Периоды адаптации в жизни первоклассника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 12:56, лекция

Описание работы

Переход от дошкольного возраста к учебе – это сложный, неоднозначный, комплексный процесс. Меняется весь уклад жизни ребенка. Все, что было привычно ему до школы, становится новым – новая нагрузка, новый коллектив, новые требования, новые условия обучения, и, прежде всего, это новый вид деятельности. До школы главной для ребенка была игра, а теперь он должен соблюдать строгие рамки организации – новой учебной – деятельности. Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не за один день. Это довольно длительный процесс, требующий напряжения всех сил детского организма и детской психики.

Файлы: 1 файл

49 периоды адаптации МАРМЕЛАДКА.doc

— 29.00 Кб (Скачать файл)

Периоды адаптации  в жизни первоклассника

Это должны знать родители

 

 

Наступит 1 сентября и за школьные парты сядут вчерашние дошкольники. Первый день в школе – цветы, улыбки, поздравления и радостное волнение  («Я уже школьник»). Все это проходит, и наступают школьные будни с маленькими победами, трудностями и неудачами, с радостью познания нового и горечью обид. Необходимо определенное время для того, чтобы маленькие ученики стали настоящими школьниками, привыкли к новой для них обстановке, новым правилам и распорядку дня, новому общению с педагогами и одноклассниками, новым способом деятельности и поведения.

 

Переход от дошкольного возраста к учебе – это сложный, неоднозначный, комплексный процесс. Меняется весь уклад жизни ребенка. Все, что было привычно ему до школы, становится новым – новая нагрузка, новый коллектив, новые требования, новые условия обучения, и, прежде всего, это новый вид деятельности. До школы главной для ребенка была игра, а теперь он должен соблюдать строгие рамки организации – новой учебной – деятельности. Приспособление (адаптация)  ребенка к школе происходит не за один день. Это довольно длительный процесс, требующий напряжения всех сил детского организма и детской психики. В начале школьного обучения почти у всех первоклассников наблюдаются двигательное  возбуждение или заторможенность, раздражительность, снижение аппетита ( отмечается снижение веса), плохой сон, повышенная утомляемость, повышается заболеваемость. Это закономерные реакции организма на изменение привычного образа жизни, которые постепенно

проходят по мере привыкания к новым  условиям. Родители и педагоги должны в этот период проявить большое терпение, понять, что первокласснику сложно. Только через 1-2 месяца можно сказать, что у большинства детей этот процесс действительно завершается.

  Но для некоторых детей  приспособление ( адаптация)  затягивается. Это часто болеющие дети, дети, имеющие отклонения в развитии нервной системы, дети, которые испытывают неудачи с первых дней обучения.

Для них процесс привыкания может  затянуться на целый год.

Но кроме периода первичной  адаптации – самого сложного – есть еще 2 периода в течение первого года обучения, на которые родителям необходимо обратить внимание.

  1. Он начинается примерно в третьей декаде декабря.

Ребенку опять трудно учиться. Даже то,  что получалось до этого, вдруг становится непонятным и непосильным.

  1. Следующий сложный период – февраль.

Накапливаются все проблемы ребенка, усталость. Он получает недостаточно витаминов, меньше бывает на воздухе, меньше двигается. В тоже время учебная нагрузка растет. Именно в феврале дети чаще болеют, становятся раздражительными, плохо спят, жалуются на головные боли, боли в животе.

В эти сложные  адаптационные периоды родителям  нужно быть особенно внимательными  к ребенку, к его жалобам. Необходимо снять все дополнительные нагрузки, больше гулять, строго соблюдать режим.

Дополнительные  февральские  каникулы желательно провести спокойно, без непрерывных культурно – развлекательных мероприятий, занятий.

Длительность и острота протекания адаптации к школе зависят от состояния здоровья и уровня стартовой готовности ребенка к систематическому школьному обучению. Установлено, что чем менее готов ребенок к школе, тем труднее ему приспособиться к школьным нагрузкам, тем труднее он привыкает к школьной жизни и тем более вероятность низкой успеваемости не только в первом классе, но и в последующие годы.

Специальные исследования показывают, что число « неготовых» к школе  детей уменьшается с возрастом: в возрасте пяти лет их около 80%; среди шестилетних – 51%; среди шести с половиной лет «неготовых» уже значительно меньше 32%. Среди семилетних  детей не готовы к обучению в школе 13% детей. При этом девочки в дошкольный период развиваются быстрее, поэтому среди них число «неготовых» к школе меньше, чем среди мальчиков – сверстников. Ученик с низким уровнем школьной готовности  может добиться в учебе достаточно хороших результатов, но дается ему это более «дорогой ценой», чем одноклассникам, более подготовленным к обучению в школе, - ценой чрезмерных усилий, дополнительных занятий, что нередко приводит к ухудшению состояний здоровья, психоневрологическим расстройствам.

Важно правильно определить возраст  начала школьного обучения. К. Д. Ушинский еще в 19 веке писал по этому поводу: «… лучше начать ученье несколько позднее, чем несколько раньше, хотя, как, то, так и другое, имеют свои дурные стороны".


Информация о работе Периоды адаптации в жизни первоклассника