Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 21:08, реферат
Время существует объективно, непрерывно одна минута сменяет другую, один день - другой, проходят месяцы, года, столетия. Но, несмотря на то, что ход времени во всем мире подчиняется одним и тем же законам, для каждого отдельного человека один и тот же промежуток объективно прошедшего времени может представляться короче или длиннее, чем он был на самом деле. Для разных людей один и тот же отрезок времени может иметь совершенно различные значения. Для одного человека неделя «тянется» как месяц, для другого же неделя «пролетает» словно пара дней.
Хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет - это значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами, отнести его к некоторой категории. Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет динамический поиск наилучшего толкования, объяснения имеющихся данных.
Осмысленность восприятия проявляется в его узнавании, т.е. способности человека воспринять объект в соотнесении его с уже существующем в его опыте образом. Узнавание объектов происходит тем быстрее и точнее, чем более привычен нам данный объект и чем чаще мы могли его воспринимать.
Узнавание предметов и объектов может быть обобщенным, когда они относят к какой-либо группе или общей категории, или дифференцированным, когда выделяются признаки, присущие именно этому предмету или объекту, воспринятому ранее. В ситуации нехватки таких определенных признаков даже узнавание вполне привычного объекта может быть значительно затруднено.
Избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Она может проявляться в нескольких аспектах: в выделении объекта из фона, которое лучше происходит при наличии у объекта четкого контура, и выделении одного объекта по сравнению с другими, которые также играют роль своеобразного фона.
Избирательность восприятия – свойство динамичное, а не данное в постоянстве. Объект, поначалу воспринимаемый как фигура вследствие центрации внимания на его признаках, может слиться с фоном, если изменяется установка на восприятии, т.е. в центре становится уже другой объект. Нагляднее всего это происходит при воспроизведении воспринятого образа, в том числе и временного интервала: большая концентрация внимания позволяет более детально воспроизвести требуемое, отсутствие же концентрации приводит к невозможности вспомнить даже общих черт воспринятого.
Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по себе, а конкретный живой человек, и в восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, устремления, желания и чувства. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Восприятие есть активный процесс, использующий информацию для того, чтобы выдвигать и проверять гипотезы. Характер же этих гипотез определяется содержанием прошлого опыта личности. Таким образом, при восприятии какого-либо предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Поэтому естественно, что один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми. Ниже в работе пойдет речь о различиях в восприятии временных интервалов разными людьми и о причинах подобных разногласий.
Необходимо отметить, что психические акты восприятия представляют собой бессознательные умозаключения, результаты которых принимаются как данность и не подлежат критике или оценке. Вследствие своей неосознанности от них невозможно избавиться по той причине, что человек просто не замечает их работы, не фиксирует сам процесс восприятия. Второй основной особенностью восприятия является концентрация внимания только на полезных ощущениях, необходимых для человеческого познания, соответственно, способность человека воспринимать не весь поток информации, а лишь отдельные его единицы.
Восприятие имеет
свои физиологические основы. В основе
восприятия лежат условные рефлексы,
временные нервные связи, образующиеся
в коре больших полушарий головного
мозга при воздействии на рецепторы
предметов или явлений
Восприятие времени,
в отличие от других видов, не имеет
специального анализатора, способного
указать человеку на объективные
характеристики прошедшего отрезка
времени. Его заменяет непосредственное
переживание, основанное на опыте каждого
и названное «чувством времени»
На правильность
восприятия времени влияют несколько
факторов. Во-первых, длина воспринимаемого
отрезка времени. Лучше всего
человек оценивает короткие интервалы
времени, при этом существует тенденция
преувеличения одноминутного
Во-вторых, человек
может оценить правильно лишь
те интервалы времени, при восприятии
которых он может опираться на
объективную физиологическую
В-третьих, на оценку длительности также влияет содержание деятельности человека. Чем более насыщены разнообразными событиями дни или недели в жизни человека, тем быстрее они для него проходят, тем быстрее бежит субъективное время. Чем меньше событий в определенный отрезок времени, тем медленнее он тянется, тем однообразнее и длиннее он кажется.
От субъективной оценки длительности прошедших интервалов на уровне восприятия необходимо отличать ориентировку во времени как определение данной фазы изменений в общем цикле изменений. Двумя наиболее важными системами временных ориентиров у человека являются: смена дня и ночи и ритмы самого организма: перед привычным временем приема пищи ощущается голод, перед сном - усталость. Ориентировка во времени формируется в процессе индивидуального развития. Только к 5 годам ребенок безошибочно называет утро и послеполуденное время.
Временные восприятия у детей складываются довольно поздно, проделывая значительный путь развития. С общим ходом психического развития, с овладением знаниями в процессе обучения связано и повышение точности дифференцировки отрезков времени. Школьники лучше всего ориентируются в тех промежутках времени, которые связаны с их повседневной деятельностью. «Меры времени» для отграничения одного периода зрелости от другого оказываются различными на протяжении жизни человека. Их относительный характер выражен в том, что в первые годы жизни человека периоды измеряются месяцами и полугодиями, в дальнейшем же происходит как бы «растягивание» времени. «Меры времени» измеряются уже не годами, а десятилетиями - в зависимости от сложившегося уровня жизнестойкости и жизнеспособности человека. Таким образом, возраст человека может достаточно сильно влиять на восприятие времени.
Восприятие времени
чрезвычайно варьируется в
В состоянии подавленности или фрустрации время течёт медленно. Больные, находившиеся в депрессивном состоянии, - со сниженным тонусом, замедленной моторной деятельностью, подавленным настроением, отрицательной окраской органической чувствительности, распались на две группы. Одна из них давала переоценку, иногда очень значительную, предъявлявшихся им в эксперименте временных интервалов. В их показаниях, как правило, отмечалась «тягучесть» времени в их переживании. У другой группы депрессивных больных наблюдалась стойкая недооценка временных интервалов. Такую недооценку обнаружили больные, у которых общее депрессивное состояние сочетается с состоянием «угнетённого возбуждения». При общем угнетённом состоянии они испытывают постоянное смятение, нетерпеливость, они всегда спешат, боятся опоздать, никак не могут довести до конца начатую работу. Тоскливое состояние сочетается у них с аффективным состоянием тревоги, порождающим поведение, сходное с маниакальным. У этих больных наблюдалось обычно, как и больных маниакальных с повышенной возбудимостью, резко выраженная недооценка времени.
Все эти отклонения непосредственного переживания длительности, как у маниакальных больных, так и обеих групп депрессивных, обнаруживают по патологическому материалу связь переоценок и недооценок временной длительности с эмоциональным отношением субъекта к переживаемому, и подтверждает выше отмеченное положение об эмоциональной детерминированности оценок времени.
На субъективную оценку длительности влияют и многие другие, не столь очевидные факторы: окружающая среда (шум укорачивает субъективную длительность), задача, стоящая перед субъектом (чем сложнее задача, тем короче кажется длительность), мотивация (всякий раз, когда мы обращаем внимание на течение времени, оно кажется нам длиннее, самое точная - это непринужденная спокойная оценка времени), фармакологические средства. Также время, проведенное в движении, субъективно протекает значительно быстрее, чем время в покое. Даже повседневные наблюдения и житейский опыт доказывают этот факт: время летит, когда человек куда-то спешит, и неимоверно тянется, когда он вынужден ждать что-то, особенно оставаясь на одном месте
Выводы .
Существование в
философии проблемы отнесения категории
«времени» к объективным или
субъективным показателям окружающего
мира порождает трудности в
Основное определение
восприятия времени как отражения
в человеческом сознании независимо
от него существующего времени, а
также длительности, скорости и последовательности
событий позволяет сделать