Первичная профилактика Интернет – зависимости у старших подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 13:25, статья

Описание работы

В последние годы наблюдается компьютеризация всех сфер общественной жизни. Рост количества пользователей компьютерных технологий, распространение компьютерных сетей, типа Интернет, различного рода программ - факторы, так или иначе влияющие на каждого. В результате компьютеризации человечество столкнулось с проблемой последствий этой связи «компьютер-психика». Отсюда появился новый вид зависимости - «Интернет - зависимость», когда человек «поглощается» информационными, игровыми и иными видами компьютерной деятельности, теряет чувство реального времени, зачастую уходя в мир виртуальной реальности от настоящей реальности.

Файлы: 1 файл

статья Первичная профилактика интернет-зависимости у старших подростков.docx

— 30.84 Кб (Скачать файл)

Старостенко Оксана Игоревна

студентка заочного отделения Б-21zu группы

Научный руководитель

Наумова Галина Александровна

ассистент  кафедры технологий социальной работы

 

 

 

Первичная профилактика Интернет – зависимости у старших  подростков

 

В последние годы наблюдается  компьютеризация всех сфер общественной жизни. Рост количества пользователей компьютерных технологий, распространение компьютерных сетей, типа Интернет, различного рода программ - факторы, так или иначе влияющие на каждого. В результате компьютеризации человечество столкнулось с проблемой последствий этой связи «компьютер-психика». Отсюда появился новый вид зависимости - «Интернет - зависимость», когда человек «поглощается» информационными, игровыми и иными видами компьютерной деятельности, теряет чувство реального времени, зачастую уходя в мир виртуальной реальности от настоящей реальности.

Доктор психологических  и педагогических наук Клейберг Ю.А. дает следующее понятие зависимого поведения:

 Зависимое поведение - это одна из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации [4].

Существуют различные  виды классификации зависимого поведения. Согласно классификации, предложенной авторами Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. существует три основных вида зависимого поведения:

1.Химический (наркомания, алкоголизм, курение, токсикомания).

2.Нехимический (азартные игры, интернет-зависимость, трудоголизм, фанатизм и т.д ).

3.Биохимический (анорексия, булимия)  [5].

Интернет-зависимость  относится  к классу нехимических зависимостей. Интернет-зависимость - навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета [1].

Резкий отказ от Интернета  вызывает у Интернет – зависимых людей тревогу и эмоциональное возбуждение. Интернет – зависимость вредит здоровью человека, наблюдается снижение трудоспособности, развитие отчужденности при реальном общении. Определенные свойства, присущие Интернету, делают его привлекательным, а именно: сверхличностная природа межличностных взаимоотношений; возможность анонимных социальных взаимодействий; возможность реализации представлений и фантазий с обратной связью; уникальные возможности поиска нового собеседника, отсутствие необходимости удерживать его внимание; расширение возможностей для коммуникации в различных виртуальных группах, дающих возможность для получения определенного социального статуса; неограниченный доступ к информации [4].

Старший подростковый возраст  многие исследователи характеризуют  как переломный, переходный, критический. Этот период развития ставит свои задачи перед формирующейся личностью старшего подростка. Данный возраст - время реального перехода к настоящей взрослости. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка.

Анализ литературы показал,  что в  психологии и педагогике не существует общепринятая периодизация старшего подросткового возраста, каждый из авторов выделяет свои рамки этого  возраста. Границы подросткового  возраста достаточно условны. Некоторые  специалисты предполагают, что старший подростковый возраст длится от 13 лет до 16–18 лет. Автор Обухова Л.Ф. дает следующее определение этого возраста:

Старший подросток - человек, достигший физической зрелости и по интеллектуальному развитию иногда превышающий своих наставников, находится на содержании у родителей, он имеет фактически те же права и обязанности что и любой школьник другого возраста, его деятельность жестко регламентирована взрослыми, а возможности проявления инициативы во многом ограничены современными формами школьной жизни [6].

Отличительной особенностью детей этого возраста является наступающее  половое созревание. Старшие подростки становятся нервными и неуступчивыми, зачастую ярко выраженными максималистами, что выражается в критичности, негативной оценке того, что делают другие.

Старший подростковый возраст  характеризуется также выраженной эмоциональной неустойчивостью, резкими  колебаниями настроения. Бурные эмоциональные  вспышки нередко способствует легкости возникновения депрессивных состояний. [6].

Явление Интернет – зависимости у старших подростков представляет собой новую проблему для общества. Для эффективной работы по первичной профилактике Интернет – зависимости у старших подростков необходимо учитывать возрастные особенности этой группы подростков, их наклонности, и интересы.

Основными причинами возникновения Интернет - зависимости у старших подростков могут быть: отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных отношений в семье; отсутствие у старшего подростка серьезных увлечений, не связанных с Интернетом; неумение старшего подростка налаживать контакты с окружающими, отсутствие друзей; общая неудачливость старшего подростка [3].

Янг К. отмечает четыре признака, по которым можно судить  об Интернет – зависмости: навязчивое желание проверить электронную почту; постоянное желание следующего выхода в Интернет; жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернете; жалобы окружающих на то,  что человек тратит слишком много денег на Интернет.

И на основании этих признаков  автор выделяет пять основных типов  Интернет – зависимости: компьютерная зависимость – пристрастие к различной работе с компьютером (игры, программирование или другие виды деятельности); компульсивная навигация в Сети – компульсивный поиск информации в удаленных базах данных; перегруженность информацией – патологическая привязанность к опосредованным Интернетом азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам; киберкоммуникативная зависимость – зависимость от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни членов семьи и друзей виртуальными; киберсексуальная зависимость – зависимость от «киберсекса», то есть от посещения порнографических сайтов в Интернете, обсуждение сексуальной тематики в чатах или закрытых группах «для взрослых» [7]. 

Вопросы первичной профилактики Интернет – зависимости в настоящее время практически не разработаны. Первичная профилактика Интернет – зависимости – это комплекс профилактических и воспитательных психолого-педагогических мероприятий, обеспечивающих устойчивость к агрессивному воздействию информационной среды, позволяющий предупредить угрозы формирования зависимости от Интернета [2].

Эффективность первичной профилактики Интернет – зависимости у старших подростков определяется двумя критериями: во-первых массовостью, во–вторых личностной направленностью. Первичная профилактика Интернет – зависимости должна служить повышению устойчивости психики старших подростков от Интернета. Устойчивость каждого отдельного старшего подростка к зависимому поведению напрямую зависит от уровня развития его личности, от его способности субъективно принимать решения в условиях неопределенности и риска.

Учитывая все вышесказанное  можно определить следующие направления  первичной профилактики у старших  подростков: информационное – основано на распространении информации о вреде частого использования Интернета; образовательное – включает в себя программы обучения педагогов, психологов и социальных работников, работающих в учебных заведениях, обучение работников компьютерных клубов, установления норм и правил (суточная нагрузка, возрастные нормы) работы с компьютером и Интернетом; направление занятости старшего подростка; направление коррекции семейных отношений; религиозное; педагогическое; формирование жизненных навыков; направление, основанное на аффективном обучении; альтернативное (досуговое); формирование здорового образа жизни [3].

Каждое направление первичной профилактики Интернет – зависимости  у старших подростков имеет свои возможности и ограничения. Ведущими профилактических направлений являются педагоги, социологи, врачи, родители либо обученные волонтеры. Первичная профилактика по предупреждению зависимости от Интернета у старших подростков, будет успешной, если реализовать все направления первичной профилактики в совокупности, а не по отдельности. Первичная профилактика Интернет – зависимости старших подростков должна служить повышению развития личности, и быть направлена на все сферы жизни старшего подростка и на содействие в решении противоречий, конфликтов взросления у старших подростков в период интенсивного развития их личности.

 

 

Список использованной литературы:

  1. Белинская, Е. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты [Текст] /Е.Белинская А. Жичкина. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2007. – 165 с.
  2. Гаврилина, Л.К. Профилактика зависимого поведения [Текст]: учебное пособие /Л.К. Гаврилина, В.Б. Пружинская. – Сыктывкар: Сыктывкар – ИНФО, 2012. – 248 с.
  3. Гоголева, А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика [Текст] /А.В. Гоголева. – М.: Вектор, 2008. – 242 с.
  4. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения [Текст]/ Ю.А. Клейберг. – М.: Парад, 2007. – 375 с.
  5. Короленко, И.П. Социодинамическая психиатрия / И.П.Короленко, Н.В. Дмитриева.– Новосибирск, 2008 – 275 с.
  6. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Текст] /Л.Ф. Обухова. – М.: Изд. МГУ, 2007. – 298 с.
  7. Янг К. Диагноз – интернет – зависимость [Текст] / К.Янг // Мир Интернет. – 2002. – №2. – С.24–29

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Первичная профилактика Интернет – зависимости у старших подростков