Почему учиться трудно? Понять и помочь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2013 в 20:13, доклад

Описание работы

Школьные трудности так многообразны и переплетены с другими условиями жизни, что порой и специалисту трудно понять - что от чего. Сложно разобраться в них учителю, чаще всего не хватает терпения и понимания родителям, - но больше всех страдает ребёнок.

Файлы: 1 файл

Почему учиться трудно.doc

— 69.50 Кб (Скачать файл)

Почему учиться  трудно? Понять и помочь.

 

 

Школьные трудности так многообразны и переплетены с другими условиями жизни, что порой и специалисту трудно понять -  что от чего. Сложно разобраться в них учителю, чаще всего не хватает терпения и понимания родителям, - но больше всех страдает ребёнок.

Иногда начинается всё, казалось бы, с незначительных вещей, на которые  ни учитель, ни родители внимания не обращают. Это может быть и медленный  темп работы, и трудности запоминания  букв, и неумение сосредоточиться. Что-то списывается на возраст – дескать, не привык, маленький; что-то на воспитание; что-то на нежелание. Так упускается очень важный момент – начало трудностей. Пока их относительно просто обнаружить, они достаточно легко и без последствий поддаются коррекции, одна трудность ещё не тянет за собой другую, третью.… Именно в этот момент родители должны быть не только особенно внимательны, но и готовы протянуть ребёнку руку помощи, поддержать его. Чем позднее вы обратите внимание на школьные трудности, тем тяжелее будет разорвать их круг. Постоянные неудачи настолько обескураживают ребёнка, что трудности «переползают» с одного действительно трудного предмета, который плохо даётся, на все остальные. Ребёнок сдаётся: себя начинает считать беспомощным, неспособным, а все старания – бесполезными, но ведь результаты обучения зависят не только от того, способен или не способен человек решить поставленную перед ним задачу, но и от того, насколько он уверен, что сможет решить эту задачу. А если неудачи следуют одна за другой, то естественно наступает момент, когда ребёнок сам себе говорит: «Нет, это у меня никогда не получится… А раз никогда, то стараться незачем!»  Ребёнок теряет интерес, а значит – отставание углубляется.

 Отставание – это первая стадия неуспеваемости. Отставание и неуспеваемость связаны между собой как часть с целым, как часть процесса с результатом процесса. Отставание, если его вовремя не устранить, может привести к неуспеваемости.

Попробуем определить неуспевающего  школьника. Это ребёнок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся с ним рядом дети. Вряд ли можно найти хотя бы двух детей, у которых абсолютно одинаковые трудности. Даже при одинаковых причинах внешний облик школьных трудностей может быть различен.

Например: наиболее часто родители жалуются на такую трудность в обучении, как - безграмотность. При этом, как показывает опыт, этим термином определяются не только грамматические ошибки, но и пропуски, замены и перестановки букв, и недописывание слов, слогов, и слияние предлогов и многие другие ошибки, в основе которых чаще всего лежат речевые проблемы: фонетико-фонематическое недоразвитие или нарушение звуко-буквенного анализа. Именно эти нарушения наиболее часты, и, к сожалению, они выпадают на начальных этапах обучения из поля зрения учителей и родителей. Сложность в том, что на самых начальных этапах обучения эти нарушения почти и не видны. Лишь когда дети начинают писать диктанты, когда ещё больше увеличивается темп письменных работ, они становятся явными. Да и то при условии, что родители и учитель поймут отчего эти ошибки, а не будут считать их результатом «невнимания», «лени», «нежелания». Или ещё хуже (но так бывает довольно часто) - сочтут всё это «врождённой безграмотностью, которую не исправишь». Наряду с этим вполне грамотно могут выполняться упражнения на списывание. Это-то часто и смущает учителя, отсюда по-видимому, и упрёки в лени и невнимательности. Необходимо помнить: при списывании и диктанте – совершенно разная последовательность действий. При письме под диктовку действие развёртывается от звука к букве (а звук нужно услышать и правильно определить), нет непосредственной опоры на зрительный образ буквы в тексте, с которого переписывают. Словом, переписывание – гораздо проще по своей структуре; поэтому-то трудности при выполнении этой работы встречаются заметно реже. Что ещё важно отметить? Ребёнок с такими проблемами будет работать значительно медленнее других, так как на узнавание звука у него уходит больше времени – оттого и медленно формируется навык письма.  Кроме того, затруднено и формирование навыка чтения: дети будут «спотыкаться», переставлять и путать буквы, а значит плохо понимать смысл прочитанного текста. Эти же причины могут затруднять и обучение математике, особенно с того момента, когда нужно будет самостоятельно прочесть и понять условие задачи.

Как помочь этим детям? Прежде всего, необходимо обратиться за консультацией к учителю-логопеду, который  установит структуру дефекта и поможет разработать систему совместной работы по общему развитию речи.  Школьная неуспеваемость вызвана разными причинами и по природе своей неодинакова. Среди причин, влекущих отставание детей в школе, значение имеют факторы органического и неорганического, школьного и внешкольного происхождения которые влияют на школьную успеваемость.

Среди них можно выделить наиболее часто встречающиеся:

  • Неготовность к школьному обучению. Школьная готовность – это способность ребёнка успешно справиться с той работой, которую ему предложит школа. Если бы мы могли ещё до поступления ребёнка в школу правильно учесть уровень и особенности развития каждого, то смогли бы избежать многих трудностей. По крайней мере, на первых этапах обучения. В школьной готовности выделяется несколько составляющих: физическая, социальная, моральная, интеллектуальная. Физическая готовность – способность ребёнка выдерживать нагрузки, связанные с длительным сидением за партой, держать ручку и карандаш, без усталости работать на протяжении всего школьного дня. Социальная готовность означает способность ребёнка вступать в контакт с другими людьми, понимать стоящие перед ним задачи, выполнять основные требования человеческих отношений. Моральная готовность подразумевает определённый уровень сформированности нравственных качеств личности, прежде всего ответственности, умения подчинять сиюминутные настроения необходимости выполнить задание. Интеллектуальная готовность означает такой уровень умственного развития, на котором ребёнок способен обобщать и различать понятия, следить за ходом рассуждений учителя, произвольно сосредоточиться на решении какой-либо задачи. Дополнительного изучения требуют и такие специфические показатели, как развитие речи, развитие мелкой моторики, уровень навыков самообслуживания и некоторые другие. В совокупности эти качества определяют общий уровень готовности ребёнка к школьному обучению, то, насколько успешно ребёнок «впишется» в школьный коллектив. Для подготовленных детей поступление в школу происходит безболезненно, за исключением некоторой утомляемости, связанной с повышением нервно-психической нагрузки и ограничением двигательной свободы. У детей, неготовых к школьному обучению гораздо труднее и длительнее проходит процесс адаптации к школе; они менее работоспособны; быстрее утомляются; им нужно больше, чем остальным детям, времени для формирования определённых навыков и умений; именно у них значительно чаще отмечаются отклонения в состоянии здоровья и ухудшение здоровья в ходе обучения; большая часть этих детей не справляются с учебными нагрузками не только в первом классе, но и на протяжении всех лет обучения в начальной школе. Вот почему так важно готовить ребёнка к школе и чем раньше вы начнёте это делать – тем лучше. Какими бы прекрасными ни были природные задатки малыша, с первых дней жизни они требуют постоянной тренировки и развития, без которых, оставаясь, определённое время в виде скрытых возможностей, постепенно, но неумолимо, теряют свой потенциал. Весь период жизни ребёнка до школы, со всеми его особенностями – и есть то время, когда идёт подготовка к школе.  Главное, найти золотую середину: не переусердствовать, не натаскивать ребёнка, не требовать непосильного только потому, что другие дети уже умеют, дать ему возможность получить удовлетворение от достигнутого и лишь, потом переходить к чему-то новому, более сложному.   Чтобы определить степень готовности к обучению, обратитесь к психологу, так как именно специалист может дать все необходимые рекомендации. Заниматься этим за неделю до первого сентября – безусловно, поздно. Уже нет времени что-то исправить, подтянуть, потренировать. Оптимальный срок определения уровня школьной готовности – примерно за год до школы.

 

  • Особенности психологического развития ребёнка. Одной из серьёзных причин трудностей обучения в школе являются проблемы в развитии, несовпадение фактических темпов развития с возрастными нормами. Самая многочисленная группа детей, испытывающих трудности в обучении именно по этой причине – это дети с задержанным психическим развитием. В результате неблагоприятного воздействия вредящих факторов на центральную нервную систему ребёнка происходит замедленное и неравномерное созревание высших психических функций. И причина не всегда только медицинская, но и социальная: неблагополучие среды, в которой воспитывается ребёнок; дефицит материнской ласки, внимания, тепла; эмоциональная заброшенность. Все эти факторы тем сильнее действуют, чем младше ребёнок; оттого так часто встречается задержка психического развития у детей, которые воспитываются в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Термин «задержка» подчёркивает временной (несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребёнка) и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания этих детей. Группа детей, имеющих задержанное психическое развитие, чрезвычайно разнородна. Однако характерно для всех: к моменту поступления в школу у них, как правило, не происходит формирования «школьно значимых» функций. Узок их кругозор, бедна речь, слабо развиты двигательные навыки. Эти дети никак не осознают себя учениками! В их поведении преобладают детскость, непосредственность, желание играть, стремление только к удовольствиям, не развита познавательная активность. На уроках они пассивны или, наоборот, излишне беспокойны, совершенно не могут сосредоточиться на задании; всё, о чём говорится в классе, словно бы проходит мимо них. Учебные трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы – у них наблюдается нервное истощение, следствием чего является быстрая утомляемость, низкая работоспособность, отказ от выполнения уже начатой деятельности, часто возникают головные боли. Всё это в совокупности ведёт к повышенной отвлекаемости, быстрой утомляемости, пониженной работоспособности. Положение таких детей, действительно очень трудное. Ощущение, что они хуже всех, гнёт постоянного неуспеха, который они ощущают едва ли не с первых школьных дней, подавляет их умственную активность (и так невысокую), создаёт условия для неправильного формирования личности. Без своевременной квалифицированной помощи такой ребёнок отстаёт всё больше и больше: не понимает объяснений учителя, не может найти контакта с детьми, которые смеются над его ответами, дразнят, не хотят с ним дружить. У ребёнка совершенно пропадает интерес к учёбе. Он становится грубым, упрямым, нервным – и, в конце концов, начинает отказываться посещать школу. Стремясь обеспечить себе хоть какой-то успех, такие дети ещё прочнее привязываются к тем занятиям, где они не хуже других. В таких случаях, прежде всего, необходимо проконсультироваться со специалистами: дефектологом, психологом, психоневрологом. Рекомендации специалистов помогут определить причины задержанного психического развития, подобрать адекватное образовательное пространство (если это необходимо) и найти своевременные и наиболее рациональные пути коррекционно-развивающей помощи.
  • Состояние здоровья ребёнка. Трудности обучения в школе могут быть также связаны с общей ослабленностью организма ребёнка. Дети с таким состоянием встречаются довольно часто: рассеянные, забывчивые, с неустойчивой успеваемостью; усталость у них возникает уже на первом уроке, а сами уроки им кажутся непомерно длинными. У таких детей снижена работоспособность, замедлен темп деятельности; как правило, они не успевают выполнить задание вместе с классом. Во время урока дети отвлекаются на любые внешние раздражители, плаксивы, небрежны в работе. Иногда ребёнок очень старательно готовит дома какой-нибудь урок, а у доски теряется, путается, ничего не может ответить. Подобного рода нарушения здоровья врачи называют астеническими состояниями. Их неудачи – из-за резкого снижения умственной работоспособности. При астеническом состоянии работоспособность детей вообще невысока, да ещё и неустойчива: снижается уже к концу первого урока. Астенические состояния (слабость, раздражительность, плаксивость, повышенная утомляемость и т.п.) могут проявиться у детей, перенесших различные инфекционные заболевания. Не составляют исключения и безобидные, на первый взгляд, простудные заболевания. Родителям надо помнить, что после болезни организм особенно ослаблен и дополнительные нагрузки не по силам. И главная помощь таким детям – не дополнительные занятия и сидение за уроками до упора, а организация щадящего режима. И уж совершенно не надо бояться пойти за помощью к врачу-психоневрологу. Чем раньше это родители сделают, тем эффективнее будет помощь ребёнку.

 

  • Условия воспитания в семье. Какой бы аспект школьных трудностей мы ни затронули – почти всегда в той или иной степени сказывается влияние семьи, семейного «климата». Нередки случаи, когда именно семейная ситуация, дефекты семейного воспитания становятся основной причиной школьных бед. Что же может усугублять школьные трудности или приводить к их возникновению?

Непонимание – родители не видят истинных причин трудностей, списывая всё на лень и нежелание.

Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей – благие намерения родителей научить сразу всему: и музыке, и хореографии, и живописи, и иностранному языку.

Негибкость  родителей – представьте себе семью, где властвует строгость, требовательность, где любая оплошность ставится в строку, вызывает всеобщее осуждение, где нет альтернативы и никаких поблажек, где старший всегда прав, а младший не имеет права иметь своё мнение. Так формируется безвольный, неуверенный в себе или, наоборот, озлобленный, постоянно сдерживающий протест человек. И в первом, и во втором случае преодолеть любые трудности ему будет, скорее всего, не по силам.

Неровность  отношений, непоследовательность в  обращении с детьми – чаще такое бывает в семьях, где родительское рвение проявляется время от времени. Возник воспитательный порыв – и потребованы дневник и тетради, устраивается головомойка, ставятся условия и даются обещания. Но проходит несколько дней и опять ребёнок остаётся один на один со своими трудностями. При таком воспитании возникновение школьных трудностей предсказуемо. А исправление порой не даёт эффекта – пока не сменится отношение к ребёнку дома.

 

Что же могут родители, если всё же появились школьные трудности?                     

Первое - не рассматривайте их как личную трагедию, не отчаивайтесь, старайтесь не показывать своего огорчения. Ваша главная задача – помочь ребёнку. Принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда ему будет легче и в школе.

Второе - вам предстоит длительная совместная работа – одному ребёнку не справиться.

Третье - ваша главная помощь: поддерживать уверенность ребёнка в своих силах, постараться снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить как дела, или отругать – это не помощь, а основа для новых конфликтов.

Интересоваться выполнением  домашних заданий следует только при совместной работе. Наберитесь терпения. Работа эта требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и тоже несколько раз – без упрёков и раздражения. Типичны родительские жалобы: «Нет никаких сил…», «Все нервы вымотал…». Обычно эти занятия кончаются слезами: «Не могу сдерживаться, кричу…». Понимаете в чём дело? Не может сдержаться - взрослый, а виноват – ребёнок! При этом все родители жалеют себя и никто – ребёнка…

Вы приступили к занятиям с ребёнком. Будьте терпеливы, не раздражайтесь. Если хотя бы раз допустите срыв, повысите голос, ваши усилия пойдут насмарку. Что бы ни делал ребёнок во время ваших занятий, оставайтесь весело-непринуждённым или добродушно-строгим. Когда ребёнок «окрепнет», то есть начнёт с вами систематически заниматься и войдёт в ритм, тогда вы можете изменить тональность обращения – сделать порой строгое замечание и, если это нужно, задеть детское самолюбие. А в самом начале, во что бы то ни стало, избегайте резкости, будьте терпеливы и добры. Это должно создать для ребёнка атмосферу спокойствия, защищённости, раскованности. Ваши усилия окупятся сторицей. От ваших добрых интонаций, от вашей мягкости будет зависеть главное: принесёт ли пользу выполнение этого микроскопически малого или всё останется на прежних местах.

Обязательно отметьте первый успех ребёнка. А что значит первый успех? Что значит вообще успех? Для  одного ребёнка будет успехом  – победа на олимпиаде, а для другого  – успех в том, что он преодолел  в себе сложившуюся привычку убегать  после обеда на улицу и до самого вечера играть. Преодолел и сел за стол, чтобы сделать попытку наверстать упущенное. Даже самый маленький первый успех надо отметить, чтобы пробудить в ребёнке чувство уверенности. Именно это чувство является условием, которое изначально помогает большому и важному делу – формированию трудолюбия и самостоятельности.

Если вы всерьёз хотите добиться успеха, настройтесь на длительное общение с ребёнком. И если у  вас первая попытка обернулась неудачей, сделайте вторую попытку, возможно на другом учебном материале. И если снова не получится, не кивайте раздражённо на учителей: «Пусть они и учат!» Повремените немного и тщательно продумайте следующий свой заход, но ни за что не отступайте от задуманного!  

 Почему-то издавна  считается: если трудности в письме, нужно больше писать, если в чтении – больше читать. Но ведь эти трудные, не дающие удовлетворения занятия убивают радость самой работы! И поэтому не перегружайте ребёнка тем, что у него не получается. Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребёнок чувствовал – вы с ним и для него. Оставьте интересный журнал, не смотрите даже «одним глазком» телевизор, не отвлекайтесь, не прерывайте занятия для разговора по телефону или беготни на кухню.

Итак, внимание и понимание  – самая большая помощь, которую вы можете оказать ребёнку. Несмотря на неудачи в учёбе, он должен чувствовать поддержку дома, верить: здесь его всегда поймут. Не стоит переоценивать необходимость вашего присутствия во время приготовления уроков. Лучше всё объяснить. Спланировать работу, а дальше – сам. Ведь очень важен и нужен опыт именно самостоятельной работы! Не стойте над душой – этим вы только убеждаете ребёнка в его беспомощности. Не делайте постоянно замечания («Не качайся на стуле!», «Не грызи ручку!», «Сядь правильно!») – они отвлекают, создают ощущение дискомфорта, неуверенности. Не отрывайте от уроков вопросами и просьбами, не подгоняйте.

Информация о работе Почему учиться трудно? Понять и помочь