе ценностей человеческой жизни,
воспитание и обучение педагогической
деятельности и образования
6) культурологический – освоение культуры
как системы ценностей, представляющих
собой развитие самого человека, становление
его как творческой личности и субъекта
культуры
7) антропологический – при построении
педагогического процесса должны быть
учтены данные науки о человеке
8) этнопедагогические – организация процесса
воспитания с опорой на национальные традиции,
культурный обычай.
5.Парадигма педагогики (от греч.) – пример,
образец. Парадигмы являются культурным
достоянием общества, отражающими уровень
культуры в целом.
1) парадигма знаний – главная цель обучения
и воспитания дать человеку глубокие,
прочные, разносторонние академические
знания
2) технократическая парадигма – главная
цель педагогического процесса дать человеку
знания, которые практически будут полезны
и необходимы в жизни и профессиональной
деятельности человека в современном
обществе, а также помогут правильно взаимодействовать
с современной техникой
3) поведенческая – главная цель педагогического
процесса сформирование правовой формы
социального поведения людей, адекватного
выполнения социальных ролей, соблюдение
норм морали и норм поведения в обществе
4) гуманистическая - главная цель педагогического
процесса способствовать развитию способностей
человека, развитию его личности, нравственности,
способствует его духовному росту, совершенствованию,
самореализации
5) теологическая - главная цель педагогического
процесса развитие религиозных чувств
и нравственных основ