Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 12:55, курсовая работа
Курсовая работа посвящена подробному рассмотрению основных принципов преподавания права в школе. Первая глава посвящена теоретическим вопросам, вторая глава - примеры практической реализации принципов преподавания на уроках права в школе, соблюдение принипов доступности, связи с жизнью, историзма и межпредметных связей.
Введение
Глава 1. Правоведение как наука и учебная дисциплина
1.1. Понятие правоведения как науки
1.2. Предмет, цели и задачи правоведения как дисциплины
Глава 2. Основные принципы преподавания права в школе
1.1. Принцип единства правового обучения и воспитания
1.2. Принцип научности и доступности правового образования
1.3. Принцип связи с жизнью, личным опытом учащихся
1.4. Принцип юридической точности правовых знаний
1.5. Принцип обеспечения межпредметных связей
1.6. Принципы образования в области прав человека
Глава 3 Проблемы преподавания экономики
2.1. Развитие активных методов преподавания экономических дисциплин
2.2. Преподавание предпринимательства в школе
Заключение
Список используемых источников
Введение
Глава 1. Правоведение как наука и учебная дисциплина
1.1. Понятие правоведения как науки
1.2. Предмет, цели и задачи правоведения как дисциплины
Глава 2. Основные принципы преподавания права в школе
1.1. Принцип единства правового обучения и воспитания
1.2. Принцип научности
и доступности правового
1.3. Принцип связи с жизнью, личным опытом учащихся
1.4. Принцип юридической точности правовых знаний
1.5. Принцип обеспечения межпредметных связей
1.6. Принципы образования в области прав человека
Глава 3 Проблемы преподавания экономики
2.1. Развитие активных методов преподавания экономических дисциплин
2.2. Преподавание предпринимательст
Заключение
Список используемых источников
Введение
Признание современным российским обществом необходимости построения правового государства на базе развитого гражданского общества, где высший ценностью выступали бы реально обеспеченные и защищенные права человека, подразумевает одновременное обеспечение такой правовой культуры граждан России, критерием которой было бы осознание ценности права как правовой основы, на которой формируются институты гражданского общества, рыночная экономика, многопартийность, правовое российское государство, оптимально сочетается свобода и справедливость.
Формирование гражданского общества в России невозможно без воспитания молодежи в духе современных правовых идей, взглядов, представлений. Между тем, состояние правовой культуры в обществе оставляет желать лучшего. При этом речь идет не только о незнании норм действующего законодательства, а именно о непризнании права реальной социальной силой, о неуважении к нему, об отсутствии должных представлений о важнейших юридических принципах. Об этом свидетельствуют, в частности, опубликованные в печати результаты исследования, проведенного Российским фондом правовых реформ. Опросы показали, что общий уровень знаний законодательства, как гражданами, так и чиновниками, чрезвычайно низок, а уровень доверия населения к государству, как говорят юристы, “ниже низшего предела”. Например, к праву на участие в выборах, одному из базовых прав в демократическом обществе, граждане России относятся следующим образом: 68% – ничего не знают о содержании действующего законодательства о выборах; 26% – вообще не слышали о том, что такие законы существуют; лишь 19% опрошенных уверены, что в России нужно сохранить многопартийную систему и выборы; 5% – назвали право участвовать в выборах в числе тех главных и необходимых прав, которые должно гарантировать государство.
Являясь одним из основных институтов социализации личности, школа играет особую роль в процессе правовой социализации, т.е. именно она призвана целенаправленно формировать полноценного члена общества, способного ориентироваться в правовой среде и действовать с полным осознанием ответственности за свои решения и действия. Процесс обучения праву должен способствовать воспитанию социально-активной личности, способной решать общественно-значимые задачи, опираясь на приоритет права.
К сожалению, до сих пор преподавание правоведения находится не на должном уровне. Более того, в настоящее время в России отсутствует единая концепция правового образования, в частности, в средней школе.
Право представляет собой многогранное явление. Как отмечает известный ученый-правовед С.С.Алексеев, право имеет три образа, в которых оно выступает перед людьми, являясь к ним в виде:
– общеобязательных норм, законов, деятельности судебных и иных юридических учреждений, – юридических реалий, с которыми человек сталкивается в жизни;
– особого, сложного социального образования, своеобразной подсистемы в обществе, имеющей свою природу и логику, – такой же подсистемы, как государство, искусство, мораль;
– явления мирозданческого порядка – одного из начал и проявлений жизни разумных существ, людей.
Формирование навыков правомерного поведения невозможно без правовой информированности. К сожалению, доступ к правовой информации у школьников ограничен в силу определенной сложности учебной литературы по данной тематике для взрослых и отсутствия популярных изданий для учащихся. Не используются должным образом современные информационные технологии преподавания права.
Назрела необходимость создать систему преподавания права, которая должна быть сконструирована таким образом, чтобы, учитывая психолого-возрастные особенности обучаемых, а также объективные материально-технические возможности школы, обеспечить целостный, непрерывный, поэтапный процесс правового образования школьников, базирующийся на принципах дозирования правовой информации, последовательного включения учащихся в круг правовых проблем, опоры на собственный правовой опыт детей, использования интерактивных методов обучения, комплексного характера контроля за усвоением учебного материала и выработкой навыков правомерного поведения.
Существует разработанный ЮНЕСКО примерный перечень основных направлений и критериев, по которым может оцениваться динамика процесса правовой социализации учащихся. Такими критериями являются определенные знания, ценностные ориентации и умения. Хорошо продуманная и организованная система правового образования в школе позволяет добиться понимания учащимися принципов равенства и демократии, которые лежат в основе представления о равенстве и праве всех людей на жизнь, свободу и самоопределение; знания своих прав и ответственности; понимания необходимости равновесия между экономическим ростом и социальным развитием в интересах социальной справедливости.
Сфера ценностных ориентаций способствует формированию самоуважения учащихся, уважения интересов других людей, чувства ответственности за сохранение окружающей среды, уважения принципов демократии и мира и готовности работать в более справедливом мире, критического отношения к различным источникам информации, желания участвовать в решении общественно значимых проблем; формирует умения критически оценивать различные вопросы, использовать многодисциплинарный подход к решению проблем, эффективно работать в малых и больших социальных группах для достижения общей цели, свободно и уверенно общаться с различными людьми, избегая агрессивности, которая нарушает права других индивидов, а также пассивности, которая лишает человека его собственных прав, желания и способности влиять на принятие решений.1 Немаловажную роль в преподавании права на современном этапе играет соблюдение принципов преподавания права в школе.
Преподавание правовых знании в современной школе основывается на совокупности целого ряда принципов, таких как: единство правового обучения и воспитания, научность, доступность, связь с жизнью, личным опытом учащихся, обеспечение межпредметных связей, принцип юридической точности и определенности правовых знаний.
Наша курсовая работа посвящена подробному рассмотрению основных принципов преподавания права в школе. Первая глава посвящена теоретическим вопросам, вторая глава - примеры практической реализации принципов преподавания на уроках права в школе, соблюдение принипов доступности, связи с жизнью, историзма и межпредметных связей.
1.2. Предмет, цели и задачи
Объектами изучения предмета «Основы правоведения» являются Конституция Российской Федерации, правовая система Российской Федерации, основы отраслей права, права человека, деятельность суда, прокуратуры и других правоохранительных органов, проблемы построения правового государства, правовая культура, правовые отношения между гражданином и государством.
«Основы правоведения» представлены как самостоятельный учебный предмет, входящий в структуру «Обществоведение», который представляет собой одну из базовых образовательных областей. Предметный стандарт по «Основам правоведения» в школе дает возможность обучения школьников самому необходимому из блока правоведческих знаний, тому, что нужно знать рядовому гражданину, независимо от его социального, имущественного или иного положения. В условиях современной правовой реальности, в период построения правового государства важно не только иметь в достаточном объеме правовые знания, но и уметь применять их на практике. Также необходимо повышение правовой культуры молодежи, соблюдение требований законности и правопорядка среди молодежи, и, наконец, любой гражданин должен уметь защищаться от произвола, с чьей бы стороны он не совершался.
Целью изучения предмета на этом уровне является усвоение основ отраслей права как науки, овладение научными методами познания, подготовка школьников к выполнению ориентировочной конструктивной Российской Федерации, правильного толкования правовых понятий, но и научиться вникать в сущность проблемы, объяснять причины явлений, анализировать процессы, и, главное, уметь пользоваться ими на практике.
Курс, избранный Россией на построение социального, гражданского и правового государства и демократизации общества, выводит на первый план изучение основ правоведения в общеобразовательной школе как одного из самых актуальных предметов, так как от сегодняшнего состояния правового обучения зависит построение цивилизованного общества в будущем.
Задачи предмета «Основы правоведения» состоят в том, чтобы выпускник школы мог:
- умение решать личные социальные проблемы, создание семьи, ведение правильный образ жизни, слежение за своим здоровьем.
«Основы правоведения» представляет собой самостоятельный предмет и является продолжением курса «Человек. Общество. Право», который изучается в 9 классе. В нем представлена информация об основах отраслей права, которая раскрывается на уровне основных принципов отраслей права: конституционного, гражданского, административного, семейного, трудового и уголовного права, предоставляя каждому гражданину необходимый объем знаний по предмету. Отдельными темами также представлены гражданское процессуальное и уголовное процессуальное право, правовые основы организации деятельности правоохранительных органов.
Общеобразовательный курс "Основы правоведения", завершающий правовое образование учащихся в рамках среднего (полного) общего образования, включает в себя требования образовательного федерального стандарта к правовым знаниям и умениям старшеклассников, а именно:
+ знать, термины и
понятия: государство,
+ называть, основные права человека, отрасли права, полномочия законодательной и исполнительной власти, виды правонарушений, виды юридической ответственности;
+ характеризовать: правовое
государство как одну из
+ сравнивать: функции
законодательной,
Федеральный образовательный
+ знать: термины и
понятия: закон,
+ называть: источники российского права;
+ характеризовать: основные
кодексы РФ, их структуру, формы
и средства защиты прав и
интересов граждан нормами
+ уметь: читать и анализировать правовую литературу, ориентироваться в основных юридических источниках и отраслях российского права, опознавать юридическую ситуацию, моделировать варианты правомерного поведения.
Глава 3 Проблемы преподавания правоведения в школе
На сегодня преподавание правоведения в школе предмета является неудовлетворительным как по объемам, так и по качеству.
Неумение граждан сориентироваться в действующем законодательстве, защитить свои права, а также проявления правового нигилизма особенно остро поставили сегодня проблему правового образования и правового воспитания, начиная уже с детского возраста. Правовая неграмотность населения - это серьезная преграда для реализации и защиты гражданами своих прав.
Также, по мнению самих преподавателей, изучение правоведения на сегодня недостаточно эффективно, поскольку наиболее уязвимыми и предрасположенными к совершению преступлений являются дети 11-14 лет, тогда как конкретное изучение правоведения начинается только в 9 классе. Кроме того, по мнению педагогов и юристов, в средней школе необходимо ввести курс "Права ребенка", который бы раскрывал в доступной форме основные права и обязанности ребенка, формировал начальные навыки защиты этих прав, знакомил в доступной форме с понятиями "права", "обязанности", "государство", "правила", "закон" и прочими.
нестабильностью уголовного
законодательства, слабой учебно-методической
базой вузов, несвоевременностью опубликования
законодательных и нормативных
актов, отсутствием тесных связей учебных
заведений с правоохранительным
Информация о работе Правоведение как наука и учебная дисциплина