Портрет современного учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:03, контрольная работа

Описание работы

Одной из центральных фигур образовательного процесса в современной школе был и остаётся учитель. Именно на него возложена миссия реализации целей и задач обучения и воспитания подрастающего поколения. Он является организатором активной учебно-познавательной, трудовой, общественной и эстетической деятельности учащихся. Об исключительной роли учителя в образовании и воспитании детей, в развитии их богатого духовного мира писали и говорили многие выдающиеся педагоги.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…….…..3
1. Профессиональные качества современного педагога ………………….…….……4
2. Педагогические способности современного учителя………………………….…..4
3. Личностные и индивидуальные качества современного педагога…………….….6
4. Качества учителя необходимые для формирования личности ученика………..…7
Заключение …………………………………………………………………………...…9

Файлы: 1 файл

Портрет современного учителя.doc

— 64.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования  «Тульский государственный педагогический университет  им. Л.Н. Толстого»

(ФГБОУ ВПО  «ТГПУ им. Л.Н. Толстого»)

 

 

 

Кафедра педагогики

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИКУ

 

 

Тема: Портрет современного учителя

 

 

 

 

Выполнила:,

Студентка факультета ИЯ

заочной формы обучения

проверил:

 

 

 

 

 

Тула – 2013

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….…….…..3

1. Профессиональные качества  современного педагога ………………….…….……4

2. Педагогические способности  современного учителя………………………….…..4

3. Личностные и индивидуальные качества современного педагога…………….….6

4. Качества учителя необходимые для формирования личности ученика………..…7

Заключение …………………………………………………………………………...…9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Учитель живет до тех  пор, пока он учится, 

как только он перестает  учиться, в нем умирает учитель.

К.Д. Ушинский                                                                                                                                       

 

Одной из центральных  фигур образовательного процесса в  современной школе был и остаётся учитель. Именно на него возложена миссия реализации целей и задач обучения и воспитания подрастающего поколения. Он является организатором активной учебно-познавательной, трудовой, общественной и эстетической деятельности учащихся. Об исключительной роли учителя в образовании и воспитании детей, в развитии их богатого духовного мира писали и говорили многие выдающиеся педагоги.

 

В современных условиях обновления нашего общества роль и  значение учителя сложно переоценить. В значительной мере от его труда  и усердия зависит образование  народа, культурное и нравственное развитие общества, а также пути дальнейшего развития страны.

 

В связи с этим особую значимость приобретает проблема профессиональной подготовки учителей, формирование их нравственной, этической и эстетической культуры. В структуре педагогической деятельности важными являются вопросы формирования и развития исследовательских качеств учителей, подготовке их к поиску, изучению и внедрению инновационных педагогических технологий.

Как еще в начале ХХ века подчеркивал П.Ф. Каптеров, «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения». 

Так какой же он современный учитель?

 

 

 

 

1.Профессиональные качества  современного педагога.

Безусловно, к профессиональным качествам педагога относятся:

- знание предмета.

 Обычно высокий уровень знаний своего предмета у учителя принимается как само собой разумеющиеся. Однако сейчас все большую обеспокоенность вызывает именно предметный профессионализм учителя вообще и особенно учителя иностранного языка. Это, в частности, объясняется тем, что специфика данного учебного предмета обязывает учителя каждый день работать над языком, для того, чтобы обеспечить требуемый уровень владения им в разных условиях общения.

- дидактичность, т.е. владение педагогическими умениями, позволяющими организовывать учебный процесс.

- объективность оценивания, т.е. учитель должен объективно оценивать учащихся, исходя из критерий оценивания.

- знание психологических особенностей учащихся.

- стремление к самосовершенствованию.

 

2. Педагогические способности  современного учителя.

Дидактические способности – способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль. Учитель с дидактическими способностями умеет в случае необходимости соответствующим образом реконструировать, адаптировать рабочий материал, трудное делать легким, сложное – простым, непонятное, неясное – понятным. Профессиональное мастерство, как мы его понимаем сегодня, включает способность не просто доходчиво преподносить знания, популярно и понятно излагать материал, но и способность организовать самостоятельную работу учащихся.

Академические способности — способности к соответствующей области науки. Современный учитель должен знать предмет не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже, абсолютно свободно владеть материалом, вести хотя бы очень скромную исследовательскую работу.

Перцептивные способности — способности проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний. Учитель должен даже по незначительным признакам, небольшим внешним проявлениям улавливает малейшие изменения во внутреннем состоянии ученика.

Речевые способности — способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.

Речь учителя на уроке всегда должна быть обращена к учащимся. Сообщает ли учитель новый материал, комментирует ли ответ ученика, выражает или одобрение или порицание, речь его всегда отличается внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит. Выражение мысли ясное, простое, понятное для учащихся.

Организаторские способности — это, во-первых, способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу.  

Организация собственной работы предполагает умение правильно планировать и самому контролировать ее.

Авторитарные способности — способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета (хотя, конечно, авторитет создается не только на этой основе, а, например, и на основе прекрасного знания предмета, чуткости и такта учителя и т. д.). Авторитарные способности зависят от целого комплекса личностных качеств учителя, в частности его волевых качеств (решительности, выдержки, настойчивости, требовательности и т. д.)

 

Коммуникативные способности — способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.

Педагогическое воображение (или прогностические способности) — это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы учителя. Учитель должен внимательно следить за содержанием и формой изложения материала, за развертыванием своей мысли (или мысли ученика), в то же время необходимо держать в поле внимания всех учащихся, чутко реагировать на признаки утомления, невнимательности, непонимания, замечать все случаи нарушения дисциплины и, наконец, следить за своим собственным поведением (позой, мимикой и пантомимикой, походкой).

 

3. Личностные и индивидуальные  качества современного педагога.

Несомненно, главными индивидуальными  качествами современного учителя являются:

- честность

- доброжелательность

- принципиальность

- требовательность  к себе и другим

- толерантность

- коммуникабельность

- обаяние

- соответствие  образу учителя

- открытость

- оптимизм

- терпение

- артистизм

- решительность

- выдержка

- настойчивость

Учитель иностранного языка как  предметник, характеризуясь всеми чертами, присущими учителю любой другой учебной дисциплины в условиях школы, определяется еще и специфическими чертами. Учитель должен уметь найти, выбрать предмет общения, направить его таким образом, чтобы учащиеся не чувствовали превосходства ни в знаниях, ни в возрасте, ни в социальной роли учителя.

Более того, учитель иностранного языка, будучи партнером общения, должен быть, заинтересован в процессе и  результате этого общения. Если в  какой-то момент учебного занятия в  силу каких-либо причин у него нет  этого интереса, то он должен быть столь артистичным, чтобы уметь не выявить его отсутствия. 

Учителю иностранного языка должна быть присуща еще одна особенность, которая достаточно часто проявляется  при обучении иностранному языку — умение быть одновременно и партнером, и учителем, направляющим речевое общение и исправляющим его недочеты.

 

4. Качества учителя необходимые для формирования личности ученика.

Значительная часть жизни ребенка  проходит в школе, которая не только дает ему образование, но и воспитывает  его, способствует формированию его личности. Опыт, впечатления и социальные установки детства оказывают влияние на взрослую жизнь. Личность педагога способствует формированию личности ученика, и для этого необходимо:

- умение признать в  ученике право на собственное  мнение.

- стремление поддержать интерес, инициативность.

- способность не подавлять  своим авторитетом.

Стиль общения должен быть

- доверительным

- доброжелательным

- демократичным

Внешнему виду должны быть присущи:

- аккуратность

- деловой стиль одежды

- неброский макияж

- улыбка

Вербальное поведение - это основное орудие учителя, которым он должен мастерски владеть. Мы можем донести информацию не только словом, но и интонацией, темпом речи, паузой и т.д.

Учителей не только слышат, но и  видят. Поэтому необходимо помнить  о невербальном поведении (мимика, жесты, взгляд, походка, осанка).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Современный учитель может полностью  реализовать себя как личность, добиться эффективного выполнения целей обучения, организовать эффективное учебное  сотрудничество и педагогическое общение, только осознав свои профессионально-личностные качества и желая их совершенствовать. Естественно, все это может быть осуществлено на основе личностно-деятельностного подхода к обучению, отвечающего тем требованиям, которые предъявляет современный этап развития образования к процессу обучения, к учителю.

Л. Н. Толстой говорил о том, что  «если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Ростопшин П. Психология и педагогика. - М.: «Издательство ПРИОР», 2000.
  2. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  3. http://www.bestreferat.ru/referat-135760.html
  4. http://vitalina-m.ucoz.ru/publ/sovremennyj_uchitel_kakoj_on/1-1-0-25

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Портрет современного учителя