Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 15:44, доклад
Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Эффективность учения предполагает также взаимодействие с учениками и организацию как совместной, так и самостоятельной деятельности.
Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.
В определении обучения, даваемом современной педагогикой, подчеркивается взаимодействие учителя и учащегося. Признавая важность и значимость современных тенденций и в понимании сущности процесса обучения, надо все же подчеркнуть руководящую и направляющую деятельность учителя, который и при самой высокой активности и самостоятельности учащихся всегда выступает организатором их познавательной деятельности. В его функции входит также планирование, стимулирование, контроль, анализ результатов и учебного труда.
Научная теория процесса обучения включает в себя разработку таких приемов и способов организации познавательной деятельности учащихся, которые обеспечивают эффективное усвоение ими знаний, выработку умений и навыков и формирование способностей.
Дидактика — это отрасль
педагогики, направленная на изучение
и раскрытие теоретических
Выделяют общую и частную
(предметную методику обучения) дидактику.
Так сформировались методики обучения
для отдельных учебных
Обучение, преподавание, учение — основные категории дидактики.
Обучение — это способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным путем получения систематического образования. В основе любого вида или типа обучения заложена система: преподавание и учение.
Преподавание - это деятельность учителя по:
Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Эффективность учения предполагает также взаимодействие с учениками и организацию как совместной, так и самостоятельной деятельности.
Учение — это деятельность ученика по:
Учебная деятельность включает в себя:
Эффективность обучения определяется
внутренними и внешними критериями.
В качестве внутренних критериев
используют успешность обучения и академическую
успеваемость, а также качество знаний
и степень наработанности умений
и навыков, уровень развития обучающегося,
уровень обученности и
Академическая успеваемость
обучающегося определяется как степень
совпадения реальных и запланированных
результатов учебной
Обучаемость — это приобретенная
учащимся (под влиянием обучения и
воспитания) внутренняя готовность к
различным психологическим
Процесс усвоения знаний осуществляется поэтапно в соответствии со следующими уровнями:
Качество знаний оценивают по таким показателям, как их полнота, системность, глубина, действенность, прочность.
Одним из основных показателей
перспектив развития учащегося является
способность ученика к
В качестве внешних критериев эффективности процесса обучения принимают:
В практике обучения сложилось
единство логик учебного процесса:
индуктивно-аналитической и
Есть большая доля истины в том, когда иной раз говорят: голова даже самого способного человека мало чего стоит без хорошего образования. Но чтобы обеспечить человеку такое образование, нужно хорошо обучать его, правильно осуществлять этот сложнейший педагогический процесс. Важнейшая задача – добиваться от учащихся глубокого и прочного усвоения знаний, вырабатывать умения и навыки применять их на практике, формировать научное мировоззрение и нравственно-эстетическую культуру. Иначе говоря, нужно так организовать учебный процесс, чтобы учащиеся хорошо овладевали изучаемым материалом, т.е. содержанием образования. Все это требует осмысления учителями теоретических основ обучения и выработки методических умений и навыков.
В процессе обучения имеет место тесное взаимодействие педагога и учащихся, все же основу и суть этого взаимодействия составляет организация учебно-познавательной деятельности последних, ее активизация и стимулирование, о чем в приведенном определении не говорится. А ведь это весьма существенно. Кому, например, неизвестно, что иной раз педагог при объяснении нового материала часто делает замечания отдельным учащимся, но, не возбудив интереса к уроку, не вызывает у них стремления к овладению знаниями. Как видим, взаимодействие есть, а стремления к овладению знаниями нет. В этом случае обучение, естественно, не происходит.
Нельзя не учитывать и такую деталь. Взаимодействие, как правило, предполагает непосредственные контакты между педагогом и учащимися. В процессе же обучения такие контакты имеют место не всегда. Так, важной частью обучения является выполнение школьниками домашних заданий, однако вряд ли здесь можно говорить об их взаимодействии с учителем. Все это показывает, что сущностную характеристику обучения составляет не столько взаимодействие учителя и учащихся (хотя оно имеет место), сколько умелая организация и стимулирование учебно-познавательной деятельности последних, в каких бы формах она ни протекала.
В таком случае более правильным
будет считать, что обучение есть
целенаправленный педагогический процесс
организации и стимулирования активной
учебно-познавательной деятельности учащихся
по овладению научными знаниями, умениями
и навыками, развитию творческих способностей,
мировоззрения и нравственно-
Из этого определения следует, что если педагогу не удается возбудить активность учащихся в овладении знаниями, если в той или иной мере он не стимулирует их учение, никакого обучения не происходит, а учащийся может лишь формально отсиживать на занятиях.
Приведенное определение позволяет четко выделить те задачи, которые необходимо решать в процессе обучения.
Важнейшими из них являются следующие:
Поскольку обучение
направлено на овладение
В тесной связи со знаниями выступают умения и навыки. Умение – это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике. Например, умение решать задачи по математике связано с владением такими приемами, как анализ условия задачи, сопоставление этого условия с усвоенными знаниями, мысленное нахождение способов решения задачи на основе тех или иных элементов этих знаний, практические действия по решению задачи и, наконец, проверка правильности полученного результата. В этом случае навык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства. Например, беглое чтение школьника может рассматриваться как навык, составляющий важный элемент умения осмысленного чтения.
Под способностями принято понимать такие развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые, с одной стороны, выступают как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой – обусловливают высокую степень умелости и успешности этой деятельности. Способности – это условие успеха личности в той или иной области труда или познавательной деятельности.
Способности подразделяются на общие и специальные.
К общим способностям, помогающим
добиваться успехов в учении, относятся
такие индивидуально-
Специальные же способности
проявляются только в отдельных
видах деятельности и основаны на
природных задатках, которые также
развиваются в процессе обучения.
Есть, например, учащиеся, которые имеют
хорошие музыкальные задатки, особую
сообразительность в
Признаки процесса обучения:
Функции процесса обучения:
Информация о работе Понятие и сущность процесса обучения, его задачи