Понятие и сущность процесса обучения, его задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 15:44, доклад

Описание работы

Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Эффективность учения предполагает также взаимодействие с учениками и организацию как совместной, так и самостоятельной деятельности.

Файлы: 1 файл

Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно.docx

— 24.64 Кб (Скачать файл)

Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации  и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению  научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения  и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

В определении обучения, даваемом современной педагогикой, подчеркивается взаимодействие учителя  и учащегося. Признавая важность и значимость современных тенденций  и в понимании сущности процесса обучения, надо все же подчеркнуть  руководящую и направляющую деятельность учителя, который и при самой  высокой активности и самостоятельности  учащихся всегда выступает организатором  их познавательной деятельности. В  его функции входит также планирование, стимулирование, контроль, анализ результатов  и учебного труда.

Научная теория процесса обучения включает в себя разработку таких  приемов и способов организации  познавательной деятельности учащихся, которые обеспечивают эффективное  усвоение ими знаний, выработку умений и навыков и формирование способностей.

Дидактика — это отрасль  педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ  организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также  на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения.

Выделяют общую и частную (предметную методику обучения) дидактику. Так сформировались методики обучения для отдельных учебных дисциплин (методика обучения математике, обучения физике, обучения иностранному языку).

Обучение, преподавание, учение — основные категории дидактики.

Обучение — это способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным путем  получения систематического образования. В основе любого вида или типа обучения заложена система: преподавание и учение.

Преподавание - это деятельность учителя по:

  • передаче информации;
  • организации учебно-познавательной деятельности учащихся;
  • оказанию помощи при затруднении в процессе учения;
  • стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;
  • оценке учебных достижений учащихся.

Целью преподавания является организация эффективного учения каждого  ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Эффективность учения предполагает также взаимодействие с учениками и организацию как совместной, так и самостоятельной деятельности.

Учение — это деятельность ученика по:

  • освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков;
  • самостимулированию к поиску, решению учебных заданий, самооценке достижений;
  • осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащегося.

Учебная деятельность включает в себя:

  • овладение системами знаний и оперирование ими;
  • овладение системами обобщенных и более частных действий, приемов (способов) учебной работы, путями их переноса и нахождения — умениями и навыками;
  • развитие мотивов учения, становление мотивации и смысла последнего;
  • овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.).

Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критериями. В качестве внутренних критериев  используют успешность обучения и академическую  успеваемость, а также качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обучаемости.

Академическая успеваемость обучающегося определяется как степень  совпадения реальных и запланированных  результатов учебной деятельности. Академическая успеваемость находит  отражение в балльной оценке. Успешность обучения это также эффективность  руководства учебным процессом, обеспечивающего высокие результаты при минимальных затратах.

Обучаемость — это приобретенная  учащимся (под влиянием обучения и  воспитания) внутренняя готовность к  различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения. То есть общая  способность к усвоению знаний. Важнейшим  показателем обучаемости является то количество дозированной помощи, которая  необходима учащемуся для достижения заданного результата. Обученность  — это тезаурус, или запас усвоенных  понятий и способов деятельности. То есть система знаний, умений и  навыков, соответствующая норме (заданному  в образовательном стандарте  ожидаемому результату).

Процесс усвоения знаний осуществляется поэтапно в соответствии со следующими уровнями:

  • различения или узнавания предмета (явления, события, факта);
  • запоминания и воспроизведения предмета, понимания, применения знаний на практике и переноса знаний в новые ситуации.

Качество знаний оценивают  по таким показателям, как их полнота, системность, глубина, действенность, прочность.

Одним из основных показателей  перспектив развития учащегося является способность ученика к самостоятельному решению учебных задач (близких  по принципу решения в сотрудничестве и с помощью учителя).

В качестве внешних критериев  эффективности процесса обучения принимают:

  • степень адаптации выпускника к социальной жизни и профессиональной деятельности;
  • темпы роста процесса самообразования как пролонгированный эффект обучения;
  • уровень образованности или профессионального мастерства;
  • готовность повысить образование.

В практике обучения сложилось  единство логик учебного процесса: индуктивно-аналитической и дедуктивно-синтетической. Первая ориентирует на наблюдение, живое созерцание и восприятие реальной действительности и лишь затем на абстрактное мышление, обобщение, систематизацию учебного материала. Второй вариант  ориентирует на введение учителем научных  понятий, принципов, законов и закономерностей, а затем на их практическую конкретизацию.

Есть большая доля истины в том, когда иной раз говорят: голова даже самого способного человека мало чего стоит без хорошего образования. Но чтобы обеспечить человеку такое  образование, нужно хорошо обучать  его, правильно осуществлять этот сложнейший педагогический процесс. Важнейшая  задача – добиваться от учащихся глубокого и прочного усвоения знаний, вырабатывать умения и навыки применять их на практике, формировать научное мировоззрение и нравственно-эстетическую культуру. Иначе говоря, нужно так организовать учебный процесс, чтобы учащиеся хорошо овладевали изучаемым материалом, т.е. содержанием образования. Все это требует осмысления учителями теоретических основ обучения и выработки методических умений и навыков.

В процессе обучения имеет место тесное взаимодействие педагога и учащихся, все же основу и суть этого взаимодействия составляет организация учебно-познавательной деятельности последних, ее активизация и стимулирование, о чем в приведенном определении не говорится. А ведь это весьма существенно. Кому, например, неизвестно, что иной раз педагог при объяснении нового материала часто делает замечания отдельным учащимся, но, не возбудив интереса к уроку, не вызывает у них стремления к овладению знаниями. Как видим, взаимодействие есть, а стремления к овладению знаниями нет. В этом случае обучение, естественно, не происходит.

Нельзя не учитывать и  такую деталь. Взаимодействие, как  правило, предполагает непосредственные контакты между педагогом и учащимися. В процессе же обучения такие контакты имеют место не всегда. Так, важной частью обучения является выполнение школьниками домашних заданий, однако вряд ли здесь можно говорить об их взаимодействии с учителем. Все  это показывает, что сущностную характеристику обучения составляет не столько взаимодействие учителя и учащихся (хотя оно имеет  место), сколько умелая организация  и стимулирование учебно-познавательной деятельности последних, в каких бы формах она ни протекала.

В таком случае более правильным будет считать, что обучение есть целенаправленный педагогический процесс  организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

Из этого определения  следует, что если педагогу не удается  возбудить активность учащихся в  овладении знаниями, если в той  или иной мере он не стимулирует  их учение, никакого обучения не происходит, а учащийся может лишь формально отсиживать на занятиях.

Приведенное определение  позволяет четко выделить те задачи, которые необходимо решать в процессе обучения.

Важнейшими из них являются следующие:

  • стимулирование учебно-познавательной активности обучающихся;
  • организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями и навыками;
  • развитие мышления, памяти, творческих способностей и дарований;
  • выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;
  • совершенствование учебных умений и навыков.

 Поскольку обучение  направлено на овладение учащимися  знаниями, умениями и навыками, а  также на развитие их мыслительных  и творческих способностей, необходимо  обратиться к раскрытию этих  понятий. 

В тесной связи со знаниями выступают умения и навыки. Умение – это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых  знаний на практике. Например, умение решать задачи по математике связано с владением  такими приемами, как анализ условия  задачи, сопоставление этого условия  с усвоенными знаниями, мысленное  нахождение способов решения задачи на основе тех или иных элементов  этих знаний, практические действия по решению задачи и, наконец, проверка правильности полученного результата. В этом случае навык рассматривается  как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства. Например, беглое чтение школьника может рассматриваться как навык, составляющий важный элемент умения осмысленного чтения.

Под способностями принято  понимать такие развивающиеся в  процессе обучения психические свойства личности, которые, с одной стороны, выступают как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой – обусловливают  высокую степень умелости и успешности этой деятельности. Способности –  это условие успеха личности в  той или иной области труда  или познавательной деятельности.

Способности подразделяются на общие и специальные.

К общим способностям, помогающим добиваться успехов в учении, относятся  такие индивидуально-психологические  особенности детей, как трудолюбие, настойчивость, целенаправленность. Скажем, лентяй, который не хочет как следует  работать, вряд ли достигнет больших  успехов в овладении знаниями. К общим способностям относятся  также внимательность, умение поддерживать произвольную память, сообразительность, упорство в преодолении трудностей и т.д.

Специальные же способности  проявляются только в отдельных  видах деятельности и основаны на природных задатках, которые также  развиваются в процессе обучения. Есть, например, учащиеся, которые имеют  хорошие музыкальные задатки, особую сообразительность в математике, склонность к литературному творчеству или изобразительному искусству. Хотя общие и специальные способности  имеют свою специфику, развиваются  они в тесной взаимосвязи и  единстве. Такие психологические  способности ученика, как трудолюбие, настойчивость в работе, произвольное внимание, содействуют развитию памяти и помогают успешнее заниматься по всем предметам.

  Признаки процесса  обучения:

    • Двусторонний характер (Учение - процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные. Преподавание - упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний учащимися).
    • Совместная деятельность учителей и учащихся.
    • Руководство со стороны учителя.
    • Специальная планомерная организация и управление.
    • Целостность и единство.
    • Соответствие закономерностям возрастного развития учащихся.
    • Управление развитием и воспитанием учащихся.

  Функции процесса  обучения:

  • Образовательная - составляет процесс овладения знаниями и формирования учебных умений и навыков.
  • Воспитательная - состоит в том, что учебная деятельность воспитывает ученика, у него формируются нравственные качества, взгляды, убеждения и другие качества и свойства личности.
  • Развивающая - состоит в формировании и развитии психических процессов, свойств и качеств личности. Учение должно постоянно повышать общий уровень развития учащихся.

 

 

Информация о работе Понятие и сущность процесса обучения, его задачи