Права и обязанности участников образовательного процесса: педагог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 15:07, реферат

Описание работы

Повсеместный переход к Новой системе оплаты труда учителя, расширение общественного участия в управлении общеобразовательными учреждениями, реальное участие педагогов в управлении своими школами диктует необходимость ознакомление всех учителей со своими правами и обязанностями участников образовательного процесса.

Файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 49.00 Кб (Скачать файл)

«Права и обязанности участников образовательного процесса: педагог».

 

  1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

 

Повсеместный  переход к Новой системе оплаты труда учителя, расширение общественного  участия в управлении общеобразовательными учреждениями, реальное участие педагогов  в управлении своими школами диктует необходимость ознакомление всех учителей со своими  правами и обязанностями  участников образовательного процесса.

Необходимость обращения к этой теме вызвана  многочисленными вопросами учителей-практиков  и Уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса:

– о содержании прав и обязанностей педагогов;

– о состыковке прав педагогов  с правами и  обязанностями других физических и  юридических участников образовательного процесса;

– об обязанностях других участников образовательного процесса, вытекающих из прав педагогов .

  1. НОВИЗНА ПРОБЛЕМЫ

Проблема прав и обязанностей педагогов  как  полноправных участников образовательного процесса рассматривается в лекции с современных позиций, опираясь на требования  Конституции РФ и Закона РФ «Об образовании». В ходе лекции решаются следующие задачи:

• ознакомление с существующими правами педагогов  как полноправных участников образовательного процесса;

• ознакомление с существующими обязанностями  педагогов, вытекающими из прав других участников образовательного процесса;

• овладение  слушателями практическими навыками применения соответствующих положений  Закона РФ «Об образовании»;

• развитие саморефлексии педагога.

III. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

  • Особые права (не относящиеся к правам человека) педагогических работников образовательных учреждений;
  • Обязанности работников образовательных учреждений;
  • Ответственность работников образовательных учреждений;
  • Типичные примеры нарушения прав педагогов;
  • Решение практических ситуаций.
  • Список литературы и ресурсов Интернета

 

ТЕКСТ ЛЕКЦИИ

В Рекомендациях  специальной межправительственной конференции ЮНЕСКО по вопросу о  статусе учителей от 05.10.66 признается решающая роль учителей в развитии образования и значение того вклада, который они вносят в развитие человеческой личности и современного общества. В силу этого учитель должен иметь соответствующий статус, а профессия учителя должна быть окружена общественным уважением .

В Конституции  Российской Федерации преподавание отнесено к творческой деятельности. Как творческая деятельность оно разрешается по совместительству с выборными должностями в представительных органах власти, судах и даже на государственной службе.

Работники образовательных  учреждений имеют право:

• на педагогическую деятельность в форме индивидуальной трудовой деятельности и (или) в образовательном учреждении. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством;

• создавать учебные заведения, отвечающие педагогическим нормам, установленным или одобренным государством, и руководить этими учебными заведениями;

• иметь возможность при наличии необходимой квалификации переходить из образовательного учреждения одного типа на работу в другие учреждения, а также на продвижение на новую должность;

• на бесплатное повышение и совершенствование профессиональных знаний;• на защиту от излишнего или неоправданного вмешательства родителей в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя;

• на защиту профессиональной чести и достоинства;

• создавать по своему выбору общественные организации (профсоюзы) и вступать в них на единственных условиях подчинения уставам этих организаций;

• на участие в забастовках;

• на сокращенную продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю;

• на дополнительный отпуск сроком до 1 года через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) Уставом образовательного учреждения ;

• на заключение трудового договора (контракта), в котором оговариваются вопросы учебной нагрузки, оплаты труда и другие условия;

• на ежемесячную денежную компенсацию для обеспечения книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями;

• на участие в управлении образовательным учреждением;

• на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний учеников.

Право на свободу  преподавания закреплено в Конституции  Российской Федерации.

Обязанности работников образовательных учреждений:

• стремиться к достижению максимально высокого уровня всей своей профессиональной работы;

• проявлять готовность к участию в мероприятиях с учащимися и взрослыми, выходящих за рамки плана образовательного учреждения;

• уважать личность ребенка, его права на выражение мнений и убеждений, поддерживать дисциплину на основе уважения их человеческого достоинства методами, исключающими физическое и психическое насилие по отношению к ученикам;

• проходить периодические бесплатные медицинские обследования;

• принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися.

Более подробно права и обязанности учителей в образовательном процессе регулируются в Уставе образовательного учреждения.

 

Педагогические  работники должны знать:

- Конвенцию о правах  ребенка, Конституцию Российской  Федерации, законы и подзаконные  акты Российской Федерации и  региональные по вопросам образования;

- основы общетеоретических  дисциплин в объеме, необходимом  для решения педагогических, научно-методических, организационно-управленческих задач  и специальных дисциплин (педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену, методику преподавания предмета и воспитательной работы);

- основы права,  научной организации труда;

- основные направления  и перспективы развития образования  и педагогической науки;

- программы  и учебники, требования к оснащению  и оборудованию кабинетов, средства обучения и их дидактические возможности;

- правила и  нормы охраны труда, техники  безопасности и противопожарной  защиты.

 

Ответственность работников образовательных учреждений

За нарушение  норм профессионального поведения  преподаватели и другие работники образовательных учреждений, связанных с процессом обучения, несут административную и уголовную ответственность.

Основания прекращения  трудового договора предусмотрены  трудовым законодательством; помимо этого  основанием для увольнения педагогического  работника по инициативе администрации без согласия профсоюза до истечения срока действия трудового договора являются:

• повторное в течение года грубое нарушение Устава образовательного учреждения;

• применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью ученика;

• появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

За нарушение  норм профессионального поведения  и Устава учреждения предусматриваются  также другие дисциплинарные меры; дисциплинарное расследование проступка может производиться только по письменной жалобе, копия которой должна вручаться педагогическому работнику. Ход расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия работника, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью или при необходимости защиты интересов учеников.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних педагогическим или другим работником образовательного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением, установлена уголовная ответственность.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает в качестве меры уголовного наказания лишение права заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до пяти лет.

 

Типичные  нарушения прав педагогов

Если отвлечься  от нарушений прав человека, касающихся всех граждан нашей страны, для  педагогов наиболее болезненным оказываются нарушения их социально-экономических прав (в первую очередь низкая величина и несвоевременность выплаты заработной платы, чрезмерная интенсивность труда и т.д.). Но, если низкая зарплата и, как следствие, высокая интенсивность труда в большей степени обусловлены политикой федеральных властей, то на уровне образовательного учреждения наиболее распространенными нарушениями являются привлечение к труду, не входящему в должностные обязанности и несправедливое распределение дополнительных выплат и премий. Кроме того, нарушения гражданских прав на школьном уровне могут преломляться особым образом: в виде преследований на выражение мнения, ограничений на информацию о важных аспектах школьной жизни, невозможности справедливого урегулирования конфликтов и т.п. Имеют место также неоправданные вмешательства администрации в творческую деятельность педагогов, искусственные препятствия для повышения квалификации учителей и т.д.

 

Почему права человека в большей степени распространяются на учащихся и в меньшей - на учителей?

Права человека - узкая сфера морально-правовых норм. К ним относятся только те нормы, которые защищают достоинство  человека при взаимодействии с властью, с лицами, действующими в официальном  качестве. В школе властью являются директор, завуч, учитель. Поэтому права человека защищают ученика перед учителем, учителя перед администрацией школы, т.е. тех, кто слабее в этом взаимодействии. При этом нормы права защищают всех: и учащегося, и родителя, и учителя, и директора.

По нашему мнению, стремление ряда школьных работников сделать акцент на усвоении участниками образовательного процесса в первую очередь обязанностей, а не прав, аморально по существу. Соблюдение прав человека, прав учащихся является обязанностью педагогов, представляющих в школе власть. Если педагог не хочет говорить о своих обязанностях, а хочет говорить об обязанностях учащихся или родителей, он уходит от разговора о своей ответственности. Учителя, утверждающие, что у детей слишком много прав, склонны забывать об их подвластности. Права ребенка являются определенным противовесом власти учителя. Педагогические проблемы учителю следует решать, используя свое педагогическое мастерство. Радует то, что уже есть педагоги и администраторы, которые это понимают.

 

Доцент кафедры  ГОУ ДПО «Саратовский институт повышения

квалификации  и переподготовки  работников образования»,

кандидат  исторических наук

ПЕТРОВИЧ  ВЛАДИМИР ГЛЕБОВИЧ

 

Указатель сокращений

  1. ВВС СССР – Ведомости Верховного Совета СССР.
  2. ВВС РСФСР – Ведомости Верховного Совета РСФСР.
  3. ВС РСФСР, РФ – Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР и РФ.
  4. САПП – Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.
  5. СЗ РФ – Собрание законодательных актов Российской Федерации.
  6. ГК – Гражданский кодекс Российской Федерации 1994, 1996 гг.
  7. ГПК – Гражданский процессуальный кодекс РСФСР.
  8. ЖК – Жилищный кодекс РСФСР.
  9. ЗК – Земельный кодекс РСФСР.
  10. КЗоТ – Кодекс законов о труде РСФСР.
  11. СК – Семейный кодекс РФ.
  12. СП – Собрание постановлений правительства РСФСР.
  13. УК – Уголовный кодекс РФ, 1996 г.
  14. УПК – Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР.
  15. КоАП – Кодекс РСФСР об административных правонарушениях.

 


Информация о работе Права и обязанности участников образовательного процесса: педагог