Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 14:09, реферат
В современной дидактике организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяют на фронтальные, групповые и индивидуальные (И.М. Чередов).
При фронтальном обучении учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Он организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп работы. Педагогическая эффективность фронтальной работы во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения весь класс и при этом не упускать из виду работу каждого ученика. Ее результативность повышается, если учителю удается создать атмосферу творческой коллективной работы, поддерживать внимание и активность школьников.
Понятие о формах обучения. Фронтальные, групповые, парные, индивидуальные формы обучения.
В современной дидактике
организационные формы
При фронтальном
обучении учитель управляет учебно-
При групповых формах
обучения учитель управляет учебно-
Индивидуальное
обучение учащихся не предполагает их
непосредственного контакта с другими
учениками. По своей сущности оно
есть не что иное, как самостоятельное
выполнение одинаковых для всего
класса или группы заданий. Однако если
ученик выполняет самостоятельное
задание, данное учителем с учетом учебных
возможностей, то такую организационную
форму обучения называют индивидуализированной.
С этой целью могут применяться
специально разработанные карточки.
В том случае, если учитель уделяет
внимание нескольким ученикам на уроке
в то время, когда другие работают
самостоятельно, то такую форму обучения
называют индивидуализированно-
В современной
На этот факт обращают внимание М.Д. Виноградова и И.Б. Первин. Они отмечают, что не всякая работа, которая формально протекает в коллективе, является по сути коллективной. По своему характеру она может быть сугубо индивидуальной [1].
Коллективная работа, по утверждению X.Й. Лийметса, возникает только на базе дифференцированной групповой работы. При этом она приобретает следующие признаки:
· класс осознает коллективную ответственность за данное учителем задание и получает за его выполнение соответствующую социальную оценку;
· организация выполнения задания осуществляется самим классом и отдельными группами под руководством учителя;
· действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности;
· есть взаимный контроль и ответственность каждого перед классом и группой.
В.К. Дьяченко, активный сторонник коллективного обучения, подчеркивает, что при общеклассной (фронтальной) работе почти исключается сотрудничество и товарищеская взаимопомощь, распределение обязанностей и функций. Все ученики делают одно и то же, они не привлекаются к управлению, так как руководит учебным процессом только один учитель. Коллективное обучение, по его мнению, это такое обучение, при котором коллектив обучает и воспитывает каждого своего члена и каждый член активно участвует в обучении и воспитании своих товарищей по совместной учебной работе.
Коллективная форма организации учебной работы - это также общение обучающих и обучаемых в динамических парах или парах сменного состава [2].
______________________________
1 См.: Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. - М., 1977.
2 См.: Дьяченко В.К. Коллективная структура учебного процесса и ее развитие. - М., 1989.
Коллективный способ
обучения (КСО) не нов, он применялся в
20 -30-е гг. в ходе ликвидации неграмотности.
Его преимущества бесспорны, но широкое
распространение КСО
Все многообразие организационных
форм обучения с точки зрения решения
ими целей образования и
Урок как основная
форма обучения. С позиций целостности
образовательного процесса основной организационной
формой обучения является урок. В нем
отражаются преимущества классно-урочной
системы обучения, которая при
массовости охвата учащихся обеспечивает
организационную четкость и непрерывность
учебной работы. Она экономически
выгодна, особенно по сравнению с
индивидуальным обучением. Знание учителем
индивидуальных особенностей учащихся
и учащимися друг друга позволяет
с большим эффектом использовать
стимулирующее влияние
Урок - это такая
организационная форма
В данном определении
можно выделить специфические признаки,
отличающие урок от других организационных
форм обучения: постоянная группа учащихся,
руководство деятельностью
Каждый урок складывается
из определенных элементов (звеньев, этапов),
которые характеризуются
Общепринятой классификации уроков в современной дидактике нет. Это объясняется целым рядом обстоятельств, но прежде всего сложностью и многосторонностью процесса взаимодействия учителя и учащихся, протекающего на уроке. Наиболее разработанной и используемой на практике является классификация, предложенная Б.П. Есиповым. Ее основание составляет ведущая дидактическая цель и место урока в системе уроков и других форм организации обучения. Он выделяет:
· комбинированные, или смешанные, уроки;
· уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом, имеющие целью ознакомление учащихся с фактами, конкретными явлениями или осмысление и усвоение обобщений;
· уроки закрепления и повторения знаний;
· уроки, имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного;
· уроки выработки и закрепления умений и навыков;
· уроки проверки знаний и разбора проверочных работ.
Типы уроков, простые по своему строению, т.е. имеющие одну доминирующую дидактическую цель, более всего применимы в средних и старших классах. В начальных классах, учитывая возраст учащихся, приходится комбинировать различные виды учебной работы, сочетать сообщение новых знаний с первичным закреплением, повторением ранее изученного. Даже контрольные уроки здесь довольно часто включают в себя другие виды работы: устное сообщение материала, чтение интересного рассказа и др. Именно этот тип урока называется комбинированным (смешанным), или структурно сложным, уроком. Примерная структура комбинированного урока: проверка домашней работы и опрос учащихся; изучение нового материала; первичная проверка усвоения; закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений; повторение ранее изученного в виде беседы; проверка и оценка знаний учащихся; задание на дом.
Под уроком ознакомления
учащихся с новым материалом, или
сообщения (изучения) новых знаний,
понимается такой урок, содержанием
которого является новый, неизвестный
учащимся материал, включающий в себя
относительно широкий круг вопросов
и требующий значительного
На уроках закрепления
знаний основным содержанием учебной
работы является вторичное осмысление
ранее усвоенных знаний с целью
их прочного усвоения. Учащиеся в одних
случаях осмысливают и
С уроками закрепления
знаний тесно связаны уроки выработки
и закрепления умений и навыков.
Этот процесс осуществляется на нескольких
специальных уроках, а затем продолжается
в виде упражнений и на других уроках
при изучении новых тем. От урока
к уроку материал усложняется. При
этом если в начале работы упражнения
выполняются детьми с большой
помощью учителя и с
Обобщающими уроками (обобщения и систематизации знаний) являются такие, на которых систематизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях учащихся и раскрываются важнейшие идеи изучаемого курса. Обобщающие уроки проводятся в конце изучения отдельных тем, разделов и учебных курсов в целом. Их обязательными элементами являются вступление и заключение учителя. Само повторение и обобщение может проводиться в форме рассказа, кратких сообщений, чтения отдельных мест из учебника или беседы учителя с учащимися.
Уроки проверки (контрольные)
позволяют учителю выявить
Обязательными элементами всех охарактеризованных выше уроков являются организационный этап и подведение итогов урока.
Организационный этап предполагает постановку целей и обеспечение условий для их принятия учащимися, создание рабочей обстановки, актуализацию мотивов учебной деятельности и формирование установок на восприятие, осмысление, запоминание материала. На этапе подведения итогов урока фиксируется достижение целей, определяется мера участия в их достижении всех учащихся и каждого в отдельности, делается оценка их работы и определяются ее перспективы.
Урок как организационная
форма обучения - явление динамическое.
Он постоянно развивается, отражая
основные тенденции развития педагогического
процесса в направлении его целостности.
Прежде всего это выражается в оптимальной
реализации триединой функции обучения
- образовательно-воспитательно-