Предмет и задачи педагогической психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 10:06, контрольная работа

Описание работы

Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Она тесно связана с педагогикой, детской и дифференциальной психологией, психофизиологией. При рассмотрении педагогической психологии, как и любой другой отрасли науки, необходимо, прежде всего, разграничить понятия предмета и задачи педагогической психологии, что мы и рассмотрим в данной работе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

Предмет и задачи педагогической психологии…………………………………4

Основные проблемы педагогической психологии……………………………...8

Наиболее важные задачи педагогической психологии………………………..10

Заключение……………………………………………………………………….13

Список используемой литературы……………………………………………..14

Файлы: 1 файл

педагогическая психология.docx

— 26.15 Кб (Скачать файл)

 

По мере изменения задач, развития практики обучения и воспитания, организационных форм и средств  обучения и воспитания существенно  менялся и предмет научной  дисциплины. В условиях всеобщего  обязательного среднего образования  особую значимость приобрела проблема индивидуальных различий, включающая вопросы выявления природы этих различий, при необходимости учета  их коррекции и т.д.

 

Значительно меняется предмет  педагогической психологии в зависимости  от того, где, в каких условиях и  на решение каких задач направлено обучение. Условия обучения и воспитания в средней школе, профессионально-техническом  училище, техникуме, колледже, гимназии или высшем учебном заведении  различны.

 

Наряду с дифференциацией  предмета и задач возрастной и  педагогической психологии, о которой  говорилось выше, нельзя не отметить, что  в их развитии наблюдается и обратная тенденция - сближение, интеграция. Это обусловлено тем, что в нашей стране практически все дети, если не с ясельного, то с дошкольного или, в крайнем случае, с младшего школьного возраста включаются в систему организованного общественного обучения и воспитания. А это значит, что их психическое развитие непосредственно связано с системой обучения и воспитания, которая, в свою очередь, строится с учетом не только реального, но и потенциально возможного развития ребенка.

 

Именно эта неразрывная  взаимосвязь самой реальности, выступающей  как объект психического исследования (дети, условия их жизни, система  обучения и воспитания), обусловила переход к комплексным исследованиям  возрастной и педагогической психологии и их интеграции.

 

В психологии и педагогике давно известно, что обучение и воспитание - единый и неделимый процесс. Вместе с тем вопрос о том, как оптимизировать процесс гармоничного развития личности, как и на каком этапе можно и нужно достигать максимального расцвета умственных способностей и нравственных качеств, развития эмоциональной и волевой сфер человека, остается до сих пор не решенным. Поиски решения этого вопроса - одна из важнейших задач современной возрастной и педагогической психологии.

 

Условия научно-технической  революции породили необходимость  овладения школьниками не только системой глубоких и точных знаний, но и приемами самостоятельного их приобретения.

 

 

Заключение 

 

Да, современный человек  может быть воистину образованным и  отвечать требованиям бурного развития науки и производства, если он непрерывно пополняет свои знания, а это возможно при овладении приемами самоорганизации  познавательной деятельности, переработки  знаковой (текстовой) информации. Вопросы, вытекающие из необходимости решения  этих задач, входят в содержание современных  психолого-педагогических исследований.

 

Таким образом, педагогическая психология - это наука о фактах, механизмах и закономерностях освоения социокультурного опыта человеком, закономерностях интеллектуального  и личностного развития ребенка  как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом  в разных условиях образовательного процесса.

 

Общей задачей педагогической психологии является выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального  и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса.

 

А завершим вопрос о предмете и задачах возрастной и педагогической психологии словами выдающегося  русского педагога К.Д. Ушинского: "Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях"

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

 

1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая  психология / Б.Б. Айсмонтас. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. - С.6.

 

2. Гамезо М.В. Возрастная  и педагогическая психология: Учеб. пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова,  Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество  России, 2003. - 512с. С.6-9.

 

3. Давыдов В.В. Лекции  по общей психологии / В.В. Давыдов. - М.: Академия, 2008. - С.176.

 

4. Зеньковский В.В. Психология  детства / В.В. Зеньковский. - М.: Школа-пресс, 1996. - 336 с.

 

5. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии / В.А. Крутецкий. - М.: Педагогика,1972. - С.7.

 

6. Логвинов И.Н. 10 избранных  лекций по педагогической психологии / И.Н. Логвинов, С.В. Сарычев. - СПб.: Питер, 2006. - 223 с.

 

7. Рубинштейн С.Л. Проблемы  общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика,1973. - 424 с.

 

8. Талызина В.Ф. Педагогическая  психология: Учебное пособие / В.Ф.  Талызина. - М.: Академия, 1998. - 288 с.

 

9. Ткачева М.С. Педагогическая  психология: Конспект лекций / М.С.  Ткачева. - М.: Высшее образование, 2008. - 192 с.

 

10. Ушинский К.Д. Человек  как предмет воспитания / К.Д. Ушинский // Собр. соч. Т.8. - М.: Педагогика, 1948. - С.23.


Информация о работе Предмет и задачи педагогической психологии