Понятие термина «жаргон»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 20:50, реферат

Описание работы

Цель настоящей работы состоит в изучении причин употребления в речи современной молодежи, большого количества жаргонизмов и роли общества в формировании культуры речи, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения не только со сверстниками.

Для достижения поставленной цели в работе предусматривается решение целого ряда поэтапных задач:

1. Роль социальных факторов в формировании речи современных подростков.

2. Потребность современной молодежи в самовыражении и встречном понимании.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...стр. 3


Глава I Понятие термина «жаргон»……………………………………стр. 4
Глава II

2.1. Роль социальных факторов в формировании речи

современной молодежи…………………………………………..стр. 6


2.2. Потребность молодежи в самовыражении и понимании………стр. 7

2.3. Сфера употребления молодежного жаргона…..………………..стр. 8

Заключение…………………………………………………………….стр. 11

Литература……………..………………………………………………стр. 12

Файлы: 1 файл

современный русский язык.rtf

— 85.59 Кб (Скачать файл)

 

      "Для молодежного жаргона характерно, помимо отчужденности, эмоционально-игровое начало. Почему, если молодежь знает, как говорить правильно, она говорит неправильно? Почему предпочитает использовать осуждаемые формы речи, зная престижные, нормативные? Да просто потому, что у нее другая система ценностей, другой престиж, другая норма - антинорма. И в этой антинорме главный принцип - элемент шока, встряски, чтобы "заколебать народ", и элемент насмешки, чтобы было не скучно, а смешно, "прикольно". В этом и вызов благополучному, преуспевающему обществу, и неприятие его норм, его образцов, его приличий"4. Улёт, отпад, оргазм! - так может выразить восторг сегодняшняя школьница, скучную музыку назовет депрессняк, а примерного одноклассника - ботаник.

 

      Другой игровой прием, используемый в молодежном жаргоне, - это сближение слов на основе звукового подобия, звуковой перенос: к примеру, "лимон" вместо миллион, мыло, "емеля" вместо e-mail (от английского слова  электронная почта).

 

      Итак, шутка, игра - это позитивный элемент молодежной речи. Вряд ли кто-нибудь всерьез может бороться с этим.

 

      Другая важная характеристика молодежной речи - ее «первобытность». Ассоциация с языком какого-нибудь первобытного общества возникает, когда педагоги наблюдают нестабильность, постоянную изменяемость жаргона как во временном, так и в пространственном измерении. Не успев закрепиться, одни формы речи уступают место другим: так, не столь давнее жаргонное "мани" (от английского слова money - деньги) заменили "баксы" и "лаве". Аналогичные процессы отмечались в начале века исследователями-этнографами в языках южноамериканских индейцев, для которых миссионеры не успевали переписывать словари. Это естественное состояние любого языкового образования в период его становления.

 

 

4. .Л. Федорова. Речь подростка норма или антинорма?. Интернет-портал WWW.rus.1 september.ru

 

      Еще один признак «первобытности» молодежного жаргона - неопределенность, размытость значений входящих в него слов. "Стрёмно, круто"," я прусь" могут

 

быть и положительной, и отрицательной оценкой ситуации. Сюда относятся  как "блин!" и   "елы-палы!", используемые в жаргоне только в качестве эмоциональных восклицаний, так и слова типа "прикол", "улёт", "чума", "жжет". Будучи использованными в качестве эмоциональных междометий, они практически полностью теряют свое значение, которое вытесняется сильно акцентированным в определенной ситуации эмоциональным компонентом значения. К этой же группе относятся словосочетания "полный атас", "полный абзац", "полный писец".  В зависимости от ситуации и круга общения данные слова могут выражать разнообразные - вплоть до противоположных - эмоции: разочарование, раздражения, восхищение, удивление, радость и т. д. При этом более или менее адекватное «узнавание» выражаемой эмоции слушателем не может осуществиться без учета интонации, мимики, жестикуляции говорящего, а также контекста.

 

      Подобное явление было в свое время отмечено Д.С. Лихачевым для уголовно-лагерного жаргона. Он охарактеризовал его как атавистический примитивизм речи, сходный с диффузностью первобытной семантики. Аналогичный пример приводил и Ф.М. Достоевский, наблюдая, как мужики обходятся в своем общении одним непечатным словом, вкладывая в него каждый раз новые смыслы. Этот первобытный атавизм Лихачев считал болезнью языка - «инфантилизмом языковых форм». Для нее характерно, что молодежь часто использует слова и выражения, значения которых до конца не осмысливает и не стремится осмыслить, играя на внешней яркости. А нередко и затрудняется осмыслить, порождая в речи цепочки слов-«паразитов», на борьбе с которыми не так давно сосредоточивали основное внимание педагоги.

 

      Итак, основное заслуживающее осуждения качество молодежного жаргона, который формируется кругом общения подростка, - его выраженный "атавистический примитивизм". Кроме "…расплывчатой семантики, он проявляется и в заниженности тех сфер лексики, откуда черпаются ее ресурсы, и в стилистически заниженных грамматических средствах, используемых в речи; это, в частности, уничижительные суффиксы - -няк, -ня (отходняк, депрессняк, тусняк, тусня), усечения (ботан), фамильярные суффиксы в личных именах (Димон, Колян, Юрец). И, наконец, в значительной доле заимствований из просторечной лексики"5. Все эти приемы - осознанный выбор, осуществляемый в речевом поведении между подростками. А речевое поведение также регулируется нормой или антинормой. Современный молодежный жаргон выбирает антинорму.

 

 

5. .Л. Федорова. Речь подростка норма или антинорма?. Интернет-портал WWW.rus.1 september.ru

 

Заключение

Целью данной работы является изучение жаргонизации речи современной молодежи. Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:

 

1.        Засилие жаргонизации речи сегодня  обусловлено изменившимися социальными условиями - приоритет материальных ценностей, разделение общества (на богатых и бедных), изменение межличностных отношений и так далее. Молодежь все чаще сталкивается с безразличием, грубостью, злостью. А это, в свою очередь, приводит к протесту, который выражается, в частности, повышенной жаргонизацией речи при общении. Общение со сверстниками, а также с друзьями более старшего возраста продолжает быть значимым. Можно отметить, что они хотят проводить с ними как можно больше времени - гулять, отдыхать, развлекаться, а значит они должны разговаривать на «своем» (жаргонном) языке.

 

2.        Современная молодежь считает жаргонизацию речи неотъемлемой частью своего общения среди сверстников. Такие слова позволяют им самоутверждаться, поддерживать хорошие отношения с друзьями, обмениваться информацией и узнавать новое.

 

3.        При изучении уровня жаргонизации речи можно выявить, что первое место у юношей занимают матерные слова, для девушек жаргон является прежде всего игрой слов, которая придает речи легкий юмористический оттенок.

 

Таким образом, полученные в ходе исследования данные подтверждают то, что наблюдается тенденция к возрастанию уровня жаргонизации речи среди молодежи. Если обобщить полученные данные, то можно сформулировать причины увеличения доли жаргонизации речи современной молодежи:

 

1.     Социальные факторы.

 

2.     Значимость «своего» (жаргонного) языка для общения со сверстниками (желание утвердиться как среди своих сверстников так и в собственных глазах).

 

3.     Влияние средств массовой информации (чтение газет и молодежных журналов, просмотр телепередач) на речь современной молодежи.

 

Литература

 

 

1.   Береговская Э.М. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопросы языкознания, 1996, № 3

 

2.   Беличева С. А. Сложный мир подростка. - Свердловск, Сред.-Урал. Кн. Издательство, 1984

 

3.   Бобахо В. А., Левикова С. И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений?//Общественные науки и современность. - 1996. - № 3. - С.  56-60.

 

4.   Бодалев А. А. Личность и общение: Избр. тр. - М.: Педагогика, 1983

 

5.   Брудный А. А. Понимание и общение. - М.: Знание, 1989

 

6.   Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1982

 

7.   Мудрик А.В. Самые трудные годы. - М.: Знание, 1990

 

8.   Нестеренко В. Язык нетерпимости и язык доверия.//Свободная мысль. - 1992. - № 2. - С.

 

9.   Толстых А. В. Подросток в неформальной группе. - М.: Знание, 1991. - (Новое в жизни, науке, технике. Педагогика и психология; № 2).

 

10.Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. М., 1992

 

11.Л.Л. Федорова. Речь подростка норма или антинорма?. Интернет-портал WWW.rus.1 september.ru


Информация о работе Понятие термина «жаргон»