Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 14:19, курсовая работа
Объект исследования – обучение немецкому языку.
Предмет исследования – процесс обучения лексике в начальных классах.
В соответствии с этим важнейшими задачами, стоящими перед нами в процессе выполнения работы, следующие:
раскрыть значение понятия «лексика»
проанализировать содержание обучения лексике;
рассмотреть пути семантизации и активизации лексики;
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы обучения лексике…………………..4
1.1 Лексика. Сущность содержания обучения лексике……………...4
1.2 Способы семантизации лексики…………………………………...9
1.3 Способы автоматизации лексики………………………………...14
Глава 2. Практические аспекты процесса обучения лексике………14
2.1 Основные этапы работы над лексикой………………………….19
2.2 Игровые методы обучения лексике. Лексические игры……….23
Заключение…………………………………………………………….29
Литература…………………………………………………………….30
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы обучения лексике…………………..4
1.1 Лексика. Сущность содержания обучения лексике……………...4
1.2 Способы семантизации лексики……
1.3 Способы автоматизации лексики…
Глава 2. Практические аспекты процесса обучения лексике………14
2.1 Основные этапы работы над лексикой………………………….19
2.2 Игровые методы обучения лексике. Лексические игры……….23
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложения
Введение
Обучение иностранному языку учащихся начальной школы является предметом дискуссии, филологов и родителей. Психологами установлено, что начальный школьный возраст считается наиболее благоприятным периодом для этого вида деятельности. Однако не всем учителям, владеющим предметом на высоком уровне, удается добиться хороших результатов на данном этапе обучения. Проблема заключается в том, что обучение младших школьников требует иного методологического подхода, чем обучение старших, поэтому в данной работе мы решили рассмотреть именно обучение младших школьников. Этим обусловлена актуальность настоящей курсовой работы.
Успешное развитие умения читать, говорить или понимать со слуха невозможно без прочных знаний и умений в области лексики, так как с её помощью происходит приём и передача информации. В связи с этим на занятиях иностранным языком должно быть уделено серьёзное внимание работе над лексикой. Этим обусловлена актуальность рассматриваемой нами темы курсовой работы.
Таким образом, целью курсовой работы является выявление эффективных методов и приемов обучения лексическим единицам в начальной школе.
Объект исследования – обучение немецкому языку.
Предмет исследования – процесс обучения лексике в начальных классах.
В соответствии с этим важнейшими задачами, стоящими перед нами в процессе выполнения работы, следующие:
Глава 1. Теоретические основы обучения лексике.
1.1 Лексика. Сущность содержания обучения лексике.
Начать свою курсовую работу мы решили с рассмотрения общего понятия «лексика».
В учебнике Виноградова В.В.
дается следующее определение понятия
«лексика»: (от греч. lexikós – относящийся
к слову), совокупность слов, словарный
состав языка, лексика какого-либо языка
или диалекта изучается лексикологией и сема
Лексика неоднородна с точки зрения стилистики, поскольку в ней представлены не только «нейтральные» слова, но и такие, употребление которых по-разному ограничено стилистикой самого языка. С лексикой языка непосредственно связана фразеология, т.к. многие слова образуют устойчивые сочетания со специфическими значениями целого и его частей. Лексика наиболее развитых языков насчитывает многие сотни тысяч слов (включая терминологические системы). С исторической точки зрения лексика обычно включает слова самого различного происхождения; это отражает непосредственные и опосредствованные контакты данного народа с другими народами. В последние века и особенно с конца 19 в. быстрыми темпами растет профессиональная лексика – терминология специальных дисциплин. В индоевропейских языках широко представлена интернациональная лексика и терминология из греческой и латинской морфем. Лексика включает как устаревшие слова: историзмы и архаизмы – так и неологизмы [15].
По социальному употреблению, происхождению и функциональной направленности лексика разделяется на пласты, между которыми нет жёстких границ. Все социальные преобразования в жизни общества отражены в лексике языка.
Словарный состав языка – наиболее открытая и подвижная сфера языка. В него непрерывно входят новые слова и постепенно уходят старые. Нарастающая сфера человеческих знаний прежде всего закрепляется в словах и их значениях, благодаря чему лексических приобретений в языке становится все больше. Образование, наука, новейшие технологии, сведения из других культур – всё это формирует новый тип современного общества (информационное), в котором формируется новый языковой стиль – стиль эпохи информационного развития.
В статье Мильруда Р.П. дается следующее определение лексики: лексика – это основной строительный материал нашей речи, ее содержательная сторона. Владение лексикой является важной предпосылкой развития речевых умений [11].
Мы считаем, что это определение более конкретизировано, чем то, что представлено в словаре. Это помогает нам сразу понять значение слова.
В учебнике Солововой Е.Н говорится о таком понятии, как «знать» слово.
Что же значит знать слово?
Ответ на этот вопрос дается в учебнике Солововой Е. Н. Это значит знать его формы, значение и употребление.
Говоря о формах слова, Соловова Е.Н имеет в виду его звуковую форму, без которой невозможно правильно понять слово со слуха и адекватно озвучить его "самому, а также графическую форму, без которой слово не будет узнано при чтении и не сможет быть написано. Если у слова есть некоторые особенности образования грамматических форм, то об этом также следует сообщить обучаемым уже на стадии ознакомления во избежание ошибок в последующем использовании данного слова.
Что касается значения, слова могут иметь несколько значений. Объем полисемантических слов в немецком языке достаточно высок. Это не значит, что обучаемый должен познакомиться со всеми значениями слова одновременно, но наиболее, частотные из них желательно узнать. Но, помимо значения слова, необходимо показать и его коннотацию, т. е. те ассоциации, которые это слово вызывает, его социальный подтекст, а это уже вплотную связано с употреблением слова. Именно на этом этапе возможно формирование социолингвистической и социокультурной компетенций. Говоря об употреблении слова, Соловова Е. Н. понимает, не только его коннотацию, но и управление, в предложении. Употребление слов также предполагает знание наиболее типичных его сочетаний с другими словами [18].
У нас возникает вопрос, так в чем же состоит сущность содержания обучения лексики и чему должен научить учитель своих учеников, работая над новыми словами?
Необходимо заметить, что, говоря о единице обучения лексике, мы не обязательно имеем в виду отдельное слово. Под ЛЕ (лексической единицей) подразумевается и слово, и устойчивое словосочетание, и идиома. Их необходимый набор для решения речевых задач, обусловленных контекстом деятельности данной возрастной группы обучаемых, и составляет лингвистический компонент содержания обучения лексике на конкретном этапе обучения.
Методологический компонент содержания обучения лексике включает необходимые разъяснения, памятки и инструкции по использованию печатных словарей, форме ведения индивидуальных словарей и карточек с новой лексикой, о способах реорганизации и систематизации изученной лексики. Это те знания и умения, которые позволят ученику работать над лексикой самостоятельно, и независимо от внешних условий.
Психологический компонент содержания обучения лексике связан с проблемой лексических навыков и умений. Вслед за профессором
Р. К. Миньяр-Белоручевым определим сущность лексического навыка как:
• способность мгновенно вызывать из долговременной памяти «эталон» слова в зависимости от конкретной речевой задачи;
• включать его в речевую цепь.
Для этого нам предстоит вспомнить, что слова существуют в нашей памяти не изолированно, а включены в сложную систему лексико-семантических отношений, которая интегрирует два типа структурных отношений на уровне лексической единицы – парадигматические и синтагматические.
Синтагматические связи – это уровень линейного развертывания, уровень синтагмы, соединения слов в словосочетании и предложении. Синтагматические ассоциации характерны для младших школьников, которые связывают слово «стакан» со словом «молоко», а прилагательное «хороший» со словом «мальчик».. С 9 – 10 лет преобладающим становится категориальное мышление, а следовательно, и парадигматические связи, когда «хороший» начинает ассоциироваться с «плохим», а «стакан» с «кружкой» и т, д.
Парадигматические связи непосредственно связаны с различными уровнями грамматических, фонетических и других парадигм (например, парадигма образования множественного числа существительных, чтения гласных о различных типах слогов и т.д.). Они представляют собой некий вертикальный срез.
Парадигматические, или вертикальные, связи слов включают не только формальный уровень лексико-грамматических парадигм (т. е. на уровне различных форм слова), но и семантические поля и микросистемы, куда входят синонимы, антонимы, другие слова, близкие по контексту.
Важным на этапе ознакомления с новой лексикой является выбор коммуникативного фона, т. е. коммуникативной направленности, которая способствует употреблению слов в речи и созданию мотива в усвоении новых лексических единиц. В основе коммуникативного фона должны лежать ассоциативные процессы, которые способствуют непроизвольному запоминанию слов. Эти ассоциации могут быть обусловлены как парадигматическими связями слова (слова одной части речи), так и синтагматическими (слова, относящиеся к одному понятию). Способы создания коммуникативного фона могут быть различны: рассказ с опорой на иллюстрацию (тематическую или сюжетную картину, предметные картинки, диафильм, коллаж, опорный плакат и т. п.), беседа, сказка, песня и др. Важно помнить, что чем ярче впечатление, произведенное словом, чем занимательнее ситуация, в которой оно встречалось, тем лучше оно запоминается. Мнемотехнические приемы: жесты, условные знаки, рифмовки, необычные иллюстрации при предъявлении слова или его занесении в словарную тетрадь — позволяют создать, как говорил А.А.Леонтьев, так называемую «ловушку для памяти» [8].
Учителя часто встречаются с трудностями объяснения лексики, а так же тренировки учащихся в употреблении лексических единиц, особенно в тех случаях, когда практически невозможно продемонстрировать наглядно-конкретный предмет, явление и процесс.
Итак, мы рассмотрели несколько определений понятия «лексика». Самое полное и удачное, на наш взгляд, является определение данное Виноградовым В. В.. Он достаточно полно описал все, что охватывает это понятие.
Далее считаем целесообразным рассмотреть способы семантизации лексических единиц.
Информация о работе Практические аспекты процесса обучения лексике