Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 12:56, контрольная работа
Общение – основа, неотъемлемый элемент труда учителя, воспитателя, тренера. Урок, занятия в кружке, в спортзале, экзамен, родительское собрание, педсовет – это прежде всего общение, общение с учащимися, с коллегами, с администрацией, с родителями.
Цель контрольной работы – изучить особенности педагогического общения.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Сущность педагогического общения………………………………4
2. Функции и средства педагогического общения…………………..6
3. Стили педагогического общения и стили педагогического руководства………………………………………………………………………17
Заключение………………………………………………………………..22
Список использованной литературы……………………………………23
Тольяттинский государственный университет
Заочное отделение
Гуманитарно-педагогический институт
Контрольная работа
Дисциплина: Введение в педагогическую деятельность
Тема: «Понятие о педагогическом общении»
Студентки гр.
Преподаватель:
Оценка___________
Регистрационный номер_______ дата___
Тольятти – 2012 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
3. Стили педагогического общения и стили педагогического руководства…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………23
Введение
Проблема общения многогранна. За последние годы она стала предметом изучения многих наук. Ею занимаются и философы, и социологи, и экономисты, и юристы, и педагоги, и психологи. В психологическом словаре дается следующее определение общения.
Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [4].
Общение – основа, неотъемлемый элемент труда учителя, воспитателя, тренера. Урок, занятия в кружке, в спортзале, экзамен, родительское собрание, педсовет – это прежде всего общение, общение с учащимися, с коллегами, с администрацией, с родителями.
Цель контрольной работы – изучить особенности педагогического общения.
Сущность и особенности
педагогического общения
При раскрытии цели контрольной работы мы будем опираться на труды названных ученых.
Педагогическое общение — это особый вид общения, оно является «категорией профессиональной». Оно всегда обучающее, развивающее и воспитывающее. Общение ориентировано на развитие личности общающихся сторон, их взаимоотношений. Педагогическое общение — процесс динамичный: с возрастом воспитанников изменяется позиция и педагога, и детей в общении.
По утверждению В. А. Кан-Калика, общение педагогов с учащимися — это своеобразный канал педагогического воздействия на общение школьников, т. е. педагог своими действиями, поведением как бы задает эталон общения для воспитанников.
Особо подчеркнем, что педагогическое общение осуществляется через личность педагога. Именно в общении проявляются взгляды воспитателя, его суждения, отношение к миру, к людям, к себе.
Ученые-исследователи, а
в последние годы и практики, обращают
внимание на чрезвычайную актуальность
проблемы педагогического общения.
Почему эта проблема становится центральной
для профессионально-
Прежде всего потому, что общение — важное средство решения учебно-воспитательных задач.
Общаясь с воспитанниками, педагог изучает их индивидуальные и личностные особенности, получает информацию о ценностных ориентациях, межличностных отношениях, о причинах тех или иных действий, поступков.
Общение регулирует совместную деятельность педагога и воспитанников, обеспечивает их взаимодействие, способствует эффективности педагогического процесса.
Практикой подтверждено, что новые технологии обучения и воспитания «работают» в образовательном учреждении только при педагогически продуманном общении.
В педагогической деятельности общение оказывает существенное влияние на формирование активной позиции, творчества, самодеятельности воспитанников, на результат овладения знаниями и умениями.
Общение, как это доказано педагогом Г. И. Щукиной, оказывает значительное влияние на формирование и укрепление познавательных интересов учащихся. Доверие к воспитаннику, признание его познавательных возможностей, поддержка в самостоятельном поиске, создание «ситуаций успеха», доброжелательность оказывают стимулирующее действие на интерес.
Ученые отмечают, а педагоги на практике убеждаются, что общение обеспечивает благоприятную среду, создает комфортные условия учебной и внеучебной деятельности, воспитывает культуру межличностных отношений, позволяет и педагогу, и воспитанникам реализовать, утвердить себя.
Что же такое педагогическое общение?
Старшеклассники и студенты первого курса педагогического университета на этот вопрос отвечали так:
«Педагогическое общение — это интересные контакты учителя с учениками и их родителями»; «педагогическое общение — это жизнь в школе»; «общение — это когда тебя понимают педагоги»; «педагогическое общение — это хорошие взаимоотношения»; «общение — это сотрудничество»; «общение — это встреча с любимым учителем, с друзьями»; «педагогическое общение — это всегда обмен знаниями, впечатлениями»; «общение — это совместное переживание хорошего и не очень».
Приведенные высказывания содержательны; можно сказать, что в них заключены основные положения, раскрывающие суть феномена [1]
Теперь приведем определение понятия, данное В. А. Кан-Ка-ликом и Н. Д. Никандровым: «Под профессионально-педагогическим общением мы понимаем систему взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия» [2].
Традиционно в общении выделяют три взаимосвязанных функции: коммуникативную (обмен информацией), перцептивную (восприятие и познание людьми друг друга), интерактивную (организация и регуляция совместной деятельности [1].
Эти функции общения в педагогической деятельности реализуются в единстве, но для раскрытия сущности каждой из них рассмотрим их отдельно.
Педагогическое общение – это прежде всего коммуникация – передача информации, обмен информацией между участниками педагогического процесса. Информирование сопровождает все действия педагога. Обмен информацией – самый трудный, особенно для начинающего учителя аспект педагогической деятельности.
Содержание информации передается при помощи языка, т.е. принимает вербальную или словесную форму.
Когда мы пользуемся языком для передачи информации, то он становится речью. Поэтому речь и язык тесно связаны между собой, это два аспекта единого целого. Речь – это деятельность общения, это язык в действии, или вербальная коммуникация. В качестве средств вербальной коммуникации выступают слова.
В.А. Сухомлинский считал, что слово педагога – это его профессиональное средство, «ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника».
В зависимости от цели речь может быть:
- развлекательной, где главное занимательность, интерес, поддержание внимания;
- информационной – дает новое представление о предмете;
- воодушевляющей, обращенной к чувствам, эмоциям человека;
- убеждающей – предполагает
логическими аргументами
- призывающей к действию.
В педагогической деятельности «присутствует» все разнообразие видов речи, но независимо от того, убеждает, информирует, призывает ли педагог воспитанников, к его речи предъявляются особые требования:
Чтобы умело пользоваться словом, педагогу над ставить перед собой такие вопросы: как сказать правильно, как сказать доступно, как сказать убедительно, как сказать эмоционально
Речь отражает отношение педагога к содержанию информации и к тому, с кем он общается.
Обмен знаниями в педагогическом общении происходит в монологической и диалогической формах устной речи.
Монологическая форма речи используется педагогами для объяснения, изложения сложного материала, выводов по проведенным опытам, практическим, лабораторным работам. Эта форма требует от педагога соблюдения логики, убедительных доказательств, обобщений, использования всех возможностей речевого воздействия (яркие примеры, запоминающиеся сравнения, исторические экскурсы и т.д.).
Диалог – это попеременный обмен рациональной и эмоциональной информацией. Переход инициативы от педагога к воспитаннику и обратно.
Диалог – это не просто вопрос – ответ, он ориентирован на решение учебно – воспитательных целей, он предлагает выявление (в беседе, дискуссии) отношения школьников к обсуждаемой проблеме, к людям, к миру, способствует проявлению личностной позиции, создает атмосферу взаимопонимания, откровенности.
В диалоге педагог ставит вопросы, отвечает, направляет мысль, соглашается или возражает, управляет общением.
В диалоге для педагога профессионально важно умение формулировать вопросы. Чтобы возникло диалоговое взаимодействие, предлагается выполнять следующие условия:
1) Если вы задаете вопрос, то подождите, когда ваш собеседник ответит на него.
2) Если вы высказываете
свою точку зрения, то поощряйте
ученика в том, чтобы он высказ
3) Если вы не согласны,
формулируйте аргументы и
4) Делайте паузы во
время беседы. Не захватывайте
все «коммуникативное
5) Чаще смотрите в
лицо школьнику. Своему
6) Чаще повторяйте фразы: «Как ты сам думаешь?», «Мне интересно твое мнение.», «Докажите, что я неправ».
Умение поставить вопрос, эмоционально выразить свои мысли – важная сторона коммуникации, но для учителя не менее значима и другая сторона – умение слушать.
Слушание представляет собой процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего. Это возможность сосредоточиться на речи партнера, способность выделить из его сообщения идеи, мысли, эмоции, отношение говорящего, поддерживать, одобрять говорящего, умение понять своего собеседника.
В процессе общения педагогу необходимо избегать типичных ошибок слушания, среди которых можно выделить следующие.
- перебивание ученика во время его сообщения;
- поспешные выводы, которые
заставляют ученика занять обор
- поспешные возражения
часто возникают при
- непрошенные советы обычно дают люди, не способные оказать реальную помощь.
Когда мы говорим об эффективности общения, то, по сути, имеем в виду степень достижения цели общения. Следовательно, вопрос об эффективности, успешности коммуникативной деятельности должен решаться в зависимости от учета целей каждой из сторон общения.
Таким образом, коммуникация в общении – это прежде всего влияние, воздействие на другого. Здесь рассмотрим механизмы влияния: внушение и убеждение.
В основе внушения лежит доверие. Поэтому, защищаясь от внушения, человек очень осторожно, постепенно проявляет доверие к незнакомому, новому человеку, а уже со знакомыми людьми строит свои доверительные отношения в зависимости от опыта совместной с ними деятельности. В своей педагогической деятельности учитель часто прибегает к внушению как воздействию на сознание.
Существуют некоторые приемы внушения, позволяющие добиться большей его эффективности. Выделим их.
- если вы хотите внушить что-нибудь человеку, смотрите ему в глаза;
- держитесь спокойно;
- говорите властно и не проявляйте нервозность;
- ваши высказывания
должны быть предельно