Понятие образовательной среды и ее характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Термин «образование» имеет несколько значений: образование как достояние личности, образование как процесс формирования культурного облика человека, образование как специальный институт (система образования). Под сущностью образования по Ясвину В. А. понимается «особым образом организованный процесс формирования духовного облика человека, развития у него способности самостоятельного решения личностно и социально значимых проблем в различных сферах деятельности на основе освоения культуры общества» [1].

Содержание работы

Понятие образовательной среды и ее характеристики……….2
Анализ собственной образовательной среды …………………….5
Заключение…………………………………………………………………………10
Библиографический список ………………………………………………11

Файлы: 1 файл

Образовательные среды.docx

— 72.06 Кб (Скачать файл)

Содержание

Понятие образовательной среды и ее характеристики……….2

Анализ собственной образовательной среды …………………….5

Заключение…………………………………………………………………………10

Библиографический список ………………………………………………11

 

 

 

  1. Понятие образовательной среды и ее характеристики

Термин «образование» имеет несколько значений: образование как достояние личности, образование как процесс формирования культурного облика человека, образование как специальный институт (система образования).  Под сущностью образования по Ясвину В. А. понимается «особым образом организованный процесс формирования духовного облика человека, развития у него способности самостоятельного решения личностно и социально значимых проблем в различных сферах деятельности на основе освоения культуры общества» [1]. Под образованием в настоящем Законе понимается «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов)» [2].    

Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Образовательная среда (по Ясвину В.А.) – процесс специального организованного целенаправленного формирования личности по социально обусловленному образцу [1].

Образовательная среда возникает там, где есть встреча (контакт) образующего (учителя) и образующегося (ученика), в результате которой они начинают проектировать и строить эту среду как предмет и как ресурс совместной деятельности. Среда формирует человека, а человек изменяет среду.    

По  Ясвину В. А. с позиций эколого-психологического подхода выделяется четыре компонента образовательной среды:

    • субъекты образовательного процесса

Субъект – тот кто ставит цель и участвует в ее реализации. В зависимости от отрасли и направления образовательной деятельности, субъектом может быть как учитель, так и ученик.

    • социальный компонент образовательной среды

Отвечает за отношения между субъектами и формальные и неформальные правила в среде.

    • пространственно-предметный компонент образовательной среды

Организация пространства в аудитории.

    • технологический компонент образовательной среды

Стиль преподавателя, его способность контролировать аудиторию и структура деятельности.

В догматической образовательной среде цели, средства и результат ставятся учителем. Учитель предстает авторитетом для учеников. Догматическая образовательная среда характеризуется такими ценностями как авторитет, дисциплина, традиционность, серьезность, устойчивость, благоразумие, твердость намерений. К существующим «догматическим» средам можно отнести армию, монастырь, высшее военное учебное заведение (училище, академия), суворовское училище, школа милиции, кадетская школа, а также некоторые образовательные школы.    

Следующим типом сред является «творческая» среда. Такой тип среды формируется в творческих группах. Важнейшее условие формирования «идейной» среды – это отсутствие в творческой группе авторитарного лидера, берущего на себя главенствующую роль. Такая среда, как правило, очень хрупкая, неустойчивая. В данной среде формируется личность, которая характеризуется энтузиазмом, активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самооценкой, открытостью и свободой своих суждений и поступков.

Еще одним типом образовательных  сред является «безмятежная» среда, для которой характерен покой и беззаботность, чувствительность и приветливость, но отсутствие упорства,  желания, стремления достичь большего. Работа в такой среде не подчинена идее, она бесцельна. Человек, живущий в подобной атмосфере ленив, консервативен, снисходителен к современным течениям. Формирующаяся личность всегда довольна тем, что есть, пассивна и не способна к борьбе, «встречаясь с трудностями и препятствиями, такой человек предпочитает самоустраниться от их разрешения» [1]

Заключительным  типом сред является «карьерная» среда. В такой среде ученик уже оказывает существенное влияние на результат образовательного процесса, хотя цели и средства по-прежнему ставятся учителем. Для этой среды характерны высокая самооценка, деловитость, упорство, целеустремленность, самоуверенность, и т.д. Чаще всего в такой среде оказываются дети, где с раннего детства воспитателем для ребенка является родитель-карьерист, наемные няни, гувернеры. Родители заняты своей карьерой, своими делами, но только не детьми.

       

2. Анализ собственной  образовательной  среды 

Какой тип образовательной среды наиболее эффективен для вас?

Под эффективностью я понимаю – качественное достижение какого-либо результата за определенное время. Вообще говоря, для меня эффективной представляется  карьерная среда, в этой среде развивается активная личность, которая ориентируется на собственный упорный труд для достижения высокого общественного положения. А вообще для меня эффективное образование должно быть построено на личном примере.

Какой тип образовательной среды наиболее эффективен для профессионального образования?

На сегодняшний день я вижу, что цель современного образования состоит в том, чтобы увлечь свободную личность в «потребление ради потребления» (доходы, прибыль, уровень собственного благополучия и т.д.), все это ложные ценности прививаемые человечеству для управления его жизнью.

Для выполнения определенной работы, группы работ, учащимся необходимо пройти профессиональную подготовку. Она сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации. [2]

В реалиях современной России, для профессионального образования наиболее эффективным является карьерный тип, потому что требуется высокий уровень активности (необходимо желание учиться). И одновременно с этим студент не может влиять на свою учебную программу, и, в подавляющем большинстве случаев, происходит обучение группы, а не отдельной личности.

Наиболее эффективными будут карьерная и творческая образовательные среды.

 

Сколько образовательных сред должен пройти человек для своего становления (развития).

Человек за свою жизнь проходит несколько образовательных сред. По моему мнению, для наиболее полного становления как личности, ему необходимо пройти такие типы образовательных сред, как творческая и карьерная. В качестве ознакомления, нужно коснуться догматической среды и безмятежной. К сожалению, в современном обществе, без попадания в догматическую среду практически не обойтись. Наша жизнь начинается именно с догматической среды. Характерно, что именно догматический тип образовательной среды оказался наиболее распространенным в различных учебных заведениях. Почти все граждане РФ посещают школьные и дошкольные образовательные учреждения. Без аттестата о полном и неполном среднем образовании, ни одно высшее и средне специальное учебное заведение не примет вас обучаться. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципах, вот один из них: признание приоритетности образования. Еще к догматической среде относятся армия и церковь, по официальным источникам в среднем в последние годы на военной службе (в год, то есть за два призыва) оказывается около 300 тысяч призывников.[3]

Характеризуя догматическую среду, Корчак удивительно точно, на наш взгляд, предвосхищает два основных корня армейской «дедовщины», ставшей проблемой отечественных Вооруженных Сил: уверенность в себе, переходящую в своеволие, и простоту, переходящую в грубость. Корчак подчеркивает, что в этом случае данная среда перестает выполнять свою воспитывающую функцию, превращаясь в инструмент, просто разрушающий личность.

Это подтверждают и социальные исследования Ясвина. «Подавляющее большинство наших собеседников, не ограничиваясь формальным ответом, в итоге своих рассуждений на эту тему отмечали, что окружающая их социальная среда способствует развитию зависимости и пассивности, что свобода и активность личности почти всегда проявляются не «благодаря», а «вопреки» условиям социальной среды».

Я думаю, это связано еще и с тем, что государство является одной большой догматической средой, с высокой зависимостью и пассивностью.

 


          Необходима перестройка образования, его содержания и образовательной среды.

Введение новых предметов по истокам нравственности, культуры, этики, конечно, было бы полезным, но может оказаться непосильным бременем для учеников. Содержание образования и так перегружено. Кроме того, воспитание тоже должно иметь деятельностный характер при активном взаимодействии со средой, в общении с живыми носителями духовной культуры и нравственных ценностей, с учителями. [4]

Какова последовательность прохождения типов образовательных сред

Опять же, исходя из реалий современного общества, если брать отсчет со школы, то первой образовательной средой, у образующейся личности, будет догматическая среда. Потом будет карьерная, и только потом творческая. Не обходится и без попадания в безмятежную образовательную среду.

 

Каково взаимовлияние человека и образовательной среды

Тут все зависит от векторов «активность-пассивность» и «свобода-зависимость». Если в среде высока активность, то ученик влияет на среду, и наоборот. Если в среде высока «зависимость», то на среду уже влияет учитель.

Активная среда – эта среда, в которой, все элементы движутся непрерывно, изменения её и приводят к новым состояниям (эффективным состояниям).

Низкая среда – это среда, в которой, все элементы движущиеся, приходят к некому равновесию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

По моему мнению человек в идеале должен воспитываться только в творческой среде так как это не ограничит его мышление и не будет препятствовать его желанию познавать и улучшать этот мир для блага всего человечества, а работая на благо всего человечества, человек будет чувствовать себя само достаточной личностью и не будет зависеть от отношения к нему других людей.

Для меня образовательная среда – это взаимодействие с другими людьми и обмен опытом и знаниями.

Среда может активизировать  или угнетать социально значимую деятельность учащихся.

        Человек полностью формируется окружающей его средой и является её продуктом, только развитые в интеллектуальном смысле люди способны приподняться над средой и оценить, влияние среды на него и попытаться изменить себя.

По моему мнению, человек не может находиться в какой-то определенной среде. Потому что даже в строгих догматических средах, сильная личность найдет себе проявление свободы. Также как и в творческой личности, может проявляться некоторая пассивность.

 

Библиографический список

        1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. — 365 с.
        2. Закон РФ "Об образовании" от 1.09.13 г № 273-ФЗ
        3. http://www.realarmy.org/veronika-marchenko-v-armii-ezhegodno-umiraet-2-25-tysyachi-chelovek/
        4. Коротенков Ю.Г. Информационная образовательная среда основной школы.

 

 

 


 



Информация о работе Понятие образовательной среды и ее характеристики