Понятие о средствах обучения и их сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 16:02, доклад

Описание работы

Средства обучения - это составная часть метода обучения. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения. В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «Средств обучения».

Файлы: 1 файл

доклад..docx

— 20.54 Кб (Скачать файл)

1 .Понятие о средствах  обучения и их сущность.

Средства обучения - это составная часть метода обучения. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения. В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «Средств обучения». Средства обучения - это различные объекты, используемые учителем и учениками в процессе обучения. Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения. Главное дидактическое назначение средств - ускорить процесс усвоения учебного материала. Выбор средств обучения определяется:  задачами урока или занятия;  содержанием учебного материала;  применяемыми методами обучения;  предпочтениями учителя.

Функции средств обучения:

 Познавательная функция состоит в том, что средства обучения служат непосредственному познанию действительности; обеспечивают передачу более точной и полной информации об изучаемом объекте и явлении, позволяют наблюдать объекты и явления, недоступные или труднодоступные непосредственному наблюдению с помощью органов чувств (например, школьный микроскоп позволяет увидеть объекты, недоступные невооруженному глазу).

Формирующая функция заключается в том, что средства обучения формируют познавательные способности, чувства и волю учащихся, их эмоциональную сферу.

 Дидактическая функция состоит в том, что средства обучения являются важным источником знаний и умений, облегчают проверку и закрепление учебного материала, активизируют познавательную активность. Все функции выступают в учебном процессе в единстве, дополняя друг друга.     

2.Классификации  средств обучения:

  1.По характеру воздействия на обучаемых:  визуальные: предметы, макеты, карты, диафильмы, слайды, ИКТ - презентации;  аудиальные:  музыкальный центр, радио;  аудиовизуальные: телевидение, кинофильмы, ИКТ - презентации.

2.По  степени сложности:  простые: учебники, печатные пособия, картины, модели;  сложные: механические визуальные средства, лингафонные кабинеты, компьютеры.

  3.По происхождению:  натуральные природные средства (предметы, непосредственно взятые из самой действительности: коллекция камней, растений, шишек, желудей, семечек);  символические (представляют действительность с помощью символов, знаков: рисунки, схемы, карты;  технические:  визуальные, аудиальные, аудиовизуальные средства.

4.Классификация  А.Е.Дмитриева и Ю.А.Дмитриева:  естественная: натуральные объекты или их изображения (реальные предметы, картины, портреты, произведения искусств);  объемная (геометрические фигуры, чучела);  изобразительная (фото, кадры кино-, теле-, диафильмов, диапозитивов);  графическая (схемы, чертежи, таблицы, диаграммы);  символическая (географические карты, глобус);  звуковая (магнитофонная запись);  мультимедиа, основанная на компьютерных технологиях, использующая интерактивность и средства дистанционного обучения. НО!   Учителю   надо   иметь   в   виду,   что   перегрузка  урока или занятия  наглядностью,   разнообразными средствами обучения приводит к снижению эффективности процессе обучения за счет рассеяния внимания учащихся, отвлечения их на второстепенные детали.

З. Виды средств обучения и их характеристика.

 I.Вербальные средства обучения:  Остаются главным в арсенале: устное слово, речь учителя.  Главный инструмент общения, передача знаний.

2.Визуальные средства обучения позволяют реализовать принцип наглядности в обучении. Учащиеся более 80 % информации воспринимают зрительно. К визуальным средствам относятся:  Естественные предметы и объекты в природной и искусственной среде (гербарии, коллекции).  Карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия.  Диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, видеофильмы. При использовании наглядных средств (иллюстраций, таблиц, схем) необходимо соблюдать ряд условий:  применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;  наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия или урока;  необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;  детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов;  демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;  наглядность должна быть эстетически выполнена;  наглядность должна быть хорошо видна с последней парты;  привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.   К проведению демонстраций предъявляют следующие требования:  Демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты. Для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическое увеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу.  Во время демонстрации учителю следует выбирать позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся. При показе не следует стоять спиной к учащимся и загораживать демонстрируемое, иначе возможны ошибки в представлении материала, нарушения дисциплины.  Количество и объем демонстрации должен быть оптимальным: недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса.

З.Технические средства обучения: ТСО - это приборы и устройства, используемые в процессе обучения. В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы. Их не следует применять там, где без них можно обойтись (провести опыт или наблюдения). Рационально сочетать компьютерную технику, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивать значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности. Методика использования ТСО. При использовании ТСО необходимо обучать учащихся пользоваться ими и воспринимать их. Например, перед просмотром видеофильма дать учащимся инструктаж: когда и на что обратить внимание; дать задание: что запомнить, что записать. Демонстрацию видео - кинофильмов надо проводить с соблюдением следующих рекомендаций:  Перед началом демонстрации сделать вступительное слово, а после демонстрации провести собеседование по итогам просмотра.  Избегать длительного показа учебных фильмов, так как учащиеся быстро утомляются и их внимание рассевается (в младших классах рекомендуемая длительность не более 10 минут, в старших классах не более 30 минут).  Использовать прием немого демонстрирования фильмов с комментарием учителя.  При демонстрации сложного материала следует делать паузы для комментария учителя и записи учениками информации.

4. Современные информационные  средства обучения.

1. Использование персональных  компьютеров в обучении приобретает  широкое распространение. Современные  персональные компьютеры являются  мультимедийными: позволяют показывать  цветное динамическое изображение  со стереозвуком. Имеется большое  количество разнообразных компьютерных  обучающих программ по большинству  школьных предметов. С помощью  Интернета ученики могут получать  информацию с любого компьютера  и баз данных – все это  значительно расширяет возможности  учителя и учащихся на уроке.   Появились электронные проекторы (их называют еще мультимедиа-проекторы), которые подключаются к компьютер и позволяют демонстрировать яркие цветные динамически компьютерные изображения с высоким разрешением, иногда с аудиосистемой (динамики и звуковые колонки).  Появились электронные копировальные классные доски. Такие доски внешне выглядят как обычные белые доски. Все что пишется учителем на ее поверхности мгновенно переносится на компьютер и может быть сохранено в его памяти или распечатано на обычном принтере. Надписи на доске могут делаться специальными цветными маркерами, а копии распечатываться на цветном принтере. Есть копировальные доски, позволяющие выдавать бумажную копию на специальную термобумагу. Нажатием одной кнопки на устройстве, встроенном в доску, написанную информацию можно распечатать и раздать классу.  Классная доска то же претерпела сильное изменение, она теперь имеет магнитную поверхность и стала светлой, на ней пишут вовсе не мелом, а разноцветными фломастерами, а написанное стирают мокрой губкой.

5.Электронные журналы  и электронные дневники.

Система электронных журналов - это удобный инструмент для создания единого информационно-образовательного пространства учебного заведения и взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся. Это комплекс  закрытых интернет-сайтов  для каждого класса в школе, включающий в себя функции: электронный дневник школьника и электронный журнал учителя. Система предназначена для пользования в школах. Доступы к системе разделены на 2 модуля:  административный (для директора, завуча и учителей)  просмотровый (для родителей и учеников) 
 


Информация о работе Понятие о средствах обучения и их сущность