Подходы к организации мониторинга уровня сформированности социальной компетентности учащихся в ходе реализации социальных проектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 19:42, доклад

Описание работы

МАОУ «Гимназия №10» давно и успешно реализует социокультурные проекты, уделяя внимание не только реализации проектов, но и формированию у участников проектов социальной компетентности. Сущность социальной компетентности современного человека может рассматриваться с точки зрения различных научных подходов - например, как толерантность, умение понимать людей, воспитанных в контексте другой культуры, или как способность управлять собой и другими людьми.

Файлы: 1 файл

rusik.doc

— 54.50 Кб (Скачать файл)

Подходы к организации мониторинга уровня сформированности социальной компетентности учащихся в ходе реализации  социальных проектов

 

МАОУ «Гимназия  №10» давно и успешно реализует  социокультурные проекты, уделяя внимание не только реализации проектов, но и формированию у участников проектов социальной компетентности. Сущность социальной компетентности современного человека может рассматриваться с точки зрения различных научных подходов - например, как толерантность, умение понимать людей, воспитанных в контексте другой культуры, или как способность управлять собой и другими людьми2. Мы рассматриваем социальную компетентность как компетентность взросления3. Для нас важно понять, способны ли учащиеся гимназии вполне осознанно, осмысленно выстраивать стратегии собственных действий, деятельности, взаимодействия с окружающими их людьми, организациями и т.п.? Как они это делают? Понимают ли они важность конструктивного взаимодействия с окружающими или руководствуются только сиюминутной выгодой? И как помогает сформировать социальную компетентность участие в проектной деятельности.

Характерные для  детства - юности - молодости в целом "наполеоновские планы" именно в конце школьного периода вплотную подходят к началу реализации и вынуждены заземляться, создавая ситуацию жизнеопределяющего выбора: не только профессионального, но и социально-политического, нравственного и т.д. Выбор предполагает рефлексию, понимание ситуации. Таким образом, социальная компетентность взросления - это способность анализировать происходящее вокруг них, адекватно оценивать свои возможности и выстраивать стратегии взаимодействия с окружающим миром.4

Необходимость в особых педагогических усилиях, связанных  с развитием социальной компетентности, обусловлена стремлениями молодых людей все больше и больше определять свою жизнь, самим принимать решения, порой совершенно независимо от требований окружающих. Такая ситуация не является следствием аномии, кризиса отношений отцы-дети в российском обществе, это характерно для современного общества в целом, как общий процесс индивидуализации. Молодой человек может конструировать, выстраивать собственную жизнь тремя путями. Наиболее важный аспект в данном случае - насколько молодой человек готов принять правила игры, существующие в обществе.

Способность понять существующие правила, оценить их целесообразность становится крайне необходимой, если таких правил много и они могут противоречить друг другу. Развитие социальной компетентности, таким образом, является одной из основных стратегий социального контроля в условиях современного общества. Для нас важно проанализировать, как участие в  социальных проектах влияет на развитие социальной компетентности учеников.

Характеристики социальной компетентности нам кажется можно условно разделить на несколько аспектов: информационная (работа с информацией), коммуникативная, разрешение проблем (самоменеджмент), самостоятельность, сотрудничество, толерантность, самоконтроль, способность к принятию нового.

Мониторинг  в ходе реализации проектов мы осуществляем  дважды на входе учащихся в проект и по окончанию проекта. Участникам проекта на первоначальном этапе предлагается самим оценить свои характеристики социальной компетентности в мягкой форме, то есть, какие качества свойственны им в большей или меньшей степени. Предлагается анкета,  состоящая из 15 вопросов, разделенных на 5 блоков по 3 вопроса. К каждому вопросу предлагается шкала с баллами от 1 до 10.

По окончании  проекта аспекты социальной компетентности измеряются не только как самооценка самих школьников, но и как оценка педагогами своих воспитанников. Учащийся получает ту же анкету, где он может изменить свой предыдущий ответ и поставить на школе отметку другим цветом, а также педагог ставит свой балл.  Такой подход позволил частично скорректировать последствия самооценки, которая, может быть и завышенной.

         При проведении оценивания деятельности  учащегося предоставляется исключительная  возможность оценки уровня сформированности  компетентности разрешения проблем,  поскольку обязательным условием  реализации  проектов в школе является решение учащимися собственных проблем средствами проекта.

         При оценке деятельности в  проекте можно выявить уровень  сформированности информационной  и коммуникативной компетентностей  по целому ряду оснований –  способов деятельности, владение которыми демонстрирует учащийся. Вместе с тем критерии оценки не касаются тех аспектов проявления указанных компетентностей, которые затратно оценивать через проект (например, умение вступать в коммуникацию, находить разрывы в коммуникации в рамках диалога и т.п.).

Первый блок анкеты социальной компетентности - способность к планированию, определению стратегии, направленность на самостоятельность действия.

Блок 1. Способность к планированию, определению стратегии, направленность на самостоятельность действия.

Оцениваются качества:

  • планирование собственной деятельности в ходе проекта;
  • способность учеников обучаться самостоятельно (на этапе решения задач в рамках проекта);
  • контроль за продвижением к выбранной цели.

Блок 2. Способность, направленность на конструктивное взаимодействие с другими людьми:

  • Умение слушать других людей;
  • Умение сотрудничать с другими людьми;
  • Понимание необходимости правил;
  • Обратная связь или понимание того, как мои действия воспринимаются другими людьми.

Блок 3. Способность быть терпимыми к другим людям, отказ от категоричности в оценках:

  • Терпимость  по отношению к другим людям;
  • Умения разрешать конфликтные ситуации;
  • Способность оценивать действия других людей на основе объективных критериев, а не только собственного мнения.

Блок 4. Самоконтроль как основа для успешной деятельности:

  • Ответственность за свои действия;
  • Уверенность в себе;
  • Контроль над собственными эмоциями;

Блок 5. Способность действовать в новых ситуациях:

  • Отсутствие страха перед новыми задачами, видами деятельности;
  • Способность эффективно решать возникающие проблемы;
  • Направленность на поиск новых путей достижения цели;
  • Оригинальность нестандартность мышления;

Школьники часто  дают завышенную оценку собственным аспектам социальной компетентности. Такая ситуация может быть вызвана следующими причинами: прежде всего непониманием сущности данных качеств, что, в частности, связано со стереотипным восприятием различных видов деятельности, например, умение слушать других людей рассматривается, скорее всего, как умение слышать произносимые слова, а не понимать глубину и вариативность их возможных значений.

Еще одной причиной может являться непонимание сложности  данных качеств, например, способность эффективно решать возникающие проблемы может включать в себя самые различные стратегии, из которых современные школьники часто используют избегание или уход от конфликта, проблемы, в меньшей степени применяются анализ ситуации и предложение конструктивного решения по ее устранению.

Многие аспекты, характеристики, описываемые нами, развиваются не только специально, целенаправленно в ходе проектов, а являются результатом, иногда косвенным, взаимодействия учитель - ученик.

     В  дальнейшем предполагается сформировать  систему критериев  и оценивать уровень сформированности ключевых компетентностей.

         Для каждого уровня разрабатываются показатели освоения того или иного аспекта компетентности на входе (качественное изменение по сравнению с предыдущим уровнем) и на выходе (увеличение доли самостоятельности учащегося или усложнение того способа деятельности, владение которым он должен продемонстрировать).

       Создаются оценочные бланки, которые позволят фиксировать уровень сформированности компетентностей учащегося по каждому аспекту. При этом предполагается, что по некоторым составляющим той или иной компетентности ученик может оказаться на более высоком или низком уровне, чем тот, который он демонстрирует в целом. Таким образом, оценочные бланки позволят отмечать продвижение ученика, основные пробелы и успехи в освоении того или иного способа деятельности, включая показатели предыдущего и последующего уровней по отношению к тому, на котором, предполагается, находится учащийся той или иной ступени обучения.

         Продукт, полученный учащимся, не является объектом оценки, поскольку его качество очень опосредованно указывает на уровень сформированности компетенции учащегося в целом (т.е. соорганизации внешних и внутренних ресурсов для разрешения проблемы).

         Вместе с тем факт получения  учащимся продукта является обязательным  для легализации оценки. Проводить  оценку на основании наблюдения  за работой в группе и консультациями необходимо с момента начала проекта, но другие объекты могут быть оценены лишь по завершении проекта, т.е. после получения продукта. Другими словами, получение продукта в рамках метода проектов является единственным свидетельством того, что проект состоялся, а значит, деятельность учащегося может быть оценена. 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. – Самара, 2003.
  2. Меренков А.В., Глушкова В.С. Школа в XXI веке. Екатеринбург, 2000.
  3. Елизарова Г.В. О природе социокультурной компетенции / Сб.Слово, предложение и текст как интерпретирующие системы. СПб.: Тригон, 1999.
  4. Веселкова Н.В., Прямикова Е.В. Социальная компетентность взросления. Екатеринбург. Изд-во Уральского гос. ун-та. 2005.
  5. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Материалы семинара / Под ред. А.В.Великановой. – Самара: Профи, 2001.
  6. Фишман И.С. Тесты внешней оценки уровня сформированности ключевых – компетентностей учащихся: Методическое пособие для руководителей и педагогов образовательных учреждений. – Самара: Изд-во ЦПО, 2005.
  7. Чуракова О.В. Ключевые компетенции как результат общего образования. Метод проектов в образовательном процессе. Дидактические материалы для обучения педагогов / Серия «Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии». Вып. №1. – Самара: Профи, 2002.



Информация о работе Подходы к организации мониторинга уровня сформированности социальной компетентности учащихся в ходе реализации социальных проектов