Повышение мотивации школьников путем внедрения современных образовательных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 18:36, доклад

Описание работы

Работа содержит теоретический материал по повышению мотивации школьников. Описаны современные образовательные технологии с помощью которых и происходит повышение мотивации.

Файлы: 1 файл

Повышение мотивации школьников путем внедрения современных образовательных технологий.doc

— 56.50 Кб (Скачать файл)

Повышение мотивации школьников путем внедрения  современных образовательных технологий

 

 

В настоящее  время в России происходит изменение  системы образования, которое ориентированно на вхождение в мировое образовательное  пространство.

 

Все время растет потребность в людях, умеющих самостоятельно принимать решения, инициативных и изобретательных. Школа должна поставить для себя главную задачу: научить детей жить в динамичном, меняющемся мире. Причем задача стоит не только в передаче знаний и технологий, но и в формировании различных компетенций: коммуникативных, информационных, интеллектуальных…

 

На современном  этапе развития нашей цивилизации  на детей обрушивается океан информации. Как успеть принять, обработать и  применить такое количество информации? Не каждый взрослый с этим справляется. Чтобы помочь современному школьнику, нам необходимо самим не отставать от современности. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, направлений.

 

Целью обучения является внедрение современных технологий обучения, способствующих повышению мотивации, формированию функциональной грамотности учащихся и ключевых компетенций.

 

Что же дало нашей  школе, внедрение современных образовательных  технологий и чего мы ждем от этого в будущем:

повышение качества знаний учащихся;

изменение микроклимата в школе, уменьшение числа конфликтных  ситуаций между участниками образовательного процесса. Диагностика, проводимая в  школе, показывает, что мы на пути к  равенству “учитель – ученик”,

меняется профессиональная позиция педагогов – это творческий подход к организации учебно-воспитательного  процесса в классе;

активная жизненная  позиция всех: и взрослых и детей;

создание воспитательной системы в школе, способствующей повышению степени самостоятельности учащихся в образовательном процессе, самостоятельности суждений в дебатах и дискуссиях. Совершенствование качественных характеристик личности учащихся.

 

Возникает вопрос. Достаточно ли учителю просто знать  набор современных технологий? Конечно же, нет. На мой взгляд, ему необходимо умело их использовать с учетом особенностей класса, в котором работает и условий, которые есть в школе, только тогда они принесут свой эффект.

 

Наиболее продуктивным у нас в школе считаются  технологии, основанные на личностно-ориентированном обучении. Современный учитель – философски образованный человек с высокой культурой и профессиональной компетентностью. Поэтому иными стали задачи его – не научить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель – организатор получения информации. Чтобы информация стала знанием, надо пропустить ее через собственный опыт. Новый подход к понятию образования: собственный опыт = самостоятельное решение = развитие личности.

 

Личностно ориентированный  подход к образованию призван решать и задачу качества обучения. Качество – это не только качество конечного результата, но и всех процессов, влияющих на результат

 

Из всего  многообразия современных технологий наши учителя используют ИКТ, проектное  обучение, учебно-деловые игры, дискуссии, технологию развития критического мышления и здоровьесберегающие технологии.

 

В нашей школе есть разные дети: и отличники, победившие на олимпиадах разного уровня, и средние ребята, и дети, которым необходима индивидуальная коррекция знаний в силу разных причин. Поэтому наши учителя пришли однозначно к необходимости внедрения в учебно-воспитательный процесс новых педагогических технологий, которые позволили бы отказаться от уравнивания всех учеников и создание условий для успешного обучения каждого ребенка. Работа ведется в тесном контакте со школьной социальной службой. (Психологи, логопед, социальный педагог).

 

Достоинства проблемного  обучения в том, что учитель не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск. А это способствует развитию критического мышления, творческих сил и интереса к учению.

 

Целью проектного обучения является создание условий, при которых  учащиеся самостоятельно и охотно приобретают  недостающие знания из различных  источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения и системное мышления. Сегодня на уроках будут предложены краткосрочные проекты. (А помимо использования проектной деятельности на уроках , в школе запланирован День Проектов к концу 3 четверти, где смогут поделиться своими наработками все учащиеся…)

 

Использование на уроках ИКТ, а в особенности мультимедийных возможностей компьютера, интерактивных досок позволяет развивать интерес к предмету, способствует наглядному представлению изучаемых явлений, делают общение с учеником более наглядным, содержательным, индивидуальным и деятельным. Созданная серия уроков по предметам применяется для проведения дополнительных занятий с отсутствовавшими, или отстающими учащимися, для самостоятельного изучения материала. Так же могут быть подготовкой учащихся к самостоятельным работам и другим видам оперативного контроля знаний, что позволяет интенсифицировать и индивидуализировать процесс повторения заданного материала учащимся. Это и дополнительные задания с выходом в Интернет, с поиском и обработкой информации, выполнение творческих, исследовательских работ.

 

В чем же сущность интерактивного обучения?

 

В переводе с  английского inter – взаимный, to act –  действовать, т.е. действовать вместе, на равных, взаимно необходимо. Интерактивный  – включенный в действие, взаимодействующий, находящийся в состоянии (режиме) беседы, диалога с чем-либо (компьютером) или кем-либо. Таким образом, интерактивное обучение – это диалоговое обучение. Ученик не потребитель, а искатель, чувствует свою интеллектуальную состоятельность и необходимость. Занятие организуется так, что практически все учащиеся вовлекаются в процесс познания, они имеют возможность думать, понимать и рефлектировать.

 

Совместная  деятельность предполагает вклад каждого, обмен знаниями, идеями, способами  действия. Каждый свободен высказывать  свое, соотносить со знанием товарищей, происходит взаимообогащение и коррекция собственной позиции : от взаимопонимания – через взаимодействие – к взаимообогащению.

 

Интерактивные формы нацелены на:

стимулирование  учебно-познавательной мотивации;

развитие самостоятельности  и активности;

воспитание  аналитического и критического мышления;

формирование  коммуникативных навыков и презентационных  умений;

саморазвитие  учащихся, учатся учиться;

 

В интерактивном  обучении принципиально изменяется схема взаимосвязи между участниками  образовательного процесса, в контакте с учителем и сверстником ученик чувствует себя комфортнее.

 

 

Таким образом, налицо признаки личностно– ориентированного подхода.

 

Как же осуществляется обучение в режиме интерактива? В психологии и методике разработаны специальные  технологии (техники, упражнения, приемы), в разных модификациях и вариантах, с разными названиями, для работы индивидуально, в парах, группами, коллективно: “Мозговой штурм, “Синтез идей”,“Микрофон”,“Метод ПРЕСС”,“Обучая – учусь”,“Выбери позицию”,“Живая линия”,“Большой круг” и многие другие.

 

Темп урока высокий, (“мокрая  спина” во время урока) следовательно, учитель должен максимально четко  сформулировать вопрос-импульс, ясно и  точно обрисовать условия и перспективы  деятельности учащихся, без лишних слов инструктировать учащихся, организовать диалог в группе, видеть всех и каждого в деятельности, вовремя прийти на помощь, проконсультировать, подсказать не подсказывая, направить на поиск рациональных путей обработки информации, обеспечить активное слушание в процессе социализации и, наконец, грамотно и глубоко отрефлексировать происходящее.

 

На мой взгляд, любой  урок можно проводить в интерактивных  формах, заложив в него диалоговую основу (само– и взаимопроверку, помощь – один ум хорошо, а вместе – лучше). Каждый учитель идет своим  путем. Например, ученики изучают исторические источники в группах, а обсуждают проблемно-спорные вопросы через дискуссию или дебаты.

 

В режиме интерактива идет обучение на так называемых нестандартных  уроках: играх, семинарах, мастерских, конкурсах, дебатах, уроках защиты проектов, театрализации, конференциях, судах, дискуссиях, пресс-конференциях и т.п.

 

Здесь ученик активен, самостоятелен, инициативен, креативен. Он в контакте с другими, формулирует и аргументирует  позицию (мнение), социализирует свой опыт и знание, рефлексирует. Неожиданная, свежая форма, роль повышают мотивацию. Заметим, что большинство учащихся (70%) предпочитают работать в парах и группах.

 

Ограничений в применении интерактивных технологий нет. Закон  “Об образовании” дает право учителю  самому отбирать средства и способы обучения, которые не противоречат основным дидактико-педагогическим принципам. Интерактивные формы, повышающие мотивацию и способствующие развитию интеллектуального потенциала каждого. Может быть, внешне менее эффектной, яркой будет дискуссия, слабее аргументы в дебатах, и потребуется много сил и времени на промежуточную рефлексию. Но я уверена, что КПД такого урока будет высоким, ведь у каждого своя начальная ступенька – и сегодня он научился тому, что не давалось. Он не готовое чужое должен переварить, а сам добывал знание, сам создал продукт. У традиционной системы был иной соц.заказ, цели сосредоточивались на ЗУН. А ведь так проста параллель: можно сколько угодно показывать-рассказывать ребенку о том, как завязывать шнурки, но пока он этого не сделает сам, – не научится. Точна китайская притча: “Скажи мне – и я забуду; // покажи мне – и я запомню; //дай сделать – и я пойму”. Просто надо разумно и по-доброму организовать его деятельность. Кому? Учителю.

 

Новые технологии дают новые возможности по формированию личностного потенциала и обеспечению успешности выпускника школы. Не случайно ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) второго поколения – и в этом принципиальное отличие от предшествующих разработок – во главу угла ставит личностный результат образования, уровень которого зависит и от отношения учащихся к изучаемому предмету. Таким образом, положительное отношение к учебному предмету не только значимо само по себе, но принято считать, что оно положительно влияет на учебные достижения школьников. Поэтому формирование подобного отношения к учебным предметам относят к основным целям образования и оценивают как результат обучения.

 

В заключение хотелось бы сказать, что современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.


Информация о работе Повышение мотивации школьников путем внедрения современных образовательных технологий