Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 15:50, доклад
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Понятие «универсальные учебные действия» |
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Способность учащегося
самостоятельно успешно усваивать
новые знания, формировать умения и
компетентности, вклюая самостоятельную
организацию этого процесса, то есть умение
учиться, обеспечивается тем, что универсальные
учебные действия как обобщенные действия
открывают учащимся возможность широкой
ориентации как в различных предметных
областях, так и в строении самой учебной
деятельности, включающей осознание ее
целевой направленности, ценностно-смысловых
и операциональных характеристик. Таким
образом, достижение умения учиться предполагает
полноценное освоение школьниками всех компонентов
учебной деятельности, включая: 1) познавательные
и учебные мотивы; 2) учебнуюцель; 3) учебную задачу;
4) учебные действия и операции ( Функции универсальных учебных действий: —обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; —создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося. Реализация деятельностного подхода в образовании осуществляется в ходе решения следующих задач: —определение основных результатов обучения и воспитания в зависимости от сформированности личностных качеств и универсальных учебных действий; —построение содержания
учебных предметов и —определение функций, содержания и структуры универсальных учебных действий для каждого возраста/ступени образования; —выделение возрастно- —определение круга учебных предметов, в рамках которых оптимально могут быть сформированы конкретные виды универсальных учебных действий; —разработка системы типовых задач для диагностики сформированности универсальных учебных действий на каждом этапе образовательного процесса; —разработка системы
задач и организация
Виды универсальных учебных действий В составе основных
видов универсальных учебных
действий, соответствующих ключевым
целям общего образования, можно
выделить четыре блока: личностный; Личностные действия —личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; —смыслообразование, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: «Какое значение и какой смысл имеет для меня учение?» — и уметь на него отвечать; —нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Регулятивные действия К ним относятся: —целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; —планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; —прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; —контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; —коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; —оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; —саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. Познавательные
универсальные действия Общеучебные универсальные действия: —самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; —поиск и выделение
необходимой информации; применение
методов информационного —структурирование знаний; —осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; —выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; —рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; —смысловое чтение
как осмысление цели чтения и выбор
вида чтения в зависимости от цели;
извлечение необходимой информации
из прослушанных текстов различных
жанров; определение основной и второстепенной
информации; свободная ориентация и
восприятие текстов художественного,
научного, публицистического и —постановка и формулирование
проблемы, самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при решении
проблем творческого и Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия: —моделирование
— преобразование объекта из чувственной
формы в модель, где выделены существенные
характеристики объекта (пространственно- —преобразование модели
с целью выявления общих Логические универсальные действия: —анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); —синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; —выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; —подведение под понятие, выведение следствий; —установление причинно-следственных связей; —построение логической цепи рассуждений; —доказательство; —выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: —формулирование проблемы; —самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество и со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: —планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; —постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; —разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; —управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; —умение с достаточной
полнотой и точностью выражать свои
мысли в соответствии с задачами
и условиями коммуникации; владение
монологической и диалогической
формами речи в соответствии с
грамматическими и Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства. |
Информация о работе Понятие «универсальные учебные действия»