Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 12:39, контрольная работа
Все психологические науки исходят из принципа общественной детерминированности и активности личности. На этом общая психология ставит точку, и далее начинают решаться собственно социально-психологические проблемы. Социальная же психология, пользуясь определением личности, разработанным в общей психологии, "выясняет, каким образом, т.е. прежде всего, в каких конкретных группах личность, с одной стороны, усваивает социальное влияние (через какую из систем ее деятельности) и, с другой - реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной деятельности)".
Подход к развитию личности, основанный на выделении ее черт, определяет такое их сочетание, которое лучше всего отражает личность. Принято считать, что черты личности организованы в иерархию, начиная с конкретных реакций и кончая общими стилями психологического функционирования. Наиболее известны из теоретиков в этой области Г. Оллпорт, Г. Ю. Айзенк, Р. Кэттелл, М. Голдберг и П. Коста с Р. МакКрэем.
Черта личности является базовой единицей личности и представляет широкую обобщенную диспозицию (склонность) вести себя определенным образом, которая проявляется в поведении человека в широком спектре ситуаций в разное время. Черты можно охарактеризовать тремя свойствами — частотой, интенсивностью и диапазоном ситуаций.
Таким образом, развитая, зрелая личность - это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни общества, культуре. Человек как личность самостоятельно ставит цель и выбирает средства ее достижения в соответствии с ценностными ориентациями, усвоенными им в обществе. Он принимает на себя ответственность за свои решения и последствия поступков, способы отстаивать свою позицию.
Человек, самосовершенствуясь как личность, не подчиняется непосредственно влиянию окружающей среды. Существуя в ней, он сознательно преобразовывает эту среду и себя. В процессе общения и деятельности он часто стоит перед выбором, необходимостью отстаивать свою позицию, проявляя при этом волю. Личностное поведение и формируется в поступках. Поступок - это “сознательное действие, акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, к себе самому, к обществу и миру в целом”.
Самосовершенствуя себя как личность, человек находится в постоянном саморазвитии. Подчеркивая момент самодвижения в развитии личности, А.Н.Леонтьев обращал внимание, что личность - это не результат прямого влияния внешних обстоятельств, человеческого сообщества “... она выступает как то, что человек делает из себя, утверждая свою человеческую жизнь” .
1 Столяренко Л. Д. Основы психологии: учебное пособие / Л. Д. Столяренко 6-е изд. перераб. и доп. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. – 2003. – 672 с
2 Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — Т. 1. — М., 2006.
3 Столяренко Л. Д. Основы психологии: учебное пособие / Л. Д. Столяренко 6-е изд. перераб. и доп. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. – 2003. – 672 с
Информация о работе Понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность