Понятие роли. Виды ролей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 13:46, контрольная работа

Описание работы

Социальная роль - это поведение человека, обусловленное его со¬циальным статусом, то есть обусловленное тем, кем он на самом деле является в обществе или в конкретной ситуации.
Социальная роль прояв¬ляется в действиях человека. Начальник, подчиненный, отец, мать, сын, дочь, учитель, милиционер, продавец, пешеход, мужчина, жен¬щина, взрослый, ребенок и т.д. - все это социальные роли, определяе¬мые профессией, родом деятельности, полом, возрастом, реальными отношениями людей в обществе.

Файлы: 1 файл

Понятие роли.docx

— 37.94 Кб (Скачать файл)

Понятие роли. Виды ролей

 
Определим сначала понятие роли вообще. Роль - это определенная типовая модель поведения людей, принятые в обществе правила поведения и общения для определенных стандартных ситуаций. 
 
Роли подразделяются на социальные и коммуникативные. 
 
Социальная роль - это поведение человека, обусловленное его социальным статусом, то есть обусловленное тем, кем он на самом деле является в обществе или в конкретной ситуации.  
 
Социальная роль проявляется в действиях человека. Начальник, подчиненный, отец, мать, сын, дочь, учитель, милиционер, продавец, пешеход, мужчина, женщина, взрослый, ребенок и т.д. - все это социальные роли, определяемые профессией, родом деятельности, полом, возрастом, реальными отношениями людей в обществе.  
 
Социальная роль строится по правилам (нормам), принятым в обществе - всем известно, как должен вести себя настоящий мужчина, начальник, мать, сын, учитель, ученик и т.д. Люди, выполняющие те или иные социальные роли, должны вести себя по соответствующим нормам: начальник - как начальник, ученик - как ученик, пешеход - как пешеход и т.д., они должны и выглядеть соответственно роли, и действовать, и говорить так, как этого требует роль.  
 
Бывают кратковременные (пешеход, проситель, покупатель, пациент) и долговременные (начальник, сын, дочь, мать) социальные роли. 
 
Коммуникативная роль - это поведение человека в общении, в той или иной коммуникативной ситуации.  
 
Коммуникативная роль - это тот образ, который человек создает в общении для достижения определенной цели. Коммуникативная роль - это то, как человек подает себя в общении, кем он “прикидывается” для достижения той или иной практической: уверенный, стеснительный, распорядитель, знаток, сомневающийся, скромный, неудачник, унылый, весельчак, кокетка, суровый, простак, маленький человек и т.д. - это все коммуникативные роли.  
 
Коммуникативная роль складывается из определенных действий, а также из определенного набора жестов, фраз, интонаций, внешности, одежды.  
 
Коммуникативные роли могут и не соответствовать социальной роли говорящего - их репертуар гораздо шире, чем набор социальных ролей, и их выбор, смена, умение разыграть (проситель, беспомощный, маленький человек, крутой, знаток, решительный и мн. др.) составляют одну из сторон искусства речевого воздействия отдельной личности. Ср. таких мастеров исполнения различных коммуникативных ролей как Чичиков, Хлестаков, Остап Бендер – разыгрывая те или иные коммуникативные роли, они добивались своих целей в общении с окружающими и получали немалую материальную выгоду. 
 
Исполнение коммуникативной роли дает человеку возможность воздействовать на окружающих в нужном ему направлении. Для того, чтобы достичь поставленных целей, человек и надевает ту или иную ролевую маску. Рассчитывая на помощь окружающих, он на определенном этапе своего движения к цели, например, может стремиться просто понравиться им, а потом уже - заручиться их поддержкой. Если мы хотим, чтобы нас пожалели, то становимся «жалкими», то есть создаем для себя образ “обиженного”, “страдающего”, “нуждающегося в помощи”: говорим слабым голосом, ходим походкой больного. Так поступают некоторые школьники, симулирующие болезнь, чтобы не пойти в школу.  
 
Если мы хотим ошеломить собеседника натиском, мы надеваем маску решительного или крутого: говорим громче обычного, быстро, отрывисто, короткими фразами, повелительной интонацией, распрямляем плечи, смотрим на собеседника сверху вниз, движемся быстро и решительно и т.д. 
 
Если хотим, чтобы нам подчинялись, мы становимся «значительными»: распрямляемся, чтобы казаться выше, повышаем громкость голоса, смотрим прямо в глаза собеседника. Так ведут себя старшие братья по отношению к непослушным младшим, формируя имидж “решительного”, “старшего”, “опытного”, “всезнающего”, “доминанта”. 
 
Коммуникативные роли подразделяются на стандартные и инициативные. 
 
Стандартная коммуникативная роль - это коммуникативное поведение человека, принятое в обществе для соответствующей социальной роли и ситуации. 
 
Стандартная коммуникативная роль предполагает, что человек определенного социального статуса, то есть играющий определенную социальную роль (начальник, отец, сын, подчиненный, учитель, ученик и т.д.), ведет себя в общении так, как принято в данной культуре, в данном обществе для людей его статуса, социальной роли (начальник решителен, вежлив, распоряжается, учитель понятно объясняет, уважителен к ученикам, культурно говорит, доброжелателен, но строг, ученик вежлив к учителю, внимателен на уроке, культурно разговаривает, вежливо отвечает и т.д.).  
 
Стандартные коммуникативные роли по степени соответствия их принятым в обществе нормам могут быть подразделены на нормативные (соответствующие принятым нормам – сын вежлив, послушен, уважителен к родителям, начальник строг, но вежлив и т.д.) и ненормативные (не соответствующие, нарушающие общепринятые нормы – сын непослушен, начальник груб с подчиненными и т.д.). Если стандартная коммуникативная роль исполняется нормативно, то общение протекает гладко, спокойно, бесконфликтно; если же исполнение стандартной роли осуществляется ненормативно – из-за неумения, низкого уровня культуры или просто из-за незнания норм – это, как правило, вызывает конфликты, обиды и ссоры, делает общение неэффективным. 
 
Инициативная коммуникативная роль - это тот образ, который человек сознательно создает в общении для достижения определенной цели, это то, кем он решил «прикинуться» для достижения поставленной им задачи. 
 
Инициативные коммуникативные роли бывают кратковременными (ситуативными) - нуждающийся в помощи, "нищий", проситель, требователь, крутой, готовый услужить и т.д. и долговременными - борец за правду, обиженный, несправедливо гонимый, народный защитник, борец с привилегиями, борец за местные интересы, бессребренник, романтик, крепкий хозяйственник, бывалый мужик, светская дама, молодящийся мужчина, супермен и т.д. Если та или иная инициативная коммуникативная роль становится долговременной, исполняется долго, годами, она становится имиджем человека. 
 
Имидж - это долговременная инициативная коммуникативная роль, долговременная ролевая маска, которая "надевается" человеком надолго для достижения популярности, завоевания внимания, поддержания интереса к личности, получения выборной должности и т.д.. 
РОЛИ

 
Социальные роли

 
Коммуникативные роли

 
Долговре-меннные 
 
(мать,сын, начальник, учитель)

 
Кратковре-менные 
 
(пешеход, покупатель, проситель, пациент)

 
 
 
Стандартные

 
 
 
Инициативные

 

 

 

 

 
Норма-тивные

 
Ненорма- 
 
тивные

 
Долговре- 
 
менные 
 
(имидж)

 
Кратковре-менные 
 
(проситель, требователь, отчаявший-ся)


 

 

Социальные роли

 
И.С.Кон определял социальную роль как нормативно одобренный обществом образ поведения, ожидаемый от каждого занимающего данную социальную позицию (Кон И.С. Социология личности. М., 1967, с.23). 
 
Р.Белл следующим образом объяснял существование социальных ролей:

  •  
    каждый человек является членом различных групп,

  •  
    в группе он обладает определенным местом в иерархии – статусом,

  •  
    статусу присущ престиж – влиятельность или некий ореол, придающий весомость высказываниям обладателя престижа,

  •  
    статусу присущи роли –регулируемые правилами способы участия в деятельности групп.

 
Р.Белл выделяет следующие типы социальных ролей: 
 
По степени официальности 
 
1.Официальные (начальник – подчиненный, учитель - ученик, гражданин – представитель власти, солдат – офицер, исполнитель - зритель) 
 
При исполнении официальных ролей человек должен следовать своему статусу («Это моя обязанность…»). 
 
2. Неофициальные (друг, игрок, подруга, знакомый, влюбленный). В этих ролях сильно проявляется индивидуальность, они менее предсказуемы, в этих ролях заложена большая конфликтность. 
 
3. Полуофициальные (муж, жена, ребенок, родитель) 
 
Эти роли трудные, конфликтогенные. 
По продолжительности функционирования 
 
1. Долговременные (муж, жена, сын, отец, учитель). 
 
2. Кратковременные (клиент, пешеход, покупатель, влюбленный, пациент). 
 
По сложности 
 
1. Простые - кратковременные (зритель, пешеход). 
 
2. Сложные – долговременные (отец, сын, начальник. 
 
По отношению к другим людям 
 
1. Распорядительные (начальник, преподаватель, учитель, шофер автобуса, экскурсовод). 
 
2. Подчиненные (исполнительные) – ученик, пассажир, экскурсант. 
 
3. Исполнительные, но связанные с людьми (продавец, кассир, вахтер, официант, таксист, водитель автобуса). Такие роли их исполнители часто пытаются играть как распорядительные. Если исполнители не хотят что-то делать, то ссылаются на свою подчиненную роль (начальник не разрешает). 
 
Для каждой роли есть определенные нормы поведения, которым индивид должен следовать в глазах окружающих. Например: 
 
Ну, теперь ты начальник! 
 
Она вышла замуж – теперь ей не до друзей… 
 
Некоторые нормы – это языковые нормы, нормы общения:  
 
Напр.:  
 
В нем заговорил отец, ребенок, начальник, в ней заговорила женщина…( то есть он стал говорить как типичный начальник, она –как типичная женщина ). 
 
Роли исполняются в определенных сферах – повторяющихся ситуациях. 
 
Роль исполняется путем выбора адекватных норм общения и поведения. Ролевые отношения поддерживается законами, социальной структурой общества. 
 
Существует ролевое равноправие – когда обе роли равны по статусу (оба начальники, оба подчиненные), такое общение называется горизонтальным. Ролевое неравноправие наблюдается, когда собеседники неравны, такое общение – вертикальное. 
 
Социальная роль человека зависит от социальной сферы, в которой он оказывается (то есть от социальной ситуации, в которой человек находится, оказывается). Например, один и тот же человек может быть: начальником – в административной сфере, мужем в семейной, пешеходом – в транспортной, клиентом – в сфере услуг, пациентом – в медицинской сфере, покупатель – в торговой, другом – в сфере межличностных отношений, коллега – в производственной сфере, сын – в родственной сфере, старожил – в сфере проживания, преступник – в сфере закона, налогоплательщик – в финансовой сфере, квартиросъемщик – в коммунальной сфере и т.д. 
 
Необходимо менять роли, оказываясь в других сферах, других ситуациях: роли действуют только в рамках соответствующих сфер. Нельзя переносить свою социальную роль в другую ситуацию. Если профессор в магазине предъявляет претензии к качеству товара и обслуживания, восклицая «Я профессор, в конце концов!», он играет роль профессора не в той ситуации, в которой это нужно. 
 
Отсюда мы не боимся чужих начальников- «он не мой начальник». Директор школы на субботнике должен быть не директором, а рядовым участником, начальник на вечеринке в коллективе должен быть рядовым участником вечеринки. 
 
Нельзя побуждать людей исполнять свои социальные роли за пределами соответствующих социальных сфер, в чужих ситуациях. 
 
В.Леви приводил в одной из своих книг ситуацию, когда приятная молодая женщина – врач-прокторог (специалист по болезням прямой кишки) в конце дружеской вечеринки прочувствованно сказала:  
 
- Спасибо вам всем, мои дорогие, большое спасибо! 
 
- За что спасибо? 
 
- За то, что никто из вас не рассказал мне о своем геморрое! 
 
Кстати, врачу всегда жалуются на здоровье. А с шофером обычно говорят о машинах. 
 
Существуют ролевые конфликты – связанные с неправильным выполнением людьми ролей. Эти конфликты бывают связаны: 
 
с неумелым, неправильным выполнением человеком своей роли (начальник не руководит, подчиненный не подчиняется); 
 
с тем, что формальная роль человека не совпадает с его фактической ролью ( человек формально начальник, а фактически его руководящую роль выполняет другой человек); 
 
с сохранением человеком своей роли в новой ситуации, с тем, что он не сменил вовремя свою роль (офицер дома командует, как в воинской части, учительница назидательно разговаривает со своими домашними).

Коммуникативные роли

 
Инициативные коммуникативные роли – как кратковременные, так и долговременные – являются средствами речевого воздействия, кратковременного или долговременного, соответственно. Эти роли выбираются и исполняются людьми сознательно, для достижения определенной цели. 
 
Для достижения эффективности в общении необходимо уметь выбрать подходящую для ситуации коммуникативную роль и правильно ее исполнить. Необходимо также менять коммуникативные роли с изменением ситуации. 
 
Например, мужчина в санатории хочет попросить у дежурной по этажу кипятку себе в палату. 
 
Возможны разные варианты:  
 
1. Ради бога, дайте кипяточку – дочери надо таблетку принять, болеет.  
 
Коммуникативная роль – заботливый отец. 
 
2. Дайте чайник, прошу вас, у жены историка – идем в гости, она не накручена. 
 
Коммуникативная роль – внимательный муж 
 
3. Леночка, радость моя, организуй кипяточку! 
 
Коммуникативная роль – ловелас и т.д. 
 
О.Бендер был мастером исполнения коммуникативных ролей начальников, милиционеров, распорядителей, гроссмейстеров, инспекторов пожарной охраны, Хлестаков исполнял коммуникативную роль начальника, Чичиков – коммуникативную роль интеллигента, помещика, знатока бильярда, лошадей и т.д. 
 
Необходимо отметить, что одни и те же роли могут быть и социальными, и коммуникативными: разница в том, что если для человека данная роль социальная, то он действительно является начальником, инспектором, профессором , генералом, больным и т.д., а если коммуникативная – то он изображает из себя этих людей. 
 
 
Приведем примеры возможных и наиболее часто встречающихся коммуникативных ролей: 
 
проситель, требователь, заботливый, ищущий совета, знаток, распорядитель, нахал, крутой, советчик, старший товарищ, все понимающий, готовый помочь, супермен, красавец (красотка), бывалый, неопытный, маленький человек, хозяин положения, жертва, преследователь, контролер (всех учит, всем делает замечания – унтер Пришибеев), бунтарь, несчастный, подконтрольная личность, маленький человек, всемогущий, гонимый, больной, ловелас, доминант, воспитанный, приезжий (не местный), все знающий, кавалер, антисплетник, доброхот, знаменитость, озабоченный, очень занятой, секретоноситель, лучше других информированный, беспомощный, дурачок, растяпа, калека, родитель, взрослый, ребенок, наказатель порока, искатель справедливости, представитель власти, заботливый, благожелатель (надо заботиться о здоровье, хорошо учиться, я хочу вам помочь), неимущий, терпеливый, разоблачитель, сознательный, нуждающийся в помощи, доверяющий сокровенное, законопослушный, требующий справедливости, готовый еще подумать, бдительный, простак, перегруженный, славный парень, организатор развлечений, истец, ответчик, судья, надежный человек и т.д. 

Понятие коммуникативной позиции говорящего 
 
Коммуникативная позиция говорящего - еще одно важное теоретическое понятие науки о речевом воздействии.  
 
Под коммуникативной позицией говорящего понимается влиятельность, авторитетность говорящего в процессе общения по отношению к его собеседнику, а точнее - степень его влиятельности и авторитетности по отношению к собеседнику или собеседникам в процессе общения.  
 
Коммуникативная позиция каждого из участников общения – понятие относительное, в том смысле, что она характеризуется относительно коммуникативных позиций остальных участников общения. Это относительная эффективность его потенциального речевого воздействия на собеседника. 
 
Коммуникативная позиция каждого отдельного человека может изменяться в разных ситуациях общения, а также по ходу общения в одной и той же коммуникативной ситуации.  
 
Коммуникативная позиция говорящего может быть сильной (начальник против подчиненного, старший против ребенка и др.) и слабой ( ребенок против взрослого, подчиненный против начальника и т.д.).  
 
Коммуникативная позиция коммуниканта может быть сильной или слабой изначально: коммуникативная позиция начальника, учителя, высокого должностного лица, родителей по отношению к маленьким детям, учителя по отношению к ученикам и т.д. всегда сильнее изначально, в силу социального статуса названных лиц, позиция подчиненного, ребенка, учащегося изначально всегда слабее. Однако свою коммуникативную позицию любой человек может изменить – сознательно использовав специальные приемы.  
 
Коммуникативную позицию человека в процессе общения путем применения правил и приемов речевого воздействия можно усилить, можно ее защитить, а также можно ослабить коммуникативную позицию собеседника (применяя в отношении собеседника приемы речевого воздействия, а также осуществляя различные действия в отношении него). 
 
Наука о речевом воздействии с этой точки зрения может быть определена как наука:  
 
о способах и приемах усиления коммуникативной позиции личности в процессе общения,  
 
о защите личностью своей коммуникативной позиции, 
 
о приемах ослабления коммуникативной позиции собеседника.

7. Коммуникативные  позиции  
 
в трансакционном анализе Э.Берна 
 
Американскому психоаналитику Э.Берну принадлежит термин трансакционный анализ, под которым понимается анализ общения с точки зрения выявления того, с какой позиции произносятся собеседниками те или иные реплики в их диалоге. 
 
Трансакции, по Э.Берну - это обмен репликами, это единица диалогического общения. Автор выделяет несколько видов трансакций :  
 
дополнительные – когда обмен репликами осуществляется с полным взаимопониманием сторон, общение идет бесконфликтно. Например: -Который час? - Без пяти два. –Уже два? –И не говорите , время бежит очень быстро. В этом случае оба собеседника дополняют, развивают мысли друг друга; 
 
параллельные – бесконфликтный обмен репликами, когда собеседники отвечают друг другу в соответствии с ожиданиями собеседника: -Вы не дадите мне нож? –Возьмите, пожалуйста! – Я хочу пить! –Возьми в холодильнике сок. –Давайте сбежим с уроков! –Давайте;  
 
пересекающиеся – конфликтный обмен репликами, когда собеседники нарушают конвенции вежливого общения: - Где мои часы? – Почему я всегда должна знать, где лежат твои вещи? – Почему столы не накрыты? – Будете кричать, накроем ваши столы в последнюю очередь; 
 
скрытые – обмен репликами, имеющими скрытый смысл, например: ковбой – девушке: - Не хотите осмотреть конюшни, мисс? – Я обожаю смотреть конюшни! (скрытый смысл –ухаживание). 
 
Э.Берн выделил три роли, которые коммуниканты бессознательно исполняют в процессе общения – роли родителя, взрослого и ребенка. Он рассматривал эти роли как проявления эго-состояния личности, то есть ее внутреннего психического состояния в момент общения. Применительно к науке об общении эти эго-состояния в их коммуникативных ипостасях (оставляя в стороне причины этого состояния ) можно рассматривать как максимально обобщенные коммуникативные роли, которые мы называем далее коммуникативными позициями (говорить с позиции ребенка, взрослого, родителя – говорить в роли ребенка, родителя, взрослого звучит неблагозвучно). 
 
Коммуникативная позиция ребенка – общение по принципу хочу-не хочу, эмоциональность, капризность, ранимость, легковерие, игривость, непостоянство, желание ощутить заботу, опеку. 
 
Коммуникативная позиция родителя – имитация собственных родителей, констатация норм (можно-нельзя, хорошо-плохо), автоматизированные стереотипы поведения, обеспечивающие выживание человеческого рода, уверен в себе, осознает превосходство, право наказывать, безапелляционен, требует уважения к себе, следит за порядком, склонен покровительствовать. 
 
Коммуникативная позиция взрослого – опора на нормы логики, здравый смысл, учет реальной ситуации, стремление быть на равных, не показывать покровительство, слушает, оценивает, задает вопросы, жесты и позы изменяются в соответствии с содержанием речи, корпус и голова ровные. Взрослый всегда посредник между ребенком и родителем. 
 
Трансакционный анализ выявляет, какие эго-состояния (состояния «Я») вызывают реплику, какие – реакцию. 
 
Так, трансакция - Который час? –Без пяти два – это разговор взрослого с взрослым, - Давай убежим с уроков! - Давай! – ребенок с ребенком, -Где мои часы? –Почему я должна это знать? – вопрос задает взрослый взрослому, отвечает родитель ребенку. 
 
Р.Шульц, последователь трансакционного анализа, конкретизировал коммуникативные позиции Э.Берна, выделив родителя критического (автоматически оценивает, приказывает, ищет виновных, запрещает, указывает, проводит границы, догматичен (ты должен, ты не должен, я не позволю) и родителя заботливого (одобряет, поддерживает, сочувствует, защищает, помогает, покровительствует, советует (бедняга, не вешай нос, тебе это по силам, ты молодец, я помогу тебе сделать), протягивает руки, поглаживает по голове. 
 
Кроме того, Р.Шульц выделил ребенка свободного – естественен, энергичен, нетерпелив, творческая натура (я хочу, мне надо, шикарно, класс, так тебе и надо), ребенка приспосабливающегося (я хотел бы, я попробую, я боюсь, я хотел только, что же мне делать), пожимает плечами, кусает губы, голова склонена, и ребенка - бунтаря - протестует против более сильных и авторитетных, строптив, груб, агрессивен (не хочу, оставь меня), опущенная голова, угрожающие позы. 
 
Коммуникативные позиции взрослого, родителя и ребенка являются наиболее обобщенными коммуникативными ролями (поэтому мы и считаем более удобным называть их позициями), все остальные, выделенные и перечисленные нами выше, могут быть распределены по этим трем.  
 
При всем разнообразии возможных трансакций в реальном общении можно выделить некоторые закономерности, отражающие результаты исполнения говорящим указанных ролей. 
 
Если разговор начинает родитель, он ожидает, что ему ответят с позиции ребенка, и наоборот – реплика, сделанная с позиции ребенка, провоцирует ответ с позиции родителя. Любому коммуниканту обычно приятно , когда к нему обращаются с позиции ребенка, поскольку такое обращение есть признание в нем родителя. Такое общение обычно состоит из параллельных трансакций и является бесконфликтным. Однако навязываемая коммуникативная позиция должна устраивать собеседника. Стоит ответить родителю не с ожидаемой им позиции ребенка, а с позиций родителя же, возникает конфликт: - Когда ты, наконец, научишься сам помнить о своих делах? – А когда ты научишься не делать мне замечаний? 
 
Позиция взрослого предполагает ответ с позиции взрослого, а не ребенка или родителя, в противном случае возникает конфликт: 
 
- Когда завтра мы уезжаем на экскурсию? – Вы что, не слышали? Все знают, а вы нет! В 9.30 и не опаздывайте! 
 
Обращение с позиции ребенка провоцирует ответ с позиции родителя: - Ну почему мне всегда не везет? – Ничего, все не так плохо! Не расстраивайся, все устроится.

 

 

 

иПозиции общения

Трансактный анализ общения выделяет три основные позиции: Ребенка, Родителя, Взрослого, которые могут неоднократно сменять одна другую в течение дня, или одна из них может преобладать в поведении человека. С позиции Ребенка человек смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят, но, одновременно, и чувство неуверенности, беззащитности. Эта позиция, являясь основной в детстве, нередко встречается и у взрослых. Так, иногда молодая женщина в общении с мужем хочет почувствовать себя вновь озорной девчонкой, оберегаемой от всяческих невзгод. Муж в таких случаях занимает позицию Родителя, демонстрирует уверенность, покровительство, но, одновременно, и безапелляционность, приказной тон. В другое время, например, общаясь со своими родителями, он сам занимает позицию Ребенка.

При общении с коллегами обычно стремятся занять позицию Взрослого, предусматривающую спокойный тон, выдержку, солидность, ответственность за свои поступки, равноправие в общении.

С позиции Родителя «играются» роли старого отца, старшей сестры, внимательного супруга, педагога, врача, начальника, продавца, говорящего «Зайдите завтра». С позиции Ребенка — роли молодого специалиста, аспиранта-соискателя, артиста-любимца публики. С позиции Взрослого — роли соседа, случайного попутчика, сослуживца, знающего себе цену и др.

В позиции «Родителя» могут быть две разновидности: 1) «карающий Родитель» — указывает, приказывает, критикует, карает за непослушание и ошибки; 2) «опекающий Родитель» ) советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает, поддерживает, сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды.

В позиции Ребенка выделяют: «послушного ребенка» и «бунтующего ребенка» (ведет себя «Не хочу, не буду, отстаньте! А тебе какое дело? Как хочу, так и буду делать!» и т. п.)

Наиболее успешным и эффективным является общение

двух собеседников с позиции Взрослых, могут друг друга

понять и два Ребенка.

Общение Родителя и Взрослого динамично: либо Взрослый своим спокойным, независмым, ответственным поведением собьет спесь с Родителя и переведет его в равноправную Взрослую позицию, либо Родитель сумее-подавить собеседника и перевести его в позицию подчиня ющегося или бунтующего Ребенка.

Общение Взрослого и Ребенка столь же динамично: либо Взрослый сумеет побудить Ребенка серьезно и ответственно отнестись к обсуждаемой проблеме и перейти в позицию Взрослого, либо беспомощность Ребенка спровоцирует переход Взрослого к позиции опекающего Родителя. Общение Родителя и Ребенка взаимодополняемо, поэтому часто реализуется в общении, хотя может носить как спокойный характер («послушный Ребенок»), так и конфликтный характер («Бунтующий ребенок»). Встречаются замаскированные виды общения, где внешний (социальный) уровень общения не совпадает, маскирует истинный психологический уровень общения. Например, общение продавца и покупателя может внешне носить равноправный характер двух Взрослых, а фактически, диалог продавца («Вещь хорошая, но дорогая») и покупателя («Именно это я и возьму») был на уровне Родитель (продавец) и Ребенок (покупатель).

Информация о работе Понятие роли. Виды ролей