Письмо на начальном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:48, реферат

Описание работы

В жизни каждого человека письмо играет очень важную роль. Письмо - выдающееся достояние человечества, огромный багаж каждого народа, каждого человека, который овладевает письменностью. Оно используется в различных сферах деятельности человека: в организации производства, в науке, культуре, средствах массовой информации и связи, в международных, политических отношениях, в просветительской работе. Историки указывают на то, что письмо - непереходная память поколений, которая хранит сообщения о событиях и делах минувших веков и тысячелетий.

Файлы: 1 файл

Часть 1.doc

— 40.50 Кб (Скачать файл)

 

Раздел I Теоретические основы обучения письменной речи.

 

    1. Общее определение письма.

 

  В жизни каждого человека письмо играет очень важную роль. Письмо - выдающееся достояние человечества, огромный багаж каждого народа, каждого человека, который овладевает письменностью. Оно используется в различных сферах деятельности человека: в организации производства, в науке, культуре, средствах массовой информации и связи, в международных, политических отношениях, в просветительской работе. Историки указывают на то, что письмо - непереходная память поколений, которая хранит сообщения о событиях и делах минувших веков и тысячелетий.

   Все написанное называется текстом. Отдельные тексты или их собрания представляют собой форму рукописей, книг, журналов, газет, листовок, плакатов, объявлений, писем, телеграмм.  Письменные тексты составляют авторы и ими пользуются миллионы читателей.

     Письмо является мощным фактором ускоренного развития человечества. Ему принадлежит выдающаяся роль в создании и сохранении духовных, а через них и материальных ценностей. Письмо имеет интернациональный характер. Оно продолжает и развивает то, что было создано другим народом. Так было в глубокой древности, то же самое наблюдается и сейчас. Клинопись, которую изобрели в древнем Шумере, использовалась в Вавилонском царстве, в Ассирии, в древней Персии. Т.е. клинописное письмо существовало в течение многих веков на обширных территориях среди разных народностей. Многие современные системы письма создана на основе латинского алфавита, который сложился еще в античную древность на основе западной разновидности древнегреческого письма. Письмо не природное, а общественное явление, изобретение человека, которым пользовались и пользуются все.

  Письмо иногда рассматривают как особую графическую форму речи и даже как письменное мышление. Рельефное определение письма можно дать, сравнивая его с речью.  Как известно, речь - это язык в действии. Письмо будто останавливает речевой поток, дает возможность "слушать, слышать" (т.е. читать) сказанное (т.е. написанное) в любое время. На этой основе письмо рассматривается как графическая фиксация речи, точнее - текст речи. Написание - процесс такой фиксации, письменный текст - ее результат. Письмо можно сравнивать и с языком. Язык - это система средств общения и правил их употребления. Аналогично этому письмо является системой письменных средств и правил их использования [10, с.285].

  В современной методической литературе различают письмо и письменную речь. Некоторые исследователи используют только термин "письмо", подчеркивая его узкое или широкое значение. Разделение это связано с особенностями механизма письма, состоящего из двух этапов:

  • составление слов с помощью букв;
  • формирование письменных сообщений, в состав которых входят слова, словосочетания и др.

  Обучение письму (то есть обучения письму и письменной речи) включает работу над техникой письма (графика, орфография, пунктуация) и над письменным выражением мыслей на изучаемом языке (продукт письменной речи).

  Графика представляет собой совокупность основных начерченных средств (букв, буквосочетаний и диакритических знаков) для изображения на письме звуков и звукосочетаний данного языка.

    В любом языке письмо представляет собой постоянную графическую систему и менее всего подвержено изменениям. Орфография - это система правил употребления письменных знаков при написании слов. Продуктивная письменная речь - это комплексное использование графических, орфографических, лексико-грамматических и стилистических средств для выражения мыслей и осуществления коммуникации. Графические и лексические навыки развиваются на уровне лексической единицы. Объектами изучения письменной речи является предложение, абзац и связный текст.

   Письменная речь используется как самостоятельная форма общения, однако овладение им происходит на базе звукового вещания. А. М. Мешковских отмечает, что письменная речь ни для одного человека в мире не может быть родным языком в буквальном смысле слова, так как всегда есть второй язык, который наслаивается на устную [5, с.276].

В учебном процессе роль и место письма определяется целевой направленностью обучения иностранному языку.

   

1. 2. Лингво - психологические особенности письма

  С точки зрения психологии, протекание письменной речи тяжелое и разнообразное. Письменная речь как способ формирования и формулирования мыслей основывается на использовании лингвистических знаков, закрепленных в нервных связях коры головного мозга в виде зрительных и рукомоторных образов, действующих в совокупности с слуховыми и языковыми движениями. У людей, владеющих грамотой, дополнительно к звуковым, создаются графические образы слов. Зрительно-графические образы имеют рукомоторные параллели, которые контролируются двигательным механизмом пишущей руки. Психолингвистическая основой письма - создание зрительно-графических отпечатков языковых знаков и развитие механизма пишущей руки.

 Уметь писать - значит графически правильно изображать буквы алфавита: переводить звуки и звукосочетания в буквы и буквосочетания, ассоциируя при этом звуковой, графический и кинестетический образы слова с его семантикой;

орфографически правильно  писать слова, словосочетания слов и  расставлять пунктуационные знаки, значит оперировать языковыми структурами, уметь выражать свои мысли в письменной форме. 

Обучение письму состоит из аналитической работы над звуком, буквой, слогом, словом, словосочетанием, предложением, абзацем и письменным сообщением. Письменные действия выполняются, как правило, произвольно, при постоянной активности мысли.

 Письменная речь заранее формируется в уме и предусматривает большое количество умственных действий и операций. Процесс начинается с составления программы будущего высказывания во внутренней речи. Он включает умственную деятельность по отбору лексических единиц, организации их в грамматически оформленные предложения и объединению этих структур в большие отрезки вещания - абзацы - для выявления логических связей между отдельными мыслями. Этот процесс состоит из внутренней речи и фиксации мысленно приготовленного материала на бумаге, что требует автоматического оперирования звуко-графическими ассоциациями [9,с.86]. 
  Возможность находить в памяти нужные языковые средства для точного и ясного выражения мысли, возможность пользоваться словарями и другими справочниками придают тому, кто пишет, уверенность. В результате постоянной тренировки письменного высказывания, ученики постепенно приобретают опыт, процесс нахождения слов и структур происходит быстрее, навык письма становится устойчивым.

  Как отмечает А.Р. Лурия, письмо с самого начала овладения им является сознательным актом, оно произвольно строится в процессе специального сознательного обучения. К тому же, осознанность одинаково присуща образующему и образовавшему навыку. На начальной стадии обучения письму даже на родном языке, все элементы, формы и другие способы, с помощью которых тот, кто пишет, придает нужный смысл, становятся предметом его осознания. При использовании иностранного языка мера осознанности и произвольности несомненно выше.

 Благодаря объединению слуховых и языковых подвижных образов внутренней речи и зрительно-рукомоторных образов в акте письма обеспечивается комплексное усвоение знаний. Созданные таким образом устойчивые ассоциации способствуют более эффективному восприятию, запоминанию и воспроизведению материала. Прочность запоминания материала, используемого при письме, обеспечивается участием всех анализаторов, сочетанием анализа и синтеза, осознанностью и произвольностью процесса письма. Усвоенные путем письменных упражнений графические образы слов и структуры моделей предложений легче узнаются при зрительном восприятии[12, с.268].

  В письменной речи более четко проявляется лингвистическая природа связного высказывания. Связное высказывание, как правило, состоит из нескольких, логически и структурно связанных между собой, предложений. Письменное задание обеспечивает формулировку индивидуально- связанных высказываний в соответствии с уровнем подготовки учащихся на определенном этапе обучения языку, так как выполнение письменного задания не ограничено временем и коллективными формами аудиторной работы.

  Результат письменной деятельности - это действенный фактор, который делает письмо помощником воспитателя в борьбе за прочные знания. Письмо совершенствует устное высказывание, способствует формированию навыков самоконтроля. Большой удельный вес письма в домашней работе по иностранному языку не является случайностью. Этот факт объясняется психологией учащихся: они обычно уделяют больше внимания выполнению упражнений, чем устных. При аудиторной работе письмо - наиболее экономичный, надежный, эффективный и массовый способ контроля знаний и уровня владения языком.

 

1.3 Цели  и  принципы обучению письму.

   Как отмечается в Государственном образовательном стандарте по иностранным языкам, владение письмом предусматривает достижение элементарной коммуникативной компетенции, которая обеспечивает учащимся умение реализовать навыки письменной речи в наиболее типичных ситуациях повседневного общения [6, с.18].

       В соответствии с учебной функцией усвоения языка и коммуникативной функцией применения языка в обучении письму существуют следующие взаимообусловленные цели:

  • получение знаний об графической системе иностранного языка и умение быстрой каллиграфической реализации нового звучания по мере усвоения нового алфавита;
  • обучение дифференциации знаков, которые при одинаковой форме представляют разные значения в двух языках;
  • приобретение привычки соединять сохранение языковых знаний с письмом, достигая тем самым более высокого эффекта закрепления материала;
  • демонстрация в диктантах, насколько правильно учащиеся могут записать услышанное;
  • составление письменного сообщения на основе собственного опыта и оформления его в виде письма ;
  • описание картины, вещей, порядка, действий;
  • запись услышанного или прочитанного в тексте, применяя это как основу для последовательных устных или письменных переводов, ответов на вопросы.

     В процессе обучения письму на начальном этапе в средней школе следует придерживаться следующих принципов последовательного и поэтапного усвоения материала:

  • для сообщения еще неизвестной системы письма, отдельные графические знаки, следует давать постепенно, с учетом определенной градации сложностей. Необходимо применять специальные упражнения для развития рукомоторных навыков;
  • орфографические и лексические знания следует сообщать одновременно, чтобы у учеников вырабатывалось ассоциирущее единство компонентов: значение — звуковая форма — форма написания;
  • закрепление: тренировки для усвоения иноязычных знаний должны тесно связываться с повторением орфографических знаний (переписывание, письменное выполнение заданий);
  • письменные упражнения должны сопровождаться их полной проверкой, 
    короткие письменные работы - как правило, для контроля грамматических и лексических знаний, не должны превышать 10 минут;
  • упражнения и переписывания на начальной ступени должны приучать учеников к специфической формы написания иностранных слов;
  • тщательно подобранные диктанты (слова, выборочные и короткие) есть подходящие формы упражнений для закрепления и контроля орфографических знаний;
  • в качестве системных и эпизодических приемов закрепления орфографических знаний используются упражнения в подборе и противопоставлении слов с одинаковыми и разными орфографическими элементами. Это способствует объяснению орфографических категорий и систематизации словарного запаса;
  • необходимым условием того, чтобы письменные упражнения способствовали дальнейшему развитию орфографических навыков, является контроль и коррекция [16, с.220].

       Выводы по первому разделу.

Проанализировав теоретические  сведения о письме  как вид речевой деятельности, можно сделать следующие выводы: 
в процессе коммуникации письму отводится меньше внимания, чем говорению, аудированию и чтению, но оно используется как эффективное средство понимания, закрепления, заучивания; использования лексических и грамматических явлений.

    Письму принадлежит значительная учебная функция, что способствует поддержке процесса аудирования, говорения и чтения, дает возможность одновременно осуществлять индивидуальную продуктивную речевую деятельность всех учащихся, является рациональным средством контроля знаний учащихся, учит самоконтролю и самопроверке.

Информация о работе Письмо на начальном этапе