Понятие «универсальные учебные действия»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 15:50, доклад

Описание работы

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Файлы: 1 файл

учебные действия.docx

— 19.93 Кб (Скачать файл)

Понятие «универсальные учебные действия»

        В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Способность учащегося  самостоятельно успешно усваивать  новые знания, формировать умения и компетентности, вклюая самостоятельную организацию этого процесса, то есть умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебнуюцель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Функции универсальных  учебных действий:

—обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные  цели, искать и использовать необходимые  средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс  и результаты деятельности;

—создание условий  для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение  успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей  в любой предметной области.

Универсальный характер учебных действий проявляется в  том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Реализация деятельностного подхода в образовании осуществляется в ходе решения следующих задач:

—определение основных результатов обучения и воспитания в зависимости от сформированности личностных качеств и универсальных учебных действий;

—построение содержания учебных предметов и образования  в целом с ориентацией на сущностные знания в соответствующих предметных областях;

—определение функций, содержания и структуры универсальных  учебных действий для каждого  возраста/ступени образования;

—выделение возрастно-специфической  формы и качественных показателей  сформированности универсальных учебных действий в отношении познавательного и личностного развития учащихся;

—определение круга  учебных предметов, в рамках которых  оптимально могут быть сформированы конкретные виды универсальных учебных  действий;

—разработка системы  типовых задач для диагностики  сформированности универсальных учебных действий на каждом этапе образовательного процесса;

—разработка системы  задач и организация ориентировки учащихся в их решении, обеспечивающем формирование универсальных учебных  действий. 

 

Виды универсальных  учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных  действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно  выделить четыре блока: личностный; регулятивный (включающий также действия саморегуляции); познавательный; коммуникативный.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

—личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

—смыслообразование, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: «Какое значение и какой смысл имеет для меня учение?» — и уметь на него отвечать;

—нравственно-этическая  ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.

К ним относятся:

—целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

—планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

—прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

—контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

—коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

—оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

—саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные  универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

—самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели;

—поиск и выделение  необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

—структурирование знаний;

—осознанное и произвольное построение речевого высказывания в  устной и письменной форме;

—выбор наиболее эффективных способов решения задач  в зависимости от конкретных условий;

—рефлексия способов и условий действия, контроль и  оценка процесса и результатов деятельности;

—смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор  вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных  жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и  восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

—постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении  проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

—моделирование  — преобразование объекта из чувственной  формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта  (пространственно-графическая или знаково-символическая);

—преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные  действия:

—анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

—синтез — составление  целого из частей, в том числе  самостоятельное достраивание с  восполнением недостающих компонентов;

—выбор оснований  и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

—подведение под  понятие, выведение следствий;

—установление причинно-следственных связей;

—построение логической цепи рассуждений;

—доказательство;

—выдвижение гипотез  и их обоснование.

Постановка и  решение проблемы:

—формулирование проблемы;

—самостоятельное  создание способов решения проблем  творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество и со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным  действиям относятся:

—планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

—постановка вопросов — инициативное сотрудничество в  поиске и сборе информации;

—разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения  и его реализация;

—управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

—умение с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической  формами речи в соответствии с  грамматическими и синтаксическими  нормами родного языка.

Развитие системы  универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных  действий, определяющих развитие психологических  способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного  развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной  деятельности ребенка и тем самым  определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.



Информация о работе Понятие «универсальные учебные действия»