Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:48, реферат
В жизни каждого человека письмо играет очень важную роль. Письмо - выдающееся достояние человечества, огромный багаж каждого народа, каждого человека, который овладевает письменностью. Оно используется в различных сферах деятельности человека: в организации производства, в науке, культуре, средствах массовой информации и связи, в международных, политических отношениях, в просветительской работе. Историки указывают на то, что письмо - непереходная память поколений, которая хранит сообщения о событиях и делах минувших веков и тысячелетий.
Раздел I Теоретические основы обучения письменной речи.
В жизни каждого человека письмо играет очень важную роль. Письмо - выдающееся достояние человечества, огромный багаж каждого народа, каждого человека, который овладевает письменностью. Оно используется в различных сферах деятельности человека: в организации производства, в науке, культуре, средствах массовой информации и связи, в международных, политических отношениях, в просветительской работе. Историки указывают на то, что письмо - непереходная память поколений, которая хранит сообщения о событиях и делах минувших веков и тысячелетий.
Все написанное называется текстом. Отдельные тексты или их собрания представляют собой форму рукописей, книг, журналов, газет, листовок, плакатов, объявлений, писем, телеграмм. Письменные тексты составляют авторы и ими пользуются миллионы читателей.
Письмо является мощным фактором ускоренного развития человечества. Ему принадлежит выдающаяся роль в создании и сохранении духовных, а через них и материальных ценностей. Письмо имеет интернациональный характер. Оно продолжает и развивает то, что было создано другим народом. Так было в глубокой древности, то же самое наблюдается и сейчас. Клинопись, которую изобрели в древнем Шумере, использовалась в Вавилонском царстве, в Ассирии, в древней Персии. Т.е. клинописное письмо существовало в течение многих веков на обширных территориях среди разных народностей. Многие современные системы письма создана на основе латинского алфавита, который сложился еще в античную древность на основе западной разновидности древнегреческого письма. Письмо не природное, а общественное явление, изобретение человека, которым пользовались и пользуются все.
Письмо иногда рассматривают как особую графическую форму речи и даже как письменное мышление. Рельефное определение письма можно дать, сравнивая его с речью. Как известно, речь - это язык в действии. Письмо будто останавливает речевой поток, дает возможность "слушать, слышать" (т.е. читать) сказанное (т.е. написанное) в любое время. На этой основе письмо рассматривается как графическая фиксация речи, точнее - текст речи. Написание - процесс такой фиксации, письменный текст - ее результат. Письмо можно сравнивать и с языком. Язык - это система средств общения и правил их употребления. Аналогично этому письмо является системой письменных средств и правил их использования [10, с.285].
В современной методической литературе различают письмо и письменную речь. Некоторые исследователи используют только термин "письмо", подчеркивая его узкое или широкое значение. Разделение это связано с особенностями механизма письма, состоящего из двух этапов:
Обучение письму (то есть обучения письму и письменной речи) включает работу над техникой письма (графика, орфография, пунктуация) и над письменным выражением мыслей на изучаемом языке (продукт письменной речи).
Графика представляет собой совокупность основных начерченных средств (букв, буквосочетаний и диакритических знаков) для изображения на письме звуков и звукосочетаний данного языка.
В любом языке письмо представляет собой постоянную графическую систему и менее всего подвержено изменениям. Орфография - это система правил употребления письменных знаков при написании слов. Продуктивная письменная речь - это комплексное использование графических, орфографических, лексико-грамматических и стилистических средств для выражения мыслей и осуществления коммуникации. Графические и лексические навыки развиваются на уровне лексической единицы. Объектами изучения письменной речи является предложение, абзац и связный текст.
Письменная речь используется как самостоятельная форма общения, однако овладение им происходит на базе звукового вещания. А. М. Мешковских отмечает, что письменная речь ни для одного человека в мире не может быть родным языком в буквальном смысле слова, так как всегда есть второй язык, который наслаивается на устную [5, с.276].
В учебном процессе роль и место письма определяется целевой направленностью обучения иностранному языку.
1. 2. Лингво - психологические особенности письма
С точки зрения психологии, протекание письменной речи тяжелое и разнообразное. Письменная речь как способ формирования и формулирования мыслей основывается на использовании лингвистических знаков, закрепленных в нервных связях коры головного мозга в виде зрительных и рукомоторных образов, действующих в совокупности с слуховыми и языковыми движениями. У людей, владеющих грамотой, дополнительно к звуковым, создаются графические образы слов. Зрительно-графические образы имеют рукомоторные параллели, которые контролируются двигательным механизмом пишущей руки. Психолингвистическая основой письма - создание зрительно-графических отпечатков языковых знаков и развитие механизма пишущей руки.
Уметь писать - значит графически правильно изображать буквы алфавита: переводить звуки и звукосочетания в буквы и буквосочетания, ассоциируя при этом звуковой, графический и кинестетический образы слова с его семантикой;
орфографически правильно
писать слова, словосочетания слов и
расставлять пунктуационные знаки,
значит оперировать языковыми
Обучение письму состоит из аналитической работы над звуком, буквой, слогом, словом, словосочетанием, предложением, абзацем и письменным сообщением. Письменные действия выполняются, как правило, произвольно, при постоянной активности мысли.
Письменная речь заранее формируется
в уме и предусматривает большое количество
умственных действий и операций. Процесс
начинается с составления программы будущего
высказывания во внутренней речи. Он включает
умственную деятельность по отбору лексических
единиц, организации их в грамматически
оформленные предложения и объединению
этих структур в большие отрезки вещания
- абзацы - для выявления логических связей
между отдельными мыслями. Этот процесс
состоит из внутренней речи и фиксации
мысленно приготовленного материала на
бумаге, что требует автоматического оперирования
звуко-графическими ассоциациями [9,с.86].
Возможность находить в памяти нужные
языковые средства для точного и ясного
выражения мысли, возможность пользоваться
словарями и другими справочниками придают
тому, кто пишет, уверенность. В результате
постоянной тренировки письменного высказывания,
ученики постепенно приобретают опыт,
процесс нахождения слов и структур происходит
быстрее, навык письма становится устойчивым.
Как отмечает А.Р. Лурия, письмо с самого начала овладения им является сознательным актом, оно произвольно строится в процессе специального сознательного обучения. К тому же, осознанность одинаково присуща образующему и образовавшему навыку. На начальной стадии обучения письму даже на родном языке, все элементы, формы и другие способы, с помощью которых тот, кто пишет, придает нужный смысл, становятся предметом его осознания. При использовании иностранного языка мера осознанности и произвольности несомненно выше.
Благодаря объединению слуховых и языковых подвижных образов внутренней речи и зрительно-рукомоторных образов в акте письма обеспечивается комплексное усвоение знаний. Созданные таким образом устойчивые ассоциации способствуют более эффективному восприятию, запоминанию и воспроизведению материала. Прочность запоминания материала, используемого при письме, обеспечивается участием всех анализаторов, сочетанием анализа и синтеза, осознанностью и произвольностью процесса письма. Усвоенные путем письменных упражнений графические образы слов и структуры моделей предложений легче узнаются при зрительном восприятии[12, с.268].
В письменной речи более четко проявляется лингвистическая природа связного высказывания. Связное высказывание, как правило, состоит из нескольких, логически и структурно связанных между собой, предложений. Письменное задание обеспечивает формулировку индивидуально- связанных высказываний в соответствии с уровнем подготовки учащихся на определенном этапе обучения языку, так как выполнение письменного задания не ограничено временем и коллективными формами аудиторной работы.
Результат письменной деятельности - это действенный фактор, который делает письмо помощником воспитателя в борьбе за прочные знания. Письмо совершенствует устное высказывание, способствует формированию навыков самоконтроля. Большой удельный вес письма в домашней работе по иностранному языку не является случайностью. Этот факт объясняется психологией учащихся: они обычно уделяют больше внимания выполнению упражнений, чем устных. При аудиторной работе письмо - наиболее экономичный, надежный, эффективный и массовый способ контроля знаний и уровня владения языком.
1.3 Цели и принципы обучению письму.
Как отмечается в Государственном образовательном стандарте по иностранным языкам, владение письмом предусматривает достижение элементарной коммуникативной компетенции, которая обеспечивает учащимся умение реализовать навыки письменной речи в наиболее типичных ситуациях повседневного общения [6, с.18].
В соответствии с учебной функцией усвоения языка и коммуникативной функцией применения языка в обучении письму существуют следующие взаимообусловленные цели:
В процессе обучения письму на начальном этапе в средней школе следует придерживаться следующих принципов последовательного и поэтапного усвоения материала:
Выводы по первому разделу.
Проанализировав теоретические
сведения о письме как вид речевой деятельности, можно сделать
следующие выводы:
в процессе коммуникации письму отводится
меньше внимания, чем говорению, аудированию
и чтению, но оно используется как эффективное
средство понимания, закрепления, заучивания;
использования лексических и грамматических
явлений.
Письму принадлежит значительная учебная функция, что способствует поддержке процесса аудирования, говорения и чтения, дает возможность одновременно осуществлять индивидуальную продуктивную речевую деятельность всех учащихся, является рациональным средством контроля знаний учащихся, учит самоконтролю и самопроверке.