1. Что надо производить,
то есть какие товары и услуги
должны быть предложены потребителям?
2. Как производить, то
есть какой из способов изготовления
следует применить?
3. Для кого следует
эти товары и услуги производить,
то есть кто может претендовать
на их получение в свою собственность?Для
решения этих вопросов рынок
выполняет ряд функций, через
которые он решает центральные
проблемы экономики. Но функции
рынка ограничены. Решением тех
социально-экономических проблем
общества, в которых рынок бессилен,
занимается государство. Оно призвано
не только контролировать сферы
общественной жизни, которые лежат
за пределами действия рынка (социальная
сфера, государственное управление
и правопорядок, обороноспособность
страны), но и следить за работой
самого рыночного механизма. Государственное
регулирование распространяет свое
влияние на самые разные сферы
экономики, экономической жизни. В
условиях рыночной экономики
даже при наличии многочисленных
видов и способов государственного
регулирования он носит довольно
ограниченный характер. У компаний,
предпринимателей, граждан сохраняются
значительные возможности самоуправления,
сохраняются зоны управленческих
воздействий, не затрагиваемые государственным
регулированием.Государство при
чрезмерном вторжении в экономику
может деформировать действие
рыночного механизма и лишить
производство стимулов к совершенствованию.В
экономической теории различают
различные виды рынков, которые
основываются на собственной
инфраструктуре, обслуживающей его
потребности. Кроме того, рыночную
экономику обслуживают институты,
связывающие все рынки в единое
целое. Каждый элемент рыночной
системы имеет самостоятельное
значение, но нормальное функционирование
рыночной экономики возможно
только при слаженной работе
всех ее частей, в условиях
мягкого государственного регулирования
и стимулирования ее развития.Роль
рынка в общественном производстве
играет большую роль: он подает
сигнал производству – что, в
каком объеме, и какой структуре
следует производить; уравновешивает
спрос и предложение, обеспечивает
сбалансированность экономики; дифференцирует
товаропроизводителей в соответствии
с эффективностью их работы
и нацеленностью на покрытие
рыночного спроса; «убирает» неконкурентоспособных
предприятий и «свертывает» устаревшее
производство.В рыночной экономике
благосостояние каждого определяется
тем, насколько успешно он может
продать на рынке товар, которым
владеет. Тот, кто предложил покупателям
наилучший товар и на более выгодных условиях,
оказывается победителем в конкурентной
борьбе.Как не упорядочен,
как ни регулируем современный рынок,
его природа остается в основном неизменной
– это столкновение продавцов и покупателей,
обладающих полной свободой хозяйственной
деятельности и поэтому абсолютно самостоятельно
решающих для себя главные вопросы экономики:
что производить? Как изготовлять? Кому
и по какой цене продавать? Как использовать
полученные доходы?Таким образом, можно
сформулировать еще один рецепт экономического
процветания: для процветания страны необходимо
поддерживать развитие рыночных механизмов
и следить за тем, чтобы они работали на
благо, а не во вред национальной экономике.
4.Управленческая деятельность как предмет
социально- психологического анализа
Психология управленческой
деятельности — относительно молодая
предметная область, возникновение и развитие
которой в России продиктовано запросами
общественной практики. Несмотря на то,
что менеджмент и психология менеджмента
интенсивно развивались за рубежом и отражением
этого является огромное число монографий,
учебников и учебных пособий, изданных
в разных странах, прямой перенос имеющегося
опыта на российскую почву оказался неэффективным
и неудачным по многим причинам. Основная
из них — специфика менталитета россиян,
которая не позволяет перенимать зарубежный
опыт с предсказуемымипоследствиями.
Этот эффект влияния эмоциональных установок
на содержание общественного сознания
и особенности не полностью отрефлексированного
общественного опыта и проявился в психологии
управленческой деятельности.Хорошо известно,
что общественные производственные отношения
в России значительно отличаются от аналогичных
во многих других странах, прежде всего
более тесными личными и эмоционально
окрашенными связями, которые не позволяют
реализовать многие модели управления,
связанные с применением властных функций
без потенциальной угрозы конфликтов.
Специфика управления образованием основывается
на эмоционально окрашенной и субъективно
значимой деятельности, тесно сопряженной
с межличностным общением, так как большинство
профессионалов в системе образования
— это женщины, действующие, пообщепринятому
представлению, скорее на основе чувств,
чемрассудка, и определяет особенности
практики в этой профессиональной сфере,
в которой эффективность профессиональной
деятельности в значительной степени
связана с личностью управленца и лидера.Теоретические
подходы к разработке психологических
основ управления также отражают в полной
мере особенности развития отечественной
психологии, центральными категориями
которой, по представлению Б.Ф.Ломова, являютсяотражение, деятельность,
личность и общение. Очевидно, что три последние
имеют прямое отношение к рассматриваемым
проблемам. В связи с тем, что деятельность
выступает в качестве центральной проблемы
отечественной психологии и отражена
в названии учебного пособия, целесообразно
дать краткую историческую справку о развитии
этой категории. Известно, что категория
деятельности имеет философские корни,
начиная с работ Канта и Фихте. Гегель рассматривал
деятельность как форму проявления абсолютного
духа, связанную с самоизменением. На основе
философских изысканий Гегеля Маркс ввел
понятия человеческой деятельности, в качестве
основного проявления которой он считал
труд. Цель последнего лежит не в самом
процессе трудовой деятельности, а в его
продукте, причем в продукте общественном.К.
Маркс определил специфическую сферу
общественных отношений, в рамках которой
в дальнейшем уже в предметной области психологии
рассматривалось формирование сознания
и личности человека. Связь деятельности
и сознания, деятельности и личности —
это основные вопросы советской психологии,
огромный вклад в разработку которых внесли
С.Л.Рубинштейн и А.Н.Леонтьев: согласно
их представлениямдеятельность — это
осознанная и целенаправленная форма поведения.
В работах А. Н.Леонтьева (1986) приведен наиболее
глубокий структурный анализ процесса
деятельности. Вслед за трудами Маркса
основной характеристикой деятельности
считают ее цель, в зависимости, от содержания
которой оформляется конкретная структура
деятельности, подбираются средства и
оформляются операции и действия.А. Н.
Леонтьев ставил акцент на предметности
любой осознанной деятельности, причем
предмет имеет двойную природу: во-первых,
это реальный объект, независимо существующий
от сознания человека, на который направлена
его активность, во-вторых, в качестве
предмета деятельности может выступать
продукт психического отражения реальных
событий и объектов, становящийся в данном
случае мотивом деятельности. Внешняя
предметная сторона конкретной деятельности
служит процессом экстериоризации существующего
внутреннего психического плана. Таким
образом, любая форма осознанной целенаправленнойактивности
разворачивается одновременно в двух
планах: внешнем социальном и культурном
пространстве и внутреннем психическом
плане.Динамике внутреннего процесса
соответствует определенная внешняя динамика.
Внутренний план разворачивается от потребности
к мотиву, от мотива к цели, а затем к задачам.
Внешний предметный план деятельности
выглядит как система конкретизации в
самой деятельности от общего к частному:
действие порождает операцию, операция
— движение. В целом любая деятельность
носит системный характер, проявляясь
во внешних отношениях и действиях и одновременно
затрагивая внутренние психические процессы.
Очевидно, что подобная специфика высшей
формы человеческой активности требует
зрелого мышления и развитой рефлексии,
в связи, с чем развитие деятельности в
социогенезе личности проходит определенные
этапы: от игровой, как наиболее природно
обусловленной, к учебной, общественно
детерминированной, от учебной к наиболее
зрелой — профессиональной (трудовой).Управленческая
деятельность относится к профессиональным
видам деятельности, поэтому она, прежде
всего, социально и культурно обусловлена.
Об этой стороне управления достаточно
много написано, и в нашей книге проблемам
социально обусловленных аспектов управления
посвящен раздел «Социология и психология управления».
Внутриличностная специфика управления,
естественно, отражает наиболее скрытые
и интимные характеристики процесса управленческого
труда: стиль, эмоционально-интеллектуальные
затраты, ценностные установки, т.е. все
то, что придает уникальность труду каждого
человека и составляет собственный предмет
психологического анализа управленческой
деятельности. Особую проблему представляет
отношение управления и власти, вопроса
наименее разработанного в отечественной
психологии, так как властная специфика
управления долгое время была завуалирована
в России тезисом об общественной значимости
труда вообще и управленческого, в частности.
Однако общественная практика имела достаточное
число примеров столкновения разнородных
интересов и ценностей в процессе любого
управленческого акта. В настоящей книге
вопросы соотношения власти и управления
специально рассматриваются с целью ясного
осознания последствий использования
неадекватных форм власти в конкретных
управленческих системах и ситуациях.
Список литературы
1.Веккер Л.М. Психические процессы В 3 т. - Т.1 - Л.,
1974.
2. Виготський Л.С. Собрание произведений В 6 т. - Т.1 - М.,
1982.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курслекций. - М.,
1988.
4. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. - М.,
1975.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии В 2 т. - Т.1 -М.,
1989.
6. Словно Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.