Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2013 в 20:13, доклад
Школьные трудности так многообразны и переплетены с другими условиями жизни, что порой и специалисту трудно понять - что от чего. Сложно разобраться в них учителю, чаще всего не хватает терпения и понимания родителям, - но больше всех страдает ребёнок.
Почему учиться трудно? Понять и помочь.
Школьные трудности так многообразны и переплетены с другими условиями жизни, что порой и специалисту трудно понять - что от чего. Сложно разобраться в них учителю, чаще всего не хватает терпения и понимания родителям, - но больше всех страдает ребёнок.
Иногда начинается всё, казалось бы, с незначительных вещей, на которые ни учитель, ни родители внимания не обращают. Это может быть и медленный темп работы, и трудности запоминания букв, и неумение сосредоточиться. Что-то списывается на возраст – дескать, не привык, маленький; что-то на воспитание; что-то на нежелание. Так упускается очень важный момент – начало трудностей. Пока их относительно просто обнаружить, они достаточно легко и без последствий поддаются коррекции, одна трудность ещё не тянет за собой другую, третью.… Именно в этот момент родители должны быть не только особенно внимательны, но и готовы протянуть ребёнку руку помощи, поддержать его. Чем позднее вы обратите внимание на школьные трудности, тем тяжелее будет разорвать их круг. Постоянные неудачи настолько обескураживают ребёнка, что трудности «переползают» с одного действительно трудного предмета, который плохо даётся, на все остальные. Ребёнок сдаётся: себя начинает считать беспомощным, неспособным, а все старания – бесполезными, но ведь результаты обучения зависят не только от того, способен или не способен человек решить поставленную перед ним задачу, но и от того, насколько он уверен, что сможет решить эту задачу. А если неудачи следуют одна за другой, то естественно наступает момент, когда ребёнок сам себе говорит: «Нет, это у меня никогда не получится… А раз никогда, то стараться незачем!» Ребёнок теряет интерес, а значит – отставание углубляется.
Отставание – это первая стадия неуспеваемости. Отставание и неуспеваемость связаны между собой как часть с целым, как часть процесса с результатом процесса. Отставание, если его вовремя не устранить, может привести к неуспеваемости.
Попробуем определить неуспевающего школьника. Это ребёнок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся с ним рядом дети. Вряд ли можно найти хотя бы двух детей, у которых абсолютно одинаковые трудности. Даже при одинаковых причинах внешний облик школьных трудностей может быть различен.
Например: наиболее часто родители жалуются на такую трудность в обучении, как - безграмотность. При этом, как показывает опыт, этим термином определяются не только грамматические ошибки, но и пропуски, замены и перестановки букв, и недописывание слов, слогов, и слияние предлогов и многие другие ошибки, в основе которых чаще всего лежат речевые проблемы: фонетико-фонематическое недоразвитие или нарушение звуко-буквенного анализа. Именно эти нарушения наиболее часты, и, к сожалению, они выпадают на начальных этапах обучения из поля зрения учителей и родителей. Сложность в том, что на самых начальных этапах обучения эти нарушения почти и не видны. Лишь когда дети начинают писать диктанты, когда ещё больше увеличивается темп письменных работ, они становятся явными. Да и то при условии, что родители и учитель поймут отчего эти ошибки, а не будут считать их результатом «невнимания», «лени», «нежелания». Или ещё хуже (но так бывает довольно часто) - сочтут всё это «врождённой безграмотностью, которую не исправишь». Наряду с этим вполне грамотно могут выполняться упражнения на списывание. Это-то часто и смущает учителя, отсюда по-видимому, и упрёки в лени и невнимательности. Необходимо помнить: при списывании и диктанте – совершенно разная последовательность действий. При письме под диктовку действие развёртывается от звука к букве (а звук нужно услышать и правильно определить), нет непосредственной опоры на зрительный образ буквы в тексте, с которого переписывают. Словом, переписывание – гораздо проще по своей структуре; поэтому-то трудности при выполнении этой работы встречаются заметно реже. Что ещё важно отметить? Ребёнок с такими проблемами будет работать значительно медленнее других, так как на узнавание звука у него уходит больше времени – оттого и медленно формируется навык письма. Кроме того, затруднено и формирование навыка чтения: дети будут «спотыкаться», переставлять и путать буквы, а значит плохо понимать смысл прочитанного текста. Эти же причины могут затруднять и обучение математике, особенно с того момента, когда нужно будет самостоятельно прочесть и понять условие задачи.
Как помочь этим детям? Прежде всего, необходимо обратиться за консультацией к учителю-логопеду, который установит структуру дефекта и поможет разработать систему совместной работы по общему развитию речи. Школьная неуспеваемость вызвана разными причинами и по природе своей неодинакова. Среди причин, влекущих отставание детей в школе, значение имеют факторы органического и неорганического, школьного и внешкольного происхождения которые влияют на школьную успеваемость.
Среди них можно выделить наиболее часто встречающиеся:
Непонимание – родители не видят истинных причин трудностей, списывая всё на лень и нежелание.
Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей – благие намерения родителей научить сразу всему: и музыке, и хореографии, и живописи, и иностранному языку.
Негибкость родителей – представьте себе семью, где властвует строгость, требовательность, где любая оплошность ставится в строку, вызывает всеобщее осуждение, где нет альтернативы и никаких поблажек, где старший всегда прав, а младший не имеет права иметь своё мнение. Так формируется безвольный, неуверенный в себе или, наоборот, озлобленный, постоянно сдерживающий протест человек. И в первом, и во втором случае преодолеть любые трудности ему будет, скорее всего, не по силам.
Неровность отношений, непоследовательность в обращении с детьми – чаще такое бывает в семьях, где родительское рвение проявляется время от времени. Возник воспитательный порыв – и потребованы дневник и тетради, устраивается головомойка, ставятся условия и даются обещания. Но проходит несколько дней и опять ребёнок остаётся один на один со своими трудностями. При таком воспитании возникновение школьных трудностей предсказуемо. А исправление порой не даёт эффекта – пока не сменится отношение к ребёнку дома.
Что же могут родители,
если всё же появились школьные трудности?
Первое - не рассматривайте их как личную трагедию, не отчаивайтесь, старайтесь не показывать своего огорчения. Ваша главная задача – помочь ребёнку. Принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда ему будет легче и в школе.
Второе - вам предстоит длительная совместная работа – одному ребёнку не справиться.
Третье - ваша главная помощь: поддерживать уверенность ребёнка в своих силах, постараться снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить как дела, или отругать – это не помощь, а основа для новых конфликтов.
Интересоваться выполнением домашних заданий следует только при совместной работе. Наберитесь терпения. Работа эта требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и тоже несколько раз – без упрёков и раздражения. Типичны родительские жалобы: «Нет никаких сил…», «Все нервы вымотал…». Обычно эти занятия кончаются слезами: «Не могу сдерживаться, кричу…». Понимаете в чём дело? Не может сдержаться - взрослый, а виноват – ребёнок! При этом все родители жалеют себя и никто – ребёнка…
Вы приступили к занятиям с ребёнком. Будьте терпеливы, не раздражайтесь. Если хотя бы раз допустите срыв, повысите голос, ваши усилия пойдут насмарку. Что бы ни делал ребёнок во время ваших занятий, оставайтесь весело-непринуждённым или добродушно-строгим. Когда ребёнок «окрепнет», то есть начнёт с вами систематически заниматься и войдёт в ритм, тогда вы можете изменить тональность обращения – сделать порой строгое замечание и, если это нужно, задеть детское самолюбие. А в самом начале, во что бы то ни стало, избегайте резкости, будьте терпеливы и добры. Это должно создать для ребёнка атмосферу спокойствия, защищённости, раскованности. Ваши усилия окупятся сторицей. От ваших добрых интонаций, от вашей мягкости будет зависеть главное: принесёт ли пользу выполнение этого микроскопически малого или всё останется на прежних местах.
Обязательно отметьте первый успех ребёнка. А что значит первый успех? Что значит вообще успех? Для одного ребёнка будет успехом – победа на олимпиаде, а для другого – успех в том, что он преодолел в себе сложившуюся привычку убегать после обеда на улицу и до самого вечера играть. Преодолел и сел за стол, чтобы сделать попытку наверстать упущенное. Даже самый маленький первый успех надо отметить, чтобы пробудить в ребёнке чувство уверенности. Именно это чувство является условием, которое изначально помогает большому и важному делу – формированию трудолюбия и самостоятельности.
Если вы всерьёз хотите добиться успеха, настройтесь на длительное общение с ребёнком. И если у вас первая попытка обернулась неудачей, сделайте вторую попытку, возможно на другом учебном материале. И если снова не получится, не кивайте раздражённо на учителей: «Пусть они и учат!» Повремените немного и тщательно продумайте следующий свой заход, но ни за что не отступайте от задуманного!
Почему-то издавна считается: если трудности в письме, нужно больше писать, если в чтении – больше читать. Но ведь эти трудные, не дающие удовлетворения занятия убивают радость самой работы! И поэтому не перегружайте ребёнка тем, что у него не получается. Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребёнок чувствовал – вы с ним и для него. Оставьте интересный журнал, не смотрите даже «одним глазком» телевизор, не отвлекайтесь, не прерывайте занятия для разговора по телефону или беготни на кухню.
Итак, внимание и понимание – самая большая помощь, которую вы можете оказать ребёнку. Несмотря на неудачи в учёбе, он должен чувствовать поддержку дома, верить: здесь его всегда поймут. Не стоит переоценивать необходимость вашего присутствия во время приготовления уроков. Лучше всё объяснить. Спланировать работу, а дальше – сам. Ведь очень важен и нужен опыт именно самостоятельной работы! Не стойте над душой – этим вы только убеждаете ребёнка в его беспомощности. Не делайте постоянно замечания («Не качайся на стуле!», «Не грызи ручку!», «Сядь правильно!») – они отвлекают, создают ощущение дискомфорта, неуверенности. Не отрывайте от уроков вопросами и просьбами, не подгоняйте.