Правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 18:53, реферат

Описание работы

Правонарушение - это виновное противоправное деяние совершенное деликтоспособным лицом. В этом определении содержатся основные признаки правонарушений. Всякое правонарушение есть деяние, то есть действие или бездействие. Действие - акт активного поведения (кража, драка, взятка, пьянство в рабочее время и т. п.). Оно может состоять в произнесении определенных слов (оскорбление, клевета, призыв к насильственным антиобщественным деяниям, пропаганда национальной вражды и розни и т. д.).

Файлы: 1 файл

Правонарушения.docx

— 30.08 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 Пути и средства борьбы с правонарушениями

Санкцией  правовой нормы называется нормативное  определение мер государственного принуждения, применяемых в случае правонарушения и содержащих его  итоговую правовую оценку. Общая цель всех санкций - охрана правопорядка, предупреждение и пресечение правонарушений. При  применении мер государственного принуждения  эта цель достигается двумя основными  способами:

1) восстановлением нарушенных прав;

2) воздействием на личность и  правовой статус правонарушителя  в целях его исправления, перевоспитания, предупреждения повторных правонарушений.

По  способам охраны правопорядка санкции  делятся на правовосстановительные (направленные на принудительное исполнение обязанности, восстановление нарушенных прав) и штрафные, карательные (предусматривающие ограничение каких-либо прав правонарушителя, возложение на него специальных обязанностей либо его официальное порицание). Правовосстановительными санкциями определяются возмещение имущественного вреда, ущерба (гражданско-правовая ответственность, материальная ответственность рабочих и служащих), отмена противоречащих закону актов и сделок, а также непосредственное принуждение, применяемое государственным аппаратом для реализации невыполненных обязанностей и пресечения противоправных состояний (выселение, изъятие, принудительное исполнение и др.). Правовосстановительными санкциями охраняются правовые нормы, последствия нарушения которых могут быть устранены или уменьшены с помощью мер государственного принуждения. Размер этих санкций либо точно определен, либо ограничен заранее известным пределом.

Штрафные, карательные санкции применяются за проступки (дисциплинарные или административные взыскания) или за преступления (уголовные наказания). Они носят относительно определенный характер, устанавливая либо альтернативу подлежащих применению принудительных мер (предупреждение или наложение штрафа; лишение свободы, исправительные работы или штраф), либо их пределы (штраф до одного минимального размера оплаты труда; лишение свободы от двух до пяти лет), либо возможность применения основных и дополнительных взысканий или наказаний (например, лишение свободы с конфискацией имущества). Относительная определенность штрафных, карательных санкций обусловлена необходимостью при назначении правонарушителю конкретного взыскания или наказания учесть такие обстоятельства, как форма вины, последствия правонарушения, наличие смягчающих или отягчающих обстоятельств, характеристика личности правонарушителя и др. Кроме того, при применении штрафных, карательных санкций за несколько правонарушений общим правилом является поглощение менее строгого наказания более строгим. Наконец, применение штрафных, карательных санкций порождает, как отмечено, состояние наказанности (судимость, наличие дисциплинарного или административного взыскания).

Применение  мер государственного принуждения  за те или иные деяния всегда привлекало повышенное внимание общества, классов, социальных групп, так как оно  острее всего затрагивает интересы людей и их объединений. Повышенное внимание к этой проблеме обусловливается  также и возможностью ошибок, произвола  или попустительства государственных  органов или должностных лиц, применяющих принуждение. В обыденном  правосознании право нередко  ассоциируется прежде всего с  принуждением и наказанием. Поэтому  при массовых опросах населения  об основных действующих законодательных  актах чаще других называется уголовный  кодекс, хотя жизнь подавляющего большинства  опрошенных граждан никак не связана  ни с преступлениями, ни с наказаниями.

Наказания и взыскания не должны противоречить  системе социальных ценностей, принятых в обществе. Кроме того, они должны быть согласованы с наказаниями (взысканиями) за другие правонарушения. Если, скажем, кража или разбой караются так же, как убийство, или даже строже, человеческая жизнь приравнивается к имущественной ценности, причем стимулируется убийство потерпевшего с целью избавиться от свидетеля. В целом принцип соразмерности  означает необходимость дифференциации и согласованности наказаний  и взысканий за разные по степени  опасности и вредности правонарушения.

Наиболее важной проблемой  борьбы с правонарушениями является их предупреждение, устранение причин и условий, порождающих вредные  и опасные для общества деяния или способствующих их совершению. Правонарушения нельзя искоренить, борясь только непосредственно с ними, но существенно уменьшить их количество можно и должно. Очевидно, что число вредных и опасных для общества деяний заметно возросло бы, если бы они не были запрещены, или за них были бы установлены неэффективные санкции, или, наконец, если бы правовые запреты можно было нарушать безнаказанно. По своему содержанию меры, предусмотренные санкциями, должны иметь целью исправление и перевоспитание правонарушителей, предупреждение совершения новых правонарушений ими (так называемая частная превенция) и иными лицами (общая превенция). Эта цель осуществляется в процессе применения и реализации санкций, то есть в отношениях юридической ответственности за правонарушения.

 

Основные признаки юридической ответственности

Юридической ответственностью называется применение к лицам, совершившим правонарушения, предусмотренных законом мер принуждения в установленном для этого процессуальном порядке.

Процессуальный  порядок осуществления ответственности  характеризуется следующей закономерностью: чем строже санкция, подлежащая применению, тем более сложны и развиты  процедуры исследования обстоятельств  дела, подготовки и принятия решения  о применении или неприменении санкции. Поэтому наибольшее развитие общие  принципы юридической ответственности  получили в уголовном процессе. По тем же принципам осуществляются все иные виды ответственности.

Различаются два вида юридической ответственности, каждый из которых соответствует  характеру правонарушения и содержанию санкций за его совершение.

Штрафная, карательная ответственность применяется за преступления либо административные или дисциплинарные проступки. Она осуществляется только в процессуальной форме и определяется актами государственных органов и должностных лиц, наделенных соответствующими полномочиями. К штрафной ответственности сообразно видам правонарушений и санкций за их совершение относятся уголовная, административная и дисциплинарная ответственность.

Уголовная ответственность применяется за преступления и включает самые строгие меры государственного принуждения. Порядок ее осуществления регламентирован наиболее детально и определяется уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством. Ряд принципов уголовной ответственности закреплен в международных пактах и в конституционном законодательстве. Согласно Конституции никто не может быть признан виновным в совершении преступления, подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом. Каждый осужденный за уголовное преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящей судебной инстанцией в порядке, установленном законом, а также на прошение о помиловании или смягчении наказания. Назначенное виновному наказание исполняется по нормам уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. Отношения уголовной ответственности завершаются отбытием наказания, назначенного осужденному, либо освобождением от наказания в результате помилования или амнистии.

Административная ответственность осуществляется на основе законодательства об административных правонарушениях. Производство по делу начинается с составления протокола об административном правонарушении. Дело рассматривается открыто, в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. Привлеченный к ответственности вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, пользоваться юридической помощью адвоката, обжаловать постановление по делу, имеет ряд других прав. Законодательством определены сроки привлечения к административной ответственности и исполнения наложенных взысканий.

Дисциплинарная ответственность применяется за нарушение трудовой, учебной, служебной, воинской дисциплины. Рабочие и служащие, нарушившие трудовую дисциплину, привлекаются к дисциплинарной ответственности администрацией предприятия, учреждения, организации. До наложения взыскания должны быть затребованы объяснения от нарушителя трудовой дисциплины. Законодательством определены порядок обжалования дисциплинарного взыскания, сроки его применения и действия, порядок снятия (в том числе досрочного). Определенную специфику имеет дисциплинарная ответственность работников гражданской авиации, железнодорожного транспорта, военнослужащих, предусмотренная уставами о дисциплине, а также дисциплинарная ответственность судей и некоторых других категорий должностных лиц, дела о проступках которых рассматриваются и решаются специальными дисциплинарными коллегиями.

Правовосстановительная ответственность возникает с момента правонарушения и завершается восстановлением (в установленных законом пределах) нарушенного правопорядка. Процессуальные нормы регулируют осуществление этого вида ответственности в случае спора (в суде, в арбитраже) или отказа правонарушителя восстановить нарушенный правопорядок (исполнительное производство).

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Принципиальное назначение права - в поддержании и поощрении  положительной деятельности большинства  граждан. Закрепляя образцы должного или возможного поведения, право  реализуется, находит практическое выражение в поступках субъектов  права. Законы, иные нормативные правовые акты остаются лишь пожеланиями правотворческих  органов, если они не реализуются  в поведении тех, чьи действия правовые нормы призваны регулировать.

Составы правонарушений и  санкции за их совершение определяет законодатель. Применение санкций за правонарушения - задача правоохранительных органов.

Процесс и порядок расследования  дел о правонарушениях и применения за них санкций связаны с рядом  сложных проблем, существенно затрагивающих  интересы личности и общества.

Проблема заключается в том, что законодательство о санкциях и правонарушениях имеет общественное значение лишь в той мере, в какой оно реализуется. Если государственные органы и должностные лица не пресекают правонарушения либо применяют установленные законом санкции не в полную силу, у тех членов общества, которым, по существу, адресованы санкции, складывается впечатление, что эти (а может быть, и многие другие) запреты можно нарушать безнаказанно. В результате правопорядку и правам граждан, авторитету права и государства причиняется немалый урон ростом числа безнаказанных правонарушений.

В решении этих проблем  существенное значение имеет процессуальное регулирование юридической ответственности, которое подчинено двуединой  задаче: каждый правонарушитель должен ощутить силу закона, то есть применение мер государственного принуждения  на основе, в пределах и в рамках закона; меры, рассчитанные на борьбу с  правонарушениями, не должны коснуться  того, кто не совершил ничего противоправного.



Информация о работе Правонарушения