Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:42, контрольная работа
Изучение студентами любой науки подчинено одной цели — научиться подходить к жизненным явлениям, к практическим задачам с научных позиций, т. е. со знанием дела, изученного всесторонне. Применительно к психологии это означает, что студенту ее нужно изучать с целью получения научной ориентировки в психологии человека,, чтобы понимать и объяснять особенности ее проявлений в действиях, поступках, поведении реальных людей, и на этой основе научиться правильно взаимодействовать с ними в повседневной практике.
Тема 7. Преподавание психологии как
науки теоретической и
Введение
Изучение студентами любой
науки подчинено одной цели —
научиться подходить к
Ставя перед собой цель преподавания тех или иных тем и разделов, необходимо учитывать особенности различных отраслей науки.
Так, теоретическую (общую) психологию
принято называть объяснительной, а
прикладную психологию — практическим
приложением этой теории к различным
сторонам живой действительности: к
фактам, событиям и явлениям психики.
Однако прикладная психология тоже объясняет,
но конкретные факты реальной психической
жизни; социальная психология — явления
общественной жизни, факты группового
поведения; инженерная психология —
особенности взаимодействия человека
с техникой; педагогическая психология
— факты, связанные с условиями
эффективности обучения и воспитания;
медицинская психология — психологические
причины улучшения или
И теоретическая и прикладная психолоия требуют особого подхода в преподавании. Эти особенности мы и рассмотрим в данной работе.
Литература:
бадмаев б.ц. методика преподавания психологии
История психологии — отрасль психологической науки, объясняющая современное состояние психологии на основе ее ретроспективного анализа.
Особенности истории психологии как науки теоретической, являющейся одновременно и исторической, и психологической, требуют от преподавателя и особого методического подхода к ее преподаванию. Существенное значение имеет последовательность преподавания двух теоретических дисциплин — общей психологии и истории психологии. Иногда история преподается раньше, иногда наоборот, а нередко они идут параллельно.
Если в лекциях по истории психологии излагаются взгляды, которые потом были преодолены как ошибочные, но современных взглядов на эти проблемы студенты еще не знают, то тогда у них возникают трудности в адекватном понимании логики исторического процесса развития науки. Если история изучается после общей психологии или хотя бы параллельно с ней, то данная трудность в значительной мере снимается. Для лучшего понимания исторической логики развития психологической мысли студенту постоянно нужно обращаться к современным теориям общей психологии, понять причины несостоятельности тех или иных теорий, взглядов, концепций, которых придерживались психологи прошлого.
Лекции должны читаться в стиле проблемного изложения, в рассуждающей манере. Нужно стремиться превратить в разговор о современности на основе ретроспективного анализа пройденного ею пути, приведшего к нынешнему ее состоянию.
Самостоятельные работы и семинарского занятия лучше всего организовывать с помощью серии проблемных вопросов (учебных задач), четко и однозначно ориентирующих студентов в содержании и логике учебного материала, изложенного в лекциях и рекомендованной литературе.
В лекциях необходимо в сжатой форме и строго логично изложить основные вехи и этапы в истории психологии. Важно, чтобы студент разглядел за хронологией событий не только и не столько связь времен, сколько движение научной мысли, подчиненной определенной логике и запросам общественной практики.Содержание лекции нужно стремиться скомпоновать так ,чтобы показать каждое значительное событие в науке, приведшее когда-то к принципиально новому выводу в связи с современными взглядами на данную проблему.
Общая психология
Основной целью преподавания данного предмета является усвоение студентами общих закономерностей функционирования психики. Знание общепсихологической теории должно лечь в основу изучения ими конкретных прикладных отраслей психологии, в частности возрастной, педагогической, социальной и др.
При чтении лекций и организации самостоятельной работы с литературой нужно каждое новое для студента научное положение не только соотносить с наблюдаемыми в жизни психологическими явлениями, но и сравнивать с тем, как они объяснялись ранее и какое объяснение получили в современной общей психологии.
Тематику лекций
целесообразно компоновать
На семинарских, практических и лабораторных занятиях должны отрабатываться те вопросы, которые лектор запланировал. Но при этом в отличие от лекций, носящих теоретический характер, они нацеливают на формирование у студентов умения использовать теоретические знания на практике для исследования и преобразования психологических фактов и тем самым научить их психологически грамотно ориентироваться в практических ситуациях.
Студенту необходимо четкое представление о предмете изучаемой науки. А что касается психологии, то ее предмет, как видно по разнообразию точек зрения на него, не является четко определенным и общепризнанным. В этом и сложность для преподавателя: с одной стороны, ему нужно сформировать у студентов ясное понимание предмета науки, а с другой — этого нет и в самой научной среде.
Методические особенности преподавания прикладной психологии
Возрастная и педагогическая психология
Эти две прикладные отрасли психологии, если их рассматривать вместе как единую учебную дисциплину, представляет собой применение общепсихологической теории для объяснения возрастного развития в детские годы и психологических условий эффективности обучения и воспитания человека. Их изучение этих наук имеет практическое значение для студентов любой профессиональной ориентации, учителей и родителей, любого взрослого человека.
Эти две отрасли психологии могут представлять один или два самостоятельных учебных предмета.
Если ведется
ее преподавание как единой учебной
дисциплины с возрастной психологией,
то методика строится на показе взаимосвязи
процесса обучения и воспитания с
процессом развития психики. Тогда
развитие психики в детских возрастах
будет преподнесено как психологическая
основа организации учебной
Если преподавание ведется раздельно, то возрастная психология будет излагаться как наука о возрастном развитии психики не только в детстве, но и в юношеском, молодом, зрелом возрасте, в старости и позже.
В методике преподавания возрастной и педагогической важно подчеркнуть, что если педагогика отвечает на вопросы «как обучать» и «как воспитывать», то психология, опираясь на закономерности психического развития человека, объясняет, «почему обучать и воспитывать нужно именно так», т. е. научно обосновывает приемы и методы педагогики, которые накоплены в эмпирическом опыте поколений.
Так как мы имеем
дело с прикладными науками, то серьезное
внимание должно быть уделено методам
и приемам практического
Лекции и различные формы практических занятий с применением названных активных методов должны обеспечить творческое усвоение теоретических и практических проблем возрастной и педагогической психологии всеми студентами — будущими педагогами.
Социальная психология
В методике преподавания
социальной психологии не может не
учитываться относительная
В учебных заданиях студенту будут даны и такие задачи, для решения которых нужно разобраться в нескольких точках зрения на одну и ту же проблему. В методическом плане будет целесообразным экскурс в историю науки, что положительно скажется на мотивации учебной деятельности студентов и будет способствовать сознательному отношению к изучению науки.
Медицинская психология
Медицинская психология олицетворяет связь психологии с медициной, особенно с такими ее областями, как психиатрия, неврология, нейрохирургия.
Предметом медицинской
психологии как прикладной отрасли
психологической науки можно
считать психологические
Основными разделами медицинской психологии являются: психотерапия, психофармакология, психопрофилактика, психокоррекция, психогигиена, а также психотоксикология.
Юридическая (правовая) психология
Юридическая психология — наука, изучающая явления и закономерности психической жизни людей, связанные с применением правовых норм и участием в правовой деятельности
При изучении этого предмета основное внимание студенты должны уделять психологическому анализу различных ситуаций, реально складывающихся в процессе правоприменительной деятельности. Этим он подготовит себя к выполнению функций консультанта или эксперта, оказывающего психологическую помощь блюстителям закона при следственных действиях, в оперативно-розыскной работе, в деятельности по охране общественного порядка, в судебном разбирательстве и т. д.
Главное для психолога, выступающего в роли консультанта или эксперта по психологическому объяснению поведения, действий и деятельности людей, подвергающихся правовому разбирательству, — это знание психологической структуры деятельности юриста, выполняющего разные профессиональные функции.
Итак, студентам-психологам
предлагается проанализировать приводимые
ниже правовые ситуационные задачи, представляющие
модели реальных ситуаций (умышленные
и неумышленные противоправные действия,
казусы, неосторожные действия, нанесение
вреда под воздействием непреодолимой
силы и т. д.), а также ситуации,
где требуется психологическая
оценка неверного толкования правовой
нормы и совершения из-за этого
противоправного действия или нанесения
вреда, влекущего за собой привлечение
к уголовной или
Заключение
На сегодняшний день круг лиц, слушающих учебные курсы по психологическим дисциплинам, довольно широк: среди них не только студенты-психологи и будущие учителя, но и слушатели специальных курсов и факультетов повышения квалификации, руководители, учащиеся старших классов средней школы. Следовательно, можно прогнозировать возрастание потребности и в знаниях по методике преподавания психологии. Но в то же время уровень разработанности методики преподавания как психологии далек от совершенства. Обращает на себя внимание слабое или недостаточное использование в методике преподавания психологии открытых в психологической науке закономерностей, существующих подходов.
Поэтому, для повышения качества профессиональной подготовки педагогов-психологов необходимо продолжать совершенствовать методики преподавания содержания и структуры теоретической и практической подготовки в период обучения в вузе.
http://gstudy.ru/45.shtml
Информация о работе Преподавание психологии как науки теоретической и прикладной