Поликультурное воспитание на уровне ФГТ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 22:09, доклад

Описание работы

Противоречия между возросшими требованиями к качеству дошкольного образования, введением в содержание образовательного процесса ДОУ федеральных государственных требований (ФГТ), задействованием потенциала этнокультуры в рамках регионального компонента, высокими требованиями к личности педагога как активного и творчески инициативного субъекта этнокультуры и отсутствием программно-методического обеспечения и методики становления этнокультурной образованности личности ребенка актуализировали данную проблему.

Файлы: 1 файл

Поликультурное воспитание на уровне ФГТ.docx

— 20.90 Кб (Скачать файл)

Поликультурное  воспитание на уровне ФГТ.

Противоречия  между возросшими требованиями к  качеству дошкольного образования, введением в содержание образовательного процесса ДОУ федеральных государственных  требований (ФГТ), задействованием потенциала этнокультуры в рамках регионального компонента, высокими требованиями к личности педагога как активного и творчески инициативного субъекта этнокультуры и отсутствием программно-методического обеспечения и методики становления этнокультурной образованности личности ребенка актуализировали данную проблему.

Противоречия  между возросшими требованиями к  качеству дошкольного образования, введением в содержание образовательного процесса ДОУ федеральных государственных  требований (ФГТ), задействованием потенциала этнокультуры в рамках регионального компонента, высокими требованиями к личности педагога как активного и творчески инициативного субъекта этнокультуры и отсутствием программно-методического обеспечения и методики становления этнокультурной образованности личности ребенка актуализировали данную проблему.

Поликультурное воспитание – это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и норм.

Цель воспитания - развитие нравственных качеств личности ребенка.

Основные задачи воспитания формирования духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, их родителям, соседям и другим людям).

Принципы воспитания

Принцип кулътуросообразности в воспитании согласно современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром предполагает преодоление имеющейся в дошкольных образовательных учреждениях замкнутости системы воспитательной работы, обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей, приобщение к культуре родного края.

Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям), бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклор, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников.

Принцип опоры  на эмоционально-чувственную сферу  ребенка требует создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

Наибольшую трудность  у воспитателей вызывает работа по знакомству дошкольников с историей родного города, его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг их знаний.

В младшей группе не стоит проводить занятия и давать детям каких-либо знания об истории города, лучше ограничиться наблюдениями с детьми за изменениями, происходящими на близлежащих улицах, беседами о том, где им приходилось бывать в городе, что они видели,,, что запомнили.

В средней группе уже можно провести   занятия по знакомству с главной достопримечательностью города, со страной.

Основная цель этих занятий  — вызвать у детей чувство  восхищения красотой любимого города, родной страны, подчеркнуть, что все вокруг создано руками людей, которые жили очень-очень давно, но народ помнит их имена и бережет то, что сделано руками древних мастеров.

В этой группе по-прежнему большая часть работы проходит вне занятий - это разговоры с детьми и чтение художественной литературы, и наблюдение, и целевые прогулки по близлежащим улицам.

Начиная со старшей группы можно знакомить детей с историей родного города: почему город возник именно на этом месте, объяснить название города, самых древних улиц, рассказать об основателе(ях) города, показать репродукцию памятника им(у) или если это возможно, устроить к нему экскурсию. Одно из занятий можно посвятить знакомству с гербом родного города. Но сначала обязательно расскажите детям о том, что такое герб, когда и где впервые возникли первые гербы, что на них изображалось.

Работу по знакомству дошкольников с достопримечательностями родного города желательно проводить в определенной последовательности, чтобы в ней были логика и постепенное усложнение.

Н. В. Алешина предлагает следующий алгоритм по ознакомлению дошкольников:

    • История возникновения города: место нахождения, показать, что 
      люди селились там, где для жизни были благоприятные условия - 
      вода, лес, плодородная земля; объяснить, откуда пошло название 
      города, назвать имя или имена тех, кто город основал.
    • История названия улиц города.  Особенно  подробно  следует 
      рассказать о названии близлежащих улиц, на которых живут дети 
      и находиться детский сад. Обратить внимание детей на то, что в 
      названиях отдельных улиц нашла отражение история города и 
      страны.
    • Здания города: начните с того, что в городе много разных по 
      назначению   зданий   -   жилые   дома,   детские   сады,   школы, 
      магазины, театры. Рассмотрите наиболее красивые здания города 
      — это может быть театр, вокзал и т.п. Следует рассказать детям об 
      особых зданиях - храмах,  церквах,  так как  во  всех древних 
      городах   России   -   это   исторические   памятники,   памятники

искусства. Рассматривая. с детьми храмы, воспитатель указывает на их отличие от других зданий, обращая особо внимание детей на купола соборов. Обязательно покажите детям и самые древние здания родного города, расскажите историю их создания.

  • Они   прославили   свой   город,   они   прославили   свою   страну: 
    расскажите детям о людях, прославивших не только их родной 
    город, но и всю страну, о том, как увековечена память о них. 
    Можно сходить на экскурсию к памятнику, бюсту этим людям или 
    показать их фотографии. Желательно, чтобы в группе в книжном 
    уголке  были  фотографии  (портреты)  прославленных  людей,  а 
    также домов, где они жили. Если это художник, то рассмотреть с 
    детьми репродукции его картин и т.д.
  • Места отдыха жителей города: воспитатель начинает рассказ с 
    того, что жители города работают на разных предприятиях, но в 
    выходные дни они отдыхают. И в городе много мест, где это 
    можно сделать. Сначала он предлагает детям самим назвать эти 
    места   (парки,    стадионы,    театры   и   т.д.).    Особенно    важно 
    остановиться  на знакомстве детей  с  музеями  города.  Прежде 
    всего, необходимо рассказать детям о том, что такое музей, для 
    чего люди создавали музеи, какие бывают музеи. И только после 
    этого можно рассказать о музеях родного города - краеведческом, 
    художественном, литературном музеях, картинной галереи и т.п.

Знакомя детей с родным городом, необходимо помнить, что история города неотделима от истории страны. Поэтому несколько занятий, начиная со средней группы, следует посвятить истории России. Самым сложным в работе по знакомству с родным городом является составление рассказов для дошкольников, так как в методической литературе таких рассказов очень мало. Иногда такие рассказы бывают очень сложными для детей. Поэтому, составляя рассказ об истории страны, необходимо помнить следующее:

  • Рассказ     обязательно     должен     сопровождаться     наглядным 
    материалом. Это могут быть фотографии, репродукции, слайды, 
    простейшие схемы, рисунки мелом на доске и т.д.;
  • Рассказ   воспитателя   должен   быть   не   чистым   монологом,   а 
    диалогом, то есть в процессе рассказа необходимо обращаться к 
    детям с теми или иными вопросами, чтобы активизировать их 
    внимание,   вызвать   интерес,   любопытство,   стремление   что-то 
    узнать самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому;

Воспитателю желательно не употреблять даты, потому что детям 
они ничего не дают, а восприятие материала затрудняет. Лучше 
использовать такие выражения: «Это было очень давно, когда 
ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вы», или «Это было очень-очень-очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек еще не было на свете». Этого достаточно, чтобы дети поняли, что рассказанные события происходили давно.

  • Язык    рассказа    должен    быть    простым.    Если    встречаются 
    незнакомые    слова,    например:    князь,    старейшина,    то    их 
    необходимо объяснить. Не стоит перегружать рассказ сложными 
    грамматическими конструкциями, лучше, если предложения будут 
    простыми, короткими.
  • Рассказывая   о   каком-либо   здании,   храме,   не   надо   подробно 
    рассматривать      его      архитектуру,      используя      специальную 
    терминологию.

Занятия проводятся приблизительно раз в месяц в цикле познавательных занятий, параллельно ведется работа вне специально организованного обучения: экскурсии, целевые прогулки, рассматривание альбомов, книг, проспектов и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование  поликультурного воспитания у детей  дошкольного возраста

 

 

 


Информация о работе Поликультурное воспитание на уровне ФГТ