Предмет, метод и задачи курса дисциплины “Экономика предприятия”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 18:37, доклад

Описание работы

Предметом курса “Экономика предприятия” является изучение действий объективных экономических законов на уровне хозяйствования (предприятия), а также изучение условий, в которых функционирует данный объект хозяйствования, с целью определения соответствия этих условий объективным экономическим законам. Другими словами, предметом данного курса является изучение инструкций, постановлений Кабинета Министров, Верховного Совета, то есть всего пакета документов хозяйственного механизма с целью соответствия хозяйственного механизма объективным экономическим законам.

Содержание работы

1. Предмет курса.
2. Методы и методологические подходы в изучении дисциплины.
3. Задачи курса.

Файлы: 1 файл

экономика.doc

— 544.50 Кб (Скачать файл)



Национальная Экономика





Микроуровень


 

Основное первичное  звено




Предприятие




Объект хозяйствования




Субъект хозяйствования




 


 





                          Прибавочная стоимость                                                      Прибыль Нечто


              С+V+m 


 


                                                          Модифицированная форма


                                 Стоимость товара                                                прибавочной стоимости

                                     Рабочая сила                                         


 V+m


                ЗП


                                                          Прибавочная стоимость


       


 

 

 


 С+V+m        Прибавочная стоимость                                                        Прибыль


 


 


                                                                                                                                                             Модифицированная форма


           Нечто                          Прибыль прибавочной стоимости




         Главная цель функционирования

                        предприятия


   


     Предпринимательская  деятельность


 

 

2.Понятие  предприятия как экономической  категории; диалектика понятий  и трактовок “предприятия”

    Термин “Предприятие” является теоретично-концептуальным определением основного и первичного звена народного хозяйства , т.е объекта и субъекта хозяйствования. Между тем, это  категория приобретает различные организационно-правовые формы в предпринимательской деятельности, а также которые предопределены действующим законодательством национальной экономики: Закон Украины    “О  предприятиях”, Закон Украины “О хозяйственных товариществах” Хозяйственный кодекс Украины (состоянием на 20.02.2007г.)

(Хозяйственный кодекс).

      Основные характеристики, какими должен обладать объект хозяйствования , чтобы он соответствовал сущности предприятия:

1)Регистрационный номер  в фонде государственного имущества;

2)Уставный фонд и  самостоятельный баланс;

3)Расчетный счёт в  отделении банка;

4)Иметь законченную  статистическую отчётность, т.е.  быть     зарегистрированным  как налогоплательщик;

5)Должно быть учредительское соглашение: протокол собрания учредителей

6)Устав Должно быть юридическим лицом, а это значит, что помимо наличия всех перечисленных признаков характеристик, хозяйственный объект имеет право представлять и отстаивать свои интересы в хозяйственном суде.

      Исходя  из перечисленных характеристик следует, что предприятие являются целостной организационной экономической системой, которая  конкретизируется в технико-технологическом  единстве, в его организационной структуре и схеме управления, а также в системе экономической отчетности.

    Объект хозяйствования  как целостная производственно  хозяйственная единица обладает (должен обладать):

а)технико-технологическим единством, которое проявляется во взаимосвязи   производственного процесса и структуры предприятия;

б)организационно-экономическим  единством, которое проявляется  во взаимосвязи всех экономических  показателей, более того, которое является отражением уровня организации техники и технологий. Экономическое единство конкретизируется в единой отчётности  предприятия.

                    Каждое предприятие обязано представить  отчёт:  

1)в органы статистики : райстатуправление;

2)в органы налоговой  инспекции.

    В налоговою  инспекцию финансовый отчёт представляется по следующим формам:

1)форма №1: баланс предприятия (БП);

2)форма №2: отчёт о финансовых результатах;

3)форма №3: отчёт о собственном капитале;

4)форма №4: движение денежных средств.

Приложение к форме  №2: декларация  на прибыль.

В налоговою инспекцию еще предоставляются приложения к декларации их  форм№2 .

   Формы отчётности для органов государственной статистики:

Ф№1- П – продукция;

Ф№1 - П - предпринимательство;

Ф№1 - НПП - “Звіт про виробництво промислової продукції” ;

 Ф №1-ОПТ “Звіт про продаж в запаси товарів (товарів) у оптовій торгівлі”;

Ф№3 - торг; “Звіт про продаж і запаси товарів в торговій мережі та мережі ресторанного    господарства”;

Ф№1 - инвестиции;

Ф№1 - ПВ – “Отчёт по труду”;

Ф№3 – “отчёт по использованию рабочего времени”;

БП - баланс мощностей;

Ф№11- ОЗ - “Звіт про наявність та рух основних засобів, амортизацію”;

Ф№1 - А- амортизация;

Отчёт в районное статистическое управление значительно шире чем в налоговую инспекцию, т. к. сюда  представляются формы финансовой отчётности

    

Ст.3 Закона Украины  “О налогообложении прибыли предприятий” гласит: OH = BД-ВР-АО

ВД - валовые доходы;

ВР - валовые расходы;

АО - амортизационные  отчисления;

ОН- Объект налогообложения

Объект  налогообложения  это та величина, с которой взымается налог, в данном случае прямой налог на прибыль. Точнее : налог на объект, а источником возмещения является прибыль объекта хозяйствования.  

 

 

ТЕМА: Производственная программа объекта хозяйствования

Показатели  и факторы, формирующие её величину.

 

1. Понятие производственной  программы и показатели.

2.Факторы, обуславливающие  величину производственной программы.

3.Производственная мощность  предприятия и методика её  расчёта.

4.Показатели использования  производственной мощности: абсолютные; относительные.

5.Динамика производственной  мощности и показатели её характеризующие

6.Диалектика понятий  “величина  мощности” и” продолжительность периода”.

7.Уровень использования производственной мощности –основа устойчивой конкурентоспособности предприятия. Точка безубыточности.  

   

1. Понятие  производственной программы и  показатели.

      Под  производственной программой в  широкой трактовке этого термина понимаются все виды деятельности предприятия: а) производственная деятельность(операционная, основная деятельность); б) торговая; в) инвестиционная; г) деятельность связанная с организацией общепита.

      В конкретно прикладном же значении применения понятия производственная программа сводится к понятию объем производства.

    Безусловно  объем производства(ОП) может быть:1) за предыдущий период; 2) за последующий  период; 3) базовый период; 4) фактический  период; 5)по плану

Все показатели  производственной программы(объёма производства) по основной операционной деятельности подразделяются на 3 группы:

1) Натуральные показатели; 2) Условно-натуральные показатели;

3) Стоимостные показатели;

    1)Натуральные  показатели - соответствуют отрасли  производства и виду продукции: тонн, кг, штуки,  (декалитр(10л)), м3, m/км и т.п.

     2)Условно-натуральные на предприятиях, которые вырабатывают широкий ассортимент продукции, возникает необходимость приведения разнообразного ассортимента к одному показателю: чтобы их можно было сложить и получить общую величину ОП.

      Все показатели  по применению условно-натуральных показателей подразделяются на 2 группы:

     1)предприятия, используют специальную разработанную условную единицу, на которую и пересчитывается весь объем производства. Например консервная промышленность  применяется ТУБ – тысяча условных банок более того ТУБ является объектом калькулирования, т.е. калькуляционной единицей. При этом величина условной единицы определяется Технологическими регламентами и стандартами.

2)Предприятия в торой группы в качестве условного вида (сорта продукции), то есть условной единицы используя один из видов выпускаемой продукции(наиболее простой, нетрудоёмкий, дешевый ) которому присваивается коэффициент  1,0. В каждой подотрасли установлен свой вид продукции СК=1,0. Например на мельзаводе-это отруби.  Тогда манная крупа к=6,5) На нефтеперерабатывающих предприятиях за у.е. ,которому присвоен коэфициэнт 1 ,0 принимают салярку.

   На хлебозаводе  к=1 присвоен продукции:

Хлеб формовой ржаной развесом 0.9кг;

Булочки от 100 до 250 имеют к=2.5 и выше; Хлеб подовый к›1;

На пивзаводах к=1 пиво с выдержкой в лагерном подвале 14 дней.

    3)Стоимостные  показатели 

а) ОП - объем производства в ценах предприятия без НДС

       

              n

        ОП = ∑ £іqi = £1q1 + £2q2 + … +£nqn  -   произведенная продукция

             i=1

 

£i - оптовая цена предприятия без НДС каждого соответствующего вида продукции;

qi - количество выпущенной продукции (каждого вида) в физическом измерении(т.кг.);

i=1,..n - количество видов продукции;

РП [ОР] – реализованная  продукция в Ф№2 –выручка от РП в  ценах предприятия без НДС

         

                        n     

РП = ∑ £іqi 1q1 + … + £nqn – реализованная продукция

                        і=1

  ОП - произведенная продукция

РП – реализованная продукция

   Таким образом, сегодня  в экономике предприятия формируется  2 показателя выпуска продукции:  а) произведенная; б) реализованная; Более того, конкретная величина реализованной продукции может рассчитывается  также по двум подходам (методикам): а) по факту отгрузки; б) по факту поступления наличных денег.

 РП= О начало года+ОП-О конец  года

О - остатки (на конец, начало определенного  периода)

РТО - розничный товарооборот

              n

РТО = ∑£iqi          £i-розничная цена                           РТО -Ф№3 торг

              i=1           qi-реализованная продукция

                n

     ОП=∑£iqi         £i-цена предприятия без НДС оптовая

               i-1          qi-произведённая

 

£ розничная=£ пред.без  НДС × 𝒥нос×𝒥посред.наценки×𝒥торговой наценки

 Выручка от РП в ценах предприятия без НДС=РП

Доход(выручка)от реализации продукции (услуг)

                   n

   Доход:  ∑£iqi         

                   i=1 

где £i-оптовая цена предприятия без НДС

Чистый доход от реализации продукции(услуг)-ЧД

ЧД= Доход –НДС либо =             n

                                             ЧД    ∑£iqi         

                                                          i=1      

£i- цена предприятия без НДС

Таким образоМ: РП=ЧД= выручка от РП в ценах предприятия без НДС

2.Факторы,  обуславливающие величину производственной  программы.

     Все многообразие  причин и условий, влияющих  на конкретную величину объема производства предприятия принято группировать (классифицировать)

по следующим факторам (направлениям):

1.Спрос на продукцию  предприятия, т.е. слагаемое известного закона “Спроса и предложения”.

Величину спроса формирует сложившаяся ситуация на рынке. Маркетинговые исследования обеспечивают достоверную величину сегмента  рынка, его емкость на который может рассчитывать данное предприятие.

2.Предложение – это  та конкретная величина производственной программы, которая может быть представлять  на рынке предприятие.

3.Её объем предопределяется, прежде всего, величиной производственной мощности – производственным потенциалом предприятия. При этом увеличение производственной программы   только за счёт  устранения “узкого места”  в производственной мощности не требует дополнительных инвестиции (финансовых ресурсов). 

 Обеспеченность сырьевыми и материальными ресурсами;

Обеспеченность производственного  процесса является важным моментом для  формирования величины объема производства, однако не является ограничительным  фактором в условиях рыночной экономики. Главное наличие финансовых ресурсов, с помощью которых,  можно не только приобрести  эти ресурсы, но и самостоятельно производить или заказать их производство. Вопрос только в том, во сколько это обойдётся. Наличие финансовых ресурсов для предоплаты.

4.Трудвые ресурсы;

Обеспечённость высококвалифицированным персоналом в  цивилизованной экономике рассматривается как приоритетный фактор. Между тем для экономики Украины  рейтинг этого фактора являются замыкающим.

5.Наличие финансовых ресурсов;

Наличие финансовых ресурсов обеспечивает возможность решения всех проблем связанных с ограничениями, по какому - либо из факторов, даже при наличии недостатков производственной мощности.

     

3.Производственная  мощность предприятия и методика  её расчета. 

      Производственная  мощность  предприятия  – это max возможный выпуск продукции в единицу времени (смену, сутки) при оптимальных условиях функционирования предприятия. Вместе с тем, в целом ряде отраслей производства  мощность рассчитывается (устанавливается) по количеству перерабатываемого сырья.  Это относится к предприятиям, перерабатывающим первичное, ”сырое” сырьё.

     Сырое сырьё – это то сырьё, которое ни разу не проходило промышленной переработки (нефть, для нефтеперерабатующих предприятий ,  железная руда  для металлургии, зерно для мельзаводов, сахарная свекла)

Информация о работе Предмет, метод и задачи курса дисциплины “Экономика предприятия”