Понятие о формах обучения. Фронтальные, групповые, парные, индивидуальные формы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 14:09, реферат

Описание работы

В современной дидактике организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяют на фронтальные, групповые и индивидуальные (И.М. Чередов).
При фронтальном обучении учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Он организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп работы. Педагогическая эффективность фронтальной работы во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения весь класс и при этом не упускать из виду работу каждого ученика. Ее результативность повышается, если учителю удается создать атмосферу творческой коллективной работы, поддерживать внимание и активность школьников.

Файлы: 1 файл

реферат педагогика.docx

— 31.32 Кб (Скачать файл)

Понятие о формах  обучения. Фронтальные, групповые, парные, индивидуальные формы обучения.

В современной дидактике  организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяют на фронтальные, групповые и индивидуальные (И.М. Чередов).

При фронтальном  обучении учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего  над единой задачей. Он организует сотрудничество учащихся и определяет единый для  всех темп работы. Педагогическая эффективность  фронтальной работы во многом зависит  от умения учителя держать в поле зрения весь класс и при этом не упускать из виду работу каждого ученика. Ее результативность повышается, если учителю удается создать атмосферу  творческой коллективной работы, поддерживать внимание и активность школьников. Однако фронтальная работа не рассчитана на учет их индивидуальных различий. Она  ориентирована на среднего ученика, поэтому отдельные учащиеся отстают  от заданного темпа работы, а другие - изнывают от скуки.

При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые. Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся. Кооперированно-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания. Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. К групповым относят также парную работу учащихся. Деятельностью учебных групп учитель руководит как непосредственно, так и опосредованно через своих помощников - звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся.

Индивидуальное  обучение учащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими  учениками. По своей сущности оно  есть не что иное, как самостоятельное  выполнение одинаковых для всего  класса или группы заданий. Однако если ученик выполняет самостоятельное  задание, данное учителем с учетом учебных  возможностей, то такую организационную  форму обучения называют индивидуализированной. С этой целью могут применяться  специально разработанные карточки. В том случае, если учитель уделяет  внимание нескольким ученикам на уроке  в то время, когда другие работают самостоятельно, то такую форму обучения называют индивидуализированно-групповой. Рассмотренные организационные формы обучения являются общими. Они применяются как самостоятельные и как элемент урока, семинара и других занятий.

В современной общеобразовательной  практике чаще всего используются две  общие организационные формы: фронтальная  и индивидуальная. Гораздо реже на практике применяются групповая  и парная формы обучения. Однако ни фронтальная, ни групповая формы  обучения не являются на самом деле коллективными, хотя их и пытаются представить  таковыми.

На этот факт обращают внимание М.Д. Виноградова и И.Б. Первин. Они отмечают, что не всякая работа, которая формально протекает в коллективе, является по сути коллективной. По своему характеру она может быть сугубо индивидуальной [1].

Коллективная работа, по утверждению X.Й. Лийметса, возникает только на базе дифференцированной групповой работы. При этом она приобретает следующие признаки:

·  класс осознает коллективную ответственность за данное учителем задание и получает за его выполнение соответствующую социальную оценку;

·  организация выполнения задания осуществляется самим классом и отдельными группами под руководством учителя;

·  действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности;

·  есть взаимный контроль и ответственность каждого перед классом и группой.

В.К. Дьяченко, активный сторонник коллективного обучения, подчеркивает, что при общеклассной (фронтальной) работе почти исключается сотрудничество и товарищеская взаимопомощь, распределение обязанностей и функций. Все ученики делают одно и то же, они не привлекаются к управлению, так как руководит учебным процессом только один учитель. Коллективное обучение, по его мнению, это такое обучение, при котором коллектив обучает и воспитывает каждого своего члена и каждый член активно участвует в обучении и воспитании своих товарищей по совместной учебной работе.

Коллективная форма  организации учебной работы - это  также общение обучающих и  обучаемых в динамических парах или парах сменного состава [2].

_______________________________________________________________________

1 См.: Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. - М., 1977.

2 См.: Дьяченко В.К. Коллективная структура учебного процесса и ее развитие. - М., 1989.

 

 

Коллективный способ обучения (КСО) не нов, он применялся в 20 -30-е гг. в ходе ликвидации неграмотности. Его преимущества бесспорны, но широкое  распространение КСО сдерживается сложностями организационно-методического  характера.

Все многообразие организационных  форм обучения с точки зрения решения  ими целей образования и систематичности  их использования делят на основные, дополнительные и вспомогательные.

Урок как основная форма обучения. С позиций целостности  образовательного процесса основной организационной  формой обучения является урок. В нем  отражаются преимущества классно-урочной  системы обучения, которая при  массовости охвата учащихся обеспечивает организационную четкость и непрерывность  учебной работы. Она экономически выгодна, особенно по сравнению с  индивидуальным обучением. Знание учителем индивидуальных особенностей учащихся и учащимися друг друга позволяет  с большим эффектом использовать стимулирующее влияние классного  коллектива на учебную деятельность каждого ученика. Классно-урочная  система обучения, как ни одна другая, предполагает тесную связь обязательной учебной и внеучебной (внеурочной) работы. Наконец, неоспоримым ее преимуществом является возможность в рамках урока органично соединить фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения.

Урок - это такая  организационная форма обучения, при которой учитель в течение  точно установленного времени руководит  коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого  из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные  условия для того, чтобы все  ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.

В данном определении  можно выделить специфические признаки, отличающие урок от других организационных  форм обучения: постоянная группа учащихся, руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них, овладение основами изучаемого непосредственно на уроке. Эти признаки отражают не только специфику, но и  сущность урока.

Каждый урок складывается из определенных элементов (звеньев, этапов), которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся в соответствии со структурой процесса усвоения знаний, умений и навыков. Эти элементы могут выступать  в различных сочетаниях, определяя таким образом структуру урока, под которой следует понимать состав элементов, их определенную последовательность и взаимосвязи между ними. Она может быть простой и довольно сложной, что зависит от содержания учебного материала, от дидактической цели (или целей) урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Многообразие структур уроков предполагает разнообразие и их типов.

Общепринятой классификации  уроков в современной дидактике  нет. Это объясняется целым рядом  обстоятельств, но прежде всего сложностью и многосторонностью процесса взаимодействия учителя и учащихся, протекающего на уроке. Наиболее разработанной и  используемой на практике является классификация, предложенная Б.П. Есиповым. Ее основание составляет ведущая дидактическая цель и место урока в системе уроков и других форм организации обучения. Он выделяет:

·  комбинированные, или смешанные, уроки;

·  уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом, имеющие целью ознакомление учащихся с фактами, конкретными явлениями или осмысление и усвоение обобщений;

·  уроки закрепления и повторения знаний;

·  уроки, имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного;

·  уроки выработки и закрепления умений и навыков;

·  уроки проверки знаний и разбора проверочных работ.

Типы уроков, простые  по своему строению, т.е. имеющие одну доминирующую дидактическую цель, более  всего применимы в средних  и старших классах. В начальных  классах, учитывая возраст учащихся, приходится комбинировать различные  виды учебной работы, сочетать сообщение  новых знаний с первичным закреплением, повторением ранее изученного. Даже контрольные уроки здесь довольно часто включают в себя другие виды работы: устное сообщение материала, чтение интересного рассказа и др. Именно этот тип урока называется комбинированным (смешанным), или структурно сложным, уроком. Примерная структура комбинированного урока: проверка домашней работы и опрос учащихся; изучение нового материала; первичная проверка усвоения; закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений; повторение ранее изученного в виде беседы; проверка и оценка знаний учащихся; задание на дом.

Под уроком ознакомления учащихся с новым материалом, или  сообщения (изучения) новых знаний, понимается такой урок, содержанием  которого является новый, неизвестный  учащимся материал, включающий в себя относительно широкий круг вопросов и требующий значительного времени  на его изучение. На таких уроках в зависимости от их содержания, конкретной дидактической цели и  подготовленности учащихся к самостоятельной  работе в одних случаях учитель  сам излагает новый материал, в других проводится самостоятельная работа учащихся под руководством учителя, в третьих практикуется и то и другое. Структура урока ознакомления с новым материалом: повторение предыдущего материала, являющегося основой для изучения нового; объяснение учителем нового материала и работа с учебником; проверка понимания и первичное закрепление знаний; задание на дом.

На уроках закрепления  знаний основным содержанием учебной  работы является вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью  их прочного усвоения. Учащиеся в одних  случаях осмысливают и углубляют  свои знания по новым источникам, в  других - решают новые задачи на известные  им правила, в третьих - устно и письменно воспроизводят ранее приобретенные знания, в четвертых - делают сообщения по отдельным вопросам из пройденного с целью более глубокого и прочного их усвоения и т.п. Структурно такие уроки предполагают прохождение следующих этапов: проверка домашнего задания; выполнение устных и письменных упражнений; проверка выполнения заданий; задание на дом.

С уроками закрепления  знаний тесно связаны уроки выработки  и закрепления умений и навыков. Этот процесс осуществляется на нескольких специальных уроках, а затем продолжается в виде упражнений и на других уроках при изучении новых тем. От урока  к уроку материал усложняется. При  этом если в начале работы упражнения выполняются детьми с большой  помощью учителя и с предварительной  проверкой того, как они поняли задание, то в дальнейшем учащиеся сами устанавливают, где и какое правило  требуется применить. Они должны научиться применять умения и  навыки в самых разнообразных  ситуациях, в том числе и в  жизненной практике. Структура уроков выработки и закрепления умений и навыков: воспроизведение теоретических  знаний; выполнение практических заданий  и упражнений; проверка выполнения самостоятельных работ; задание  на дом.

Обобщающими уроками (обобщения и систематизации знаний) являются такие, на которых систематизируются  и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного  материала, восполняются имеющиеся  пробелы в знаниях учащихся и  раскрываются важнейшие идеи изучаемого курса. Обобщающие уроки проводятся в конце изучения отдельных тем, разделов и учебных курсов в целом. Их обязательными элементами являются вступление и заключение учителя. Само повторение и обобщение может проводиться в форме рассказа, кратких сообщений, чтения отдельных мест из учебника или беседы учителя с учащимися.

Уроки проверки (контрольные) позволяют учителю выявить уровень  сформированности знаний, умений и навыков учащихся в определенной области, установить недостатки в овладении учебным материалом, помогают наметить пути дальнейшей работы. Контрольные уроки требуют от учащегося применения всех его знаний, умений и навыков по данной теме. Проверка может осуществляться как в устной, так и в письменной форме.

Обязательными элементами всех охарактеризованных выше уроков являются организационный этап и  подведение итогов урока.

Организационный этап предполагает постановку целей и  обеспечение условий для их принятия учащимися, создание рабочей обстановки, актуализацию мотивов учебной деятельности и формирование установок на восприятие, осмысление, запоминание материала. На этапе подведения итогов урока  фиксируется достижение целей, определяется мера участия в их достижении всех учащихся и каждого в отдельности, делается оценка их работы и определяются ее перспективы.

Урок как организационная  форма обучения - явление динамическое. Он постоянно развивается, отражая  основные тенденции развития педагогического  процесса в направлении его целостности. Прежде всего это выражается в оптимальной реализации триединой функции обучения - образовательно-воспитательно-развивающей, а следовательно, и в его направленности на творческое развитие сущностных сил и природных задатков учащихся.

Информация о работе Понятие о формах обучения. Фронтальные, групповые, парные, индивидуальные формы обучения