Познавательные спосоности младших школьников с ЗПР как психолого-педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2015 в 12:09, статья

Описание работы

При поступлении ребенка в школу одной из основных проблем становится развитие его познавательной деятельности: от того, насколько сформирована ее структура, непосредственно зависит успешность обучения.
На становлении познавательной деятельности своеобразно сказывается задержка психического развития (ЗПР) [1,с.3].
Явление ЗПР стало изучаться сравнительно недавно – в шестидесятые годы в связи с исследованием причин школьной неуспеваем

Файлы: 1 файл

СТАТЬЯ.docx

— 19.05 Кб (Скачать файл)

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

 

 

При поступлении ребенка в школу одной из основных проблем  становится развитие его познавательной деятельности: от того, насколько сформирована ее структура, непосредственно  зависит успешность обучения.

На становлении познавательной деятельности своеобразно сказывается задержка психического развития (ЗПР) [1,с.3].

Явление ЗПР стало изучаться сравнительно недавно – в шестидесятые годы в связи с исследованием причин школьной неуспеваемости. Количество стойко неуспевающих детей в начальных классах варьирует от 5 до 11 %. Из них половина приходится на долю детей с ЗПР, т.е. дети с ЗПР составляют 5,8% всех учащихся начальной школы и около 50% среди неуспевающих младших школьников [2,с.73].

Задержка психического развития (ЗПР) – это незрелость психических функций, вызванная замедленным созреванием головного мозга под влиянием неблагоприятных факторов. Понятие ЗПР употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находившимся в условиях депривации. Патогенетической основой ЗПР является замедление темпа созревания лобных отделов головного мозга, в норме обеспечивающих уровень развития личности и формирование целенаправленной деятельности. Замедленный темп созревания приводит к частичному нарушению психического развития. О незрелости лобной коры свидетельствует снижение критики, недоучет школьной ситуации, отсутствие выраженного отношения к оценке, незрелость моторики [2,с.73].

Причины ЗПР. Нарушение темпа развития чаще всего обусловлено: 1) расстройством питания при рано перенесенной дизентерии, при длительной диспепсии и дистрофиях (тяжелых желудочно-кишечных заболеваниях на ранних этапах жизни); 2) внутриутробной патологией; 3) близнецовостью (многоплодием); 4) природовой патологией  (асфиксиями, легкими родовыми травмами); 5) недоношенностью. Все эти причины приводят не к грубым органическим изменениям головного мозга, а к нарушению его питания, чем и определяется задержка развития [2,с.74].

Для детей с ЗПР характерна неравномерность развития познавательных психических процессов.

У детей с ЗПР отсутствует, как  умение самостоятельно поставить задачу, так и готовность к решению данного им задания – в этом проявляется их недостаточная познавательная активность. В ситуации решения задачи детей привлекают посторонние разговоры, общение с человеком, игровые моменты. Одни из них любое задание превращают в игру, выполняя его заинтересованно и активно, другие спешат от него отказаться, у третьих появляются резкие эмоциональные  реакции вплоть до срывов.

У многих не наблюдается и ориентировочного этапа деятельности: они приступают к решению, не проанализировав условие задачи и не наметив план. Основные затруднения при решении задач связаны с неорганизованностью, нецеленаправленностью, импульсивностью деятельности. Неумение ориентироваться в задании, анализировать его обдумывать и планировать предстоящую работу приводит детей к многочисленным ошибкам. Из-за этого они часто производят лишние, хаотичные действия в поисках верного решения или удовлетворяются первым пришедшим в голову способом [1,с.3].

Детям с ЗПР свойственны некоторые особенности развития восприятия и представлений. Для этих детей характерны трудности при вычленении отдельных частей объекта при его восприятии, с одной стороны, а с другой стороны, неспособность собрать в целостный синтетический образ свои ощущения, т.е. фрагментарность восприятия. При этом анализ преобладает над синтезом. Так, детям сложно по отдельным элементам достроить целостный образ предмета, а трудности перцептивного анализа сказываются на точности предметных представлений и распознавании внешне схожих предметов [3,с.86].

У детей оказываются несформированными такие перцептивные действия, как идентификация, приравнивание к эталону, перцептивное моделирование. Это приводит к тому, что дети с ЗПР смешивают существенные и несущественные признаки объекта, фиксируются на видимых различиях предметов и редко используют обобщенные образы-представления.

Из-за нарушений ориентировки в пространстве у детей с ЗПР прослеживаются трудности в формировании графических навыков письма и чтения.

В отношении овладения приемами запоминания у детей с ЗПР основные  трудности проявляются на этапе применения логических операций в качестве приемов мнемической деятельности. Владение операциями классификации, установления смысловых связей еще не гарантирует их успешного использования этими детьми в качестве приемов запоминания. Мнестическая деятельность отличается не только ограничениями в овладении различными мнемотехниками, но и неумением применять уже освоенные приемы [3,с.87].

Внимание характеризуется крайней неустойчивостью, слабой концентрацией и распределяемостью, легко отвлекаемо. Поэтому дети быстро утомляются на уроке [2,с.75].

  Мышление и речь особенно отстают в своем развитии. Наглядно-действенное мышление развито лучше, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. Наглядно-действенные задачи дети решают гораздо лучше словесно-логических. Дети с ЗПР затрудняются в определении причинно-следственных отношений между явлениями. Эта особенность проявляется при составлении рассказов по серии сюжетных картинок. Представления бедны, схематичны, недостаточны общие знания [2,с.75].

У детей с ЗПР не сформирован антиципирующий анализ, что приводит к неумению предвидеть результаты своих действий. Мышление детей с ЗПР характеризуется поверхностью, проявляющейся в абстрагировании и обобщении несущественного, недостаточной гибкости мышления, склонности к шаблонам, стереотипным решениям [3,с.88].

Выделение особенностей познавательной деятельности младших школьников с ЗПР является важным моментом в коррекционном обучении.

 

Список литературы:

1. Кулагина И.Ю., Пускаева Т.Д. Познавательная деятельность и ее детерминанты при задержке  психического развития// Дефектология.1989.№1.

2. Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебное пособие - М.: Академический проект. 2006. 

 3. Слепович Е.С., Поляков А.М. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. СП-б.: Речь, 2008.


Информация о работе Познавательные спосоности младших школьников с ЗПР как психолого-педагогическая проблема