Предмет и место антропологии в системе наук о человеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 21:27, реферат

Описание работы

Получить представление о предмете невозможно без знания минимально необходимого объема фактического материала, а также без рассмотрения логики и принципов построения теории.
Именно по этому, целью моей работы является определение антропологии как предмета, как системы наук о человеке.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………........2
1. Предмет и место антропологии в системе наук о человеке………………..................................................................................3
2. Разделы антропологии………………………………………………........... 4
3. История антропологии ………………………………………………...........6
4.Современная социальная и культурная антропология …………......................................................................................................15
5. Психологическая антропология…………………………………………… 17
Заключение……………………………………………………………………… 19
Литература ………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 40.31 Кб (Скачать файл)

Введение……………………………………………………………………........2

1. Предмет и место антропологии в системе наук о человеке………………..................................................................................3

2. Разделы антропологии………………………………………………........... 4

3. История антропологии ………………………………………………...........6

4.Современная социальная и культурная антропология …………......................................................................................................15

5. Психологическая антропология…………………………………………… 17

Заключение……………………………………………………………………… 19

Литература ………………………………………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Получить представление  о предмете невозможно без знания минимально необходимого объема фактического материала, а также без рассмотрения логики и принципов построения теории.

Именно по этому, целью  моей работы является определение антропологии как предмета, как системы наук о человеке.

В своей работе я раскрою  понятие антропологии, опишу историю  ее становления как самостоятельной  области науки и затрону основные ее разделы.

Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы.

 

 

1 Предмет и  место антропологии в системе  наук о человеке

 

Термин "антропология" греческого происхождения (антропос - человек, логос - наука) и означает "наука о человеке". Считают, что впервые это слово употребил Аристотель (384-322 до н. э), крупнейший натуралист и философ древности, изучая духовное начало человека. Первые ростки научных знаний о человеке мы находим в трудах античных философов: Анаксимандра, Демокрита, Эмпедокла, Сократа. Вопросы морфологии и анатомии человека, его места в системе природы, телесные различия в физическом типе отдельных народов, нравы и быт многочисленных племен и народов, с которыми сталкивались путешественники во время своих странствий, волновали и были предметом исследований многих ученых Древней Греции и Рима. Становление же антропологии как науки в ее современном понятии относится к новому времени, к середине XIX в.

В трудах западноевропейских ученых термин "антропология" имел двоякое значение - как науки анатомической (о человеческом теле) и о духовной сущности человека. В начале XVIII в., когда  слово "антропология" только начинало входить в научный обиход, оно  означало "трактат о душе и  теле человека". Впоследствии этот термин в общей форме расшифровывался  так же, объединяя всестороннее изучение человека, его биологические, социальные и духовные свойства. В течение XIX в. и до наших дней во многих зарубежных странах (Англия, Франция, США) принято  широкое понятие антропологии как  общей науки о человеке.

Антропология в таком  понимании подразделяется на "физическую", или "соматическую" антропологию, "социальную", или "культурную" - т.е. этнографию.

Антропология это - отрасль  естествознания, которая занимает особое место среди биологических наук. Она изучает происхождение и  эволюцию физической организации человека и его рас. Это наука об изменчивости человеческого организма в пространстве и времени, законах этой изменчивости и факторах, ею управляющих. Антропология как бы венчает собой естествознание. Но так как жизнь человека неразрывно связанна с общественной средой, то и антропология, изучая человека, вступает в ту область, где существуют социально-исторические закономерности. В этом специфика антропологии, сложность ее исследований, в этом отличие ее от других биологических наук, ее непосредственная связь с историческими науками - археологией, этнографией, историей.

 

2 Разделы антропологии

 

Антропология включает три  основных раздела:

 

1) морфологию,

 

2) антропогенез и 

 

3) расоведение, или этническую  антропологию.

 

 Раздел морфологии  разрешает вопросы, связанные:  а) с индивидуальной изменчивостью  физического типа, б) с его возрастными  изменениями от ранних стадий  зародышевого развития до старости  включительно, в) с явлениями полового  диморфизма и, наконец, г) с  анализом тех особенностей физической  организации человека, которые возникают  под влиянием различных условий  жизни и труда. 

Решение этих вопросов требует  изучения взаимной связи отдельных  признаков строения тела.

Раздел антропогенеза  сосредоточивает свое внимание на тех  изменениях, которые претерпевает природа  ближайшего предка человека, а затем  и самого человека в течение четвертичного  периода. Это морфология человека и его предшественника, рассматриваемая во времени, измеряемом геологическим масштабом.

Раздел расоведения, посвященный  изучению сходств и различий между  расами человека, может быть назван по аналогии с разделом антропогенеза  морфологией, рассматриваемой в  пространстве, т. е. на всей поверхности  земного шара, населенной человеком.

Само собой разумеется, эти краткие характеристики не следует  понимать так, что морфология изучает  человека вне времени и пространства, расоведение —вне эпохи, а раздел антропогенеза — вне территории. Конечно, и для проблемы антропогенеза  важно знание места происхождения  человека; точно так же для расоведения  необходимо исследование истории возникновения  рас и их родословной и, наконец, для морфологии существенна связь  открываемых ею закономерностей  изменчивости с фактами, дошедшими  из далекого прошлого человечества, с  одной стороны, и из различных  областей распространения людей  в настоящем — с другой.Однако важнейшая задача раздела антропогенеза  — это изучение процесса становления  человека и прежде всего последовательности возникновения его свойств и  признаков; в разделе морфологии главная проблема — исследование факторов и проявлений изменчивости у современного человека, т. е. самих  “механизмов” формообразования; и, наконец, в разделе расоведения основной целью является отыскание тех  причин, которые объясняют распространение  рас человека на поверхности Земли.

В разделе антропогенеза  рассматриваются вопросы о месте  человека в системе животного  мира, отношении его как зоологического вида к другим приматам, восстановления пути, по которому шло развитие высших приматов, исследования роли труда  в происхождении человека, выделения  стадий в процессе человеческой эволюции, изучение условий и причин становления  человека современного типа.

Расоведение, или этническая антропология, изучает классификацию  расовых типов, распространение  их по территории Земли, историю формирования рас, причины расообразования и закономерности изменений расовых типов.

Антропология в целом, а в особенности разделы, посвященные  проблеме происхождения человека и  его рас, с самого зарождения знания о природе человека были ареной жестокой идеологической борьбы между материалистической наукой, с одной стороны, и идеалистическим  и метафизическим мировоззрением —  с другой.

 

3 История антропологии

 

 Как самостоятельная  область науки антропология возникла  поздно - в конце XVIII - в начале XIX столетия. Однако наиболее ранние  попытки понять место человека  в природе, его сходство с  другими организмами, его своеобразие,  вариации человеческого типа  по разным странам, возрастные  изменения, объяснить его происхождение  являются, по-видимому, столь же древними, как само научное знание вообще. Основные этапы формирования  антропологических знаний совпадают  с поворотными периодами истории  человеческого общества. Переходы  от одной социально-экономической  формации к другой, сопровождавшиеся  бурной переоценкой ценностей,  борьбой между старым и новым  мировоззрением, подъемом или крушением  тысяч индивидуальных судеб не  могли не вести к глубокому  раздумью о сущности человеческой  природы. Люди хотели знать  о “назначении” человека, о силах,  которые привели человека в  мир и которые, вооружив его  разумом, подняли над всеми  живыми существами и в то  же время сделали жертвой неисчислимых  бедствий и социальной несправедливости. Зачатки научных знаний о человеке  возникли в недрах античной  философии. В творениях философа  милетской школы Анаксимандра (610-546 гг. до н. э), стремившегося познать  происхождение и развитие всего  сущего из первоосновы бытия - беспредельного, или “апейрон”, излагаются идеи о возникновении человека путем ряда превращений его предков - животных. Зачатки эволюционного взгляда на человека можно найти у Демокрита (около 470-380 гг. до н. э) и у Эмпедокла (490-430 гг. до н. э). Античные философы стремились определить главные источники отличий человека от животных. Анаксагор (500-428 гг. до н. э), Сократ (469-399 гг. до н. э) высказывали мысль, что человек обязан своим высоким положением в мире наличию у него руки. Мысли об огромной роли слова (речи) для человека развивал знаменитый афинский учитель красноречия Исократ (436 - 338 гг. до н. э.).

Однако философия была не единственным источником, порождавшим  антропологические обобщения. Зоологические  наблюдения над домашними и дикими животными также вели к размышлению  о месте человека в органическом мире. Анатомирование животных и изучение заболеваний человека содействовали  росту знаний о явлениях изменчивости отдельных органов человеческого  тела под влиянием их функций.

Следует указать, что анатомические  знания накапливались еще задолго  до того, как они получили отражение  в трудах греческих ученых.

Широко известно высокое  искусство бальзамирования трупов в Древнем Египте. Оно, несомненно, требовало известных познаний в  области строения человеческого  тела. Реалистическая, поражающая своей  портретностью, скульптура Древнего Египта также несомненно предполагает достаточное  знакомство с анатомией. То же следует  сказать и о скульптуре древнего Крита.

Наблюдения путешественников знакомили античных людей с племенными, расовыми отличиями людей. Таким  образом, накапливались знания, которые  в дальнейшем ходе развития науки  помогали освещать вопросы о происхождении  человека (философия, зоология), о морфологических  вариациях у человека (медицина), о человеческих расах (география).

Алкмеон Кротонский (около 500 г. до н. э), рассекая трупы животных, сделал ряд анатомических открытий. Один из величайших врачей древности - Гиппократ (460-356 гг. до н. э) - изучал влияние климата на организм человека; ему же принадлежит учение о темпераментах, построенное на представлении о четырех “соках” человеческого тела: кровь, желтая желчь, черная желчь и слизь. Преобладание крови, по Гиппократу, характерно для сангвиника, желтой желчи - для холерика, черной желчи - для меланхолика, слизи - для флегматика.

Большое значение для расширения географического кругозора в  античном мире имели путешествия  Геродота (484-406 гг. до н. э). До наших дней его сочинения - один из важнейших  источников для изучения быта и нравов древних народов, а в некоторой  степени и их физического типа. Так, описывая колхов (предков грузин, жителей Колхиды), Геродот указывал, что они темнокожи и курчавы, причем обращал внимание на то, что и среди других соседних с ними народов имеются обладатели таких же примет. Описывая жителей северного Причерноморья, Геродот сообщал, что большое и многочисленное племя, обитавшее между верхним Доном и средним течением Волги, - будины - “все голубоглазы и рыжеволосы”. Свидетельства такого рода весьма ценны, так как они дополняют данные палеоантропологии и позволяют составить представление о распространении некоторых антропологических типов до эпохи “переселения народов”.

Изучение человека достигает  в античное время своей вершины  у Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). В своих  трудах “Истерия животных”, “О частях животных”, “О возникновении животных”, “О душе” Аристотель закладывает  основы изучения животных. Он разрабатывает  классификацию, рассматривает функциональную роль частей тела, а также механизмов их возникновения, анализирует корреляции (связи) частей. Он широко использует сравнительный  метод изучения и вводит в биологию принцип аналогии. Аристотелю принадлежит  идея “лестницы существ” или ряда постепенного v повышения организации. Следует иметь в виду, что хотя взгляды Аристотеля были далеки от идей эволюции, однако его принцип ступенеобразного расположения существ сыграл в XVIII в. большую роль в развитии эволюционного учения.

Аристотелю принадлежит  огромная заслуга в разработке проблемы места человека в органическом мире. В его сочинениях можно найти  множество глубоких мыслей о морфологических  особенностях человека, отличающих его  от животных. Однако Аристотель разошелся  с Анаксагором и Сократом в  оценке роли руки человека. “... Человек  разумнейшее животное не потому, - писал  Аристотель, - что имеет руки, но потому и имеет руки, что он разумнейшее  существо, ибо разумнейший будет  пользоваться хорошо очень многими  инструментами, а рука, очевидно, не один инструмент, а многие: она - как  бы инструмент инструментов. Тому именно, что может воспринять наибольшее число искусств, природа дала руку, наиболее пригодный из инструментов”. В этом рассуждении очевидна телеологическая  сущность мировоззрения Аристотеля, объяснявшего наличие рук у человека, исходя из той цели, которой служат руки у существа, наделенного разумом.

Из ученых древнего Рима наибольшее значение в истории антропологических  знаний имеет Лукреций Кар (99-55 или 95-51 гг. до н. э.), автор поэмы “О природе  вещей”, в которой он развивал идеи о естественном происхождении органического  мира и человека и дал замечательную  по яркости картину развития культуры от первобытной дикости до цивилизации. Другой крупнейший римский ученый - Клавдий Гален (131-200 гг.) н. э) - завоевал себе славу и непререкаемый авторитет  в течение почти' четырнадцати столетий как медик и анатом. Гален произвел многочисленные вскрытия трупов животных, главным образом собак и низших обезьян.

Эпоха средних веков в  Европе - период застоя во всех областях знаний. - В это время традиции античных авторов находят свое продолжение  в Передней и Средней Азии, где  жили и творили такие гиганты  научной мысли, как Ибн-Сина и  Бируни. От этого времени в анатомической  современной номенклатуре сохранилось немалое количество арабских терминов.

Информация о работе Предмет и место антропологии в системе наук о человеке