Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 09:47, контрольная работа
В современном интенсивно меняющемся мире, хотим мы этого или нет, неуклонно проявляются две взаимосвязанные тенденции - интеграция и дезинтеграция. В результате этого возникают разного рода противоречия. Распадаются целостные образования, в тоже время разрозненные явления, действия, процессы интегрируются в целостные, глобальные явления, различного рода системы. Тенденции эти свойственны и педагогической действительности, в которой формируется и развивается современный человек и как индивидуальность, и как определенный тип личности.
Введение
Понятие воспитательной системы
Классификации воспитательной системы
Заключение
Список литературы
Четвертый этап - обновление и совершенствование системы: усложняются цели, более разнообразным становится содержание более тонкими - отношения, более разветвленными - связи и, конечно же, более сложными становятся организационные, управленческие процессы. Но именно через это усложнение педагоги и поднимают систему на новую ступень, на новый уровень.
Классификации воспитательных систем
В литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий В.Г. Гульчевской, В.П. Беспалько, В.Т. Фоменко и другие.
В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г.К. Селевко. Согласно его классификации, принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяются несколько типов технологий:
1.Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели.
Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили, педагогика сотрудничества и система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека.[4, 14].
2. Природосообразные технологии.
Природосообразностъ - педагогический принцип, согласно которому воспитатель в своей деятельности руководствуется факторами естественного, природного развития ребенка. В различное время и различными авторами принцип природосообразности трактовался по-разному, порождал различные течения в педагогике: фатализм, натурализм, свободное воспитание, педоцентризм и др.
В современном понимании принцип природосообразности требует соответствия образовательной технологии природным закономерностям, означает необходимость экопсихологического подхода, обращения к этническим культуро-образующим истокам личности.
Примеры: природосообразное воспитание грамотности по А.М. Кушниру, технология саморазвития М. Монтессори и другие.
3. Альтернативные технологии.
В широком смысле под альтернативными технологиями принято рассматривать те, которые противостоят традиционной системе обучения (ТО) какой-либо своей стороной, будь то цели, содержание, формы, методы, отношения, позиции участников педагогического процесса. С этой точки зрения всякая инновация может претендовать на статус альтернативной технологии.
Более адекватным определением этого понятия, видимо, будет следующее: это радикальный отказ как от традиционных концептуальных оснований педагогического процесса (социально-философских, психологических), так и от общепринятых организационных, содержательных и методических принципов, и замена их другими, альтернативными.
Альтернативные технологии - свободное воспитание. Они провозглашают в качестве основной идеи воспитания - обеспечить ребенку независимый свободный выбор поступка и деятельности.
Еще одной альтернативой авторитарной, командно-административной педагогики выступают гуманистические и демократические технологии, основанные на отношениях уважения, равенства, педагогической любви к детям.
Сегодня эти и другие альтернативные идеи являются одним из источников новой, рождающейся парадигмы образования XXI века, целью которого будет свободный творческий человек: вальдорфская педагогика Р. Штайнера, технология свободного труда С. Френе, технология вероятностного образования A.M. Лобка, технология мастерских.[4]
4. Технологии развивающего обучения.
Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г.Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского и др. Научное обоснование этой теории дано в трудах Л.С.Выготского. Свое дальнейшее развитие она получила в экспериментальных работах Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. В их концепциях обучение и развитие предстают как система диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса. Обучение признается ведущей движущей силой психического развития ребенка, становления у него всей совокупности качеств личности: ЗУН, СУД, СУМ, СЭН, СДП.
В настоящее время в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики. Система развивающего обучения Л. В. Занкова направлена на общее, целостное развитие личности; технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова акцентирует развитие способов умственных действий (СУД); системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности И.П. Волкова, Г.С. Альтшуллера, И.П. Иванова отдают приоритет сфере эстетических и нравственных качеств личности (СЭН), технология саморазвивающего обучения Г.К.Селевко ориентируется на развитие самоуправляющих механизмов личности (СУМ); личностно-ориентированное развивающее обучение И.С.Якиманской – на действенно-практическую сферу личности (СДП).[4]
5. Педагогические технологии авторских школ.
Авторской (инновационной) школой называется учебно-воспитательное заведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику (или вообще, или для данных условий).
Авторская школа является полисистемой с подсистемами учебной, трудовой, художественно-эстетической, духовно-религиозной, спортивной, научной деятельности, включающей различные формы коммуникации и общения детей и взрослых. Современные авторские (инновационные) школы чаще всего возникают на базе обычных массовых школ, глубоко разрабатывая и реализуя на оригинальной технологической основе одну или несколько каких-либо своих функций. Можно выделить следующие отличительные качества (критерии) авторских школ.
• Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса.
• Альтернативность: отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и др.) от традиционных, принятых в массовой школе.
• Концептуальность учебно-воспитательного процесса: сознание и использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований.
• Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса.
• Социально-педагогическая целесообразность: соответствие целей школы социальному заказу.
• Наличие признаков или результатов, определяющих реальность и эффективность авторской школы.
Примерами являются многие из действующих систем авторских школ - школа самоопределения А.Н. Тубельского, модель «Русская школа», школа адаптирующей педагогики Е.А. Ямбурга, школа-парк М.А. Балабана, агрошкола А.А. Католикова и другие[7,34].
Весьма интересную классификацию педагогических технологий предложил профессор Ростовского государственного университета В.Т. Фоменко:
• Технология, предполагающая построение учебного процесса на крупноблочной основе.
Она является альтернативной тем технологиям, которые ориентируют на последовательное построение обучения. Крупноблочная технология имеет свою двухлинейную логическую структуру урока: повторение осуществляется во всей деятельности процесса и служит своеобразным фоном, на котором изучается новый материал.
Этой технологией предъявляются свои требования и к использованию в обучении наглядных средств. Вместо урока основной организационной единицей может стать учебный день (биологический, литературный).
• Технология, предполагающая построение учебного материала
на личностно-смысловой
и на эмоционально-
Личностно-смысловая организация учебного процесса предполагает создание эмоционально-психологических установок. Прежде чем изучать, например, теоретический материал, учитель посредством ярких образов воздействует на эмоции детей, создавая у них отношение к тому, о чем пойдет речь. Учебный процесс оказывается личностно-ориентированным.
В качестве педагогического фактора используется высший класс эмоций - интеллектуальные и нравственные эмоции.[4]
• Технология, предполагающая построение учебного процесса на альтернативной основе. Одно из правил этой технологии гласит: излагай несколько точек зрения, подходов, теорий как истинные (в то время как истинной среди них является лишь одна точка зрения, теория, один подход).
• Технология, предполагающая построение учебного процесса на ситуативной, прежде всего на игровой основе. Наблюдается слишком большой разрыв между академической и практической деятельностью учащихся. Он заполняется деятельностью, имитирующей реальную действительность и тем самым помогающей вписать учебный процесс в контекст реальной жизнедеятельности детей.
• Технология, предполагающая построение учебного процесса на диалоговой основе. Ценность диалога в том, что вопрос учителя вызывает у учащихся не только и не столько ответ, сколько, в свою очередь, вопрос. Учитель и учащиеся выступают на равных. Смысл диалога, таким образом, в том, что субъект - субъективные отношения реализуются на уроке не только в знании, но и нравственно-этической сфере.[4]
Весь этот «веер» технологий может раскрываться и складываться в руках опытного педагога, потому что условия их применимости зависят от множества факторов.
Таким образом, для успешного функционирования воспитательной системы нужна тщательно продуманная «отладка» всех ее составляющих. Любая современная воспитательная технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным прогрессом, гумманизацией и демократизацией общества. Одна и та же технология в руках конкретных исполнителей может выглядеть по-разному: здесь неизбежно присутствие личностной компоненты педагога, особенностей контингента учащихся, их общего настроения и психологического климата в коллективе. Результаты, достигнутые педагогами, использующими одну и ту же технологию, будут различными, однако близкими к некоторому среднему индексу.
Заключение
История развития и становления воспитательных традиций связана с определенными воспитательными системами, сложившимися в процессе развития общества.
Обстоятельный анализ проведенных историко-педагогических исследований позволяет констатировать, что воспитательная технология выступала предметом дискуссий и научных споров в течение многих десятилетий. Ни один выдающийся педагог не мог обойти эту проблему. «Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием,- утверждал Я.А. Коменский, - только при этом условии его работа будет высоко результативной, а место учителя - самым лучшим местом под солнцем. Школа – мастерская, она «живая типография», которая «печатает» людей. Учитель в учебном процессе пользуется такими же средствами для воспитания и обучения, какими пользуются типографские работники, создавая книгу».[8]
Проведенные исследования позволили выделить важнейшие характеристики воспитательных технологий. Ведущей из них является концептуальное обоснование. Основу тех или иных воспитательных технологий составляют концептуальные идеи, определяющие содержание, способы взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса, виды деятельности.
Любая воспитательная система специфична для каждого учебного заведения с данным составом педагогов и учащихся, окружающей его средой. Моделируя воспитательную систему, закладывая в нее разнообразие элементов, их связей, пути ее развития, важно выбрать главное: что будет определять ее лицо, что послужит в дальнейшем основанием для самоорганизации системы. Таким главным для воспитательной системы должна стать концепция как совокупность основных педагогических идей, положенных в основу системы, и целей, во имя которых она создается.
Главным для каждой из воспитательных систем является ориентация на воспитание человека, готового и способного жить в современном для него обществе.
В течение многих веков в мире развивается и по-разному воплощается идея воспитания человека на протяжении всей его жизни.
Следует подчеркнуть, что проектирование воспитательной системы и управление ею - не самоцель. В конечном итоге она должна иметь выход в практику, способствовать развитию и саморазвитию личности. Если рассматривать воспитание как управление процессом личностного развития путем создания благоприятных для этого условий, наиболее значимыми из них следует признать наличие гуманистической воспитательной системы в учебном учреждении и организованного воспитательного пространства в окружающей его среде.