Правовое положение участников образовательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 22:29, доклад

Описание работы

Участниками образовательного процесса являются физические лица, наделенные взаимными правами и обязанностями по реализации целей и задач образования. Обязательными УОП являются обучающийся и педагогический работник, причем обучающийся называется в первую очередь, т.к. именно он – главный участник ОП. В процессе обучения в первую очередь реализуются права, интересы, потребности обучающегося. Он рассматриваются как субъект образовательного процесса.

Файлы: 1 файл

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.docx

— 17.73 Кб (Скачать файл)

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ  УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. 
 
 
Участниками образовательного процесса являются физические лица, наделенные взаимными правами и обязанностями по реализации целей и задач образования. Обязательными УОП являются обучающийся и педагогический работник, причем обучающийся называется в первую очередь, т.к. именно он – главный участник ОП. В процессе обучения в первую очередь реализуются права, интересы, потребности обучающегося. Он рассматриваются как субъект образовательного процесса.  
 
Права и обязанности родителей (законных представителей) закреплены в законе «Об образовании», статья 52. Закон дополнен статьями 52.1 «Родительская плата за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» и 52.2 «Компенсация части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования». 
 
 
Права и обязанности обучающихся (воспитанников). 
 
В зависимости от сферы реализации прав и обязанностей выделяют следующие: 

  •  
    Непосредственные права и обязанности, связанные с получением образования (н-р, право на обучение в соответствии с ГОСтом)
  •  
    Права и обязанности, связанные с образовательным процессом (стипендии, общежитие, проезд и др.)

 
В законе «Об образовании» правам и  обязанностям обучающихся посвящены  статьи 50,51. Выделяют общие и специальные  права и обязанности. Общие права реализуются в отношении всех обучающихся. Специальные права дифференцируются в зависимости от формы получения образования и особенностей личности обучающихся.  
 
Общие права граждан РФ на образование – ст.50,51. Перечисленные права и обязанности воспроизводятся в Типовых положениях об ОУ, Уставах ОУ, локальных нормативных актах. 
 
 
Специальные права и обязанности граждан РФ на образование.  
 
 
Они дифференцируются в зависимости от формы получения образования и особенностей личности обучающихся (возрастных, физиологических, психологических, социальных и пр.). 
 
^ 1-ая группа прав – по форме: ст.50 п.3. В п.8 ст.50 предусматриваются особые права обучающихся, совмещающих учебу и труд. Льготы для этих лиц закреплены и в Трудовом кодексе РФ, которые предоставляются только в случае наличия у ОУ государственной аккредитации (в противном случае – на основе коллективного или трудового договора). Гарантии и компенсации этой категории обучающихся предоставляются в случае получения впервые образования данного уровня. 
 
^ 2-ая группа прав – по особенностям личности. Выделяют права, предоставляемы детям – сиротам, детям, оставшимся б/п родителей, детям – инвалидам, инвалидам с детства, детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социально-педагогической помощи, детям и подросткам с девиантным поведением и др.). Эти права закреплены в ФЗ РФ «Об образовании» (ст. 50, п. 9, 10, 11, 12); ФЗ от 24.07.98 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; ФЗ от 21.12.96 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся б/п родителей»; ФЗ от 24.07.99 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». 
 
3-я группа прав – на профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку,если нельзя подобрать работу из-за отсутствия достаточной профессиональной квалификации, необходимо изменить род занятий в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся профессиональным навыкам, утрачена способность к прежней профессии. Преимущественное право в этом случае органы занятости населения отдают: безработным инвалидам, безработным после 6-месячной безработицы, уволенным с военной службы, женам (мужьям) военнослужащих, выпускникам ОУ, впервые ищущим работу, не имеющим профессии. 
 
4-ая группа прав – стипендиальное обеспечение и др. формы материальной поддержки студентов государственных и муниципальных ОУ СПО и ВПО (утверждено постановлением Правительства от 27.06.2001) 
 
5-ая группа прав – право проживания в общежитии для иногородних студентов и местных в особых случаях.  
 
 
Правовое положение педагогических работников. 
 
Правовое регулирование трудовых отношений осуществляется на основе сочетания единства и дифференциации. Единство означает установление общих правил ко всем работникам.Дифференциация призвана обеспечить учет объективных и субъективных факторов с целью повышения эффективности правового регулирования. К числу объективных относятся профессия, климатические и др. условия, в которых трудится работник. К числу субъективных относятся пол, возраст, здоровье, семейные обязанности. 
 
Педагогическим работникам предоставлены академические права и свободы: свобода выбора и использования методик обучения и воспитания, свобода выбора и использования учебных пособий и материалов, свобода выбора и использования методов оценки знаний обучающихся. 
 
В Трудовом Кодексе РФ (гл. 52) и образовательном законодательстве сформулированы специальные правила регулирования трудовых отношений педагогических работников (изменения внесены ФЗ от 30.06.2006 № 90 – ФЗ). 
 
I. Порядок допуска к занятию педагогической деятельностью (ТК ст.331). Закон «Об образовании» называет 4 его условия (ст. 53). При принятии на работу ОУ как работодатель заключает с работником трудовой договор на основании ст.59 ТК РФ. 
 
II. Порядок аттестации педагогических и руководящих работников. Аттестация – это оценка соответствия педагогического работника квалификационным требованиям осуществляется не только при приеме на работу, но и в процессе трудовой деятельности. Цель аттестации – определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий. Она призвана обеспечить целенаправленное повышение уровня профессиональной компетентности и оплаты труда. Положение утверждено приказом Минобрнауки от 26.06.2000 № 1908. 
 
III. Порядок установления рабочего времени (ТК ст. 333). Приказ Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений». 
 
IV. Порядок установления режима работы ОУ. ОУ его определяет самостоятельно. Общий выходной – воскресенье. В ТК РФ определен перечень нерабочих праздничных дней. Учебная нагрузка на выходные и праздничные дни не планируется (за искл. учреждений дополнительного образования). Привлечение к работе в такие дни должно оформляться только с письменного согласия педагога (инвалиды и женщины с детьми до 3-х лет только при отсутствии мед. противопоказаний). 
 
V. Порядок установления ежегодных отпусков (ТК ст. 334). Постановление Правительства РФ от 1 октября 2002 г. N 724 "О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений". 
 
VI. Порядок установления стажа непрерывной преподавательской работы. 
 
VII. Порядок установления оплаты труда. 
 
VIII. Порядок принятия мер по охране здоровья. 
 
IX. Порядок установления социальных гарантий. В ст. 55(п.5, 12) закона «Об образовании» названы основные социальные гарантии. 
 
Для педагогических работников установлены специальные правила исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.


Информация о работе Правовое положение участников образовательного процесса