Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 18:36, доклад
Работа содержит теоретический материал по повышению мотивации школьников. Описаны современные образовательные технологии с помощью которых и происходит повышение мотивации.
Повышение
мотивации школьников путем внедрения
современных образовательных
В настоящее
время в России происходит изменение
системы образования, которое ориентированно
на вхождение в мировое
Все время растет потребность в людях, умеющих самостоятельно принимать решения, инициативных и изобретательных. Школа должна поставить для себя главную задачу: научить детей жить в динамичном, меняющемся мире. Причем задача стоит не только в передаче знаний и технологий, но и в формировании различных компетенций: коммуникативных, информационных, интеллектуальных…
На современном этапе развития нашей цивилизации на детей обрушивается океан информации. Как успеть принять, обработать и применить такое количество информации? Не каждый взрослый с этим справляется. Чтобы помочь современному школьнику, нам необходимо самим не отставать от современности. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, направлений.
Целью обучения является внедрение современных технологий обучения, способствующих повышению мотивации, формированию функциональной грамотности учащихся и ключевых компетенций.
Что же дало нашей
школе, внедрение современных
повышение качества знаний учащихся;
изменение микроклимата
в школе, уменьшение числа конфликтных
ситуаций между участниками
меняется профессиональная
позиция педагогов – это
активная жизненная позиция всех: и взрослых и детей;
создание воспитательной системы в школе, способствующей повышению степени самостоятельности учащихся в образовательном процессе, самостоятельности суждений в дебатах и дискуссиях. Совершенствование качественных характеристик личности учащихся.
Возникает вопрос. Достаточно ли учителю просто знать набор современных технологий? Конечно же, нет. На мой взгляд, ему необходимо умело их использовать с учетом особенностей класса, в котором работает и условий, которые есть в школе, только тогда они принесут свой эффект.
Наиболее продуктивным у нас в школе считаются технологии, основанные на личностно-ориентированном обучении. Современный учитель – философски образованный человек с высокой культурой и профессиональной компетентностью. Поэтому иными стали задачи его – не научить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель – организатор получения информации. Чтобы информация стала знанием, надо пропустить ее через собственный опыт. Новый подход к понятию образования: собственный опыт = самостоятельное решение = развитие личности.
Личностно ориентированный подход к образованию призван решать и задачу качества обучения. Качество – это не только качество конечного результата, но и всех процессов, влияющих на результат
Из всего многообразия современных технологий наши учителя используют ИКТ, проектное обучение, учебно-деловые игры, дискуссии, технологию развития критического мышления и здоровьесберегающие технологии.
В нашей школе есть разные дети: и отличники, победившие на олимпиадах разного уровня, и средние ребята, и дети, которым необходима индивидуальная коррекция знаний в силу разных причин. Поэтому наши учителя пришли однозначно к необходимости внедрения в учебно-воспитательный процесс новых педагогических технологий, которые позволили бы отказаться от уравнивания всех учеников и создание условий для успешного обучения каждого ребенка. Работа ведется в тесном контакте со школьной социальной службой. (Психологи, логопед, социальный педагог).
Достоинства проблемного обучения в том, что учитель не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск. А это способствует развитию критического мышления, творческих сил и интереса к учению.
Целью проектного обучения является создание условий, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из различных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения и системное мышления. Сегодня на уроках будут предложены краткосрочные проекты. (А помимо использования проектной деятельности на уроках , в школе запланирован День Проектов к концу 3 четверти, где смогут поделиться своими наработками все учащиеся…)
Использование на уроках ИКТ, а в особенности мультимедийных возможностей компьютера, интерактивных досок позволяет развивать интерес к предмету, способствует наглядному представлению изучаемых явлений, делают общение с учеником более наглядным, содержательным, индивидуальным и деятельным. Созданная серия уроков по предметам применяется для проведения дополнительных занятий с отсутствовавшими, или отстающими учащимися, для самостоятельного изучения материала. Так же могут быть подготовкой учащихся к самостоятельным работам и другим видам оперативного контроля знаний, что позволяет интенсифицировать и индивидуализировать процесс повторения заданного материала учащимся. Это и дополнительные задания с выходом в Интернет, с поиском и обработкой информации, выполнение творческих, исследовательских работ.
В чем же сущность интерактивного обучения?
В переводе с английского inter – взаимный, to act – действовать, т.е. действовать вместе, на равных, взаимно необходимо. Интерактивный – включенный в действие, взаимодействующий, находящийся в состоянии (режиме) беседы, диалога с чем-либо (компьютером) или кем-либо. Таким образом, интерактивное обучение – это диалоговое обучение. Ученик не потребитель, а искатель, чувствует свою интеллектуальную состоятельность и необходимость. Занятие организуется так, что практически все учащиеся вовлекаются в процесс познания, они имеют возможность думать, понимать и рефлектировать.
Совместная деятельность предполагает вклад каждого, обмен знаниями, идеями, способами действия. Каждый свободен высказывать свое, соотносить со знанием товарищей, происходит взаимообогащение и коррекция собственной позиции : от взаимопонимания – через взаимодействие – к взаимообогащению.
Интерактивные формы нацелены на:
стимулирование учебно-познавательной мотивации;
развитие самостоятельности и активности;
воспитание аналитического и критического мышления;
формирование
коммуникативных навыков и
саморазвитие учащихся, учатся учиться;
В интерактивном
обучении принципиально изменяется
схема взаимосвязи между
Таким образом, налицо признаки личностно– ориентированного подхода.
Как же осуществляется обучение в режиме интерактива? В психологии и методике разработаны специальные технологии (техники, упражнения, приемы), в разных модификациях и вариантах, с разными названиями, для работы индивидуально, в парах, группами, коллективно: “Мозговой штурм, “Синтез идей”,“Микрофон”,“Метод ПРЕСС”,“Обучая – учусь”,“Выбери позицию”,“Живая линия”,“Большой круг” и многие другие.
Темп урока высокий, (“мокрая спина” во время урока) следовательно, учитель должен максимально четко сформулировать вопрос-импульс, ясно и точно обрисовать условия и перспективы деятельности учащихся, без лишних слов инструктировать учащихся, организовать диалог в группе, видеть всех и каждого в деятельности, вовремя прийти на помощь, проконсультировать, подсказать не подсказывая, направить на поиск рациональных путей обработки информации, обеспечить активное слушание в процессе социализации и, наконец, грамотно и глубоко отрефлексировать происходящее.
На мой взгляд, любой
урок можно проводить в
В режиме интерактива идет обучение на так называемых нестандартных уроках: играх, семинарах, мастерских, конкурсах, дебатах, уроках защиты проектов, театрализации, конференциях, судах, дискуссиях, пресс-конференциях и т.п.
Здесь ученик активен, самостоятелен, инициативен, креативен. Он в контакте с другими, формулирует и аргументирует позицию (мнение), социализирует свой опыт и знание, рефлексирует. Неожиданная, свежая форма, роль повышают мотивацию. Заметим, что большинство учащихся (70%) предпочитают работать в парах и группах.
Ограничений в применении интерактивных технологий нет. Закон “Об образовании” дает право учителю самому отбирать средства и способы обучения, которые не противоречат основным дидактико-педагогическим принципам. Интерактивные формы, повышающие мотивацию и способствующие развитию интеллектуального потенциала каждого. Может быть, внешне менее эффектной, яркой будет дискуссия, слабее аргументы в дебатах, и потребуется много сил и времени на промежуточную рефлексию. Но я уверена, что КПД такого урока будет высоким, ведь у каждого своя начальная ступенька – и сегодня он научился тому, что не давалось. Он не готовое чужое должен переварить, а сам добывал знание, сам создал продукт. У традиционной системы был иной соц.заказ, цели сосредоточивались на ЗУН. А ведь так проста параллель: можно сколько угодно показывать-рассказывать ребенку о том, как завязывать шнурки, но пока он этого не сделает сам, – не научится. Точна китайская притча: “Скажи мне – и я забуду; // покажи мне – и я запомню; //дай сделать – и я пойму”. Просто надо разумно и по-доброму организовать его деятельность. Кому? Учителю.
Новые технологии дают новые возможности по формированию личностного потенциала и обеспечению успешности выпускника школы. Не случайно ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) второго поколения – и в этом принципиальное отличие от предшествующих разработок – во главу угла ставит личностный результат образования, уровень которого зависит и от отношения учащихся к изучаемому предмету. Таким образом, положительное отношение к учебному предмету не только значимо само по себе, но принято считать, что оно положительно влияет на учебные достижения школьников. Поэтому формирование подобного отношения к учебным предметам относят к основным целям образования и оценивают как результат обучения.
В заключение хотелось бы сказать, что современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.