Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 21:27, реферат
Получить представление о предмете невозможно без знания минимально необходимого объема фактического материала, а также без рассмотрения логики и принципов построения теории.
Именно по этому, целью моей работы является определение антропологии как предмета, как системы наук о человеке.
Введение……………………………………………………………………........2
1. Предмет и место антропологии в системе наук о человеке………………..................................................................................3
2. Разделы антропологии………………………………………………........... 4
3. История антропологии ………………………………………………...........6
4.Современная социальная и культурная антропология …………......................................................................................................15
5. Психологическая антропология…………………………………………… 17
Заключение……………………………………………………………………… 19
Литература ………………………………………………………………………
Введение…………………………………………………………
1. Предмет и место антропологии
в системе наук о человеке………………................
2. Разделы антропологии…………………………
3. История антропологии ………………………………………………...........6
4.Современная социальная и
культурная антропология …………..........................
5. Психологическая антропология……
Заключение……………………………………………………
Литература …………………………………………………
Введение
Получить представление о предмете невозможно без знания минимально необходимого объема фактического материала, а также без рассмотрения логики и принципов построения теории.
Именно по этому, целью моей работы является определение антропологии как предмета, как системы наук о человеке.
В своей работе я раскрою
понятие антропологии, опишу историю
ее становления как
Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы.
1 Предмет и место антропологии в системе наук о человеке
Термин "антропология" греческого происхождения (антропос - человек, логос - наука) и означает "наука о человеке". Считают, что впервые это слово употребил Аристотель (384-322 до н. э), крупнейший натуралист и философ древности, изучая духовное начало человека. Первые ростки научных знаний о человеке мы находим в трудах античных философов: Анаксимандра, Демокрита, Эмпедокла, Сократа. Вопросы морфологии и анатомии человека, его места в системе природы, телесные различия в физическом типе отдельных народов, нравы и быт многочисленных племен и народов, с которыми сталкивались путешественники во время своих странствий, волновали и были предметом исследований многих ученых Древней Греции и Рима. Становление же антропологии как науки в ее современном понятии относится к новому времени, к середине XIX в.
В трудах западноевропейских ученых термин "антропология" имел двоякое значение - как науки анатомической (о человеческом теле) и о духовной сущности человека. В начале XVIII в., когда слово "антропология" только начинало входить в научный обиход, оно означало "трактат о душе и теле человека". Впоследствии этот термин в общей форме расшифровывался так же, объединяя всестороннее изучение человека, его биологические, социальные и духовные свойства. В течение XIX в. и до наших дней во многих зарубежных странах (Англия, Франция, США) принято широкое понятие антропологии как общей науки о человеке.
Антропология в таком понимании подразделяется на "физическую", или "соматическую" антропологию, "социальную", или "культурную" - т.е. этнографию.
Антропология это - отрасль
естествознания, которая занимает особое
место среди биологических
2 Разделы антропологии
Антропология включает три основных раздела:
1) морфологию,
2) антропогенез и
3) расоведение, или этническую антропологию.
Раздел морфологии
разрешает вопросы, связанные:
а) с индивидуальной
Решение этих вопросов требует изучения взаимной связи отдельных признаков строения тела.
Раздел антропогенеза сосредоточивает свое внимание на тех изменениях, которые претерпевает природа ближайшего предка человека, а затем и самого человека в течение четвертичного периода. Это морфология человека и его предшественника, рассматриваемая во времени, измеряемом геологическим масштабом.
Раздел расоведения, посвященный изучению сходств и различий между расами человека, может быть назван по аналогии с разделом антропогенеза морфологией, рассматриваемой в пространстве, т. е. на всей поверхности земного шара, населенной человеком.
Само собой разумеется,
эти краткие характеристики не следует
понимать так, что морфология изучает
человека вне времени и пространства,
расоведение —вне эпохи, а раздел
антропогенеза — вне
В разделе антропогенеза
рассматриваются вопросы о
Расоведение, или этническая антропология, изучает классификацию расовых типов, распространение их по территории Земли, историю формирования рас, причины расообразования и закономерности изменений расовых типов.
Антропология в целом, а в особенности разделы, посвященные проблеме происхождения человека и его рас, с самого зарождения знания о природе человека были ареной жестокой идеологической борьбы между материалистической наукой, с одной стороны, и идеалистическим и метафизическим мировоззрением — с другой.
3 История антропологии
Как самостоятельная
область науки антропология
Однако философия была
не единственным источником, порождавшим
антропологические обобщения. Зоологические
наблюдения над домашними и дикими
животными также вели к размышлению
о месте человека в органическом
мире. Анатомирование животных и изучение
заболеваний человека содействовали
росту знаний о явлениях изменчивости
отдельных органов
Следует указать, что анатомические знания накапливались еще задолго до того, как они получили отражение в трудах греческих ученых.
Широко известно высокое
искусство бальзамирования
Наблюдения путешественников знакомили античных людей с племенными, расовыми отличиями людей. Таким образом, накапливались знания, которые в дальнейшем ходе развития науки помогали освещать вопросы о происхождении человека (философия, зоология), о морфологических вариациях у человека (медицина), о человеческих расах (география).
Алкмеон Кротонский (около 500 г. до н. э), рассекая трупы животных, сделал ряд анатомических открытий. Один из величайших врачей древности - Гиппократ (460-356 гг. до н. э) - изучал влияние климата на организм человека; ему же принадлежит учение о темпераментах, построенное на представлении о четырех “соках” человеческого тела: кровь, желтая желчь, черная желчь и слизь. Преобладание крови, по Гиппократу, характерно для сангвиника, желтой желчи - для холерика, черной желчи - для меланхолика, слизи - для флегматика.
Большое значение для расширения географического кругозора в античном мире имели путешествия Геродота (484-406 гг. до н. э). До наших дней его сочинения - один из важнейших источников для изучения быта и нравов древних народов, а в некоторой степени и их физического типа. Так, описывая колхов (предков грузин, жителей Колхиды), Геродот указывал, что они темнокожи и курчавы, причем обращал внимание на то, что и среди других соседних с ними народов имеются обладатели таких же примет. Описывая жителей северного Причерноморья, Геродот сообщал, что большое и многочисленное племя, обитавшее между верхним Доном и средним течением Волги, - будины - “все голубоглазы и рыжеволосы”. Свидетельства такого рода весьма ценны, так как они дополняют данные палеоантропологии и позволяют составить представление о распространении некоторых антропологических типов до эпохи “переселения народов”.
Изучение человека достигает в античное время своей вершины у Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). В своих трудах “Истерия животных”, “О частях животных”, “О возникновении животных”, “О душе” Аристотель закладывает основы изучения животных. Он разрабатывает классификацию, рассматривает функциональную роль частей тела, а также механизмов их возникновения, анализирует корреляции (связи) частей. Он широко использует сравнительный метод изучения и вводит в биологию принцип аналогии. Аристотелю принадлежит идея “лестницы существ” или ряда постепенного v повышения организации. Следует иметь в виду, что хотя взгляды Аристотеля были далеки от идей эволюции, однако его принцип ступенеобразного расположения существ сыграл в XVIII в. большую роль в развитии эволюционного учения.
Аристотелю принадлежит огромная заслуга в разработке проблемы места человека в органическом мире. В его сочинениях можно найти множество глубоких мыслей о морфологических особенностях человека, отличающих его от животных. Однако Аристотель разошелся с Анаксагором и Сократом в оценке роли руки человека. “... Человек разумнейшее животное не потому, - писал Аристотель, - что имеет руки, но потому и имеет руки, что он разумнейшее существо, ибо разумнейший будет пользоваться хорошо очень многими инструментами, а рука, очевидно, не один инструмент, а многие: она - как бы инструмент инструментов. Тому именно, что может воспринять наибольшее число искусств, природа дала руку, наиболее пригодный из инструментов”. В этом рассуждении очевидна телеологическая сущность мировоззрения Аристотеля, объяснявшего наличие рук у человека, исходя из той цели, которой служат руки у существа, наделенного разумом.
Из ученых древнего Рима
наибольшее значение в истории антропологических
знаний имеет Лукреций Кар (99-55 или 95-51
гг. до н. э.), автор поэмы “О природе
вещей”, в которой он развивал идеи
о естественном происхождении органического
мира и человека и дал замечательную
по яркости картину развития культуры
от первобытной дикости до цивилизации.
Другой крупнейший римский ученый -
Клавдий Гален (131-200 гг.) н. э) - завоевал
себе славу и непререкаемый
Эпоха средних веков в Европе - период застоя во всех областях знаний. - В это время традиции античных авторов находят свое продолжение в Передней и Средней Азии, где жили и творили такие гиганты научной мысли, как Ибн-Сина и Бируни. От этого времени в анатомической современной номенклатуре сохранилось немалое количество арабских терминов.
Информация о работе Предмет и место антропологии в системе наук о человеке