Преподавание психологии как науки теоретической и прикладной

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:42, контрольная работа

Описание работы

Изучение студентами любой науки подчинено одной цели — научиться подходить к жизненным явлениям, к практическим задачам с научных позиций, т. е. со знанием дела, изученного всесторонне. Применительно к психологии это означает, что студенту ее нужно изучать с целью получения научной ориентировки в психологии человека,, чтобы понимать и объяснять особенности ее проявлений в действиях, поступках, поведении реальных людей, и на этой основе научиться правильно взаимодействовать с ними в повседневной практике.

Файлы: 1 файл

Методка преподавания.docx

— 23.70 Кб (Скачать файл)

Тема 7. Преподавание психологии как  науки теоретической и прикладной.

Введение 

Изучение студентами любой  науки подчинено одной цели —  научиться подходить к жизненным  явлениям, к практическим задачам  с научных позиций, т. е. со знанием  дела, изученного всесторонне. Применительно  к психологии это означает, что  студенту ее нужно изучать с целью  получения научной ориентировки в психологии человека,, чтобы понимать и объяснять особенности ее проявлений в действиях, поступках, поведении  реальных людей, и на этой основе научиться  правильно взаимодействовать с ними в повседневной практике.

Ставя перед собой цель преподавания тех или иных тем  и разделов, необходимо учитывать  особенности различных отраслей науки.

Так, теоретическую (общую) психологию принято называть объяснительной, а  прикладную психологию — практическим приложением этой теории к различным  сторонам живой действительности: к  фактам, событиям и явлениям психики. Однако прикладная психология тоже объясняет, но конкретные факты реальной психической  жизни; социальная психология — явления  общественной жизни, факты группового поведения; инженерная психология —  особенности взаимодействия человека с техникой; педагогическая психология — факты, связанные с условиями  эффективности обучения и воспитания; медицинская психология — психологические  причины улучшения или ухудшения  здоровья; военная психология —  особенности поведения человека в опасных ситуациях боя и  т.

И  теоретическая и прикладная психолоия  требуют особого подхода в преподавании. Эти особенности мы и рассмотрим в данной работе.

Литература:

бадмаев б.ц. методика преподавания психологии

 


История психологии — отрасль психологической науки, объясняющая современное состояние психологии на основе ее ретроспективного анализа.

Особенности истории  психологии как науки теоретической, являющейся одновременно и исторической, и психологической, требуют от преподавателя  и особого методического подхода к ее преподаванию. Существенное значение имеет последовательность преподавания двух теоретических дисциплин — общей психологии и истории психологии. Иногда история преподается раньше, иногда наоборот, а нередко они идут параллельно.

Если в лекциях  по истории психологии излагаются взгляды, которые потом были преодолены как  ошибочные, но современных взглядов на эти проблемы студенты еще не знают, то тогда у них возникают  трудности в адекватном понимании  логики исторического процесса развития науки. Если история изучается после общей психологии или хотя бы параллельно с ней, то данная трудность в значительной мере снимается. Для лучшего понимания исторической логики развития психологической мысли студенту постоянно нужно обращаться к современным теориям общей психологии, понять причины несостоятельности тех или иных теорий, взглядов, концепций, которых придерживались психологи прошлого.

Лекции должны читаться  в стиле проблемного изложения, в рассуждающей манере. Нужно стремиться превратить в разговор о современности на основе ретроспективного анализа пройденного ею пути, приведшего к нынешнему ее состоянию.

Самостоятельные работы и семинарского занятия лучше всего организовывать с  помощью серии проблемных вопросов (учебных задач), четко и однозначно ориентирующих студентов в содержании и логике учебного материала, изложенного в лекциях и рекомендованной литературе.

В лекциях необходимо в сжатой форме и строго логично изложить основные вехи и этапы в истории психологии. Важно, чтобы студент разглядел за хронологией событий не только и не столько связь времен, сколько движение научной мысли, подчиненной определенной логике и запросам общественной практики.Содержание лекции нужно стремиться скомпоновать так ,чтобы показать каждое значительное событие в науке, приведшее когда-то к принципиально новому выводу в связи с современными взглядами на данную проблему.

Общая психология

Основной целью  преподавания данного предмета является усвоение студентами общих закономерностей  функционирования психики. Знание общепсихологической  теории должно лечь в основу изучения ими конкретных прикладных отраслей психологии, в частности возрастной, педагогической, социальной и др.

При чтении лекций и организации самостоятельной работы с литературой нужно каждое новое для студента научное положение не только соотносить с наблюдаемыми в жизни психологическими явлениями, но и сравнивать с тем, как они объяснялись ранее и какое объяснение получили в современной общей психологии.

Тематику лекций целесообразно компоновать несколькими  большими блоками, чтобы все многообразие содержания дисциплины могло быть изложено в этих блоках как совокупность основных проблем психологии, как система  взаимосвязанных понятий.

На семинарских, практических и лабораторных занятиях должны отрабатываться те вопросы, которые  лектор запланировал. Но при этом в  отличие от лекций, носящих теоретический  характер, они нацеливают на формирование у студентов умения использовать теоретические знания на практике для  исследования и преобразования психологических  фактов и тем самым научить  их психологически грамотно ориентироваться  в практических ситуациях.

Студенту необходимо четкое представление о предмете изучаемой науки. А что касается психологии, то ее предмет, как видно  по разнообразию точек зрения на него, не является четко определенным и  общепризнанным. В этом и сложность  для преподавателя: с одной стороны, ему нужно сформировать у студентов  ясное понимание предмета науки, а с другой — этого нет и  в самой научной среде.

Методические  особенности преподавания прикладной психологии

Возрастная  и педагогическая психология

Эти две прикладные отрасли  психологии, если их рассматривать  вместе как единую учебную дисциплину, представляет собой применение общепсихологической  теории для объяснения возрастного  развития в детские годы и психологических  условий эффективности обучения и воспитания человека. Их изучение этих наук имеет практическое значение для студентов любой профессиональной ориентации, учителей и родителей, любого взрослого человека.

Эти две отрасли психологии могут представлять один или два  самостоятельных учебных предмета.

Если ведется  ее преподавание как единой учебной  дисциплины с возрастной психологией, то методика строится на показе взаимосвязи  процесса обучения и воспитания с  процессом развития психики. Тогда  развитие психики в детских возрастах  будет преподнесено как психологическая  основа организации учебной деятельности учеников, постановки развивающего обучения, которое оказывает воспитывающее  влияние на личность, развивая ее в  интеллектуальном и нравственном отношениях.

Если преподавание ведется раздельно, то возрастная психология будет излагаться как наука о возрастном развитии психики не только в детстве, но и в юношеском, молодом, зрелом возрасте, в старости и позже.

В методике преподавания возрастной и педагогической важно подчеркнуть, что если педагогика отвечает на вопросы «как обучать» и «как воспитывать», то психология, опираясь на закономерности психического развития человека, объясняет, «почему обучать и воспитывать нужно именно так», т. е. научно обосновывает приемы и методы педагогики, которые накоплены в эмпирическом опыте поколений.

Так как мы имеем  дело с прикладными науками, то серьезное  внимание должно быть уделено методам  и приемам практического обучения посредством проведения семинаров-практикумов, семинаров-дискуссий, «деловых игр», «мозговой  атаки», «круглых столов» и применения других активных методов, стимулирующих  собственные самостоятельные мыслительные и практические действия студентов.

Лекции и различные  формы практических занятий с  применением названных активных методов должны обеспечить творческое усвоение теоретических и практических проблем возрастной и педагогической психологии всеми студентами — будущими педагогами.

Социальная психология

В методике преподавания социальной психологии не может не учитываться относительная молодость  этой науки. Часто могут встречаться различия в объяснении некоторых социально-психологиеских явлений. Обнаружив такое разномыслие, студенты должны постараться внимательно сопоставить каждое мнение одно с другим, попытаться понять аргументы и принять решение, выработать свой собственный взгляд на проблему. Преподавателю, в свою очередь, стоит перечислить имеющиеся в научной литературе разные точки зрения со своими комментариями, что станет для студента ключом для серьезной и увлекательной работы по анализу проблемы.

В учебных заданиях студенту будут даны и такие задачи, для решения которых нужно разобраться в нескольких точках зрения на одну и ту же проблему. В методическом плане будет целесообразным экскурс в историю науки, что положительно скажется на мотивации учебной деятельности студентов и будет способствовать сознательному отношению к изучению науки.

Медицинская психология

Медицинская психология олицетворяет связь психологии с  медициной, особенно с такими ее областями, как психиатрия, неврология, нейрохирургия.

Предметом медицинской  психологии как прикладной отрасли  психологической науки можно  считать психологические воздействия, оказывающие травмирующее или исцеляющее влияние на человека, т. е. психотравмирующие  и психотерапевтические факторы.

Основными разделами  медицинской психологии являются: психотерапия, психофармакология, психопрофилактика, психокоррекция, психогигиена, а также психотоксикология.

Юридическая (правовая) психология

Юридическая психология — наука, изучающая явления и  закономерности психической жизни  людей, связанные с применением  правовых норм и участием в правовой деятельности

При изучении этого предмета основное внимание студенты должны уделять психологическому анализу различных ситуаций, реально складывающихся в процессе правоприменительной деятельности. Этим он подготовит себя к выполнению функций консультанта или эксперта, оказывающего психологическую помощь блюстителям закона при следственных действиях, в оперативно-розыскной работе, в деятельности по охране общественного порядка, в судебном разбирательстве и т. д.

Главное для психолога, выступающего в роли консультанта или эксперта по психологическому объяснению поведения, действий и деятельности людей, подвергающихся правовому разбирательству, — это знание психологической структуры деятельности юриста, выполняющего разные профессиональные функции.

Итак, студентам-психологам предлагается проанализировать приводимые ниже правовые ситуационные задачи, представляющие модели реальных ситуаций (умышленные и неумышленные противоправные действия, казусы, неосторожные действия, нанесение  вреда под воздействием непреодолимой  силы и т. д.), а также ситуации, где требуется психологическая  оценка неверного толкования правовой нормы и совершения из-за этого  противоправного действия или нанесения  вреда, влекущего за собой привлечение  к уголовной или административной ответственности. Все ситуации в задачах относятся к категории случаев, подпадающих под те или иные нормы права (статьи закона), по которым предусмотрено наказание или оправдание, так что студент должен быть уверен, что все действия с правовой точки зрения соответствует закону, хотя по существу могут иногда с морально-этической стороны показаться несправедливыми или просто вредными (как, например, в случае применения оружия со смертельным исходом в задаче № 2). Такую оговорку мы здесь делаем для того, чтобы показать: от психолога требуется знание не юридической (соответствует или не соответствует закону), а только психологической стороны явления, так как конкретную статью закона ему подскажут (ему ее знать необязательно, хотя и небесполезно).

Заключение

На сегодняшний день круг лиц, слушающих учебные курсы по психологическим дисциплинам, довольно широк: среди них не только студенты-психологи и будущие учителя, но и слушатели специальных курсов и факультетов повышения квалификации, руководители, учащиеся старших классов средней школы. Следовательно, можно прогнозировать возрастание потребности и в знаниях по методике преподавания психологии. Но в то же время уровень разработанности методики преподавания как психологии далек от совершенства. Обращает на себя внимание слабое или недостаточное использование в методике преподавания психологии открытых в психологической науке закономерностей, существующих подходов.

Поэтому, для повышения качества профессиональной подготовки педагогов-психологов необходимо продолжать совершенствовать методики преподавания содержания и структуры теоретической и практической подготовки в период обучения в вузе.  

 

http://gstudy.ru/45.shtml


Информация о работе Преподавание психологии как науки теоретической и прикладной