Предмет и задачи педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 14:51, реферат

Описание работы

Педагогическая деятельность в рамках ПС тоже является предметом науки, хотя изучается еще психологией, эргономикой и другими науками. В соответствии с элементами ПС выделены пять структурных элементов педагогической деятельности: проектировочный (цель), конструктивный (содержание), коммуникативный (обучающий- обучающийся), организационный (процесс и формы), гностический (преподаватель). Иначе говоря, педагог в своей профессиональной деятельности ставит цели, разрабатывает содержание, отбирает средства, организует процесс обучения и взаимодействия его участников.

Файлы: 1 файл

Педагогика и задачи.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации 
федеральное агентство по образованию 
Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет 
имени С.М.Кирова

Кафедра культурологии, социологии и  политологии

Реферат на тему «Предмет и задачи педагогики»

Факультет механической технологии древесины 

Специальность 250403

Форма обучения заочная

Курс 5 группа 1 № зачётной книжки 11076

Студент    Ортаев Н.Е.

Руководитель  Хабиров Р.И

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 
2013-2014 год 

Педагогика – это наука о законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, пути реализации законов воспитания и методик обучения.

В Древней Греции раб, приставленный  к ученику, функциями которого были сопровождение его в школу, прислуживание  на занятиях, назывался педагогом. Педагог  – производное от греческих слов "пейда" – ребенок, "гогес" вести, буквально "детоводитель", "детовожатый".Термин «педагогика» имеет два значения. Первое- это область научного знания, наука, второе – область практической деятельности, ремесло, искусство.

 Дословный перевод  с греческого – «детоводитель»  в смысле искусства «вести ребенка по жизни» т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие. Часто с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов. В России формально педагогом является учитель, ученый, работник управления, менеджер в образовании. Что касается термина педагогика, то в мировом педагогическом лексиконе все чаще употребляются новые термины – «андрогогика», «антропогогика» (антропос – человек).

 Каждая наука имеет  свой предмет - область действительности, которую она исследует. Предметом педагогики является педагогическая система (ПС). Исследование, проектирование и разработка ПС является предметом педагогики. Элементы ПС фактически охватывают все проблемы педагогической науки. Забегая несколько вперед, отметим, что элементами канонической педагогической системы являются: цель обучения, содержание обучения, обучаемые, обучающие, методы, средства и формы.

 

 Педагогическая деятельность  в рамках ПС тоже является  предметом науки, хотя изучается еще психологией, эргономикой и другими науками. В соответствии с элементами ПС выделены пять структурных элементов педагогической деятельности: проектировочный (цель), конструктивный (содержание), коммуникативный (обучающий- обучающийся), организационный (процесс и формы), гностический (преподаватель). Иначе говоря, педагог в своей профессиональной деятельности ставит цели, разрабатывает содержание, отбирает средства, организует процесс обучения и взаимодействия его участников.

 

 

  Педагогика как наука подразделяется на ряд научных отраслей:

  1. - общая педагогика;
  2. - возрастная педагогика;
  3. - военная педагогика;
  4. - профессиональная педагогика;
  5. - специальная педагогика;
  6. - социальная педагогика;
  7. - история педагогики и т. д.

 

Каждая из отраслей в свою очередь подразделяется на отдельные направления или разделы. Совокупность всех отраслей и разделов образует единую систему педагогических наук.

Педагогика  в своем развитии тесно связана  с философией, этикой, психологией, социологией, гигиеной, историей и опирается на их закономерности.

 

 

 

Функции педагогической теории :

  1. Теоретические функции
  2. обогащение, систематизация научных знаний;
  3. обобщение опыта практики;
  4. выявление закономерностей в педагогических явлениях.

Практические  функции:

  1. повышение качества воспитания;
  2. создание новых педагогических технологий;
  3. внедрение итогов педагогических исследований в практику.
  4. Прогнозирование:
  5. научное предвидение в социальной сфере, связано с целеполаганием.

 

Задачи  педагогики:

  1. Научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания.
  2. Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.
  3. Выявление закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания людей.
  4. Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.
  5. Разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания людей.
  6. Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования развития его профессионального мастерства.
  7. Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.

Было замечено, что успех развития цивилизации  во многом зависит от воспитания и  образования отдельных поколений. Возникает необходимость в обобщении опыта воспитания, первые попытки обобщения делались в наиболее развитых государствах Древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции, когда образование начинает играть важную роль в жизни людей.

Как отдельная наука, педагогика появляется значительно позже. Предпосылками появления любой науки являются следующие положения:

формируется под влиянием потребностей общества;

любая отрасль складывается в науку только тогда, когда достаточно четко вычленяется предмет ее исследования.

Давая более конкретное определение  педагогики, можно сказать, что это  наука о законах и закономерностях  воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.                                 Главной задачей педагогики  является задача осуществления закономерностей в областях воспитания, управления образовательными и воспитательными системами образования. Закономерности в педагогике связаны с преднамеренно созданными, а также существующими условиями и полученным результатом. В качестве полученных результатов выступают такие понятия, как  обученность, воспитанность, развитость личности обучающегося.


Информация о работе Предмет и задачи педагогики