Педгогическая концепция Я.А. Коменского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 13:25, реферат

Описание работы

Ян Амос Коменский великий славянский педагог (1592—1670). Он родился в Южной Моравии (Чехословакия) в семье, принадлежавшей к общине «чешских братьев», получил за счет общины среднее и высшее образование, после чего был выборным священником общины и возглавлял ее братскую школу. Коменский принимал активное участие в борьбе с насилием немецкого дворянства и католической церкви. Во время Тридцатилетней войны он подвергся вместе с другими членами общины преследованиям, вынужден был покинуть родину. В польском городе Лешно, где поселилась часть «чешских братьев», К

Файлы: 1 файл

Пед. концепция Я.А. Коменского.docx

— 51.65 Кб (Скачать файл)

  Педагогическая  система Коменского представляет собой протестантское христианское учение, и направлено на образование детей в христианском духе, а в дальнейшем через соответственно воспитанных детей и восстановление авторитета церкви. Но вместе с этой целью, которая может быть оспорена по тем или иным мотивам (секулятивным или религиозным), он определяет сверхзадачу своей дидактики:

  «Руководящей  основой нашей дидактики пусть  будет:

  Исследование  и открытие метода, при котором  учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились; в школах было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха...».

  Для достижения этой цели Коменский разделяет свою книгу на 33 главы. Вероятно, это число является неслучайным. Дело в том, что в том или ином виде число «три» встречается достаточно часто в трудах великого славянского педагога. В числе глав оно повторяется дважды. Главы разделяются на ряд пунктов, каждый из которых, для удобства читателя, сопровождается подзаголовком.

  Из  названий глав можно логически вывести несколько основных идей Коменского. Прежде всего, три первых главы представляют собой антроподицею (оправдание человека) в чистом виде. Начиная с утверждения о том, что человек есть совершенное существо, Коменский приходит к выводу о том, что «...жизнь является только приготовлением к вечной жизни».

  Повторяя  вслед за ведущими идеалистами эпохи  вывод о том, что все лучшие чувства заложены в человека от природы, Коменский, тем не менее, настаивает, что данные чувства необходимо развивать (главы 4-6).

  7-10 главы посвящены общим принципам  обучения - обучение должно быть  коллективным, обоеполым и, по  возможности, универсальным.

  Затем несколько глав (12-16) посвящены изложению  школьной реформы, которую предлагал  Коменский. Он считает, что до появления «Великой дидактики» не было «нормальных» школ... При образовании юношества применялся столь суровый метод, что школы превращались в пугало для детей и в места истязания для умов. Такой порядок должен быть переломлен, считает Коменский, и полагает, что «точный порядок для школы следует заимствовать от природы.

  Для реальной реформы схоластической школы  Коменский предлагает требования к обучению (гл. 16), основы обучения (гл. 17-19) и методы обучения (гл. 20-24).

  Оставшиеся  главы в основном посвящены школьной дисциплине, устройству школ, дошкольному воспитанию (материнской школе), языковому обучению (латыни и родному языку).

  Заключительную  главу Ян Амос Коменский отвел  условиям, необходимым для претворения  своей идеи в жизнь. Педагогическая деятельность является одним из важнейших  общественных дел и должна всемерно поддерживаться общественной организацией. И в связи с этим слова Коменского, прозвучавшие больше 300 лет назад, звучат особенно актуально для российской педагогики, покинутой государством в трудный момент. Итак, школа должна иметь достаточный запас панметодических книг. Для подготовки этих книг требуется объединение «талантливых и не боящихся труда ученых мужей». Этот методический труд должен щедро оплачиваться покровителями школ.

  Заканчивается книга проникновенной молитвой, обращенной к Господу «Господи Боже наш! Все, что мы совершаем в честь имени твоего, все это от твоих рук.  

Принцип природосообразности

  Одним из важнейших положений Коменского, на котором стоят многие утверждения его педагогики, является принцип природосообразности. Это общенаучный принцип рационального знания, который оформлялся в научном сознании в ходе исследования  природного мира. В трактовке Коменского принцип природосообразного воспитания многозначен, ибо требует учитывать и универсальные законы природы, и законы природы человека, и законы природы самого воспитания.

  Возникает обширное смысловое поле на базе знаний из многих наук (в «Великой дидактике» – это философские, психологические, педагогические знания), интегрируемых идеей рационального научного обоснования педагогического процесса. К пониманию  природы этого процесса теоретик подходил от научных представлений его  времени. Общее свойство природы – целесообразность, самопроизвольное  движение каждой «вещи» к своему предназначению, потенциальная возможность стать такой, какой она должна быть.

  В искусстве воспитания это означает – развивать то, что имеет человек «заложенным в зародыше», развивать изнутри, ожидать «созревания сил», не толкать природу туда, куда она не стремится, следовать общему правилу: «Пусть все течет свободно, прочь насилие в делах». Исходя из тезиса о том, что семена ума, нравственности и благочестия и стремление их к развитию природы присущи всем людям, Коменский определял роль воспитания «как самое легкое побуждение и некоторое разумное руководство» естественным процессом саморазвития воспитанника.

  При этом имелись в виду не просто имманентность этого процесса, а сознательное саморазвитие: педагогический процесс обращен к личности ученика и утверждению в нем чувства собственного достоинства, самоуважения, серьезного отношения к своим обязанностям, к учебному труду. И вместе с тем природосообразное воспитание, как уже отмечено – это «ненасильственная» педагогика естественного и свободного развития природных сил и способностей.

  На  основании принципа природосообразности, Ян Коменский создает грандиозный и по современным масштабам проект воспитания человека от рождения до двадцати четырех лет. Его универсальность (научную обоснованность) Коменский объяснял тем, что обеспечивалось соответствие педагогического процесса человеческой природе и «земному предназначению» человека. Проект был ориентирован на идею «учить всех всему» - на рациональную организацию «массовой школы».

  Опираясь  на принцип природосообразности, Коменский представил время взросления человека как четыре этапа по шесть лет каждый и определил для каждого этапа задачи.

  Исходя  из природы человека, он выделяет следующие  этапы:

  1. детство - от рождения до 6 лет включительно;
  2. отрочество - от 6 до 12 лет;
  3. юность- от 12 до 18 лет;
  4. возмужалость - от 18 до 24 лет.

  В основу этого деления он кладет возрастные особенности. Детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество — развитием памяти и воображения с их исполнительными органами — языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления («понимания и суждения») и возмужалость — развитием воли и способностью сохранять гармонию.

  Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природе ребенка), Коменский намечает особую ступень образования.

  Для детей до 6 лет включительно он предлагает материнскую школу, под которой  он разумеет дошкольное воспитание под  руководством матери. Для отрочества (т.е. для детей от 6 до 12 лет) предназначается  шестилетняя школа родного языка  в каждой общине, селении, местечке. Для юношей (от 12 до 18 лет) должна быть в каждом городе латинская школа, или гимназия. Для возмужалых молодых людей (от 18 до 24 лет) в каждом государстве или большой области — академия.

  Каждая  следующая ступень является продолжением предыдущей. Таким образом, Коменский  выдвинул демократический принцип  единой школы. Для каждой ступени (кроме  академии) Коменский подробно разработал содержание обучения.

  Материнская школа, учитывая природные особенности  детей, должна дать детям до шестилетнего возраста первоначальные представления, живые впечатления об окружающей природе и общественной жизни. Дети должны узнать из области естествознания, что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, лед, камень, железо, дерево, трава, рыба, птица, бык и пр. По астрономии ребенок узнает, что называется небом, солнцем, луной, звездами и где они восходят и заходят. Детиполучают также первоначальные сведения по географии (гора, долина, река,селение, город и пр.).

  Коменский советует приучать детей уже в  раннем детстве к хозяйству и  труду, для чего их надо знакомить  с предметами домашнего обихода  и их употреблением. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста, как указывал он, заключается в воспитании у них умеренности, опрятности, трудолюбия, почтительности к старшим, послушания, правдивости, справедливости и, главное, любви к людям.

  Большая заслуга Коменского заключалась  в том, что он разработал первое в  мире руководство по дошкольному  воспитанию — «Материнская школа».

  Школа родного языка, по Коменскому, имеет  шестилетний курс обучения. Она предназначена  для всех детей обоего пола без  различия сословий, вероисповеданий и национальности.

  В те времена начальная школа имела  двух, трехлетний курс обучения и ограничивалась лишь заучиванием молитв, обучением  чтению, письму и элементарному счету. Огромная заслуга Коменского заключается в том, что он поднял значение начальной школы, наметив продолжительный курс обучения в ней, подчеркнув, что это — школа родного языка (тогда как церковные школы, находившиеся в руках духовенства, обучали на непонятном детям книжном латинском языке), расширив содержание преподавания в начальной школе сведениями из геометрии, элементарными знаниями по географии, естествознанию, преподаванием пения и ручного труда. Конечно, большое место он уделял преподаванию религии.

  Содержание  обучения в латинской школе (гимназии) Коменский заимствовал из обычного круга учебных предметов средней школы того времени: это «семь свободных искусств». Но к этим наукам схоластической школы того времени он добавлял новые учебные предметы: физику (как в то время называлось естествознание), географию, историю. В гимназии изучались латинский, греческий, родной и один из новых языков.

  Коменский требовал, чтобы после обучения языку (грамматике) учащиеся переходили к  изучению реальных наук — естествознания (физики), математики, затем философских наук (этики, диалектики), завершая весь курс изучением риторики, так как при такой последовательности красота речи будет сочетаться с ее содержательностью и глубиной. Шесть последовательных классов гимназии в школьной системе Коменского носят названия: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический.

  Устанавливая  эту необычную для того времени  последовательность изучения наук, Коменский исходил из своих философских воззрений — из сенсуализма — и был для своего времени новатором, придерживаясь, однако, обычного порядка одновременного изучения одной науки (или небольшой группы родственных наук) и лишь затем переходить к изучению других наук. (В конце XVIII века стали одновременно преподаваться разнообразные учебные предметы. Современные учебные планы являются дальнейшим развитием этого принципа.)

  В академии Коменский предусматривает  обычные факультеты того времени: богословский, юридический и медицинский. 

Дидактические взгляды Коменского

  Следуя  сенсуалистической философии, Коменский  в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Наглядность применялась и до него. О ней говорили педагоги-гуманисты, например Томас Мор, характеризуя обучение на острове «Утопия». Книги, как рукописные, так и печатные, снабжались нередко рисунками и раньше, но то было, так сказать, эмпирическое применение наглядности без теоретического обоснования ее, которое впервые дал Коменский.

  Он  понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Им было провозглашено «золотое правило» дидактики: «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия — зрением; слышимое — слухом; запахи — обонянием; подлежащее вкусу — вкусом; доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».

  Коменский требовал, чтобы учение начиналось не со словесного толкования о вещах, но с конкретных наблюдений над ними. Следует наблюдать, что возможно, в натуре, а в случае невозможности непосредственного наблюдения вещей их надо заменять картинами, моделями, рисунками.

  Велика  заслуга Коменского в разработке наглядности как одного из важнейших дидактических принципов; он гениально обосновал, обобщил, углубил и расширил имевшийся уже к тому времени некоторый практический опыт наглядного обучения, применил широко наглядность на практике, снабдив свои учебники рисунками.

  Призывая  к опытному изучению реального мира, Коменский бичевал схоластическое обучение, которое вбивало «в головы юношей смесь из слов, изречений, мнений», призывал к «выходу из схоластических лабиринтов» (так озаглавлена одна из его работ).

  Бессмысленной, механической зубрежке, догматичности  обучения Коменский противопоставил требование сознательности учения. Он писал: «Ничего не следует заставлять выучивать наизусть, кроме того, что хорошо понято рассудком». Ученики с помощью учителя должны ясно осознать, «какую пользу приносит изучаемое в повседневной жизни». При изучении явлений следует доводить учащихся до осознания причин этих явлений. «На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят».

Информация о работе Педгогическая концепция Я.А. Коменского