Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 16:54, контрольная работа
Вершиной осознания обстоятельств и выражением отношения государства к ним является закон: в нем определяется государственная политика, характер устремлений общества, ценности народов, населяющих страну.
Высшим законом Российской Федерации является Конституция, ее отдельные статьи, позволяют судить об отношении власти к глобальным вопросам экологии планеты, о заботе государства о своих гражданах.
Статья 7 констатирует: «...политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», а в статье 9 четко обозначено: земля и природные ресурсы России используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих в ней.
1. Правовая основа экологического образования в России
2. Концепция экологического воспитания дошкольников
3. Структура и содержание программы С.Н. Николаевой «Юный эколог»
Содержание:
1. Правовая основа
2. Концепция экологического воспитания дошкольников
3. Структура и содержание программы С.Н. Николаевой «Юный эколог»
1. Правовая основа
Вершиной осознания обстоятельств и выражением отношения государства к ним является закон: в нем определяется государственная политика, характер устремлений общества, ценности народов, населяющих страну.
Высшим законом Российской Федерации является Конституция, ее отдельные статьи, позволяют судить об отношении власти к глобальным вопросам экологии планеты, о заботе государства о своих гражданах.
Статья 7 констатирует: «...политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», а в статье 9 четко обозначено: земля и природные ресурсы России используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих в ней.
Особенно значимыми являются статьи, прописывающие права и обязанности людей. Статья 42 гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». В свою очередь: «Каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (статья 58).
Глубоким и содержательным можно считать основной закон, касающийся экологии страны, — Закон Российской Федерации об охране окружающей природной среды, который был принят раньше Конституции (19 декабря 1991 г.), но по которому государство живет и до сих пор. В законе четко сказано: природа и ее богатства являются национальным достоянием народов России, основой их устойчивого социально-экономического развития, основой благосостояния человека. Так же как и в Конституции, в данном законе представлены права и обязанности граждан.
В законе обозначены экономические механизмы охраны окружающей природной среды, ее нормативные качества, государственная экологическая экспертиза и требования к проектированию и размещению различных хозяйственных и военных сооружений и объектов. Не обойдены вниманием чрезвычайные экологические ситуации, зоны экологического бедствия. Большое внимание уделено особо охраняемым природным территориям и объектам (заповедникам, заказникам, национальным паркам, памятникам природы, исчезающим видам растений и животных). Целым рядом статей прописан экологический контроль — государственный и общественный.
Впервые за весь период существования СССР и РФ — и это особенно значимо — целый раздел посвящен экологическому воспитанию, образованию, научным исследованиям. В статье 73 говорится об установлении системы всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, которая охватывает дошкольное, школьное, среднее и высшее профессиональное образование, повышение квалификации и средства массовой информации. Статья 74 посвящается вопросам обязательного преподавания основ экологических знаний в учебных заведениях всех уровней.
В ноябре 1994 г. Правительством РФ было принято постановление «О мерах по улучшению экологического образования населения» - это был первый документ после Форума в Рио, экологическое образование в нем признавалось приоритетным. В это же время была создана Федеральная целевая программа «Экологическое образование населения России».
В январе 1996 г. получил одобрение второй вариант Закона РФ «Об образовании», который ориентирует сообщество россиян на международные стандарты в области культуры.
В апреле 1996 г. Президентом России был подписан Указ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Он предусматривает формирование системы пропаганды идей устойчивого развития, создание развитой системы непрерывного экологического воспитания и образования (СНЭВО) в качестве основы формирования экологической культуры, которая должна быть законодательно закреплена в качестве государственной экологической политики как конституционной нормы.
Проект закона «Об экологической культуре» направлен на регулирование правовых отношений органов государственной власти, юридических и физических лиц на территории РФ, возникающих в процессе формирования экологической культуры каждого гражданина и общества в целом. В законе прописаны принципы государственного регулирования в области экологической культуры.
Статья 6, посвященная дошкольному экологическому воспитанию, содержит следующие наиболее важные пункты.
• В период дошкольного детства закладываются основы духовного развития личности — любовь к природе, нормы и правила поведения; начинает формироваться базовая система ценностей и нравственного отношения к окружающему миру.
• Родители и работники дошкольных учреждений обязаны воспитывать у детей бережное и ответственное отношение к природе и окружающей среде.
• Аттестация дошкольных образовательных учреждений производится при наличии у них программ экологического воспитания детей, экологического просвещения родителей, должности воспитателя-эколога.
В законе прописано содержание экологического образования во всех звеньях системы образования.
2. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Автор данной концепции - С.Н.Николаева и состоит она из пяти разделов.
Первый раздел – введение. В нем говорится об экологических проблемах населения Земли. К плохой среде обитания, загрязненным воде, воздуху, продуктам питания особенно чувствительны дети. Дети России находятся в особо неблагоприятных условиях. Экологическое положение России по ряду моментов значительно хуже, чем в странах Западной Европы и Америки.
Экологические проблемы и катастрофа человечества непосредственно связаны с процессом образования населения. Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.
Данная концепция опирается на ведущие международные и отечественные документы: материалы форума в Рио-де-Жанейро в 1992 г., Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» (1991), «Постановление об экологическом образовании» (1994). А также на ведущие материалы в области образования: Концепцию дошкольного воспитания (1989) и Концепцию общего среднего экологического образования (1994).
Во втором разделе определены сущность и содержание экологического воспитания дошкольников, его цель и задачи. Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение — конечным его продуктом.
Третий раздел рассматривает «отношение» как конечный результат экологического воспитания. Передача экологических знаний — это начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. Их трансформация осуществляется в результате использования воспитателем личностно ориентированных методов работы с детьми. Яркой формой выражения отношения является деятельность ребенка. Отношение разных детей неоднородно: в нем может преобладать познавательный, эстетический или гуманистический компонент. Автор рассматривает различные виды деятельности, имеющие место в процессе экологического воспитания
Четвертый раздел – воспитатель ребенка – носитель экологической культуры. Николаева С.Н. выделяет три стороны его личности, определяющие результат его деятельности — продвижение детей по пути обретения начал экологической культуры:
• понимание экологических проблем и причин, их порождающих, ощущение гражданской ответственности за сложившуюся ситуацию, желание и действенная готовность изменить ее;
• профессионализм и педагогическое мастерство: владение методикой экологического воспитания дошкольников, понимание его целей и задач, систематическая реализация конкретной технологии в практике работы с детьми, творческий поиск в ее совершенствовании;
• общая ориентация и практикование новой гуманистической модели воспитания: создание благоприятной атмосферы проживания детей в детском саду, забота о физическом и психическом здоровье, использование личностно ориентированных методов воспитания, индивидуализация в работе с детьми и семьей.
Реальные достижения в работе с детьми обеспечиваются профессионализмом воспитателя, знанием и практическим владением методами экологического воспитания. Николаева С.Н выделяет группы методов, комплексное использование которых ведет к повышению уровня экологической воспитанности детей:
совместная деятельность воспитателя и детей по созданию и поддержанию необходимых условий жизни для живых существ
наблюдение
метод моделирования
словесно-литературный метод
игра
Экологическая культура воспитателя приобретает массовый характер при условии перестройки системы образования в педколледжах (педучилищах) и пединститутах. Педагогический вуз к практическому базису, данному в педучилищах, добавляет теоретический аспект: философские, психолого-педагогические, медицинские основы экологического воспитания.
В пятом разделе выстроена система организации и управления в сфере экологического образования дошкольников, определяющаяся спецификой административных уровней.
Федеральный уровень. Главная задача — создание центра с многофункциональным значением, в котором будут осуществляться изучение проблемы, разработка пакета практических материалов, их апробация, внедрение и распространение.
Республиканско-областной уровень. Главные задачи: систематическое, целенаправленное повышение уровня экологической культуры различных специалистов дошкольного воспитания, осуществляемое через систему повышения квалификации; финансово-организационная и методическая поддержка инициативы снизу по внедрению существующих и созданию новых программ экологического воспитания; открытие экспериментальных площадок.
Районно-городской уровень. Администрация обеспечивает непосредственную жизнедеятельность конкретных учреждений. Своевременная организационная и методическая помощь и поддержка могут стать решающим фактором в инновационной деятельности детского сада. На этом уровне важна координация усилий отдельных учреждений и создание комплексов непрерывного экологического образования. Другой важной задачей районно-городского отдела образования является подготовка дошкольных учреждений к аттестации.
Уровень дошкольного учреждения. Организационно-управленческая деятельность детского сада - это система определенных мероприятий, комплексная реализация которых приводит к высокому результату: организация зеленой зоны; накапливание и систематизация учебно-наглядного, методического материала и оборудования; проведение непрерывно действующего семинара-практикума для педагогического персонала учреждения; пропаганда экологических знаний среди родителей, индивидуальная работа с семьей; установление связей с различными учреждениями для взаимодействия по всевозможным аспектам экологического образования.
В штате детского сада, занимающегося экологическим воспитанием, необходимо иметь специалиста-эколога.
Углубленная работа дошкольного учреждения, ее результативность — это итог скоординированного взаимодействия всего персонала, понимание и выполнение сотрудниками своих специфических в экологическом воспитании функций.
3. Структура и содержание программы С.Н. Николаевой «Юный эколог»
Одной из первых в 90-х годах появилась программа «Юный эколог», созданная на основе Концепции экологического воспитания дошкольников (автор — Светлана Николаевна Николаева). «Юный эколог» включает две подпрограммы — программу экологического воспитания дошкольников и программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей. Таким образом, одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, воспитывающих их. Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.
Содержание программы отражает биоцентрический взгляд на природу — оно прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания. Решить эти вопросы можно при наличии в жизненном ном пространстве детей в достаточном количестве самих объектов природы — растений и животных, поселившихся в помещении и на участке ДОУ.
Программа экологического воспитания детей содержит шесть разделов: первый — это объекты неживой природы, которые рассматриваются и сами по себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Последний раздел посвящен человеку — он рассматривается в трех аспектах: как живое существо, нуждающееся в благоприятных условиях, как пользователь природы и как ее хранитель.
Разделы 2 — 5 — это познание собственно экологических законов природы — жизни растений и животных в своей среде обитании и в сообществе. Экологические знания — это не самоцель, это лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувственной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.
Программа «Юный эколог» имеет обстоятельное обеспечение для взрослых, желающих повысить свою компетентность в вопросах методики экологического воспитания детей и для их работы с дошкольниками. Причем обеспечение разного типа — методическое и технологическое.
В последнее время идет интенсивный творческий процесс в регионах России — педагоги, экологи разрабатывают программы экологического образования детей с учетом местных природных, социальных условий, национальных традиций.
Таким образом, обзор ряда отечественных программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов, понимание ими экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А этого не достичь без интенсивного экологического образования всех людей, начиная с дошкольного детства.
Информация о работе Правовая основа экологического образования в России