Правовое регулирование образовательных отношений в системе высшего профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 05:03, контрольная работа

Описание работы

Под термином "Высшее образование" понимается подготовка специалистов высшей квалификации для отраслей экономики, науки, техники и культуры, и т.д, обладающих систематизированными знаниями и практическими навыками, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профилю подготовки, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры1.

Файлы: 1 файл

Образовательное право.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют:

для получения  квалификации (степени) "бакалавр" не менее чем четыре года;

для получения  квалификации "дипломированный специалист" не менее чем пять лет, за исключением  случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами;

для получения  квалификации (степени) "магистр" не менее чем шесть лет.

Лица, получившие документы государственного образца  о высшем профессиональном образовании  определенной ступени, имеют право  в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени.

6. Получение  впервые образования по образовательным  программам высшего профессионального  образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования.

Освоение лицом  образовательной программы высшего  профессионального образования  соответствующей ступени в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию. является основанием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему.

Для лиц, освоивших  образовательные программы высшего  медицинского и высшего фармацевтического  образования, основанием для занятия  ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.

Квалификация "бакалавр" при поступлении на работу дает гражданину право на занятие должности, для  которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование.

Занятие должностей государственных  и муниципальных служащих осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующим федеральным законом.

 Основные  образовательные программы высшего  профессионального образования  обучающимися могут осваиваться  в различных формах в зависимости  от объема обязательных занятии педагогического работника высшего учебного заведения с обучающимися: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения высшего профессионального образования. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение высшего профессионального образования в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме экстерната не допускается, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Экстернат - самостоятельное  изучение обучающимся дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки (специальности) с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в высшем учебном заведении.

Лица, обучающиеся в не имеющих государственной аккредитации высших учебных заведениях или успешно окончившие их, имеют право на текущую и итоговую государственную аттестацию в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, на условиях экстерната.

 

    1. Требования к организации образовательных процессов

 

При реализации образовательных  программ применяться электронное  обучение, дистанционные образовательные  технологии в порядке, установленном  федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

При реализации образовательных программ с применением  исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательном учреждении должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их мест нахождения.

Органы государственной  власти и органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план и учебный график гражданского образовательного учреждения после их утверждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 

 

    1.  Время обучения и время отдыха, дисциплина образовательных процесса, условия образования.

 

Организация образовательного процесса должна подчиняться определенным принципам, которые можно сформулировать, основываясь на нормах образовательного законодательства. В ст. 15 Закона РФ «Об образовании» перечислены основные локальные документы, определяющие общие требования к организации образовательного процесса: учебный план, годовой календарный учебный график и расписание занятий. При их формировании необходимо принимать за основу соответствующий государственный образовательный стандарт и разработанные применительно к его содержанию образовательные программы.

Организация образовательного процесса в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с  образовательными программами и расписаниями занятий.

Учебный план представляет собой разбивку содержания образовательной  программы по учебным курсам, дисциплинам  и годам обучения. В образовательных  учреждениях, как правило, разрабатываются  и утверждаются два вида учебных  планов: перспективный (на весь период обучения) и рабочий (на учебный год). В учреждениях высшего образования учебные планы составляются по каждому направлению подготовки.

Годовой календарный  учебный график (график учебного процесса на учебный год) распределяет отдельные виды учебной нагрузки и времени отдыха обучающихся по календарным неделям в течение учебного года.

Продолжительность учебного года в учреждениях высшего образования определяется в соответствии с учебным планом по определенным направлениям подготовки или специальностям. Срок начала учебного года может переноситься в учебных заведениях по очно-заочной (вечерней) форме обучения не более чем на один месяц, по заочной форме обучения – не более чем на два месяца (по решению ученого совета). Минимальная продолжительность каникул определяется в типовых положениях об образовательных учреждениях. Так, в учреждениях высшего образования продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее семи недель, из них не менее двух недель – в зимний период.

Расписание занятий на учебный год или на определенный его период составляется на основании учебных планов и графика учебного процесса. Основные виды учебных занятий определяются типовыми положениями об образовательных учреждениях и локальными актами учреждений.

 Например, в высших учебных заведениях устанавливаются следующие основные виды учебных занятий: урок, лекция, семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, контрольная работа, консультация, самостоятельная работа, производственная (профессиональная) практика, выполнение курсовой работы (курсовое проектирование), выполнение выпускной квалификационной работы (дипломного проекта, дипломной работы), а также могут проводиться другие виды учебных занятий. Для всех видов аудиторных занятий устанавливается единая продолжительность академического часа. В учреждениях высшего образования она составляет 45- 50 минут.

Учебные планы, графики учебного процесса и расписания занятий разрабатываются и утверждаются образовательными учреждениями самостоятельно. Минобрнауки России разрабатывает примерные программы и учебные планы. Закон закрепляет принцип автономии образовательного учреждения в организации учебного процесса. Это выражается, в частности, в том, что органы государственной власти, органы управления образованием и местного самоуправления не вправе изменять учебный план и учебный график гражданского образовательного учреждения после их утверждения.

Обучающийся имеет  право на информацию об организации  учебного процесса. Если он является несовершеннолетним, то возможность получить такую информацию предоставляется его родителям или его законным представителям. Они вправе также знакомиться с оценками успеваемости обучающихся, включая беседу с педагогами.

 

1.5 Правовой  статус образовательного учреждения

Статус высшего учебного заведения определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации. Статус высшего учебного заведения включается в его наименование.

Наименование  высшего учебного заведения устанавливается при создании и изменяется в обязательном порядке при изменении его статуса. В случае, если в наименовании высшего учебного заведения употребляется специальное название (консерватория, высшее училище и другие названия), наряду с ним указывается вид высшего учебного заведения.

Высшее учебное  заведение (далее ВУЗ)3, являясь образовательным учреждением, подчиняется системе правового регулирования в области определения правового статуса образовательных учреждений.

Некоторые вопросы  возникают в связи с рассмотрением правового регулирования деятельности структурных образований ВУЗа.

При этом собственник  имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное  учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Изъятым имуществом собственник вправе распорядиться по своему усмотрению. Важно отметить, что собственник может распорядиться только изъятым имуществом. Не изъятым же имуществом собственник не вправе распоряжаться независимо от наличия или отсутствия на это согласия учреждения.

Учреждения  могут участвовать в различных  сделках (в пределах установленных  ограничений), в частности выступать  в качестве арендодателей. В некоторых случаях это право может быть прямо предусмотрено законом, как это сделано в отношении высших учебных заведений.4

 В других случаях это также возможно, но при условии согласия собственника имущества. Это может быть сделано в случаях, когда распоряжение соответствующим имуществом путем его передачи в арендное пользование осуществляется в целях обеспечения более эффективной организации основной деятельности учреждения, для которой оно создано (в частности, обслуживания его работников и (или) посетителей), рационального использования такого имущества. При этом передача имущества в аренду с установленными ограничениями не может повлечь за собой квалификацию этого имущества как излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению, и, соответственно, собственник не может в этом случае ставить вопрос об изъятии такого имущества.

Следует отметить, что сделки учреждений, выходящие  за пределы специальной правоспособности учреждения, закрепленной законом или  иным правовым актом, ничтожны.

Так, например, будет ничтожной сделка, направленная на получение бюджетным учреждением кредита (займа) в силу противоречия запрету, содержащемуся. В случае если специальная правоспособность учреждения установлена не законом или иным правовым актом (например, ненормативным правовым актом органа местного самоуправления), сделки, выходящие за пределы специальной правоспособности учреждения, могут быть признаны недействительными.

При этом самостоятельность  подразделения подтверждается наличием устава как документа, закрепляющего  его права и обязанности. Подобные особенности позволяют в отдельных случаях рассматривать структурное подразделение вуза, хотя и наделенное правами юридического лица по доверенности, как получившее статус самостоятельного образовательного учреждения.

В настоящий момент нормативно-правовая база, регулирующая отношения в сфере образования в Российской Федерации, включает сотни правовых актов различной юридической силы

Работниками вуза являются лица, которые заключили  с учреждением высшего профессионального  образования трудовой договор и занимают должности, относящиеся к категории научно-педагогических работников (профессорско-преподавательский состав, научные работники), должности либо выполняют работы по рабочим профессиям, относящимся к категории инженерно - технических, административно - хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных работников. Используемое в тексте закона. О высшем и послевузовском профессиональном образовании понятие персонал не является корректным, поскольку нормами трудового права в качестве общепринятого не используется и его содержание в действующем трудовом законодательстве не раскрывается. Круг должностей, рабочих профессий, относящихся к той или иной категории работников, за исключением должностей научно-педагогических работников (далее - должности НПР или НПР) ни в нормах упомянутого Закона, ни в ином законодательстве о труде исчерпывающе не определяется. Поэтому такая классификация должностей, работ является достаточно условной и правового значения не имеет. Наименования должностей научно-педагогических работников высшее учебное заведение устанавливает в точном соответствии с положениями законодательства в области образования и науки. Работниками высшего учебного заведения являются лица, занятые на штатной основе (по основному месту работы или по совместительству, выполняющие на основании трудового договора работы, не являющиеся совместительством), а также лица (преподавательский состав), работающие без замещения штатных должностей на условиях почасовой оплаты труда.

Информация о работе Правовое регулирование образовательных отношений в системе высшего профессионального образования