Понятие эстетического воспитания ребёнка и роль эстетического воспитания в образовательном процессе школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 14:53, реферат

Описание работы

Именно в дошкольном возрасте закладываются все основы всего будущего развития человека как личности. Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Содержание работы

Введение

Определение эстетического воспитания

Роль эстетического воспитания

Заключение

Список литературы.

Файлы: 1 файл

реферат Педагогика.docx

— 24.46 Кб (Скачать файл)

 

 

 

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по Педагогике

на тему «Понятие эстетического  воспитания  ребёнка и  роль эстетического  воспитания  в образовательном процессе школы»

 

 

 

 

Выполнила студентка

группы СО 2.1

Безкоровайная А. И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

 

Определение эстетического  воспитания

 

Роль эстетического воспитания

 

Заключение

 

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В условиях современного развития, появления новых технологий, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребёнка.

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и  практики художественно-эстетического  воспитания как важнейшему средству формирования отношения к миру, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Именно в дошкольном возрасте закладываются все основы всего  будущего развития человека как личности. Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного  вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства  прекрасного.

На сегодняшний день проблема гармонического развития ребёнка как основа формирования будущей личности имеет всеохватывающий характер. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимает вопрос эстетического воспитания.

Последние два десятилетия  психологи и педагоги активно  ищут выход из ситуации, проводя  исследования с целью поиска новых  методологических подходов к проблеме становления индивида как личности и творческой индивидуальности в  современных условиях.

 

Определение эстетического  воспитания.

 

Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический  процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать её. Начинается оно с первых лет жизни детей. 
Эстетическое воспитание — понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания. 
В свою очередь, эстетическое воспитание является частью всестороннего воспитания детей. Особенно тесна его связь с нравственным воспитанием. 
Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии. 
В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса. 
Ребёнок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Всё это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного. 
Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей — их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры. 
Красота воспринимается ребёнком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему. 
Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным. 
Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на неё к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок.

Это работа кропотливая, требующая  от педагога умения систематически, ненавязчиво  пронизывать жизнь ребёнка красотой, всячески облагораживать его окружение.

Дефицит добра и милосердия, духовности и культуры, неразвитость эстетических чувств современных школьников говорит о том, что самого пристального внимания людей заслуживают вопросы  и проблемы эстетического развития и воспитания.

Решающая роль в этом принадлежит  новому педагогическому мышлению, высокоразвитому  эстетическому сознанию учителя, его  педагогической культуре. Необходимость  осознания роли эстетического воспитания в педагогическом процессе образовательной  школы говорит о том, что пора расширить границы искусства  в школе: от искусства двигаться, петь, рисовать, лепить - к искусству мыслить, чувствовать, жить.

Необходимость совершенствования  эстетического воспитания в общеобразовательной  школе обусловлена тем, что именно школа раскрывает человеческую культуру во всем многообразии, формирует свое особое мироощущение, закладывает основы нравственности и духовности, воспитывает  творческое отношение к жизни, труду.

В педагогическом процессе заложены богатые потенциальные  возможности соединения всех факторов и средств эстетического воспитания в единой системе, целостности, комплексности  и непрерывности, так как нигде  кроме школы нет столь длительного  времени для того, чтобы «передать  каждому сегодняшнему ребенку наследство высокой духовной культуры родного  народа и сделать его посредником  культуры всего человечества», - замечает Б.М.Неменски.

 

Роль эстетического воспитания.

 

В настоящее время открывается  широкий простор для теоретических  и практических поисков и дальнейшего  совершенствования учебно-воспитательного  процесса, одной из важных сторон которого является эстетическое воспитание.

На уроках учителя и  прежде использовали самые разнообразные  материалы для творческого развития детей. Однако трудовое обучение в школе  утратило свой потенциал, перестало  быть действенным орудием воспитания личности. Причины сложившегося положения  кроются во множестве проблем  эстетического воспитания в школе. Это недостатки существующих программ трудового обучения, недостаточная  разработка методик, низкий уровень  подготовки учителей, слабая оснащенность учебного процесса. Эти проблемы требуют  скорейшего решения, так как эстетическое воспитание играет огромную роль для  формирования личности школьника.

Какие же задачи ставит перед  собой эстетическое воспитание? Глобальная цель - это формирование творческого  отношения человека к действительности, так как сама суть эстетического - в творчестве и сотворчестве при  восприятии эстетических явлений. Среди  более конкретных задач одна из важнейших - формирование эстетической потребности, которую можно определить как потребность человека в красоте и деятельности по законам красоты. Надо обращать внимание на два важных компонента: широту эстетической потребности, то есть способность личности эстетически относиться к возможно большему кругу явлений действительности и качество эстетической потребности, которое выявляется на уровне художественного вкуса и идеала на уроках трудового обучения. Значение эстетического воспитания в становлении личности огромно. Эстетическое воспитание средствами трудового обучения - это лишь подсистема реализации принципов целостной системы. В своей работе мы рассмотрим педагогические условия эстетического воспитания на уроках технологии.

Недостаточная степень исследования проблемы эстетического воспитания, перемены в стратегии образования  и воспитания, значение личности в  определении своего места и статуса, обращение к общечеловеческим ценностям  и приоритетам обусловили тему нашего исследования: «Педагогические условия  эстетического воспитания на уроках технологии в общеобразовательной  школе».

идеи эстетического воспитания в русской педагогике прошли длительный путь становления и развития, вступив в XX век обогащенными и содержательно разработанными. Общим итогом становления эстетического воспитания в России до XX века, можно считать выделение его в самостоятельную область воспитания, определение содержания и путей его осуществления в соответствии с уровнем общественного развития, состоянием эстетической и педагогической теории. Отмечается необходимость расширения участия в образовании пения, музыки, живописи, а также соединения изучения эстетических предметов с воспитанием художественного вкуса, знанием искусства.

Опыт русской эстетической и педагогической мысли составляет основу для развития отечественной  педагогической науки. Достижением  отечественной педагогики в советский  период истории страны явилось создание системы эстетического воспитания на базе государственной системы  образования и воспитания, которая  включало дошкольное воспитание, обучение и воспитание в школе, техникуме, вузе, внешкольных учебных заведениях. Так был обеспечен целенаправленный систематический, основанный на преемственности  всех звеньев системы образования  процесс эстетического воспитания и образования.

Заключение

Развитие в детях прекрасного  крайне важно для развития их самих  как личности. Воспитание – это социокультурный феномен, который связан с определённым уровнем экономического, политического, художественно-эстетического развития личности.

Художественно-эстетическое воспитание – одна из важнейших  сторон многогранного процесса становления  личности, эстетическое осознание прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творчески создавать продукты ручного творчества.

Дошкольный возраст –  важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для  формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают  позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.

Азы художественно-эстетического  воспитания закладываются при участии  взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление  долгие годы, поэтому родителям и  воспитателям надо постараться создать  такую атмосферу, чтобы у ребенка  быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественный вкус, творческие умения.

Перед педагогами, воспитателями  стоят актуальные задачи совершенствования  форм учебной и внеучебной деятельности школьников, направленных на формирование культуры отношений к природе в соответствии с требованиями нашего общества. Целостное, всестороннее развитие личности школьника на всех возрастных этапах включает, в частности, формирование гармоничных взаимоотношений с окружающей средой, правильных ценностных ориентаций по отношению к природе, а также высокой активности в поведении, общественно полезном труде, творчестве. Всё это имеет важное общественное значение как в будущей профессиональной деятельности выпускников школы.

Таким образом, эстетическое воспитание развивает ребёнка, делает его лучше. Ребёнок получает знания о мире, о его законах. Приобщение ребёнка к культуре носит воспитательный характер: развивает творческие способности, формирует художественный вкус, приобщает подрастающее поколение к эстетическим взглядам.

 

 

 

 

Список литературы.

 

  1. Божович Л.М. личность и её формирование в детском возрасте. – М.: 1963 г.
  2. Гавриловец К.В., Каземирская И.И. "Нравственно-эстетическое воспитание школьников". – Минск, 1988
  3. Гончаров И.Ф., "Искусство в эстетическом воспитании" электронное издание
  4. Дубровская Е. А., Козлова С. А. эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста.
  5. Лихачёв Б.Т. Методологические основы педагогики. – Самара.: Бахрат, 1998 г.

Информация о работе Понятие эстетического воспитания ребёнка и роль эстетического воспитания в образовательном процессе школы