Права, обязанности и ответственность работников образовательных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 07:16, реферат

Описание работы

Общепризнанные права человека, закрепленные в международных и российских нормативно-правовых актах, распространяются на педагогических работников, в равной мере как на любого человека. Вместе с тем в связи со спецификой профессиональной деятельности у педагога есть права и обязанности, а также установлена ответственность, присущая только этой категории работников. Конституция Российской Федерации педагогическую работу относит к творческой деятельности, поэтому преподавание может совмещаться с работой на выборных должностях в представительных органах власти, судах, на муниципальной и государственной службе.

Содержание работы

Введение.
Права работников образовательных учреждений.
Обязанности работников образовательных учреждений.
Ответственность работников образовательных учреждений.
Вывод.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

образовательное право.docx

— 28.56 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ФБОУ ВПО «Хакасский государственный  университет»

Институт непрерывного педагогического образования

Кафедра педагогики и психологии профессионального  образования 

Направление «Педагогика», профиль ТПСПДО (бакалавриат)

 

 

 

 

 

Контрольная работа.

 

 

 

 

 

Тема: «Права, обязанности и ответственность работников образовательных учреждений»

 

 

 

 

 

 

Проверила:

Выполнила: Парасюк Р.Н.

 

 

Абакан 2013

Содержание.

  1. Введение.
  2. Права работников образовательных учреждений.
  3. Обязанности работников образовательных учреждений.
  4. Ответственность работников образовательных учреждений.
  5. Вывод.
  6. Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Права, обязанности  и ответственность педагогических работников.

 

Введение.

 

Общепризнанные права  человека, закрепленные в международных и российских нормативно-правовых актах, распространяются на педагогических работников, в равной мере как на любого человека. Вместе с тем в связи со спецификой профессиональной деятельности у педагога есть права и обязанности, а также установлена ответственность, присущая только этой категории работников. Конституция Российской Федерации педагогическую работу относит к творческой деятельности, поэтому преподавание может совмещаться с работой на выборных должностях в представительных органах власти, судах, на муниципальной и государственной службе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Права работников образовательных учреждений.

 

Педагогические  работники образовательных учреждений имеют право:

  • на педагогическую деятельность в форме индивидуальной трудовой деятельности и (или) в образовательном учреждении. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством. К педагогической деятельности не допускаются лица, которым эта деятельность запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления (перечень медицинских противопоказаний для занятия педагогической деятельностью утвержден постановлением Совета министров - Правительства РФ от 28 апреля 1993 г.; перечень преступлений, за совершение которых запрещена педагогическая деятельность, еще не утвержден);
  • создавать учебные заведения, отвечающие педагогическим нормам, установленным государством, и руководить этими учебными заведениями;
  • иметь возможность при наличии необходимой квалификации переходить из образовательного учреждения одного типа на работу в другие учреждения, а также на продвижение на новую должность;
  • на бесплатное повышение и совершенствование профессиональных знаний;
  • на защиту профессиональной чести и достоинства;
  • на защиту от излишнего или неоправданного вмешательства родителей в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя;
  • на участие в управлении образовательным учреждением;
  • на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний учащихся;
  • на сокращенную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю;
  • создавать по своему выбору общественные организации (профсоюзы) и вступать в них на условиях подчинения уставам этих организаций;
  • на участие в забастовках;
  • на дополнительный отпуск сроком до 1 года через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом образовательного учреждения;
  • на ежемесячную денежную компенсацию для обеспечения книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, в том числе совместителям;
  • на работу по совместительству, в том числе по аналогичной должности, специальности;
  • на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;
  • на получение пенсии по выслуге лет;
  • на повышение квалификационной категории;
  • на ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 30 календарных дней с сохранением средней заработной платы для учителей, обучающихся в аспирантуре по заочной форме и успешно выполняющих индивидуальный план.

Также они имеют право  на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50% получаемой заработной платы. 
Должностные обязанности педагогических работников отражены в тарифно-квалификационных характеристиках (требованиях) к работникам учреждений образования, а также подробно регламентируются уставом образовательного учреждения и правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.

 

 

 

 

Обязанности работников образовательных учреждений.

 

Работники образовательных  учреждений обязаны:

  • уважать личность ребенка, его право на выражение мнений и убеждений, поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства методами, исключающими физическое и психическое насилие по отношению к ученикам;
  • соблюдать права и свободы учащихся, обеспечивать охрану их жизни и здоровья в период образовательного процесса;
  • осуществлять обучение и воспитание с учетом специфики преподаваемого предмета, используя при этом разнообразные приемы, методы и средства обучения;
  • реализовывать образовательные программы и обеспечивать уровень подготовки учащихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;
  • способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных программ;
  • стремиться к достижению максимально высокого уровня своей профессиональной работы;
  • проявлять готовность к участию в мероприятиях с учащимися и родителями, выходящих за рамки плана образовательного учреждения.

Педагогические  работники должны знать:

  • Конвенцию о правах ребенка, Конституцию Российской Федерации, федеральные и региональные законы и подзаконные акты по вопросам образования;
  • основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических, организационно-управленческих задач и специальных дисциплин (педагогика, психология, возрастная физиология, школьная гигиена, методика преподавания предмета и воспитательной работы);
  • основы права, научной организации труда;
  • основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;
  • программы и учебники, средства обучения и их дидактические возможности, требования к оснащению и оборудованию кабинетов;
  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответственность работников образовательных учреждений.

 

Ответственность работников образовательных учреждений.

За нарушение норм трудового  распорядка, профессионального поведения  педагоги и другие работники образовательных  учреждений, связанных с процессом обучения, несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность. 
За совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей по вине учителя, на него могут быть возложены следующие дисциплинарные взыскания:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

Основания для прекращения  трудового договора (увольнения) предусмотрены  трудовым законодательством; помимо этого, основаниями для увольнения педагогического работника по инициативе администрации являются:

  • повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения;
  • применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

Дисциплинарное расследование  нарушений педагогическим работником норм профессионального поведения  и (или) устава образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей  на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы обязательно  должна вручаться педагогическому  работнику. Ход дисциплинарного  расследования и принятые по его  результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического  работника, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов учащихся. 
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних педагогическим или другим работником образовательного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетними, если это деяние соединено с жестоким обращением, установлена уголовная ответственность. 
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает в качестве меры уголовного наказания лишение права заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до пяти лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод.

 

Юридическая ответственность  педагогических работников является одним  из основных и важнейших элементов  системы юридических гарантий осуществления  ими своих обязанностей и, тем  самым, элементом их правового статуса. В самом деле, знание педагогами как своих обязанностей, так и той ответственности, которую они могут понести за невыполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных, служебных (функциональных) обязанностей и, соответственно, правильная, адекватная реакция, есть важнейшая гарантия того, что педагогический работник сможет и дальше осуществлять свою профессиональную педагогическую деятельность, профессионально расти и рассчитывать на эффективное гарантирование своих гражданских и профессиональных прав и законных интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

 Внутренние  нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации 1993 г.
  2. Закон Российской Федерации от 10.06.92 г. “Об образовании” в редакции от 13.01.96 г. (СЗ РФ, 1996, № 3, ст. 150).
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г.
  4. Кодекс законов о труде Российской Федерации 1971 г.

Б. Международные  акты

  1. Всеобщая декларация прав человека, 10.12.1948 г.
  2. Рекомендации о положении учителей (05.10.66) специальной межправительственной конференции по вопросу о статусе учителей ЮНЕСКО.

В. Иные источники

  1. Доклад Комиссии по правам человека при Президенте РФ “О соблюдении прав человека и гражданина в Российской Федерации за 1993 год” (М.: Юридическая литература, 1994).
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.94 г. № 1008 “Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении” (с изменениями от 09.09.1996 г.) (СЗ, 1994, № 19, ст. 2221; 1996, № 38, ст. 4430).

 

 

 

 


Информация о работе Права, обязанности и ответственность работников образовательных учреждений