Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 12:56, лекция
Переход от дошкольного возраста к учебе – это сложный, неоднозначный, комплексный процесс. Меняется весь уклад жизни ребенка. Все, что было привычно ему до школы, становится новым – новая нагрузка, новый коллектив, новые требования, новые условия обучения, и, прежде всего, это новый вид деятельности. До школы главной для ребенка была игра, а теперь он должен соблюдать строгие рамки организации – новой учебной – деятельности. Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не за один день. Это довольно длительный процесс, требующий напряжения всех сил детского организма и детской психики.
Периоды адаптации в жизни первоклассника
Это должны знать родители
Наступит 1 сентября и за школьные
парты сядут вчерашние
Переход от дошкольного возраста к учебе – это сложный, неоднозначный, комплексный процесс. Меняется весь уклад жизни ребенка. Все, что было привычно ему до школы, становится новым – новая нагрузка, новый коллектив, новые требования, новые условия обучения, и, прежде всего, это новый вид деятельности. До школы главной для ребенка была игра, а теперь он должен соблюдать строгие рамки организации – новой учебной – деятельности. Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не за один день. Это довольно длительный процесс, требующий напряжения всех сил детского организма и детской психики. В начале школьного обучения почти у всех первоклассников наблюдаются двигательное возбуждение или заторможенность, раздражительность, снижение аппетита ( отмечается снижение веса), плохой сон, повышенная утомляемость, повышается заболеваемость. Это закономерные реакции организма на изменение привычного образа жизни, которые постепенно
проходят по мере привыкания к новым условиям. Родители и педагоги должны в этот период проявить большое терпение, понять, что первокласснику сложно. Только через 1-2 месяца можно сказать, что у большинства детей этот процесс действительно завершается.
Но для некоторых детей приспособление ( адаптация) затягивается. Это часто болеющие дети, дети, имеющие отклонения в развитии нервной системы, дети, которые испытывают неудачи с первых дней обучения.
Для них процесс привыкания может затянуться на целый год.
Но кроме периода первичной адаптации – самого сложного – есть еще 2 периода в течение первого года обучения, на которые родителям необходимо обратить внимание.
Ребенку опять трудно учиться. Даже то, что получалось до этого, вдруг становится непонятным и непосильным.
Накапливаются все проблемы ребенка, усталость. Он получает недостаточно витаминов, меньше бывает на воздухе, меньше двигается. В тоже время учебная нагрузка растет. Именно в феврале дети чаще болеют, становятся раздражительными, плохо спят, жалуются на головные боли, боли в животе.
В эти сложные
адаптационные периоды
Дополнительные февральские каникулы желательно провести спокойно, без непрерывных культурно – развлекательных мероприятий, занятий.
Длительность и острота протекания адаптации к школе зависят от состояния здоровья и уровня стартовой готовности ребенка к систематическому школьному обучению. Установлено, что чем менее готов ребенок к школе, тем труднее ему приспособиться к школьным нагрузкам, тем труднее он привыкает к школьной жизни и тем более вероятность низкой успеваемости не только в первом классе, но и в последующие годы.
Специальные исследования показывают, что число « неготовых» к школе детей уменьшается с возрастом: в возрасте пяти лет их около 80%; среди шестилетних – 51%; среди шести с половиной лет «неготовых» уже значительно меньше 32%. Среди семилетних детей не готовы к обучению в школе 13% детей. При этом девочки в дошкольный период развиваются быстрее, поэтому среди них число «неготовых» к школе меньше, чем среди мальчиков – сверстников. Ученик с низким уровнем школьной готовности может добиться в учебе достаточно хороших результатов, но дается ему это более «дорогой ценой», чем одноклассникам, более подготовленным к обучению в школе, - ценой чрезмерных усилий, дополнительных занятий, что нередко приводит к ухудшению состояний здоровья, психоневрологическим расстройствам.
Важно правильно определить возраст начала школьного обучения. К. Д. Ушинский еще в 19 веке писал по этому поводу: «… лучше начать ученье несколько позднее, чем несколько раньше, хотя, как, то, так и другое, имеют свои дурные стороны".
Информация о работе Периоды адаптации в жизни первоклассника